Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время
статья по теме
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
07.11.2013г.
«Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время»
Творчество – это человеческая потребность. Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности. Р. Ассаджиоли считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом её самораскрытия. Развитие творчества происходит под влиянием социальной среды, биологической природы человека, которая также влияет на процесс развития личности. И еще одним существенным фактором развития личности выступает воспитание. Без специально организованного и целенаправленного обучения и воспитания не смогут, например, развиться задатки. Для их превращения в способности необходимы соответствующим образом организованное обучение. В отличие от обучения и воспитания влияние среды носит больше стихийный и неорганизованный характер и само по себе влияние среды не может обеспечить решение задач, связанных с формированием личности и ее подготовкой к жизни, а особенно профессиональной деятельности.
Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность".
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.
Развитие творческой личности на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомление учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к искусству.
Главная особенность творческой личности - это потребность в творчестве, которая становиться жизненной необходимостью.
Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для изучения интересов и увлечений учащихся проводятся разнообразные педагогические диагностики: метод наблюдения, беседу, опрос, анкетирование, графически-рисуночные тесты, мини-сочинения.
На протяжении обучения ребенка школе осуществляются диагностики, позволяющие проследить за качественными изменениями:
уровня воспитанности;
самооценки ученика;
уровня самостоятельности;
характера межличностных отношений;
особенности личности ученика;
Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме, можно считать, что одним из важных факторов развития творческих способностей выступает воспитание и самовоспитание. Самовоспитание помогает учащемуся справиться с собственной ленью, побороть дурные привычки, относиться к себе и своему творчеству критично, что в большей степени обуславливает уровень профессионализма в той или иной творческой деятельности, т.е. критично относясь к своей деятельности человек, видит, где ему стоит «поднажать», а где и «попустить», или выбрать другой путь для своей творческой деятельности.
Взаимодействие педагога с учащимся по организации процесса самовоспитания представляют собой собственно воспитательное воздействие.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в психике ребёнка процессы, научить его осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.
Развитие творчества должно быть приведено в определенную систему, где внеучебная деятельность играет не меньшую роль, чем учебная.
Для того чтобы развить творческие способности у учащегося, в нашей школе предусмотрена различная внеурочная деятельность, содержание которой группируется по следующим направлениям деятельности:
·общественная;
·художественно-эстетическая;
·спортивно-оздоровительная;
·духовно-нравственная и др.
Ставится цель - обнаружить способности и задатки, и, уже исходя, из них формировать свою неповторимую творческую личность, дойти до каждого учащегося, предоставить каждому возможность проявить себя в одной из сфер дополнительного образования.
В средних и старших ступенях развития самостоятельности и творчества учащихся продолжается в различных структурах. Формы деятельности учащихся разнообразны: кружки и секции, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы и т.д. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Необходимо активно привлекать родителей для участия в творческих делах. Выбирая любую форму деятельности, учащиеся остаются все время в среде, которая представляет для них опыт творчества, преодоления, достижения, самоутверждения и развития творческих способностей, которые были заложены с рождения.
С воспитательными технологиями сегодня связываются реальные возможности построения системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию развития. Это следующие технологии:
- информационные;
- игровые;
- технология уровневой дифференциации;
- технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой);
-технология коллективного творческого воспитания (по Иванову).
Для привлечения учащегося к той или иной внеурочной деятельности применяются следующие репродуктивные методы:
1.Метод стимулирования,
2.Метод соревнования,
3.Метод поощрения.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
А творческий учитель тот, кто:
- участвует в экспериментальной работе школы;
- участвует в творческих и профессиональных конкурсах;
- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
- уважает личность ученика;
- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления.
Важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста. А это зависит от каждодневного труда учителя, такта и душевной щедрости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/20/picture-69041.jpg)
"Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время"
С 2004 года в школе я веду детское творческое общество "Литературный альманах". Накоплен большой опыт, хочется поделиться! данный доклад был представлен на районных педчтениях....
Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время
В данной статье рассказывается о способах развития творчесих способностей учащихся в урочное и внеурочное время....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/14/picture-34040-1360790072.jpg)
«Развитие творческих способностей учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочное время».
Данная работа знакомит с простейшими элементами вокально- хорового обучения: даются понятия о звукообразовании и звуковедении. певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса. необходимом для пени...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/04/picture-223854-1517747570.jpg)
Интерактивное развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по английскому языку
Творческий подход при решении различных вопросов и ежедневно возникающих задач – вот основное требование современной жизни к человеку в любой её сфере. Чтобы максимально подготовить подраст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/29/picture-471665-1419836600.jpg)
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время
В статье рассматриваются приемы развития творческих способностей обучающихся во внеурочное время на примере работы школьного клуба любителей французского языка "ГАВРОШ"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/14/picture-1093044-1544794235.png)
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/07/picture-1124307-1551935354.jpg)
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности
Главная задача работы нашего кружка "Проба пера" – это развитие у детей потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды творчества. “Для всего, что су...