Не с причастиями.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: НЕ с причастиями.
Тип урока: урок закрепления.
Цели:
- формирование навыка правильного написания НЕ с причастиями, подготовка к ГИА;
- развитие познавательного интереса, кругозора учащихся;
- воспитание любви к окружающему миру
Оборудование: карточки, мультимедийка, цветы и листики
- ОРГМОМЕНТ.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Я хочу, чтобы сегодняшний урок прошел как праздник. Давайте улыбнемся друг другу, сядем поудобнее и подарим себе успех.
Ребята, обратите внимание на предложение, записанное на доске
ЧЕЛОВЕК,(НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ,ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ..
*Объясните смысл этого предложения?
*В слове какой части речи нужно раскрыть скобки?
*Обладаем мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?
*Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие?
*Какой будет цель нашего сегодняшнего урока?
Откройте тетради ,запишите
ЧИСЛО
КЛАССНАЯ РАБОТА
НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ
Ребята, да, сегодня мы потренируемся в написании НЕ с причастиями и попробуем составить предложения и тексты с этими словами.
А самое главное мы узнаем необыкновенную историю удивительного цветка - хризантемы.
Но прежде всего, вспомним правило.
1
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
* Ребята, давайте попробуем восстановить в памяти написание не с
причастиями.
(1ученик рассказывает правило у доски, на которой начерчена таблица,
остальные слушают, рецензируют ответ, дополняют, сильные приводят свои примеры)
3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ
а)РАБОТА С ТЕКСТОМ.
- А теперь познакомимся с историей хризантемы.
(СЛАЙД)
Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, выполните задание:
1.Определите тему текста, придумайте заголовок.
2.Раскройте скобки.
3.Из предложений 1-3 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
4.Среди предложений 3-6 найдите с обособленным определением.
(1). Мало кого уже удивляет слово «хризантема». (2). В переводе с древнегреческого оно звучит как «золотой цветок». (3).В странах Востока с этим растением связывают и (не) знающую пределов радость, и (не) выразимую печаль, и (не) проходящую со временем скорбь.
(4).Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н.э. (не) имеющий жалости император узнал о существовании (не)описуемой красоты цветка, который рос на одном из неведомых островов. (5).Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить необыкно-венный эликсир, помогающий избавиться от (не) излечимых болезней и уйти от (не) минуемой смерти. (6).Но только искренний, (не) желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. (7).Триста девушек и юношей отправились за (не) распустившимся сокровищем. (8).Но (не)навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.
(9).На островах возникло новое государство – Япония. 10.На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.
Б).РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
*Нелегко было в те далекие времена добыть эликсир жизни. Но нам с вами зачастую требуется не меньше труда, чтобы правильно образовать причастия и употребить их в своей речи без ошибок.
2
1.Хризантема, (не) боящая, (не)боящаяся) заморозков, считается постоянным спутником осени.
(ошибка в образовании причастия – не боящаяся)
- Одна из высших японских наград, (не) утратящих, (не) утративших) своей ценности, называется орденом Хризантемы.
(ошибка в образовании причастия – не утративших)
ФИЗМИНУТКА
А сейчас, ребята, закройте глаза и представьте, что вы находитесь на поляне, где растут цветы. Нагните слева к цветам, поприветствуйте их. А теперь с правой стороны посмотрите на цветы. Вдохните их аромат, улыбнитесь и скажите: «Как прекрасен этот мир!»
Продолжаем работу.
в). ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
(работа в группах)
*Давайте продолжим подбирать причастия для описания хризантемы. Работаем в группах, на столах лежат задания, выполняем.
1группа
*Составьте словосочетания, объясните написание не со словами:
(Не)разбирающийся; (не)ухаживающий; (не)смотрящий; (не)отказавшийся; (не)пришедший
От цветов; на цветы; в цветах; с цветами; за цветами
2группа
*Составьте словосочетания с данными словами, чтобы НЕ была приставка
Распустившийся
Сорванный
Выращенный
Политый
Подаренный
3группа
*Составить словосочетания с данными словами, чтобы НЕ являлась частицей:
Распустившийся
Сорванный
Выращенный
Политый
Подаренный 3
Проверяем, делаем выводы
4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Итак, подведем итоги урока.
*Можем ли мы без ошибки написать то предложение, которое прозвучало в начале урока?
*Давайте обобщим материал сегодняшнего урока и сделаем вывод о написании не с причастиями.
*Что нового вы узнали на уроке?
5.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1)Повторите правило о слитном и раздельном написании Не со словами
разных частей речи
2)Упр.260 или
написать сочинение – миниатюру «Удивительное рядом».
6. ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
7. РЕФЛЕКСИЯ
* Ребята, вот наш урок подошел к концу.
На ваших столах лежат цветочки и листики. Если вам все понятно по теме и понравился урок, то выберите цветок и поставьте в вазу, а если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите листик и тоже поставьте в вазу. Наш букет готов. Его мы подарим классной маме. До свидания. Желаю успехов!
4
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Не с причастиями
( урок закрепления)
7 КЛАСС
Подготовила и провела
учитель русского языка
и литературы
Доценко Е.Л.
Сотниковское - 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"
Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....
ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.
· Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и причастий в словосочетании и предложении...
Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.
Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...
Морфологические признаки причастий. Признаки прилагательного у причастия.
Урок 19 - 7 класс...
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Урок 21 - 7 класс...
Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.
Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...
"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...