Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе программы С.И. Львовой «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мнемозина», 2010 г. на 5 часов в неделю (170 часов в год).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_7_klass.doc | 354 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании школьной научно-методической кафедры учителей гуманитарного цикла «___»_____________2010 г. Протокол №____ | Согласовано Зам.дир. по УВР _____________ «___»_____________2010 г. | Утверждаю Директор МОУ «СОШ № 16» _____________ «___»__________2010 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
7 класc
МОУ «СОШ № 16»
2010 – 2011 учебный год
Составила
учитель русского языка
и литературы
Литвина Т.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7 КЛАСС (170 ЧАСОВ)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе программы С.И. Львовой «Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-11 классы)» - М: «Мнемозина», 2010 г. на 5 часов в неделю (170 часов в год).
Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны — интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.
В связи с этим главной особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка.
Взаимосвязь формы и содержания наглядно раскрывается, когда внимание школьников обращается на смысловое наполнение регулярных языковых элементов, формально выраженных в виде типичных моделей, схем, конструкций.
Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Особенно ярко раскрываются подобные связи, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство, например разные виды омонимов.
Установление структурно-семантических особенностей языковых фактов предупреждает формализм в изучении грамматико-орфографической теории, развивает языковое чутье ребенка и приучает школьника обращать внимание на смысловое наполнение языковой единицы в процессе проведения языкового анализа, в том числе и орфографического.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Цели обучения
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Формирование базовых компетентностей:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)
- самоорганизация (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы).
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе
(5 часов в неделю, всего 170 часов)
Название раздела программы | № урока | Тема урока. | Элементы обязательного минимума | Домашнее задание | Дата | |
Родной язык (1 ч.) | 1. | Язык как развивающееся явление. Р/к Диалекты Ставрополья. | 1 | Познакомить учащихся с пособием, научить по нему работать, привить бережное отношение к книге вообще и к учебнику в частности; показать развитие и совершенствование РЯ как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа; пробудить интерес школьников к судьбам родного слова. | §1 упр.4 с.4 | |
Разделы лингвистики (на основе изученного в 5- 6 классах) (40 часс.+5р) | 2. | Фонетика и орфоэпия. | 1 | Обобщить знания по теме «Фонетика»; развивать логическое мышление, внимание, речь и память; развивать коммуникативно - речевые умения; работать над расширением словарного запаса и правильностью речи; продолжать воспитывать интерес к предмету. | §2 упр.11 с. 9 | |
3. | Фонетический разбор слова. | 1 | Совершенствовать навык работы с различными упражнениями и тестовыми заданиями по данному разделу. | повт. «Звуки речи» | ||
4. | Виды омонимов. | 1 | Повторить и закрепить необходимый систематический минимум теоретических и практических знаний по курсу «Словообразование самостоятельных частей речи». Закрепить навыки словообразования наречий. | упр.22 с.11 | ||
5. | Словообразование самостоятельных частей речи. | 1 | §3 упр.41 с.137 | |||
6. | Основные способы образования слова. | 1 | упр.48 с.20 | |||
7. | Сложение как один из способов образования слов. | 1 | упр.59 с.24 | |||
8. | Образование наречий. | 1 | упр.71, с.28 | |||
9. | Переход слова из одной части речи в другую | 1 | Дать понятия «переход слова из одной части речи в другую» и «сращение частей словосочетания в одно слово» | упр. 88 с. 35 | ||
10. | Контрольный диктант №1 по теме «Словообразование». | 1 | Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся, навык самостоятельной подготовки к диктанту, умение детей объяснять пунктограммы и орфограммы, выполнять все виды разборов; | повт. | ||
11. | Работа над ошибками. Лексика и фразеология. | 1 | Повторить основные лексические понятия; закрепить навыки работы со словарем; повторить синтаксический разбор; провести работу по обогащению словарного запаса учащихся. | §4 упр.92 с.37 | ||
12. | Особенности лексического значения слова. | 1 | Уметь оперировать понятиями при лексическом анализе слова; различать многозначные слова и омонимы; работать со словарями. | упр. 108 с.42 | ||
13. | Синонимы. | 1 | Уметь использовать синонимы как средство устранения неоправданных повторов. | пр. с.25 упр.49 | ||
14. | Антонимы и омонимы. | 1 | Уметь использовать антонимы и омонимы.как средство устранения неоправданных повторов. | упр.112 с.43 | ||
15. | Фразеологические обороты. | 1 | Уметь толковать значение фразеологизмов и употреблять их в речи | упр.121 с.47 | ||
16. | Р/Р Употребление фразеологических оборотов в речи. Описание картины. | 1 | Учиться оценке собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения. | соч.-миниатюра | ||
17. | Склоняемые части речи. | 1 | Совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. | §5 упр.128 с.50 | ||
18. | Разряды имен прилагательных. | 1 | Уметь распознавать имена прилагательные на основе общего грамматического значения, морфологических признаков. Уметь употреблять имена прилагательные в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. | упр.138 с.55 | ||
19. | Морфологические признаки глагола. | 1 | Уметь распознавать глагол на основе общего грамматического значения, морфологических признаков. Уметь употреблять глагол в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. | упр.153 с.60 | ||
20. | Р/Р Текстоведческий анализ (упр. 152) | 1 | Знать основные признаки текста, типы речи. Уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи. | упр.152 с.60 | ||
21. | Морфологические признаки деепричастия. | 1 | Обобщение и систематизация сведений о дееприч. и дееприч. обороте; выработка практического умения находить дееприч. обороты и ставить знаки препинания при них, | упр.157 с. 61 | ||
22. | Морфологические признаки причастия. | 1 | Обратить особое внимание на нормы употребления в устной и письменной речи семиклассников причастных форм и конструкций; обогатить синтаксический строй детской речи причастиями и причастными оборотами, Обратить внимание на нормы употребления в устной и письменной речи уч-сч причастных форм и конструкций. | упр.165 с.65 | ||
23. | Причастные и деепричастные обороты. | 1 | обратить особое внимание на нормы употребления в устной и письменной речи семиклассников причастных форм и конструкций; обогатить синтаксический строй детской речи причастиями и причастными оборотами. | упр.173 с.68 | ||
24. | Р/к Описание картины А. Гречишкина. Р\Р Сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь». | 1 | Обучать словесному описанию картины; развивать связную речь учащихся; учить умению высказывать мысли, используя простые предложения, осложнённые ПО и ДО, вводными конструкциями, и сложные предложения; прививать любовь к искусству и родной природе; | дописать. | ||
25. | Синтаксис. Виды предложений. Односоставные и двусоставные предложения. | 1 | Повторить навыки, необходимые для определения простых и сложных предложений как в письменной (по грамматической конструкции и наличию знаков препинания), так и в устной речи (по интонации и наличию нескольких основ); воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка; | упр.182 с. 71 | ||
26. | Простое осложненное предложение. | 1 | Повторить и закрепить постановку знаков препинания в простом осложнённом предложении; повторить орфографические навыки; повторить и закрепить разные виды разборов. | упр. 184 с. 72 | ||
27. | Виды осложнения простого предложения. | 1 | Уметь находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. | упр. 195 с. 75 | ||
28. | Р/Р Изложение «На лыжах – снайперы» | 1 | Вызвать интерес к лыжному виду спорта; научить детей приёмам работы над подробным изложением с элементами сочинения, повторить и отработать основные речеведческие понятия на примере данного текста; дать представление о структуре текста типа повествование с элементами описания и рассуждения. | повт. «Стили типы речи» | ||
29. | Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | Повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; проверить готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация»; | повт. | ||
30. | Контрольный словарный диктант №1 Орфография. Правописание морфем. | 1 | Вспомнить с учащимися основные разделы русской орфографии; выявить связь значения корня, приставки суффикса с лексическим значением слова; повторить способы образования слова; повторить морфемный разбор слова; развивать и обогащать речь учащихся. | упр.202 с.79 | ||
31. | Правописание безударных и чередующихся гласных в корнях. | 1 | Повторить изученные орфограммы корня, приставки и суффикса; проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умения работать во времени; совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову. | упр.213 с.82 | ||
32. | Правописание приставок. | 1 | 221упр.131с.86 | |||
33. | Правописание суффиксов. | 1 | упр.136 с.59 | |||
34. | Правописание суффиксов причастий. | 1 | упр.234 с.91 | |||
35. | Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий. | 1 | Систематизировать и обобщить правила правописания н и нн в в суффиксах прилагательных и причастий; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. | упр.242 с.94 | ||
36. | Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий. | 1 | Систематизировать и обобщить правила правописания н и нн в в суффиксах прилагательных и причастий; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. | упр.255 с.100 | ||
37. | Слитное и раздельное написание НЕ с сущ., прилаг. и наречиями. | 1 | Формирование навыка написания частицы и приставки НЕ в прилагательных и причастиях. | Сос. таблицу. | ||
38. | Написание НЕ с причастиями. | 1 | Знать условия слитного и раздельного употребления НЕ с причастиями | упр.256 с.100 | ||
39. | Написание НЕ с причастиями. | 1 | Систематизировать и обобщить правила, регулирующие слитные, раздельные написания слов; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. | упр. 261, стр. 101 | ||
40. | Написание НЕ с разными частями речи. | 1 | Систематизировать и обобщить правила, регулирующие слитные, раздельные написания слов; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. | повт. правила. | ||
41. | Контрольный диктант № 2 по теме «Морфология» | 1 | Проверить сформированность у учащихся орфографических умений и навыков, связанных с разделом “ Орфография”. | упр 262., стр. 102 | ||
42. | Постановка знаков препинания внутри простого предложения. | 1 | Повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация» | упр.264 с.104 | ||
43. | Постановка знаков препинания между частями сложного предложения. | 1 | Уметь находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. | упр.278 с.110 | ||
44. | Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | Уметь находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. | упр. 281 с. 111 | ||
45. | Обобщающий урок по теме « Синтаксис и пунктуация». | 1 | Систематизировать и обобщить правила, регулирующие постановку знаков препинания в ПП и СП; совершенствовать соответствующие пунктуационные умения и навыки. | повторить | ||
46. | Р/Р Изложение «Ландыши» | 1 | Научить детей приёмам работы над подробным изложением с элементами сочинения, повторить и отработать основные речеведческие понятия на примере данного текста; дать представление о структуре текста типа повествование с элементами описания и рассуждения. | упр. 284 с. 113 | ||
Правильное употребление речи (13 час.) | ||||||
47. | Правильное употребление имен сущ. Орфоэпические и грамматические нормы. | 1 | Повторение теоретического материала по теме «Речь», углубление знаний по теме «Использование существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий в речи. Средства художественной выразительности; закрепление умения узнавать метафоры и сравнения, определять их роль в тексте; показать, как умелое использование данных частей речи в речи придает ей выразительность и красоту; способствовать умению уместно и правильно употреблять части речи в своей речи. | упр.301 с. 117 | ||
48. | Лексические нормы. | 1 | упр.321 с.100 | |||
49. | Орфоэпические и грамматические нормы. | 1 | пупр.310 с.122 | |||
50. | Контрольный словарный диктант № 2 Лексические нормы . Р/к Особенности южно-русского говора | 1 | упр.316 с.123 | |||
51. | Правильное употребление имен прилагат. Орфоэпические и грамматические нормы. | |||||
52. | Лексические нормы употребления прилагательных. | |||||
55. | Правильное употребление числительных. Орфоэпические и грамматические нормы. | |||||
56. | Лексические нормы употребления числительных. | |||||
57. | Правильное употребление местоимений. Орфоэпические и грамматические нормы. | 1 | упр.324 с.126 | |||
58. | Лексические нормы. употребления местоимен. | 1 | §7 упр.252 с.110 | |||
59. | Правильное употребление глаголов, причастий и деепричастий. | 1 | упр.338 с.129 | |||
60. | Грамматические нормы. | 1 | упр. 349 | |||
55. | Лексические нормы. | 1 | упр.353 с.116 | |||
56. | Обобщающий урок по теме «Культура речи». | 1 | упр.357 с.137 | |||
57. | Контрольный диктант № 3 по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | Проверить сформированность у учащихся орфографических умений и навыков, связанных с разделом «Синтаксис и пунктуация». | повт. «Простое и сложное и пр-я» | ||
Текстоведение (15+5) | 58. 59. | Работа над ошибками. Текст как произведение речи. Р/к Описание местности «На берегу озера.». | 1 | Продолжить изучение текста как основной единицы синтаксиса; учить определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части. | §9 упр.360 с.137 | |
60. | Типы речи. Р/Р Описание «На берегу озера». | 1 | Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе осмысленной работы с текстом с разными типами речи: владение полученной информацией, определение стиля и типа речи, умение последовательно передавать прочитанное, умение составлять план текста; творческая работа учащихся; развитие наблюдательности через восприятие текста. | упр.364 с.140 | ||
Р/Р Редактирование текста. | 1 | Уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, составлять план текста; | упр.368 с.142 | |||
63. | Точность и логичность речи. | 1 | Познакомить учащихся с понятиями «точной и логичность речи» и «логика высказывания»; дать учащимся представление об условиях логичности речи и причинах логических ошибок; учить приемам исправления логических ошибок или использованию их как специальному средству художественной выразительности. | упр.375 с.144 | ||
64. | Р/Р Текстоведческий анализ. | 1 | Знать основные признаки текста, типы речи. Уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи. | упр.379 с.145 | ||
65. | Композиция текста. | 1 | Соблюдение требований к построению текста: соответствие темы; четкое выражение и логическое развитие основной мысли; строгая последовательность в изложении фактов. | упр.384с. 148 | ||
66. | Виды связи предложений в тексте. | 1 | Познакомить с разными способами развития основной мысли текста: последовательное или параллельное развитие темы. | упр.389 с.150 | ||
67. | Языковые средства выразительности. | 1 | Формировать представления об особенностях языковых средств выразительности русской речи; развивать систему ценностных отношений к родному языку; воспитать бережное отношение к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи. | упр.398(2) с.155 | ||
68. | Фонетические средства выразительности. | 1 | Формировать представление об особенностях фонетических средств выразительности русской речи; чтение и комментирование стихотворений Н. Некрасова, А Пушкина. | упр.403 с.157 | ||
69. | Словообразовательные средства выразительности. | 1 | Познакомить учащихся со словообразовательными средствами выразительности художественного текста; развивать навыки вдумчивого прочтения, анализа художественного текста; воспитывать внимательное и бережное отношение к слову. | упр.407 с.159 | ||
70-71. | Лексические средства выразительности. | 2 | Продолжить работу над лексическими средствами выразительности; учить анализировать средства выразительности; вспомнить синонимы и антонимы; познакомить с контекстуальными синонимами и антонимами. | упр.413 с. 161 | ||
72. | Морфологические средства выразительности. | 1 | Познакомить учащихся с морфологическими средствами выразительности художественного текста; развивать навыки вдумчивого прочтения, анализа художественного текста; воспитывать внимательное и бережное отношение к слову. | упр. 431 с.169 | ||
73-74 | Синтаксические средства выразительности. | 2 | Формировать представление об особенностях фонетических средств выразительности русской речи; чтение и комментирование текстов И.С.Тургенева, Ф.Гладкова. | упр.441 с.173 | ||
75. | Рассуждение как тип речи. | 1 | Обобщить и расширить сведения о рассуждении как типе речи; создать условия для расширения знаний о рассуждении как типе речи; развития речи и творчества, логического и образного мышления, нравственного воспитания. | §12 упр.454 с179 | ||
76. | Р/К Р/Р Текстоведческий анализ на примере текста М.Усова | 1 | Знать основные признаки текста, типы речи. Уметь анализировать текст, определяя его типовую принадлежность, создавать тексты различных типов речи, работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи. | упр.451 с. 178 | ||
77. | Р/Р Изложение-миниатюра «Сибирский кедр». | 1 | Научить приёмам работы над изложением, повторить и отработать основные речеведческие понятия на примере данного текста; дать представление о структуре текста типа повествование с элементами описания. | упр.459. с.181 | ||
78. | Р/к Сочетание разных типов речи в тексте (на примере анализа миниатюр М.Усова). | 1 | Развитие устной и письменной речи учащихся в процессе осмысленной работы с текстом с разными типами речи: владение полученной информацией, определение стиля и типа речи, умение последовательно передавать прочитанное, умение составлять план текста; творческая работа учащихся; развитие наблюдательности через восприятие текста. | §13упр372 с.162 | ||
79. | Р/Р Подготовка к сочинению. | 1 | ||||
Наречие | 80. | Общее значение наречий. | 1 | Дать понятие о наречии как о самостоятельной части речи; учить определять грамматическое значение и морфологические признаки наречий. | §14 упр.481 с.4 | |
81. | Употребление наречий в речи. | 1 | Формировать умение “видеть” наречие в тексте, сопоставлять с другими частями речи; развивать логическое мышление учеников; расширять их кругозор. | упр.483 с.5 | ||
82. | Разряды наречий по значению | 1 | Уточнить представления детей о наречии, зависимости наречий от глаголов и связи, которая между ними существует; учить определять разряды наречий по значению; грамотно применять наречия в речи; развивать речь, обогащать словарный запас, воспитывать интерес к русскому языку. | §15 упр.494 с.10 | ||
83. | Местоименные наречия. | 1 | упр.503 с.13 | |||
84. | Грамматические омонимы наречий. | 1 | Различие наречий и созвучных слов других частей речи. | упр.507 с. 15 | ||
85. | Р/к Контрольное сочинение № 1 «Любимый уголок природы | 1 | Обучать словесному описанию природы; развивать связную речь учащихся; учить умению высказывать мысли, используя простые осложненные предложения, и сложные предложения; прививать любовь к родной природе. | |||
86. | Слова категории состояния. | 1 | Формировать умение различать наречия и слова категории состояния. | упр.512 с.18 | ||
87. | Степени сравнения наречий. | 1 | Познакомить учащихся со сравнительной и превосходной степенью наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнительной степени; формировать умения образовывать, находить и различать степени сравнения наречий; воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка. | §16 упр.517с.20 | ||
88. | Словообразование наречий. Морфологический разбор наречий. | 1 | упр. 522 с.22 | |||
89-90. | Правописание наречий. | 2 | Познакомить учащихся с некоторыми закономерностями слитного и раздельного правописания наречий; формировать умения находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; учить отличать наречия от сочетаний именных частей речи; развитие внимания, памяти, аналитического мышления, навыков связной речи; формировать мотивацию на активное творческое усвоение учебного материала. | §17упр.539 с.29 | ||
91. | Слитное написание наречий. | 1 | упр. 533 с. 27 | |||
92. | Отличие наречий с приставками от сходных по звучанию сочетаний. | 1 | упр. 547 с. 32 | |||
93. | Дефисное написание наречий. | 1 | Отработка навыка поиска закономерностей дефисного написания наречий; развивать внимание и наблюдательность, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память. | упр.554 с.35 | ||
94-95. | Контрольный словарный диктант № 3. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. | 2 | Отработка навыка поиска закономерностей написания наречий; развивать внимание и наблюдательность, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память. | упр.561 с.37 | ||
96. | Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями. | 1 | Показать условия написания НЕ и НИ с наречиями; сопоставить данное правило с правилами написания НЕ и НИ с другими частями речи; формировать умения находить наречия с приставками не-, ни- и применять правила правописания. | упр.562 с.38 | ||
97. | Правописание не и ни с наречиями. | 1 | упр.567 с.40 | |||
98. | Правописание н и нн в наречиях на –о(-е) | 1 | Познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы "Правописание Н и НН в наречиях на о (-е), закрепить способы разграничения наречий и кратких причастий; развивать умение рассуждать, доказывая свою точку зрения, анализировать и делать выводы; формировать коммуникативные умения и навыки. | упр.572 с. 43 | ||
99. | Суффиксы –о и –а на конце наречий. | 1 | Познакомить семиклассников с правилом написания о-е (ё) после шипящих на конце наречий; формировать умение выделять орфограмму “О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий, определив часть речи и часть слова. | упр.575 с.44 | ||
100. | О и е(Ё) на конце наречий. | 1 | упр.580 с. 45 | |||
101. | Употребление ь на конце наречий после шипящих. | 1 | Изучить орфографическое правило об употреблении мягкого знака после шипящих на конце наречий; находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их; выработать стойкие навыки написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; повторить употребление мягкого знака после шипящих в разных частях речи; | упр.584 с.47 | ||
102. | Обобщающий урок «Правописание наречий». | 1 | Проверить уровень подготовки учащихся по теме «Правописание наречий» в рамках материала, изученного в 7-м классе; проверить умения, сформированные в результате изучения раздела «Наречие». | |||
103. | Р/Р Контрольное изложение № 1 «На рыбалке». | 1 | Научить приёмам работы над изложением, повторить и отработать основные речеведческие понятия на примере данного текста; дать представление о структуре текста типа повествование с элементами описания. | упр.587 с.48 | ||
104. | Наречие в словосочетании и предложении. | 1 | Познакомить с функциями наречия в словосочетании и предложении; учить определять синтаксическую роль наречий в словосочетании и предложении. | §18 упр. 595 | ||
105. | Синтаксическая роль наречий. | 1 | Познакомить с функциями наречия в тексте; учить определять синтаксическую роль наречий в тексте. | упр. 606 с.57 | ||
106. | Наречия в тексте. | 1 | Повторить изученный материал по теме «Наречие»; формировать умения определять наречия в тексте, правильно произносить наречия; закрепление умения фонетического и орфоэпического разбора наречий; закрепление умения выразительного чтения наречий. | §19 упр.611 с.59 | ||
107. | Стилистически окрашенные наречия. Р/к Миниатюры М. Усова. | 1 | Наблюдение над экспрессивным исследованием наречий разных разрядов, выразительными возможностями наречий, употребленных в составе фразеологизмов, этикетных выражений. | упр.621 с.64 | ||
108. | Правильное употребление наречий. Орфоэпические и грамматические нормы. | 1 | Познакомить с функциями наречия в тексте; учить определять синтаксическую роль наречий в тексте. | упр.628 с.67 | ||
109. | Лексические нормы. | 1 | Повторение правописания наречий и теоретических сведений о наречии; развитие монологической речи и памяти. | упр. 638 с.71 | ||
110. | Контрольный диктант № 4 по теме «Наречие». | 1 | Выявление качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция; обобщение и систематизация знаний; развитие творческих способностей учащихся. | повт. | ||
Предлог (8 час.+1) | 111. | Работа над ошибками. Роль служебных частей речи. | 1 | усвоить специфику служебных частей речи; совершенствовать умение видеть служебные части речи в предложении, определять их роль. | §21 упр.642 с.70 | |
112. | Предлог как служебная часть речи. | 1 | изучить предлог как служебную часть речи; сформировать грамматические навыки учащихся, помогающие овладеть орфографией предлога; совершенствовать навыки анализа роли предлога в словосочетании и предложении; изучить порядок морфологического разбора предлога. | §22 упр.651 с.79 | ||
113. | Употребление предлогов с разными падежами. | 1 | поработать над составлением словосочетаний с данными существительными и предлогами; понаблюдать над значением предлогов, которое они выражают вместе с падежными окончаниями, подобрать синонимы к предлогам; подготовиться к домашнему подробному изложению. | упр.660 с.82 | ||
114. | Грамматические значения предлогов. | 1 | Рассмотреть функции предлогов, употребление их в устной и письменной речи; развивать навыки раздельного написания предлогов, умение употреблять предлоги в речи; прививать любовь к окружающему миру. | упр.674 с.87 | ||
115. | Разряды предлогов. | 1 | Познакомить с разрядами предлогов; формировать умение уместно употреблять предлоги в речи; воспитывать уважительное отношение к правильному употреблению предлогов в речи. | §23 упр.683 с.91 | ||
116. | Контрольное изложение № 2 «Воробей». | 1 | Научить детей приёмам работы над изложением с элементами сочинения, повторить и отработать основные речеведческие понятия на примере данного текста; дать представление о структуре текста типа повествование с элементами описания и рассуждения. | |||
117. | Правописание производных предлогов. | 1 | Повторить разряды предлогов по происхождению, написание производных предлогов; совершенствовать навык правописания производных предлогов, различения производных предлогов и других частей речи; повторить особенности официально-делового стиля речи; умение решать поставленные задачи и делать выводы. | §24упр701с.98 | ||
118. | Правописание предлогов. | 1 | Систематизировать теоретические сведения о предлоге; совершенствовать орфографические навыки учащихся, а также навыки нормированного употребления предлогов. | упр.706.с.100 | ||
119. | Предлог в предложении и тексте. | 1 | Познакомить с функциями предлога в предложении и тексте; учить определять роль предлога в предложении и тексте. | §25упр.718 с.106 | ||
Союз (10 час.+2) | 120. | Союз как служебная часть речи. | 1 | Дать понятие о союзе как части речи; изучить порядок морфологического разбора союза. | упр.520 с.15 §26упр.725 с.109 | |
121-122 | Разряды союзов по строению. | 2 | Определить смысловые отношения частей предложения с помощью союзов; формировать умение уместно употреблять союзы в речи; воспитывать уважительное отношение к правильному употреблению союзов в речи. | упр.539 с.22 упр.731 с.114 | ||
123. | Постановка знаков препинания перед союзом и. | 1 | Сформировать навык правильной постановки запятой перед союзом и. | упр.739 с.117 | ||
124. | Постановка знаков препинания перед подчинительными союзами. | 1 | Уяснить значения подчинительных союзов; на основе сопоставления структурных признаков простого и сложного предложений закрепить пунктуационный навык постановки запятой перед союзом и. | упр.744 с.120 | ||
125. | Р/Р Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень» | 1 | Подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»;активизировать лексику по теме «Описание картины»; познакомить с творчеством русского художника П.П. Кончаловского; приобщать учащихся к искусству: литературе, живописи; развивать связную речь учащихся. | |||
126. | Разряды союзов по составу. | 1 | Познакомить учащихся с разрядами союзов по составу, выявить отличия между союзными словами и союзами; создать условия для развития у школьников умения сопоставительного анализа информации; способствовать формированию патриотических чувств через тексты о родном крае. | упр.758 с.125 | ||
127-128. | Правописание союзов. | 2 | Закрепить понятие о сочинительных и подчинительных союзах; сформировать навык правильного правописания сочинительных и подчинительных союзов. | §28упр.766с.129 | ||
129. | Р/Р Изложение «О слепом псе Арктуре" | 1 | Совершенствовать умение выделять предложение в устной речи и правильно оформлять его на письме, умение восстанавливать последовательность событий текста, умение схематично записывать предложения, умение письменно воспроизводить текст повествовательного характера, формировать орфографическую зоркость, умение распознавать в словах орфограммы, воспитывать у учащихся чувство сострадания к животным (слепота собаки). | |||
130. | Союз в предложении и тексте. | 1 | Познакомить с функциями союза в предложении и тексте; учить определять роль союза в предложении и тексте. | §29упр.780с.134 | ||
131. | Группы союзов по употреблению. | 1 | Познакомить с функциями союза в предложении и тексте; учить определять назначение союза в предложении и тексте. | упр.782 с.136 | ||
Частица (15+2) | 132. | Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. | 1 | Дать понятие о частице как служебной части речи; освоить семантику частиц, их функции в языке и речи, совершенствовать умение доказывать принадлежность слова к частицам; изучить порядок морфологического разбора частицы | § 30 | |
133. | Разряды частиц по составу. | 1 | Познакомить с разрядами частиц; показать роль формообразующих частиц. | упр.793 с.143 | ||
134. | Контрольный словарный диктант № 4 Формообразующие частицы. | 1 | Усвоить частицы, образующие формы слов или новые слова; поработать над речевым этикетом при выражении просьбы; повторить орфограмму «Пробел между частицей и словом». | упр.807 с.148 | ||
135-136 | Правописание частиц. | 2 | Закрепить знания о том, какие частицы пишутся раздельно, какие – через дефис; | §31упр.810с.150 | ||
137. | Значение частиц не и ни. | 1 | показать различение частиц НЕ и НИ; закрепить условие выбора частиц НЕ - НИ. | пр. с. 152-153 | ||
138-139. | Правописание частиц не и ни. | 2 | Закрепить орфографические умения и навыки, повторить правописание НЕ – НИ с разными частями речи и в составе предложения; пополнить словарный запас учащихся, закрепить навыки правописания слов с непроверяемыми орфограммами; формировать навыки письменной и устной речи. | упр.817 с.156 | ||
140-141. | Правописание частицы не с разными частями речи. | 2 | Совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор; систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи, совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. | упр. 830 с.160 | ||
142. | Контрольный диктант №5 по теме «Частицы» | 1 | Совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор; систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи, совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки. | упр.840 с.163 | ||
143. | Работа над ошибками. | |||||
144. | Частицы в предложении и тексте. | 1 | Познакомить с функциями частицы в предложении и тексте; учить определять назначение частицы в предложении и тексте. | §32упр.850 с.167 | ||
145. | Повторение темы «Предлоги, союзы, частицы». | 1 | Систематизировать знания о служебных частях речи.; доказать значимость служебных частей речи; продолжить работу над правильным употреблением служебных частей речи; совершенствовать устную и письменную речь. | упр.857с.170 | ||
146. | Правильное употребление предлогов, союзов, частиц. Орфоэпические и грамматические нормы. Р/К Особенности южно-русского говора. | 1 | Систематизировать знания о служебных частях речи.; доказать значимость служебных частей речи; продолжить работу над правильным употреблением служебных частей речи; совершенствовать устную и письменную речь. | §33 упр.867 устно | ||
147. | Лексические нормы. | 1 | Употребление частиц в соответствиис языковыми нормами современного русского языка. |
| ||
148-149. | Контрольное сочинение № 2 | 2 | Развивать связную речь учащихся; учить умению высказывать мысли, используя простые осложненные предложения, и сложные предложения; прививать любовь к родной природе. | |||
Междометия (56час.+2) | 150. | Междометия и звукоподражательные слова. | 1 | Обеспечить уяснение понятия междометия, как особой части речи; выявить отличие междометий от самостоятельных частей речи; сформировать понятие о производных и непроизводных междометиях. |
упр.881 с.180 | |
151. | Дефис в междометиях. | 1 | Отработать навык написания дефиса в междометиях и знаков препинания при междометиях; отработать навык употребления междометий в значении других частей речи; развивать диалогическую и монологическую речь; формировать умения вступать в парную коммуникацию, задавать вопросы на понимание, уточнение. | упр.886 с.183 | ||
152. | Знаки препинания при междометиях. | 1 | Сформировать навык правильной постановки запятой в предложениях с междометиями. | упр.892 с.184 | ||
153. | Звукоподражательные слова. | 1 | Уяснить постановку знаков препинания при междометиях; проанализировать роль звукоподражательных слов в связных текстах; поработать над речевым этикетом. | упр.898 с.187 | ||
154. | Р/Р Сочинение-миниатюра по картине. | 1 | Совершенствовать умение выделять предложение в устной речи и правильно оформлять его на письме, умение восстанавливать последовательность событий текста, умение схематично записывать предложения, умение письменно воспроизводить текст повествовательного характера, формировать орфографическую зоркость, умение распознавать в словах орфограммы, обобщить знания учащихся о «братьях наших меньших». | упр.900 с.188 | ||
155. | Р/Р Роль междометий и звукоподражательных слов в художественной литературе. | 1 | Надлюдение за экспрессивным использованием междометий и звукоподражательных слов в разговорной речи и художественных произведений. | упр.903 с.189 | ||
156. | Контрольный диктант № 6 по теме «Служебные части речи». | 1 | Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся | повт. | ||
157. | Анализ диктанта. | 1. | ||||
Повторение и обобщение изученного (11 час.+2) | 158-159. | Тестовый контроль | 2 | Провести тестовую работу; проверить навыки усвоения норм правописания, грамотного письма и речевые умения. | упр.911 с.191 | |
160. | Омонимия знаменательных частей речи. | 1 | Отработка умений находить и распознавать различные явления омонимии, анализировать языковой материал, выбирать требующееся слово; проверить уровень знаний по теме "Лексика", активизировать необходимые знания. работать над понятием "омонимы", "омоформы "омофоны", "омографы", формировать умение находить их в тексте, подбирать синонимы, использовать в составе словосочетания; оценить степень практической пользы материала урока, степень участия каждого ученика в работе | упр.914 с.193 | ||
161. | Омонимия служебных частей речи. | 1 | упр. 920 с. 196 | |||
162-163 | Правописание: орфография и пунктуация. | 2 | Систематизировать понятия, связанные с орфографией, пунктуацией, культурой речи, усвоением речевых норм в процессе изучения морфологических тем. | упр.928 с.200 | ||
164-165 | Знаки препинания: точка, тире, двоеточие. | 2 | Повторить основные понятия школьного курса русского языка; | упр.935 с.203 | ||
166-167. | Р/Р Культура речи. | 2 | Повторить основные понятия школьного курса русского языка; систематизировать понятия, связанные с культурой речи, усвоением речевых норм в процессе изучения морфологических тем. | упр.649с. 77 | ||
168-169 | Повторение | 2 | Систематизировать понятия, связанные с орфографией, пунктуацией, культурой речи, усвоением речевых норм в процессе изучения морфологических тем. | |||
170. | КВН юных филологов | 1 | Систематизировать понятия, связанные с орфографией, пунктуацией, культурой речи, усвоением речевых норм в процессе изучения морфологических тем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....