"Меткое русское слово"
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме

Молошникова Татьяна Игоревна

 

Конспект  итогового урока русского языка в 5 классе, возможно использование в 6 классе

В приложении к конспекту есть раздаточный материал к уроку.
Электронное сопровождение к уроку СМ. в разделе ПРЕЗЕНТАЦИИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metkoe_russkoe_slovo.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе

 

 ( возможно использование для обучающихся 5-6 классов)

Меткое русское слово

Учитель: Молошникова Т.И.

МОУ СОШ № 93

г. Волгограда

Содержание работы:

*Титульный лист

*Конспект

*Раздаточный материал для всех обучающихся (2 варианта)

*Раздаточный материал для 6-ти обучающихся (за несколько дней до урока)

Тема: «Меткое русское слово».

Цели:

- проверить и совершенствовать знания обучающихся по русскому языку; повысить общую языковую культуру.

- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение; развивать лингвистические способности детей,  интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

- создать условия для воспитания любви к родному языку; бережного отношения к родному слову.

 

                                                                       Ход урока:

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н.В. Гоголь

  • Тема сегодняшнего нашего урока «Меткое русское слово».  

Чтение эпиграфа.

  • Мысль великого украинского писателя продолжает Константин Георгиевич Паустовский. Он писал: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни”.

  • Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия и т. д., но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.

     Так, понятие о знатоке своего дела можно передать следующими словами: мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист, спец (разговорное слово).

     О верном друге можно сказать и словами: надёжный, преданный, постоянный, неизменный, готов в огонь и в воду и др.

  • А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия засмеяться.

      Попробуйте их назвать.

       

  • А вот  какие слова нашел и  использовал писатель  Лев Кассиль:

        «Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякал толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались рассыльные, усмехался сам хозяин отеля».

  • 9 слов, 9 различных оттенков и ни одного повторения.

       

  • Попробуйте и вы подобрать близкие по значению слова, их ещё называют синонимами,   к словам,  записанным  на ваших листах

 1 вариант                              Говорить   

2 вариант                                      Ходить

                                                                            Возможные ответы

излагать,  молвить, произносить, выговаривать, сказать,   рассуждать, трактовать, утверждать, твердить, повторять; разглагольствовать, распространяться, вдаваться в подробности, ораторствовать,  гласить, вещать, тараторить, лепетать, лопотать, бормотать (про себя), ворчать, шептать, мямлить, цедить сквозь  зубы; галдеть; ввертывать (вклеивать) слово

 

ступать, шагать, шествовать, грясти, брести, двигаться, подвигаться, гулять, разгуливать, прогуливаться, прохаживаться; тащиться, тянуться, плестись, ползти, ковылять, семенить, слоняться, шататься, шляться, шлепать, маршировать

  • Согласитесь  ли вы, что слово чудесное и волшебное орудий в руках человечества?

  1 ученик

Да, при помощи слов люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, давать советы, мириться, выражать радость, объясняться в любви.

  • Да, слово может быть добрым и нежным.

   2 ученик

А я не согласен, при помощи слов можно лгать, лицемерить, хитрить, ссориться, предавать, оскорблять. Слово может сделать людей врагами и даже вызвать войну.

  • Верно, слово может быть жестоким и грубым, резким и лживым.  Удивительно, но вы оба правы. Добрым или смертельным будет слово,  зависит    от человека.

Словом можно убить, словом можно спасти,        

Словом можно полки за собой повести… (Вадим Шефнер)

 Вот только обращаться со словом нужно умело, изучив все его особенности и секреты. Истинно культурным человеком может считать себя лишь тот, кто хорошо владеет родным языком, умеет грамотно говорить и писать, пользуется большим запасом слов. А в русском языке множество слов, и неслучайно балкарский поэт Максим Гетуев сравнивает его с бескрайним морем.

3 ученик

Спросят меня: что похоже на море?

-Русский язык,- не замедлю с ответом.

Он словно море, согреет зимою,

Свежесть подарит засушливым летом.

4 ученик

Русский язык – безграничное море!

В глуби морской я дождался улова,

Выловил ключ, открывающий радость,-

Этим ключом было русское слово…

  • Яркой и образной становиться наша речь, если мы  в ней уместно и грамотно используем сокровища народной мудрости- пословицы и поговорки.

      Какие вы знаете и можете назвать?

  • На ваших листах в задании 2 нужно собрать заблудившиеся пословицы.

Пулей попадёшь в одного,

Дело не медведь

 Ветер горы разрушает,  

К большому терпенью

Корень учения горек,

Говорил день до вечера,

а плод его сладок.

а слушать нечего.

 придет и уменье.  

в лес не уйдет.

а метким словом — в тысячу.  

слово народы поднимает.           

  • Прочитайте собранные пословицы и объясните их значение.

  • Образность и яркость придают нашей речи   устойчивые выражения, т.н. фразеологизмы.

О ком так говорят?  «Семь пятниц на неделе» - часто меняет свои решения

–«Фома неверующий» - трудно заставить поверить чему-либо;

«Тише воды, ниже травы» -  о кротком, безобидном, незаметном

«Готов сквозь землю провалиться» - о человеке, который чувствует большую неловкость

«Язык без костей»- об  очень болтливом

«Волосы дыбом становятся» - о человеке, который испытывает чувство сильного испуга, ужаса  

  • В следующем  задании  из 4 фразеологизмов выделить “лишний”, т. е. тот, который не соответствует общему значению остальных устойчивых выражений.

Задание 1 варианта

Хоть пруд пруди

Кот наплакал 

Тьма-тьмущая

Яблоку негде упасть

Задание 2 варианта

Во все лопатки  

Сломя голову

Черепашьим шагом

 В мгновенье ока

  • Составьте и запишите с этим фразеологизмом предложение.

Очень важно знать лексическое значение слов, но важно еще эти слова ставить в нужную форму и правильно произносить.

Ответьте на вопрос одним словом (устно)

Листы бумаги, а у дерева? (Листья).

Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее).

Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов).

У берёзы корни, а что у моркови? (Коренья).

Я звоню, а он (звонИт)

У волка зубы, а что у пилы? (Зубья).

Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще).

Следующее задание № 4.

Расставьте ударение в словах.

Баловать, щавель, заржаветь, облегчить, вы правы, она занята, ходатайство,             упростить, цыган.

  • Теперь вы убедились, что нам нужно еще многое узнать и запомнить?

А тем, кто не согласен, что много еще скрыто в русском языке загадок и тайн,

 испытание № 5 .

Согласуйте существительное с прилагательным.

Тюль красив…

Шампунь ароматн…

Вестибюль просторн…

Кенгуру сер…

Такси нов…

Лазурь февральск…

  • Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться — учиться упорно и терпеливо. Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли.

  • Берегите и любите слово. Каждое слово нужно, важно и ценно. Мои слова подтверждает история, которая, рассказывают, произошла во время ВОВ.

К коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку. И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята  голова.

Фашистов заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность. Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял... Первое, что видел каждый, были слова:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

  • Вот так слово может помочь человеку стать сильнее и увереннее, заставить смелее идти навстречу будущей победе.
  • Русский язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Это живая память народа, его душа, его достояние. Я люблю свой родной язык и хочу, чтобы он жил и развивался. Вам – беречь и сохранять родной язык! Вам – передавать его будущим поколениям!

5 ученик

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре —

Выучи русский язык!

6 ученик

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи —

Выучи русский язык!

Раздаточный материал (для каждого ученика)

                                                                       1 вариант

Задание № 1

Говорить______________________________________________________________________________                  _______________________________________________________________________________________              

Задание № 2                                 Собери пословицы.

 Пулей попадёшь в одного,

Дело не медведь

 Ветер горы разрушает,  

К большому терпенью

Корень учения горек,

Говорил день до вечера,

а плод его сладок.

а слушать нечего.

придет и уменье.  

в лес не уйдет.

а метким словом — в тысячу.  

          слово народы поднимает.   

     

Задание № 3                        Убери лишнее.                                  

Хоть пруд пруди.

Кот наплакал.

Тьма-тьмущая.

Яблоку негде упасть

Составь предложение с лишним фразеологизмом.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Задание № 4.

Расставьте ударение в словах.

Баловать,  щавель,  заржаветь,  облегчить,  вы правы,  она занята,  ходатайство,        упростить,  цыган.

Задание № 5

Тюль красив…

Шампунь ароматн…

Вестибюль просторн…

Кенгуру сер…

Такси нов…

Лазурь февральск…

                                                                   

                                                          2 вариант              

   Задание № 1

    Ходить - _____________________________________________________________________________________                    _____________________________________________________________________________________        

Задание № 2                                 Собери пословицы.

Пулей попадёшь в одного,

Дело не медведь

 Ветер горы разрушает,  

К большому терпенью

Корень учения горек,

Говорил день до вечера,

а плод его сладок.

а слушать нечего.

 придет и уменье.  

в лес не уйдет.

а метким словом — в тысячу.  

          слово народы поднимает.   

Задание № 3                                       Убери лишнее.                                  

Во все лопатки.

Сломя голову.

Черепашьим шагом.

 В мгновенье ока.

Составь предложение с лишним фразеологизмом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 4.

Расставьте ударение в словах.

Баловать, щавель, заржаветь, облегчить, вы правы, она занята, ходатайство,         упростить,      цыган.

Задание № 5

Тюль красив…

Шампунь ароматн…

Вестибюль просторн…

Кенгуру сер…

Такси нов…

Лазурь февральск...

Раздаточный материал (для отдельных учащихся)

1 ученик

Да, при помощи слов люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, давать советы, мириться, выражать радость, объясняться в любви.

 

   

2 ученик

А я не согласен, при помощи слов можно лгать, лицемерить, хитрить, ссориться, предавать, оскорблять. Слово может сделать людей врагами и даже вызвать войну.

3 ученик

Спросят меня: что похоже на море?

-Русский язык,- не замедлю с ответом.

Он словно море, согреет зимою,

Свежесть подарит засушливым летом.

4 ученик

Русский язык – безграничное море!

В глуби морской я дождался улова,

Выловил ключ, открывающий радость,-

Этим ключом было русское слово…

5 ученик

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре —

Выучи русский язык!

6 ученик

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи —

Выучи русский язык!

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Меткое русское слово" презентация

Презентация к уроку  "Меткое русское слово"...

Тайна русского слова: слово – и экология души.

Тема лингвистическая и коммуникативная – Общие сведения о языке....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова»

Методическая разработка урока «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова» Цель: 1. Познакомить учащихся 4-11 классов с «Толковым словарем живого великорусского языка» В. Даля. 2. Сф...