Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время
статья по теме
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_noyabr2013.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
07.11.2013г.
«Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время»
Творчество – это человеческая потребность. Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». А. Адлер считал творчество способом компенсации комплекса неполноценности. Р. Ассаджиоли считал творчество процессом восхождения личности к «идеальному Я», способом её самораскрытия. Развитие творчества происходит под влиянием социальной среды, биологической природы человека, которая также влияет на процесс развития личности. И еще одним существенным фактором развития личности выступает воспитание. Без специально организованного и целенаправленного обучения и воспитания не смогут, например, развиться задатки. Для их превращения в способности необходимы соответствующим образом организованное обучение. В отличие от обучения и воспитания влияние среды носит больше стихийный и неорганизованный характер и само по себе влияние среды не может обеспечить решение задач, связанных с формированием личности и ее подготовкой к жизни, а особенно профессиональной деятельности.
Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.
По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность".
Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, разработки процессуального механизма реализации этого содержания, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого учащегося в различных видах деятельности.
Развитие творческой личности на более высоком уровне продолжается в средних и старших классах. В этих классах значительно расширяется диапазон ознакомление учащихся с различными видами и жанрами искусства, обогащается опыт сравнения и оценочных мнений об их художественно-эстетических достоинствах, что естественно, укрепляет их потребности и мотивы в приобщении к искусству.
Главная особенность творческой личности - это потребность в творчестве, которая становиться жизненной необходимостью.
Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для изучения интересов и увлечений учащихся проводятся разнообразные педагогические диагностики: метод наблюдения, беседу, опрос, анкетирование, графически-рисуночные тесты, мини-сочинения.
На протяжении обучения ребенка школе осуществляются диагностики, позволяющие проследить за качественными изменениями:
уровня воспитанности;
самооценки ученика;
уровня самостоятельности;
характера межличностных отношений;
особенности личности ученика;
Проанализировав научно-методическую литературу по проблеме, можно считать, что одним из важных факторов развития творческих способностей выступает воспитание и самовоспитание. Самовоспитание помогает учащемуся справиться с собственной ленью, побороть дурные привычки, относиться к себе и своему творчеству критично, что в большей степени обуславливает уровень профессионализма в той или иной творческой деятельности, т.е. критично относясь к своей деятельности человек, видит, где ему стоит «поднажать», а где и «попустить», или выбрать другой путь для своей творческой деятельности.
Взаимодействие педагога с учащимся по организации процесса самовоспитания представляют собой собственно воспитательное воздействие.
Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь личности осуществить самовоспитание: осознать происходящие в психике ребёнка процессы, научить его осознанно управлять ими, вызывать их мотивацию, ставить цели своего совершенствования.
Развитие творчества должно быть приведено в определенную систему, где внеучебная деятельность играет не меньшую роль, чем учебная.
Для того чтобы развить творческие способности у учащегося, в нашей школе предусмотрена различная внеурочная деятельность, содержание которой группируется по следующим направлениям деятельности:
·общественная;
·художественно-эстетическая;
·спортивно-оздоровительная;
·духовно-нравственная и др.
Ставится цель - обнаружить способности и задатки, и, уже исходя, из них формировать свою неповторимую творческую личность, дойти до каждого учащегося, предоставить каждому возможность проявить себя в одной из сфер дополнительного образования.
В средних и старших ступенях развития самостоятельности и творчества учащихся продолжается в различных структурах. Формы деятельности учащихся разнообразны: кружки и секции, работы исследовательского характера, смотры, конкурсы и т.д. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива. Необходимо активно привлекать родителей для участия в творческих делах. Выбирая любую форму деятельности, учащиеся остаются все время в среде, которая представляет для них опыт творчества, преодоления, достижения, самоутверждения и развития творческих способностей, которые были заложены с рождения.
С воспитательными технологиями сегодня связываются реальные возможности построения системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию развития. Это следующие технологии:
- информационные;
- игровые;
- технология уровневой дифференциации;
- технологии организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой);
-технология коллективного творческого воспитания (по Иванову).
Для привлечения учащегося к той или иной внеурочной деятельности применяются следующие репродуктивные методы:
1.Метод стимулирования,
2.Метод соревнования,
3.Метод поощрения.
Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.
А творческий учитель тот, кто:
- участвует в экспериментальной работе школы;
- участвует в творческих и профессиональных конкурсах;
- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
- уважает личность ученика;
- педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления.
Важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста. А это зависит от каждодневного труда учителя, такта и душевной щедрости. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей учащихся в урочное и во внеурочное время"
С 2004 года в школе я веду детское творческое общество "Литературный альманах". Накоплен большой опыт, хочется поделиться! данный доклад был представлен на районных педчтениях....
Развитие творческих способностей учащихся в урочное и внеурочное время
В данной статье рассказывается о способах развития творчесих способностей учащихся в урочное и внеурочное время....
«Развитие творческих способностей учащихся с помощью здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и во внеурочное время».
Данная работа знакомит с простейшими элементами вокально- хорового обучения: даются понятия о звукообразовании и звуковедении. певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса. необходимом для пени...
Интерактивное развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности по английскому языку
Творческий подход при решении различных вопросов и ежедневно возникающих задач – вот основное требование современной жизни к человеку в любой её сфере. Чтобы максимально подготовить подраст...
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время
В статье рассматриваются приемы развития творческих способностей обучающихся во внеурочное время на примере работы школьного клуба любителей французского языка "ГАВРОШ"....
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности...
Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности
Главная задача работы нашего кружка "Проба пера" – это развитие у детей потребности в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды творчества. “Для всего, что су...