Рабочая программа по русскому языку в 7 классе
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Программа разработана на основе авторской программы В.В.Бабайцевой. Сюда же входит календарно-тематический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_rabprog_po_russkomu_yazyku.docx | 85.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Назначение программы:
- улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;
- реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.
Содержательные линии предмета:
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
- Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Цели обучения русскому языку:
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи организации учебной деятельности:
- формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
- Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
- формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
- Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
- Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
- Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
- Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
- Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Принцип построения -концентрический
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
Программа реализуется в трех книгах, которые образуют учебный комплекс.
- Учебник «Русский язык. Теория» для 5-9 классов с системным изложением теоретических сведений, иллюстрированных литературными примерами (без упражнений). Учебник выполняет не только учебную, но и справочную функцию, способствует формированию познавательной самостоятельности.
- Учебник-пособие «Русский язык. Практика». Сборник задач и упражнений для каждого класса отдельный, который обеспечивает отработку практически важных умений и навыков системой заданий, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности класса.
- Учебное пособие «Русская речь» обеспечивает специальные уроки по развитию связной речи как системой понятий и правил, так и задачами и упражнениями, формирующими умения и навыки устной и письменной речи
Необходимо в 7 классе использовать «Русский язык. Практика» под редакцией С.Н. Пименовой, А.Ю. Купаловой, Г.К. Лидман – Орловой. В нем содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, представлены интересные дидактические материалы, в которых отображены разнообразные приемы работы с ними. В приложении даны ответы к наиболее трудным заданиям, что создает условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении учащимися самостоятельной работы в классе и дома.
Для развития речи применять «Русскую речь» под редакцией Е.И. Никитиной. Задача пособия – помочь ученику в овладении письменной и устной речью. Оно учит вести беседу; составлять планы к творческим работам; писать изложения и сочинения на заданную и свободную тему, по картине, отзывы и рецензии; уметь видеть образные средства языка и использовать их в своей речи. Книга содержит разнообразный и интересный дидактический материал.
Распределение материала по трем книгам помогает реализовать задачи обучения и сконцентрировать необходимый материал для решения каждой из них. Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой, решают общие задачи обучения русскому языку в школе.
Учебно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе
Раздел | Тема | Количество часов | Практикумы, самостоятельные и контрольные работы, диктанты, тестирование | Уроки развития речи | Виды деятельности и формы | Формы и методы контроля |
Вводный урок | Русский литературный язык | 1 | Лекция с элементами беседы | |||
Повторение изученного в 5-6 кл. | Лексика и орфография Фонетика Морфология | 9 1 1 3 | Пров.р.-2 часа | Изложение-2 часа | Повторение, обобщение материала, выполнение упражнений, лингвистический разбор, выразительное чтение | Индивидуальные карточки, словарные диктовки, все виды разборов |
Причастие | Понятие о причастии. Признаки причастия. Причастный оборот. НЕ с причастиями. Причастия действительные и страдательные. Н и НН в причастиях. Краткие причастия. Обобщение по теме «Причастие». | 36 1 3 4 2 7 5 2 3 | Пров.р.-1 Контрольный диктант -2 | Сочинение-4 часа | Обобщение материала, выполнение упражнений, конструирование словосочетаний и предложений, выразительное чтение, объяснение учителя, наблюдения над текстом, словарная и самостоятельная работы, лингвистический разбор, устные выступления уч-ся, орфоэпическая работа, тренировочные упражнения, синтаксический разбор, работа с учебником, элементы анализа текста, повторение изученного материала, работа над ошибками. | выборочный диктант, самостоятельная работа, тестовое задание, словарный диктант, предупредительный диктант, беседа по вопросам, |
Деепричастие | Понятие о деепричастии. Признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Образование деепричастий. Обобщение по теме «Деепричастие» Переход слов из одной части речи в другие | 18 1 2 2 1 5 1 | Пров.р.-2 | 4 часа Сочинение-2 | Объяснение учителя, повторение пройденного, работа над исправлением речевых ошибок, словарная работа, беседа по вопросам, лингвистический разбор, работа со схемами предложений, конструирование предложений, орфоэпическая работа словарный диктант, тест, самостоятельная работа | словарный диктант, тестовое задание, выборочный диктант, контрольное списывание |
Предлог | Понятие о предлоге. Предлоги простые и производные. Правописание предлогов. Обобщение по теме «Предлог» | 12 2 1 3 2 | Контрольный диктант-2 часа | 1 час | Лингвистический разбор, беседа по вопросам, объяснения учителя, элементы сопоставительного анализа, словарная работа, тренировочные упражнения, работа над ошибками | лексико-орфографическая пятиминутка, заполнение таблицы, словарный диктант, синтаксическая пятиминутка, тестовое задание |
Союз | Понятие о союзе. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Правописание союзов. Повторение орфографии | 16 1 2 2 2 4 | Контрольный диктант -2 часа | 3 часа Сочинение-2 | Беседа по вопросам, объяснения учителя, элементы анализа текста, выразительное чтение, выполнение упражнений, словарная работа, повторение пройденного, конструирование и разбор предложений, построение схем, самостоятельное изучение теоретического материала, элементы сопоставительного анализа текста | творческая работа в группах, распределительный диктант, словарная диктовка, схематический диктант, тестовое задание, графический диктант |
Частицы | Понятие о частицах. Роль частицы в предложении. Правописание частиц. Значение частиц Повторение орфографии Обобщение по теме «Частицы» Переход из самостоятельных частей речи в служебные | 23 1 1 8 1 1 1 1 | Гр.р.-2 часа Сл.-орф.р-1 Контрольный диктант -2 часа | 4 часа Изложение-2 | Объяснения учителя, выразительное чтение, работа над интонацией, выполнение упражнений, беседа по вопросам, лингвистический разбор, словарная работа, элементы анализа текста, тренировочные упражнения, повторение пройденного, тест | распределительный диктант, словарный диктант, блиц-опрос, тестовое задание, инд.карточки, |
Междометие | Понятие о междометии Группы междометий Обобщение по теме «Междометия» Повторение орфографии Повторение пунктуации | 12 1 1 1 2 2 | 5 часов Сочинение-2 Изложение-2 | Объяснения учителя, составление плана, элементы сопоставительного анализа текста, выполнение упражнений, лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения | словарная диктовка, контрольное списывание, тестирование, тренажер «Фраза» | |
Повторение изученного в 7 классе | Повторение фонетики, графики. Повторение морфологии. Повторение культуры речи. Повторение орфографии | 10 1 1 1 5 | 2 часа Изложение-2 | Беседа по вопросам, работа с таблицей, элементы лингвистического разбора, выразительное чтение, фонетический разбор, выполнение упражнений, работа со словарями, диктовка с последующей самопроверкой | тестовое задание в формате ЕГЭ, выполнение морфологического разбора изученных частей речи, тестирование, тренажер «Фраза», словарная диктовка | |
136 | Пр.р.-5 Гр.р.-2 Сл.-орф.р.-1 Контрольный диктант -8 | 25 часов Сочинение –10 Изложение - 8 |
Содержание тем учебного курса
Раздел | Тема | Количество часов | Формы и вопросы контроля | Основные изучаемые вопросы | Практические, творческие, экскурсии и другие формы занятий | Виды самостоятельной работы |
Вводный урок | Русский литературный язык | 1 | Нормы языка. Историческая изменчивость норм: лексических, орфоэпических, орфографических. | Конспектирование | ||
Повторение изученного в 5-6 кл. | Лексика и орфография Фонетика Морфология | 9 1 1 3 | Пров.р.-2 часа Пров.работа №1 по теме « ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VI КЛАССАХ» Анализ проверочной работы Изложение №1, близкое к тексту – 2 часа | Части речи, три признака, характерных для любой самостоятельной части речи, отличие служебных частей от самостоятельных. Морфемы различных частей речи, их правописание, однокоренные слова. Виды разбора: фонетический, морфемный, синтаксический, орфографический. | Заполнение таблицы «Части речи», работа с учебником теории, работа с мультимедийной презентацией. Тест №1 по теме «Лексика. Фонетика. Морфология» | |
Причастие | Понятие о причастии. Признаки причастия. Причастный оборот. НЕ с причастиями. Причастия действительные и страдательные. Н и НН в причастиях. Краткие причастия. Обобщение по теме «Причастие». | 36 1 3 4 2 7 5 2 3 | Пров. работа №2 по теме «Причастие» Анализ проверочной работы Контрольный диктант №1 по теме «Причастие» Анализ контрольного диктанта | Понятие о причастии как части речи. Порядок морфологического разбора причастия, признаки прилагательного у причастия; орфограмма «Гласные и согласные в окончаниях причастий», понятия: «определяемое слово» и «определяющее слово»; семантика причастий. Признаки глагола у причастия, понятие о причастном обороте,употребление причастных оборотов. Орфограмма не с причастиями. Понятие действительных и страдательных причастий, суффиксы действительных и страдательных причастий; спряжение глаголов и правописание гласной в личных окончаниях глаголов. Орфограмма «Гласные перед нн и н в причастиях»; семантика кратких причастий. | Сочинение «Описание общего вида местности» -2 ч. Сочинение «Описание действий» | Конструирование словосочетаний и предложений, работа с учебником, работа над ошибками. Тест №2 «Причастие» |
Знать:
Уметь:
| ||||||
Деепричастие | Понятие о деепричастии. Признаки деепричастия. Деепричастный оборот. Образование деепричастий. Обобщение по теме «Деепричастие» Переход слов из одной части речи в другие | 18 1 2 2 1 5 1 | Пров.р.№3 по теме «Деепричастие» Анализ проверочной работы | Понятие о деепричастии как самостоятельной части речи; морфологический разбор деепричастия; литературные нормы употребления деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия; понятие деепричастного оборота; правило пунктуационного оформления деепричастного оборота; словообразование деепричастий; | Сочинение «Рассказ на основе услышанного» Сочинение с элементами изложения | Выполнение тренировочных и тестовых упражнений, работа с учебником «Теория», конструирование предложений. Тест №3 «Деепричастие» |
Знать:
Уметь:
| ||||||
Предлог | Понятие о предлоге. Предлоги простые и производные. Правописание предлогов. Обобщение по теме «Предлог» | 12 2 1 3 2 | Контрольный диктант №2 по теме «Предлог» Анализ контрольного диктанта | Понятие о предлоге, производные и непроизводные предлоги, орфограмма «Гласная е на конце производных предлогов»; орфограмма «Пробел между частями производного предлога, образованного от имени существительного с предлогом» и «Отсутствие пробела в производных предлогах»; нормы использования производных предлогов. | Творческая работа, редактирование и конструирование предложений | Тестовое задание. Тест №4 «Предлог» |
Знать:
Уметь:
| ||||||
Союз | Понятие о союзе. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Правописание союзов. Повторение орфографии | 16 1 2 2 2 4 | Контрольный диктант №3 по теме «Союз» Анализ контрольного диктанта | Понятие о союзе как части речи; морфологический разбор союза. Значения сочинительных союзов; разряды и значения подчинительных союзов; сложноподчиненные предложения с придаточными, выражающими различные отношения, орфограмма «Отсутствие пробела в союзах», употребление союзов. | Сочинение «Отзыв о книге» | Самостоятельное изучение теоретического материала, элементы сопоставительного анализа текста. Тест №5 «Союз» |
Знать:
Уметь:
| ||||||
Частицы | Понятие о частицах. Роль частицы в предложении. Правописание частиц. Значение частиц Повторение орфографии Обобщение по теме «Частицы» Переход из самостоятельных частей речи в служебные | 23 1 1 8 1 1 1 1 | Грамматическая работа №1 по теме «Частицы» Анализ грамматической работы Словарно-орфографическая работа №1 Контрольный диктант №4 по теме «Частицы» Анализ контрольного диктанта | Понятие о частице как служебной части речи; семантика частиц, их функции в языке и речи, формообразующие частицы, понятие об отрицательной частице не и усилительной частице ни; орфограмма «Гласные е-и в частицах не и ни»; слитное и раздельное написание не; правописание частиц. | Изложение №1по теме «Частицы». Характеристика литературного героя. | Тестирование, конспектирование, анализ текста. Тест №6 «Частицы» |
Знать:
Уметь:
| ||||||
Междометие | Понятие о междометии Группы междометий Обобщение по теме «Междометия» Повторение орфографии Повторение пунктуации | 12 1 1 1 2 2 | Контрольное сочинение Анализ контрольного сочинения | Понятие о междометии, разряды междометий; морфологический разбор служебных частей речи и междометия. | Изложение №2 по теме «Междометие» | Составление плана, элементы сопоставительного анализа текста, опорные записи. |
Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных. Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их. | ||||||
Повторение изученного в 7 классе | Повторение фонетики, графики. Повторение морфологии. Повторение культуры речи. Повторение орфографии | 10 1 1 1 5 | Контрольное изложение №3 по теме «Морфология» Анализ контрольного изложения | Порядок морфологического разбора частей речи, основные понятия школьного курса русского языка; понятия, связанные с культурой речи, усвоением речевых норм в процессе изучения морфологических тем. ..Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание суффиксов в словах разных частей речи.(прилагательных, причастий, наречий) Правописание окончаний в словах разных частей речи.(прилагательных, причастий, глаголов) н и нн в словах разных частей речи.(прилагательных, отглагольных прилагательных, причастий, наречий) Правописание гласных после шипящих и ц. в наречиях Слитное и дефисное написание слов. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.( прилагательными, причастиями, деепричастиями, наречиями) Правописание наречий. Правописание предлогов, союзов, частиц. | Тестовое задание в формате ЕГЭ, выполнение морфологического разбора изученных частей речи, работа с таблицей. | |
Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений , речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами ( в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты, (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания ( как устно, так и письменно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся) .Грамотно и четко рассказывать о происшедших событиях, аргументировать свои выводы
Перечень учебно-методического обеспечения.
Печатные пособия.
Раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
Программно-методический комплекс «Русский язык. Средняя школа. 7 класс»
CD-ROM «Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка»
Литература, необходимая для овладения курса.
Для обучающегося
Учебники
Русский язык.Теория. 5-9 кл. /Под ред. Бабайцевой В.В- М.:Дрофа, 2008
Русский язык. Практика. 7 класс /Под ред.Пименовой С.Н.-М.: Дрофа, 2008
Русская речь. 7 класс /Никитина Е.И.-М.: Дрофа, 2008
Дополнительная
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985
- Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь
Для учителя
Обязательная
- Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
- Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
- М.В.Федорова. Уроки русского языка в 7 классе: 4-е изд.-М.:Просвещение 2007;
- Львова С.И. «Настольная книга учителя русского языка 5-11 классы»-М.: Эксмо, 2007
- Богданова Г.А. «Сборник диктантов по русскому языку: 5-9классы» - М.:2006
Дополнительная
- Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
Критерии оценивания
- Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Отметка "5" ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка диктантов
Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объём диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова).
К о н т р о л ь н ы й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е
д и к т а н т ы, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для к о н т р о л ь н ы х д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6 классе – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.
О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.
О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено более 4 грамматических ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.
При оценке контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а "4" ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а "2" ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
- описка (искажение звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);
- ошибка на правило, не изучаемое в школе;
- ошибка в переносе слова;
- ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
- ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:
• в исключениях из правил;
- в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
- в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
- в написании ы и и после приставок;
- в случаях трудного различения не и ни;
- в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
- при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся - это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну
3. Оценка сочинений и изложений
С о ч и н е н и я и и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200, в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.
Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия темы;
• правильность фактического материала;
• последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. Нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Оценка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
1 | 2 | 3 |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание работы излагается последовательно. 4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускаются: • 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические ошибки; • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки; • 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4» |
«3» | 1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста. 3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов | Допускаются: • 0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых); • 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки |
«2» | 1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических. |
«1» | Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. | Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок |
Данные нормы оценок даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
При оценке сочинения учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл.
Если объем сочинения в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ; 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка ( за содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения. Фактические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
- употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
- неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
- нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
- употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
- пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
- стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
- неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
- неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
- смешение лексики разных исторических эпох;
- употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
- бедность и однообразие синтаксических конструкций;
- нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
- стилистически неоправданное повторение слов;
- неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
- неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
- Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
ошибки нельзя воспринимать как орфографические. - Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
- Синтаксические
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
4. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления.
Первая и вторая работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестов
При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала
Баллы | Степень выполнения заданий |
1 | Менее чем на балл «2» |
2 | Выполнено не менее 20 % предложенных заданий |
3 | Выполнено не менее 30 % предложенных заданий |
4 | Выполнено не менее 40 % предложенных заданий |
5 | Выполнено не менее 50 % предложенных заданий |
6 | Выполнено не менее 60 % предложенных заданий |
7 | Выполнено не менее 70 % предложенных заданий |
8 | Выполнено не менее 80 % предложенных заданий |
9 | Выполнено не менее 90 % предложенных заданий |
10 | Выполнены все предложенные задания |
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом "2" и «1» с учетом работы над ошибками.
Развернутое тематическое планирование по русскому языку в 7 классе
№ урока | Содержание (тема урока) | Колич часов | Дата проведения | Использование ИКТ | примечания |
1 четверть | 31 | ||||
1 | Вводный урок. Русский литературный язык и его нормы. | 1 | |||
Повторение изученного в 5-6 классах | 9 | ||||
2 | Повторение лексики и орфографии | 1 | |||
3 | Повторение фонетики | 1 | |||
4 | Морфология. Окончания имён существительных. | 1 | тесты | ||
5 | Морфология. Окончания имён прилагательных. | 1 | |||
6 | Морфология. Окончания глаголов. | 1 | |||
7 | Проверочная работа. | 1 | CD-ROM . «Орфографический практикум» | ||
8 | Анализ проверочной работы. | 1 | Схемы предложений | ||
9 | Р.р. Подготовка к изложению, близкому к тексту | 1 | |||
10 | Р.р.Написание изложения. | 1 | |||
Причастие | 36 | ||||
11 | Понятие о причастии | 1 | Презентация темы | Схемы предложений | |
12 | Признаки прилагательного у причастия. | 1 | CD-ROM . «Орфографический практикум» | ||
13 | Признаки глагола у причастия. | 1 | |||
14 | Морфологические признаки причастия | 1 | |||
15 | Понятие о причастном обороте | 1 | Презентация темы | ||
16 | Причастный оборот | 1 | |||
17 | Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом | 1 | |||
18 | Причастный оборот, стоящий после определяемого слова | 1 | тесты | ||
19 | Р.р. Типы речи. Описание общего вида местности. | 1 | |||
20 | Р.р. Сочинение. | 1 | |||
21 | Правописание НЕ с причастиями | 1 | Презентация темы | ||
22 | Правописание НЕ с причастиями | 1 | |||
23 | Причастия действительные и страдательные | 1 | Презентация темы | ||
24 | Образование действительных причастий настоящего времени | 1 | |||
25 | Правописание действительных причастий настоящего времени | 1 | |||
26 | Образование страдательных причастий настоящего времени | 1 | |||
27 | Правописание страдательных причастий настоящего времени | 1 | |||
28 | Образование и правописание действительных причастий прошедшего времени | 1 | |||
29 | Образование и правописание страдательных причастий прошедшего времени | 1 | тесты | ||
30 | Р.р. Описание действий (трудовых процессов) | 1 | |||
31 | Р.р. Сочинение. | 1 | CD-ROM . «Искусство России» | ||
2 четверть | 32 | ||||
32 | Правописание гласных перед –Н- и –НН- | ||||
33 | Правописание гласных перед –Н- и –НН- | 1 | Алгоритмы, тесты | ||
34 | Повторение орфографии. Суффиксы причастий. | 1 | |||
35 | Диктант с гр. Заданием по теме «Причастие» | 1 | |||
36 | Анализ диктанта | 1 | |||
37 | Анализ сочинений | 1 | |||
38 | Краткие причастия | 1 | |||
39 | Краткие причастия | 1 | |||
40 | Правописание –НН- в причастиях | 1 | |||
41 | -Н- и –НН- в прилагательных и причастиях | 1 | |||
42 | Повторение орфографии. Орфограммы причастий. | 1 | CD-ROM . «Орфографический практикум» | ||
43 | Повторение Употребление причастных форм в речи. | 1 | |||
44 | Обобщение по теме «Причастие» | 1 | |||
45 | Проверочная работа по теме «Причастие» | 1 | карточки | ||
46 | Анализ проверочной работы | 1 | тесты | ||
Деепричастие | 18 | ||||
47 | Понятие о деепричастии | 1 | Презентация урока | ||
48 | Признаки глагола у деепричастия | 1 |
| ||
49 | Признаки наречия у деепричастия | 1 | |||
50 | Р.р. Описание действий (спорт) | 1 | схемы | ||
51 | Деепричастный оборот | 1 | тесты | ||
52 | Использование деепричастных оборотов в речи | 1 | |||
53 | Анализ домашних сочинений | 1 | |||
54 | Образование деепричастий | 1 | |||
55 | Повторение. Орфограммы деепричастий | 1 | |||
56 | Проверочная работа по теме «Деепричастие» | 1 | |||
57 | Анализ проверочной работы по теме «Деепричастие» | 1 | |||
58 | Р.р. Рассказ на основе услышанного. | 1 | таблица | ||
59 | Р.р. Сочинение с элементами изложения. | 1 | |||
60 | Переход слов из одних частей речи в другие | 1 | |||
61 | Повторение орфографии. Орфограммы-буквы. | 1 | CD-ROM . «Орфографический практикум» | ||
62 | Повторение орфографии. Орфограмма-пробел. | 1 | |||
63 | Повторение пунктуации. Однородные члены предложения. | 1 | Презентация урока | ||
3 четверть | 40 | ||||
64 | Повторение пунктуации. Сложное предложение | ||||
Служебные части речи | 1 | ||||
65 | Понятие о служебных частях речи | 1 | Презентация темы | ||
Предлог | 10 | ||||
66 | Понятие о предлоге | 1 | Презентация темы | ||
67 | Предлоги простые и производные | 1 | |||
68 | Правописание простых предлогов | 1 | |||
69 | Правописание производных предлогов | 1 | |||
70 | Правописание предлогов | 1 | |||
71 | Р.р. Рассказ на основе услышанного. | 1 | |||
72 | Повторение и обобщение по теме «Предлог» | 1 | |||
73 | К.р. Диктант с гр. Заданиями по теме «Предлог» | 1 | |||
74 | Анализ диктанта | 1 | |||
75 | Повторение. Орфограммы в корне. | 1 | CD-ROM . «Орфографический практикум» | ||
Союз | 16 | ||||
76 | Понятие о союзе | 1 | Презентация темы | ||
77 | Сочинительные союзы | 1 | |||
78 | Сочинительные союзы в предложениях | 1 | |||
79 | Подчинительные союзы | 1 | |||
80 | Подчинительные союзы, их значение | 1 | |||
81 | Правописание союзов | 1 | |||
82 | Р.р. Морфологические средства связи предложений в тексте. Союз. | 1 | |||
83 | Повторение изученного о союзе | 1 | |||
84 | Повторение орфографии. Орфограммы в окончаниях. | 1 | CD-ROM . «Орфографический практикум» | ||
85 | Повторение орфографии. Орфограммы в приставках. | 1 | |||
86 | Повторение пунктуации сложного предложения. | 1 | |||
87 | Повторение пунктуации при причастном обороте. | 1 | |||
88 | К.р. Диктант с гр. заданиями по теме «Союз» | 1 | |||
89 | Анализ диктанта | 1 | |||
90 | Р.р. Отзыв о книге. | 1 | |||
91 | Р.р. Сочинение. | 1 | |||
Частицы | 23 | ||||
92 | Понятие о частицах | 1 | Презентация темы | ||
93 | Роль частицы в предложении | 1 | |||
94 | Правописание частиц | 1 | |||
95 | Значения частиц | 1 | |||
96 | Правописание НЕ и НИ | 1 | таблица | ||
97 | Распознавание частиц НЕ и НИ | 1 | |||
98 | Правописание НЕ с существительными, прилагательными и глаголами | 1 | |||
99 | Р.р. Характеристика литературного героя. | 1 | |||
100 | Р.р. Изложение по теме «Частицы» | 1 | |||
101 | Правописание НЕ с причастиями и отглагольными прилагательными | 1 | |||
102 | Правописание НЕ с местоимениями | 1 | таблица | ||
103 | Повторение орфографии. Орфограммы в причастиях. | 1 | CD-ROM . «Орфографический практикум» | ||
4 четверть | 33 | ||||
104 | Контрольный диктант с гр. Заданиями по теме «Частицы» | 1 | |||
105 | Анализ диктанта | 1 | |||
106 | Словарно-орфографическая работа | 1 | |||
107 | Правописание НЕ и НИ | 1 | |||
108 | Устойчивые словосочетания с НИ | 1 | |||
109 | Р.р. Публицистический стиль речи. | 1 | |||
110 | Р.р. Интервью – жанр публицистики. | 1 | |||
111 | Повторение и обобщение по теме «Частицы» | 1 | |||
112 | Грамматическая работа по теме «Служебные части речи» | 1 | |||
113 | Анализ грамматической работы. | 1 | |||
114 | Переход слов из самостоятельных частей речи в служебные | 1 | |||
Междометие | 12 | ||||
115 | Понятие о междометии | 1 | |||
116 | Группы междометий | 1 | |||
117 | Обобщение по теме «Междометие» | 1 | |||
118 | Р.р. Использование междометий в речи | 1 | |||
119 | Повторение орфографии. Окончания существительных и глаголов. | 1 | |||
120 | Повторение орфографии. Окончания прилагательных и причастий | 1 | CD-ROM . «Орфографический практикум» | ||
121 | Повторение пунктуации. Причастный и деепричастный оборот оборот. | 1 | |||
122 | Повторение пунктуации. Простое и сложное предложение. | 1 | |||
123 | Р.р.Контрольное сочинение | 1 | |||
124 | Р.р. Изложение по теме «Междометие» | 1 | |||
125 | Р.р. Написание изложения. | 1 | |||
126 | Анализ сочинений. | 1 | |||
Повторение изученного в 7 классе | 10 | ||||
127 | Повторение фонетики, графики. | 1 | |||
128 | Повторение морфологии. | 1 | |||
129 | Повторение орфографии. | 1 | |||
130 | Повторение культуры речи. | 1 | |||
131 | Р.р. Контрольное изложение по теме «Морфология» | 1 | |||
132 | Р.р. Написание изложения. | 1 | |||
133 | Повторение. Орфограммы корня. | 1 | |||
134 | Орфограммы в суффиксах | 1 | |||
135 | Орфограммы в приставках. | 1 | |||
136 | Орфограммы окончаний. | 1 | |||
Итого | 136 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...