РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
статья по русскому языку (9 класс) по теме
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Архипова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Саратова» (МОУ «СОШ №52»)
Без уроков развития речи учеба потеряла бы всю свою прелесть. Творческие работы школьников развивают навыки грамотной письменной речи, воспитывают, формируют взгляды, вкусы, дают возможность высказаться о том, что особенно волнует. Но писать – дело трудное, требующее умений, навыков, любви к слову, терпения. Школа должна готовить будущих студентов, чьи работы должны впоследствии отличаться правильным словоупотреблением, умением выделять главное, связно, грамотно и кратко изложить факты, будь то отчет, диплом или курсовая работа. Не секрет, что это для многих школьников очень сложно осуществить без дублирования. В этом смысле претензии к нам, учителям – словесникам, серьезные. Одна из главных причин – обучать сочинению в школе всерьез мы начинаем с 8 класса. Обучение сочинению – это одна из сложных форм деятельности ученика, требующая опыта молодого автора. Надо признать, что не случайно при сдаче ГИА и ЕГЭ (11 класс) по русскому языку одной из частей работы является сочинение. Жизнь требует, чтобы молодые люди к 16 годам умели свободно излагать свои мысли, а не пересказывать текст. Уроков русского языка по развитию речи недостаточно. Это обстоятельство подталкивает искать новые подходы в обучении, в углублении знаний, в развитии творческих способностей ребят, их мыслительной деятельности. Особенно интересна работа с учащимися старших классов, одаренными, желающими самостоятельно работать над сочинением. Работа предполагает совместную деятельность учителя и учеников. С этой целью можно использовать часы аудиторной или внеаудиторной занятости. Учитель учит ученика овладевать определенными действиями, приемами работы, различными способами изложения мысли. Для этого родилась форма работы – создание молодежного информационного центра «Юный журналист» («Пульс планеты»). МЫ знаем, что за последние годы многие учителя ввели в практику работы типа очерка – проблемного, портретного, путевого. Но, не освоив простейших жанров, учащиеся с трудом овладеют очерком. Поэтому целью создания центра является умение овладеть теоретическими и практическими журналистскими жанрами. Это свежая струя в работе со школьниками по обучению сочинению. Школьники с интересом начинают писать свои работы, так как знают, что лучшие будут помещены в школьную газету или будут размещены в блоге школьного сайта. Занятия начинаем с того, что знакомим учащихся с программой обучения творческим сочинениям типа газетных жанров. Это очень важно, так как следует увлечь ребят перспективой овладением полезным в жизни мастерством журналистики. С другой стороны, ребята должны представить, что на пути к цели их ждут трудности. Обучение лучше всего строить по плану: заметка, репортаж, отчет, интервью, корреспонденция, статья, рецензия, очерк. Часы распределяем в зависимости от их количества, можно освоить программу за год, можно углублять ее потом в течение двух - трех лет. Начинаем работу над сочинениями типа заметки. Определение жанра ученики записывают в тетради. Потом собирают материал, зная, что заметка отличается информационным характером. Заметка должна иметь яркий заголовок . Юные журналисты немало трудятся, пока не освоят методику работу с этим жанром. Учитель правит ученические сочинения и обязательно комментирует исправления. Следующий этап - жанр репортажа. Предлагается множество тем: «Школе – 50»; «Нет – курению»; «Мы победим!». Лучший репортаж можно передать по школьному радио. Наиболее интересным и сложным является интервью. Оно бывает трех видов: интервью - рассказ, интервью – беседа, интервью с зарисовкой. На практике все эти виды смешиваются. Учитель обучает детей теории, а потом школьники берут интервью у работников школы. Впоследствии ребята четко определяют тему беседы, отбирают вопросы, ведут свои записи, оформляют интервью. Так, с большим интересом ребята берут интервью на темы: «Современное образование», «Вредные привычки», «Ты в коллективе». Так, постепенно ребята, освоив теорию, практику журналистских жанров, начинают писать очерки на 400 – 500 слов. Работы обсуждаются, лучшие отправляют на областные конкурсы. Так, очерк «Учитель» был выставлен ученицей 8 класса на сайте Института усовершенствования квалификации работников образования и науки. Самостоятельность девочки была отмечена сертификатом участника. Ученик 9 класса начал писать свои рассказы, в районном литературном конкурсе его фантастический рассказ «Посланник» занимает 3 почетное место. В итоге все ученики, потрудившиеся в информационном центре, отрабатывают следующие умения:
1. умение вдумываться в тему, осмысливать ее границы. Ученик понимает, к чему обязывает его каждое слово темы(широкая тема или узкая). Также важен отбор фактов, которые отвечают теме;
2. умение подчинять свое сочинения главной мысли;
3. умение собирать материал для сочинения;
4. систематизация материала, последовательность его подачи;
5. умение строить сочинения определенного жанра;
6. умение грамотно выражать свои мысли;
7. умение переделывать, редактировать написанное.
Нельзя всему сразу научить школьников. Постепенно нужно переходить от умения к умению. При этом учитель сумеет осуществить всю программу. А языковые умения отрабатываются на уроках грамматики. Постепенно ученики овладеют и орфографией, и пунктуацией. Обучение позволит углубить понимание литературы, будет обогащен лексикон. Ученики с удовольствием будут читать газеты и журналы. Когда - нибудь с благодарностью они вспомнят занятия в центре «Юный журналист». А для учителя это будет лучшей наградой.
Литература
1. А.М. Гринина-Земскова «Сочинениям надо учить», Волгоград, 1970г.
2. Т.А. Ладыженская «Система обучения сочинениям», М; «Просвещение», 1967г.
3. В.А. Никольский «Сочинения в средней школе», М; Учпедгиз, 1960г.
4. М.А. Рыбникова «Избранные труды», АПН РСФСР, М; 1958г.
5. С.А. Павлова «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку», Москва, «Просвещение», 2009г.
Развитие речи учащихся во внеурочное время. – Сборник «Компетентносный подход в обучении…» - Энгельс: филиал СГТУ г.Энгельс - Апрель 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления учащихся во внеурочное время.
Проблему развития логического мышления можно хотя бы отчасти решить на внеклассных занятиях по математике. Внеклассная работа даёт возможность организовать решение интересных и более трудн...
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время
Выступление на педагогическом совете...
Творческое развитие учащихся во внеурочное время
В статье показано в виде схем возможности творческого развития учеников школ....
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время
В статье рассматриваются приемы развития творческих способностей обучающихся во внеурочное время на примере работы школьного клуба любителей французского языка "ГАВРОШ"....
Устная речь учащихся: от диалога к монологу. Развитие речи учащихся как одна из образовательных задач учителя географии.
Не секрет, что сегодня дети все меньше и меньше читают. Им все сложнее выражить свои мысли. Поэтому развитие речи учащихся является одной из образовательных задач учителя....
«Образовательное событие в школе как способ развития ИКТ – компетенций учащихся во внеурочное время»
Образовательное событие трактуется как совместная деятельность или совместное бытие, которое переживают воспитанники при открытии чего-то важного для детского коллектива и для каждого у...