«Образовательное событие в школе как способ развития ИКТ – компетенций учащихся во внеурочное время»
статья по физике

Дурных Виктория Викторовна

Образовательное событие трактуется как совместная деятельность или совместное бытие, которое переживают воспитанники при открытии чего-то важного для детского коллектива и для каждого участника лично. В ходе образовательного события дети получают возможность применить базовые знаний к своим собственным незнаниям и рождать новые знания в активной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnoe_sobytie_v_shkole_kak_sposob_razvitiya_ikt.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Образовательное событие в школе как способ развития ИКТ – компетенций учащихся во внеурочное время»

«Не для школы, а для жизни мы учимся».

Римский философ и поэт Сенека

Актуальность этих слов трудно оспорить. Современному обществу нужны молодые креативно мыслящие люди, способные самостоятельно получать информацию, анализировать ее и принимать важные решения. В связи с этим, перед школой стоит задача не только дать обучающимся большой объем знаний, научив их учиться, но и, самое главное, вооружить арсеналом универсальных средств, которые позволят успешно решать проблемы, встречающиеся в повседневной жизни каждого человека. Поэтому одним из главных направлений в работе учителя является формирование у обучающихся ИКТ - компетенций, не только на уроках, но и во внеурочное время.

Это подталкивает учителя на поиск новых форм работы с учащимися, т.к. трудно достичь результатов, которые обозначили стандарты второго поколения, используя в школе традиционные методы. Давно уже назрело – кардинально изменить подход к внеурочным занятиям.

Главное предназначение школы – качественное образование. Важным моментом качественного преобразования педагогического процесса может стать переориентирование деятельности учителя с мероприятийного подхода на событийный, характеризующийся наличием ярких, эмоционально насыщенных, лично и общественно значимых дел, где событие – это «ценностно-ориентированная встреча, длящаяся в объективной реальности или в сознании».

В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие.

Образовательное событие трактуется как совместная деятельность или совместное бытие, которое переживают воспитанники при открытии чего-то важного для детского коллектива и для каждого участника лично. В ходе образовательного события дети получают возможность применить базовые знаний к своим собственным незнаниям и рождать новые знания в активной деятельности.

Знания должны применяться в ситуациях, мотивирующих на обучение, а рожденные новые знания должны быстро применяться для получения еще более новых — это и есть философия метапредметных результатов.

Образовательные события должны иметь взрывной или прорывной характер, т. е. открывать новые границы для ребенка, он должен испытывать большой эмоциональный выброс. Это открытие для ребенка, которое происходит на границе разрыва его знания и незнания.

В организации образовательного события есть ряд принципиальных моментов:

  • Поставленная перед ребенком задача должна быть не только практико-ориентированной, но и креативной: сделать то, чего еще никто не делал!
  • Каждый участник не только создает продукт, но и проводит его презентацию.
  • Конкурсный режим (он обязателен) предполагает не только открытые критерии оценивания, но и несколько тактов позиционной экспертизы (с позиций ребенка, родителя, педагога…)
  • Группы участников – смешанные (разные классы, разные возрасты), а рейтинг – не только групповой, но и индивидуальный.
  • По всем способам деятельности проводится тьюторское сопровождение, и с завершением события оно не только не заканчивается, а продолжается - рефлексией, организацией общения участников, встраиванием их в дальнейшие образовательные программы.

Наше образовательное учреждение решило отойти от старых форм организации внеурочной деятельности – мероприятий, к новым, ярким, эмоциональным – образовательным событиям. В нашей школе было организовано и проведено два образовательных события: «Читающая школа», «Информационный бум»

Образовательное событие, которое я хочу представить вашему вниманию, построено таким образом, чтобы ребенок получил возможность развивать свои ИКТ – компетенции, учился получать информацию из различных источников в ходе игры, которая имеет патриотическое направление.

Образовательное событие в рамках проекта «Взятие вершины!»

в 1-11 классах.

Все мероприятия в этот день объединяются общей темой.

Подготовительный этап (2 недели)

  • Определение темы, цели, задач образовательного события.
  • Планирование образовательного события.
  • Составление планов мини-проектов по группам.
  • Подготовительная работа в группах с участниками события.

Цель и задачи образовательного события «Взятие вершины!»

В целях активизации познавательной деятельности обучающихся данное событие направлено на развитие предметных, метапредметных и личностных результатов.

Задачи события:

  • Организация деятельности в разновозрастных группах
  • Формирование ИКТ-компетенций учащихся во внеурочной деятельности.
  • Интеграция урочной и внеурочной деятельности.
  • Освоение проектной деятельности.

План проведения:

  • Линейка - приветствие.
  • Работа в группах.
  • Фронтовой обед
  • Отчет каждой группы перед Генеральным штабом. (Рефлексия).
  • Линейка – подведение итогов (награждение)

Цель и задачи, поставленные перед участниками проекта.

Цель: Прочувствовать и осознать роль каждого советского человека в приближении победы во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Активное участие в группах.
  • Проследить взаимосвязь учебных предметов.
  • Оказание взаимопомощи внутри группы.
  • Продукт проекта фильм «Взятие вершины!»

Обоснование интегративных возможностей образовательного события

  • 1. В ходе реализации образовательного события используется технология проектного обучения.
  • 2. Образовательное событие способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.
  • 3. Образовательное событие формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.
  • 4. Образовательное событие позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.
  • 5. Образовательное событие способствуют повышению мотивации учителя к педагогической деятельности, а ученика к обучению.
  • 6. Образовательное событие развивает творческое отношение к собственной деятельности, даёт возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.
  • 7. Образовательное событие способствуют успешной социализации личности.

Что является мерилом «событийности»?

  • Важно: если это действительно образовательное событие, то формально оно закончилось, а в голове остается очень долго.
  • Важно: если из ста человек хотя бы тридцать получили какие-то смыслы («разрывы идентичности»), то это «мероприятие» можно назвать образовательным событием.
  • Важно: нельзя повторить событие (если какое-то событие было как событие – его повторить нельзя), но можно повторить переживание».

Организация и проведение образовательных событий обеспечивает:

  • расширение предметного содержания;
  • мотивацию на учебную деятельность;
  • создание условий для самореализации учащихся и для презентации продуктов их проектной и творческой деятельности;
  • развитие организаторских способностей через привлечение учащихся к различным формам деятельности;
  • развитие коммуникативных навыков через работу в разновозрастных группах;
  • воспитание уважительного отношения к традициям.

2. Основной этап

#1051;инейка – приветствие.

#1050;омандообразование (группы смешанные 1 – 9 кл)

#1055;рохождение этапов группами (4):

  • Курс молодого бойца
  • Агент 007
  • Игра ума
  • Рассмотри-запомни, восстанови.
  • Друг в беде не бросит.

Образовательное событие «Курс молодого бойца».

ИДЕЯ:

Участникам команды предлагается принять участие в эстафете, тематически связанной с военной тематикой в шуточной форме. Выполнив задание, учащиеся получают ключевое слово к прохождению следующего этапа.

ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ: состязание и коммуникация

ФОРМА: интеллектуально – командная игра

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: вторая половина дня

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 15-25 мин.

РЕФЛЕКСИЯ: эмоциональная (для детей), экспресс-опрос участников (школьников).

Образовательное событие: «Агент 007»

ИДЕЯ:

После завершения первого и второго тура каждой команде выдается зашифрованное слово. Командам необходимо выполнить задание, тематически, связанные с патриотизмом. Ответив на вопросы или угадав ребусы, команда получает подсказки.

В заданиях прослеживается оптимальное сочетание простого и сложного, знакомого и незнакомого. Предполагается использование ИКТ. Выполнив задание учащимся необходимо выбрать ответ, который находится на дверях кабинетов. Войдя в выбранный кабинет, команда удостоверяется в правильном его выполнении.

ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ: состязание и коммуникация

ФОРМА: интеллектуально – командная игра

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: вторая половина дня

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 5-10 мин. 2 этапа

РЕФЛЕКСИЯ: экспресс-опрос участников (школьников), о чем хотелось бы почитать (на основе содержания выполненных заданий)

Образовательное событие: «Игра ума»

ИДЕЯ:

Каждая команда будет составлять слова из 4-7 букв. Для этого каждому участнику выдается табличка (листок или картон А4), с каждой стороны которой написано по букве. Для составления слов берутся 4 пары букв, при этом нужно быть внимательным, чтобы только 1 буква из каждой пары участвовала в создании слова (так как табличка с буквами может быть развернута только одной стороной). Слова составляются для четырех команд по отдельности из разных пар букв. Игроки первой команды берут в руки таблички с буквами и выстраиваются в ряд. Ведущий начинает зачитывать вопросы (определения слов на военно-патриотическую тематику) и игроки на скорость меняются местами так, чтобы из букв получить слово-ответ. При этом меняться табличками между собой нельзя, можно их переворачивать разными сторонами. Задание выполняется на время, когда все слова будут разгаданы - нужно зафиксировать общее время. Ведь вторая, третья, четвертая команды попытается побить этот рекорд, разгадав такое количество других слов.

В заданиях прослеживается оптимальное сочетание простого и сложного, знакомого и незнакомого. Предполагается использование ИКТ.

ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ: состязание и коммуникация

ФОРМА: интеллектуально – командная игра

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: вторая половина дня

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 30 мин.

РЕФЛЕКСИЯ: эмоциональная, экспресс-опрос участников (школьников).

Образовательное событие: «Рассмотри - запомни – восстанови»

ИДЕЯ:

Командам даётся время рассмотреть картину и блеснуть объёмом своей зрительной памяти (иллюстрация мультфильма, кинофильма или известного художника).

Учащиеся должны запомнить детали. Затем ведущий задаёт вопросы по содержанию картины. За правильный ответ учащиеся получают кусочек от печатного варианта картины. Каждая команда собирает свою картину. У кого получилось целая картинка, тот и выиграл.

ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ: состязание и коммуникация.

ФОРМА: событие - игра.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 2-3 минуты на запоминание, 5-10 минут ответы на вопросы, 2-3 минуты собрать картину, склеить.

РЕФЛЕКСИЯ: эмоциональная

Образовательное событие: «Друг в беде не бросит»

ИДЕЯ:

Формирование знаний по оказанию первой медицинской помощи при различных видах травм, умений различить виды ран, кровотечений, обрабатывать раны, накладывать повязки, жгут, а также развивать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях. Кроме того, воспитывать культуру безопасности жизнедеятельности у учащихся.

ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ: состязание и коммуникация

ФОРМА: практико-ориентировная – командная игра

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: первая половина дня

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ: 20 мин.

РЕФЛЕКСИЯ: экспресс-опрос участников (школьников).

Этап 2. Собственно образовательное событие

Участникам предстояло взять вершину. На каждом этапе, после выполнения заданий - ребята в конверте получали ключевое слово и флажок. Девочки старшеклассницы – тьютеры, отмечали на плакате все этапы восхождения к вершине. После взятия вершины, каждая команда собирает из ключевых слов – пословицу.

Этап 3 Фронтовой обед

Ребят ожидал сюрприз – горячая гречневая каша с тушенкой и сладкий чай – настоящий фронтовой обед. После прохождения всех испытаний, это было для них подарком.

Этап 3. Рефлексия

день закончился й рефлексией. Учащимся было предложено выразить свое отношение к событию в письменной форме.

Полученные результаты оформили в виде небольшой книжки.

Можно сделать следующие выводы:

  • событие состоялось;
  • цель была достигнута;
  • день прошёл в едином образовательном пространстве;
  • технология организации образовательного события подтвердила свое право на существование.

В заключение отметим, что это стало возможным благодаря желанию искать и находить новые формы работы, инициативе и творческой мысли, благодаря сотрудничеству и содружеству педагогов, учащихся и их родителей.

Преимущества этого метода очевидны и, поэтому, отвечая на вопрос, нужны ли образовательные события в нашей школе и будем ли мы продолжать работу в этом направлении, мы говорим однозначно «да», потому что

  • есть гарантия в получении новых знаний, не предусмотренных программой;
  • приобретается опыт совместной деятельности учащихся и педагогов;
  • это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса;
  • ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций;
  • ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии;
  • каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе.

И, наконец, образовательные события способствуют воспитанию уважительного отношения к истории страны и культурным традициям.
Таким образом, образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать внеклассную работу.

Литература:

  • Иванова Елена Николаевна Образовательное событие как тьютерская технология индивидуализации образовательного процесса //

http:// ;view=article&id=247:2011-01-07-20-16-19&catid=50:methodkop&Itemid=69

  • Эльконин Б.Д. Психология развития //
  • # Титул

Литература:

  1. Е. Г. Ушакова, и др. Метапредметы в «Развивающем обучении». Методическая разработка. — Новосибирск.: 2002–2003 год;
  2. Б. Д. Эльконин. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). — М.: Тривола. 1994 г.-168 с., ил.;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа как способ развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках французского языка.» Тема урока: «Мой друг»

Урок-обобщение по теме: «Мой друг».Представляю урок французского языка для начальной школы "В рамках новых ФГОС".Второй год обучения французскому языку....

Развитие логического мышления учащихся во внеурочное время.

Проблему  развития логического мышления можно хотя бы отчасти решить на внеклассных занятиях по математике.  Внеклассная работа даёт возможность организовать решение интересных и более трудн...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

«Развитие социокультурной компетенции учащихся во внеурочной деятельности».

Обобщение опыта педагога. Выступление на  заседании городской группы профессионального общения учителей английского языка....

Статья "Общение с зарубежными сверстниками как способ развития коммуникативной компетенции учащихся в рамках Международного проекта Penfriends"

Статья опубликована в сборнике "Потенциал дополнительных общеобразовательных программ в развитии обучающихся в процессе внеурочной деятельности по предмету "Иностранный язык"...

Создание ситуативных видеороликов как способ развития коммуникативной компетенции учащихся на уроке английского языка.

Всем нам известно, что современные обр. стандарты требуют от нас учителей совершенно новую Педагогическую деятельность, нам надо учить иначе. В этих условиях каждый из нас пытается и постоянно ищет то...

Коммуникативные стимуляции как способ развития социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка.

Определение и разработка наиболее эффективных упражнений, основанных на  коммуникативных стимуляциях    для формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках английского ...