Удивительная часть речи - глагол!
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Глагол"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagol.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку в 6 классе
Тема: «Удивительная часть речи – глагол!»
Форма: урок-обобщение
Цель: повторение, обобщение, систематизация изученного материала по теме «Глагол», а именно:
1.Систематизировать знания учащихся о глаголе как части речи
2.Уметь находить изученную часть речи
3.Обосновать правильность выбора орфограммы при написании глаголов
4.Правильно использовать глаголы в речи
Материал к уроку:
1.Народные изречения (на листе ватмана): «В хорошем слове благодать целого дня», «От хорошего слова душа расцветает», «Бранью уважать себя не заставишь»
2.Карточки с заданиями
3.Словарные слова: «эпиграмма» - короткое стихотворение сатирического характера, «пантомима» - вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа – пластика, жест, мимика
4. «Листки учёта знаний»
5. Лотки для игры «Ярмарка»
Ход урока
I.Организационный момент.
Учитель читает отрывок из стихотворения:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
(В.Кондрашов)
Беседа с учениками:
- О какой части речи говорится здесь?..
- Почему?..
Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»
(А.Югов)
-Каков же словесный портрет глагола?
II. Ученик читает грамматическую сказку:
Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил… Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьёт и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть?
1.Учитель. Глаголия – это целая страна со своим гербом, гимном (учащиеся представляют выполненные работы в рисунках, в текстах
1) внешность Глагола,
2) герб Глаголии,
3) гимн или песенка Глагола)
2.Вэто время на доске, разделённой на части, учащиеся выполняют задания по карточкам: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Ученики- консультанты, помощники учителя, проверяют работы, оценки за ответы выставляют в «Листок учёта знаний».
Карточка №1
Вставьте пропущенные буквы. Какой темой объединены предложения?
1.Тот, кто труда (не)бои_ся, тот умеет труди_ся
2.Дело мастера бои_ся
3.Человек по делу узнаё_ся
4.По труду и честь воздаё_ся
5.Надо труди_ся, (не)надо ленит_ся
Карточка №2
Спишите, раскройте скобки
(Не)чувствовал усталости, (не)был в школе, ураган (не)истовствовал, мне (не)здоровится, (не)прикасался к проводам, (не)участвовал в разговоре.
Карточка №3
Спишите, вставьте пропущенные буквы
Тучи разве_лись, наде_лся на брата, оид_л сестру, постро_л дом, скле_л конверт, услыш_л шорох.
Карточка №4
Спишите, вставьте прпущенные буквы, обозначьте суффиксы
Участв_вал в соревнованиях, уклад_вал чемодан, бесед_вал с мамой, доклад_вал командиру, команд_вал ротой, расчит_вал на успех.
Карточка №5
Спишите, вставьте пропущенные буквы
Испеч_ пирог, улыбаеш_ся мне, стереч_ дом, отреж_ кусок, мягкий карандаш_, возле дач_, ветер свеж_.
Карточка №6
Сделайте морфологический разбор глагола из предложения:
Между тучами и морем гордо реет буревестник.
(М.Горький)
3. Ученик выразительно читает текст «Приказ Петра I перед Полтавской битвой»:
Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы промышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную веру нашу и церковь… Имейте в сражении перед глазами правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего.
Задания к тексту:
- определить стиль текста;
- какие слова вы считаете в приказе Петра I главными?
-какое слово древнеславянского языка нашло своё место в приказе Петра I?
4. Работа с перфокартой. Цель этой работы – проверка умения учащихся определять орфограмму в безударных личных окончаниях глаголов (-е или -и)
Карточка №7
Вставьте пропущенные буквы, поставив глаголы в 3л., ед.ч.
стон_т, ненавид_т, жале_т, завис_т, пен_тся, хлещ_т, пил_т, смотр_т, ре_т
Карточка №8
Вставьте пропущенные буквы, поставив глаголы в 3 л., ед.ч.
стел_т, крош_т, ед_т, стро_т, бор_тся, мо_т, кол_т, дыш_т, се_т
Карточка №9
Вставьте пропущенные буквы в глаголах 3 л., ед.ч.
ла_т, люб_т, загора_т, кле_т, вид_т, броса_т, руб_т, та_т, блиста_т
5. Задания классу.
–Расскажите об изменении глагола
-На примерах покажите синтаксическую роль глагола в предложении
-Составьте алгоритм «Способ действия при написании безударных личных окончаний глагола»
-Составьте алгоритм «Способ определения спряжения глагола по личным окончаниям»
-Составьте алгоритм «Способ определения спряжения глагола по инфинитиву»
6. Представление творческих работ по заранее данным темам:
1) Как много времён у Глагола!
2) Бедный Глагол! Век живи, век спрягайся!
3) Наклонение, привыкшее повелевать.
4) Это мечтательное наклонение!
5) Зачем Глаголу виды?
Несколько учащихся представляют заготовленные дома кроссворды.
7. Задание-игра «Создай пантомиму».
Учащиеся обыгрывают фразеологизмы по рядам: 1) «плясать под чужую дудку», 2) «водить за нос».
Задание-игра «Ярмарка». Учащиеся выполняют задания карточек, которые лежат на ярмарочных лотках.
Ярмарка 1: Укажите прямое и переносное значения слова-глагола «петь»:
а) Вот солдаты идут по степи опалённой,
Тихо песни поют про берёзки да клёны…
б) В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют…
в) Люблю моё Отечество,
Пою моё Отечество…
Ярмарка 2: Поставьте глаголы в будущем времени:
а) Чужую беду руками легко развести
б) Близок локоть да не укусить
в) Это цветочки, а ягодкам быть впереди
Ярмарка 3: Найдите глаголы в повелительном наклонении:
Кран, Мойтесь,
Нос, Мойся,
Умойся! Шейка!
Мойтесь, Шейка,
Сразу Мойся
Оба глаза! Хорошенько!
Ярмарка 4: Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограмму:
Бушу_т в поле (не)погода. По небу стел_тся ни_кие т_жёлые облака. Ярос_ные порывы ветра гон_т по дорогам снег. Но это (не)пугает партизан. (Не)нависть к фашистам с_брала их в глух_м лесу. Во многих ср_жениях вместе с п_ртизанами участв_вал Коля Зайков.
III. Подведение итогов. Учитель читает эпиграмму:
Поэт, в плену возвышенных идей
Не игнорируй прозу средней школы, Подведение итогов
Чтобы глаголом жечь сердца людей,
Необходимо знать Глаголы!
(С.Шевцова)
Выставляются итоговые оценки по «листкам учёта знаний». Учитель отмечает сильные и слабые стороны в усвоении темы «Глагол», отмечает активную работу учащихся, оценивает работу помощников-консультантов.
IV. Домашнее задание.
Используя данную лексику, напишите сочиение-миниатюру на одну из тем (по вариантам): 1) «Весенний дождь» (шумит, звенит, шуршит по листьям, струится, стекает, прыгает, пляшет); 2)«Летняя пора» (кипит, расцветает, бушует, согревает, улыбается); 3)«Зимнее утро» (Озаряет, блестит, сверкает, скользит, искрится); 4)«Унылая пора» (увядает, покрывается, хмурится, светится, спит, празднует).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"
"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе...
Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Удивительная часть речи - глагол"
Разработка урока для учащихся 5 класса по русскому языку. Цель: систематизировать, обобщить и закрепить изученный материал по теме "Глагол"....
Слайдовая презентация к уроку "Удивительная часть речи - глагол".
Слайдовая презентация к уроку по русскому языку для учащихся 5 класса....
«Удивительная часть речи – глагол!»
Урок письма и развития речи в 9 классеПо теме «Глагол. Обобщение»«Удивительная часть речи – глагол!»...
"Имя существительное - удивительная часть речи"
Конспект урока русского языка по обобщению изученного по теме: “Имя существительное - часть речи удивительная” будет полезен учителям-словесникам, работающим в 5-м классе. Он направлен на формирование...
Урок по разделу «Глагол». Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"
Обучающие цели урока: обобщение изученного по теме «Глагол»: 1. знания учащихся о глаголе как части речи;2. умения находить изученную часть речи;3. обоснование правильности выбора орф...