Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году: материал содержит полный список изобразительно-выразительных средств художественной речи: тропы, фигуры речи, звуковые средства выразительности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году
Средства художественной выразительности речи (задание № 26- 4 балла)
- Тропы – слова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания художественного образа.
Аллегория- ( иносказание: осёл - глупый человек, лиса- хитрый), выражение отвлечённого понятия или идеи при помощи конкретного образа, помещённого в определённый сюжет, ситуацию. Своё классическое выражение аллегория находит в басне, где действуют животные или предметы, но бичуются человеческие пороки, недостатки. Может быть аллегоричным афоризм: ( Если на клетке слона прочтёшь ты подпись « Буйвол», не верь глазам своим.) Использование антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был слаб телом, но силён духом.
Антонимы- разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению ( добрый – злой).
Антономаси́я, антономазия— троп, выражающийся в замене названия или имени указанием какой-нибудь существенной особенности предмета или отношения его к чему-либо. Латинское по происхождению название для того же поэтического тропа или, в иной перспективе, риторической фигуреСодержание
Пример замены на существенную особенность предмета: «наше всё» вместо «Пушкин». Пример замены на указание отношения: «автор „Войны и мира“» вместо «Толстой»; «Пелеев сын» вместо «Ахилл». Особенно часто употреблялась в скандинавской скальдической поэзии (см. кеннинги): «мать грозы великанов» — Фригг (мать Тора).
Кроме того, антономасией называется также замена нарицательного имени собственным (употребление собственного имени в значении нарицательного). Антономасия и в том, и в другом случае является особым видом метонимии. Примеры: «Эскулап» вместо «врач»:
Анадиплосис — последнее слово или фраза первой части отрезка речи повторяется в начале следующей части:
…откуда придет помощь моя.
Помощь моя от Господа…
Гипербола – художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления:
В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский)
Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В. Маяковский)
Диалектизмы — выражения или способы речи, употребляемые людьми той или иной местности.
Примеры : Хутор, поребрик
Шаурма (Москва) - Шаверма (Санкт-Петербург)
Подъезд (Москва) - Парадная (Санкт-Петербург)
Бордюр (Москва) - Поребрик (Санкт-Петербург)
Индивидуальные авторские неологизмы ( слова, «придуманные» автором)- с их помощью автор создаёт определённые художественные эффекты, выражают свой взгляд на тему или проблему : Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счёт прав других. (А Солженицын.)
Ирония – прием, когда слово или выражение обретет в тексте значение, противоположное буквальному или подвергающее его сомнению: Отколе, умная, бредешь ты, голова (И. Крылов) (при обращении к ослу).
Использование литературных образов- помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ
( Григорий, был, видимо, родной брат Илюше Обломову».)
Каламбур – игра слов, использование многозначности, омонимии или звукового сходства слов с целью достижения комического эффекта:
Чуть пробуждается народ,/сейчас дают ему уставы,/кричат: »Закройте-ка уста вы!»/ и вмиг кладут печать на рот. (К. Фофанов)
Контекстные ( контекстуальные) антонимы- слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце- лёд и пламень- вот основное, что отличало этого героя.
Контекстные синонимы - это слова, являющиеся синонимами только в данном контексте.
Например:
Я долго смотрел сквозь окно, сквозь это стеклянное око.
Слова "окно" и "стеклянное око" являются контекстными синонимами.
Литота – прием, основанный на чрезмерном преуменьшении свойств изображаемого предмета или явления:
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
(А. Грибоедов) Многие фразеологизмы также основаны на литоте: капля в море, кот наплакал, глоток воды, рукой подать, ни гроша, ни капли
Метафора – слово или выражение, употребленное в переносном значении. В основе переноса наименования лежит сходство предметов или явлений по какому-либо признаку: Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней… (М. Горький); Барка жизни встала/ На большой мели (А. Блок); Пожаром зари/сожжено и раздвинуто бледное небо (А. Блок). В основе метафоры лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов, поэтому метафору называют скрытым сравнением.
Метонимия – перенос наименования, в основе которого лежит смежность предметов, понятий, различная связь между ними. Такая связь может возникнуть:
- между содержимым и содержащим: Я три тарелки съел (И. Крылов)
- между автором и его произведением: Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (А. Пушкин); Траурный Шопен громыхал у заката (М. Светлов)
- между действием или его результатом и орудием этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам (А. Пушкин)
- между предметом и материалом, из которого предмет сделан: Янтарь в устах его дымился (А. Пушкин); Фарфор и бронза на столе (А. Пушкин)
- между местом действия и людьми, находящимися в этом месте: Театр уж полон. Ложи блещут; партер и кресла – все кипит (А. Пушкин); Ликует буйный Рим
(М. Лермонтов)
6. часть вместо целого, например, деталь внешности или одежды вместо наименования человека: Серые шлемы с красной звездой белой ораве крикнули: «Стой!» (В. Маяковский); Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин)
Омо́нимы — разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию единицы языка (слова, морфемы и др.).
Классификация
Омонимы полные (абсолютные) — омонимы, у которых совпадает вся система форм. Например, наряд (одежда) — наряд (распоряжение), горн (кузнечный) — горн (духовой инструмент).
Омонимы частичные — омонимы, у которых совпадают не все формы. Например, ласка (животное) и ласка (проявление нежности) расходятся в форме родительного падежа множественного числа (ласок — ласк).
Омонимы грамматические, или омоформы — слова, совпадающие лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Например, числительное три и глагол три совпадают лишь в двух формах (к трём — мы трём).
Оксюморон – прием соединения слов, обозначающих обычно несовместимые понятия: Но красоты их безобразной / Я скоро таинство постиг (М. Лермонтов); Есть тоска веселая в алостях зари (С. Есенин);
Олицетворение – разновидность метафоры, присвоение предметам неживой природы или отвлеченным понятиям свойств живых существ: К ней прилегли в опочивальне ее сиделка – тишина (А. Блок); И цветущие кисти черемух/Мыли листьями раму фрамуг (Б.Пастернак)
Омофо́ны, фонетическая двусмысленность, фонетические омонимы (греч. ὁμός — одинаковый + φωνή — звук) — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.
Примеры в русском языке: порог — порок — парок, луг — лук, плод — плот, туш — тушь, падёж — падёшь, бал — балл, косный — костный, предать — придать, эмитировать — имитировать.
Перифраза – описательный оборот речи, применяемый для замены слова или группы слов, с тем чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность. Обычно такой оборот содержит описание существенных признаков лица, предмета или явления: царь зверей (вместо лев), Страна восходящего солнца (вместо Япония), певец Гяура и Жуана (вместо Байрон), наши меньшие братья (животные), город на Неве ( Санкт- Петербург).
Повтор-прием в художественной речи, заключающийся в повторении одинаковых звуков или их сочетаний в известной последовательности. Звуковые повторы.
Развёрнутое сравнение – В развёрнутом сравнении устанавливается сходство двух явлений при отсутствии в них тождества:
То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит,
То моё сердечко стонет,
Как осенний лист дрожит.
В развёрнутом сравнении надо различать два его члена, два сопоставленных образа: один – основной по своему значению, создаваемый развитием повествования; другой – вспомогательный, привлекаемый для сравнения (моё сердечко – основной член сравнения, а ветер, дубравушка, лист – вспомогательные образы).
Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: «Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими — их приходится выбрасывать, даже не попробовав».
Специальная лексика – это слова и словосочетания, которые называют предметы и понятия, относящиеся к различным сферам трудовой деятельности человека, и не являются общеупотребительными. В специальную лексику входят термины (орфограмма) и профессионализмы (скальпель).
Старославянизмы - это слова и части слов, пришедшие из старославянского языка ( древнейшего языка славян )
В современном тексте их можно различить по следующим признакам:
1) неполногласные сочетания с фонетической стороны: ра, ла, ре, на месте русских оро, оло, ере, (град, здравый, глава, брег);
2) сочетанием жд, соответствующим русскому ж: хождение (хожу), чуждый (чужой);
3) приставки: воз-, пре-, низ-, пред-, чрез- (воздать, презирать, низвергнуть, предпочитать, чрезмерный);
4) суффиксы: ейш, им, ом, ущ, енн (добрейший, гонимый, ведомый, грядущий, благословенный ).
Сино́нимы (в лингвистике) — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы), но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение: некрасивый-страшный
Сарказм – суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая степень иронии: Ты уснешь, окружен попечением/Дорогой и любимой семьи/Ждущей смерти твоей с нетерпением (Н. Некрасов)
Синекдоха – разновидность метонимии, троп, состоящий в употреблении части вместо целого или целого вместо части. Обычно в синекдохе употребляются:
- единственное число вместо множественного: И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М. Лермонтов)
- множественное число вместо единственного: Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин)
- родовое название вместо видового и наоборот: Ну что ж, садись, светило (т.е. солнце) (В. Маяковский); Пуще всего береги копейку (т.е. деньги)(Н. Гоголь)
Сравнение – уподобление изображаемого явления другому по какому-либо общему признаку с целью выявить в объекте сравнения новые важные свойства: На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова)
Фразеологи́зм (фразеологический оборот, фразе́ма) — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной лексемы (словарной единицы). Часто фразеологизм остаётся достоянием только одного языка; исключением являются так называемые фразеологические кальки.
Авгиевы конюшни- Разгреби сначала эти авгиевы конюшни, а там и гулять пойдешь. Значение. Захламленное, загрязненное место, где все в полном беспорядке.
Устаревшая лексика: историзмы и архаизмы.
Типы архаизмов.
По степени устарелости:
1. понятные большинству носителей: царь, боярин, оный, воевода, поведать, очи и тп.
2. малопонятные без обращения к словарям (тук – жир, скора – шкура, одрина - спальня). Многие сохранились в устойчивых сочетаниях – бить челом, беречь как зеницу ока, а также в составе некоторых непроизводных слов – говядо – скот (говядина), худок – искусный (художник) и др.
Архаизмы – устаревшие название современных предметов, вытесненные синонимами из состава активной лексики – сей – этот, гонитель – преследователь, уста – губы, вежды – веки, зерцало – зеркало:
1. фонетические – воксал – вокзал, роп – укроп, пиит – поэт, нумер – номер
2. акцентологические – эпигрАф – эпИграф, музЫка – мУзыка, призрАк – прИзрак.
3. морфологические – рояль (ж.р. вм. совр. м.р.), лебедь (жр вм совр мр).
4. словообразовательные – нервический-нервный, блезкость – близость, рыбарь – рыбак.
5. собственно лексические – зане – потому что, всуе – напрасно, ретирада – отступление, тать – разбойник, вор.
6. семантические – наблюдать в значении «соблюдать», позор в значении «зрелища», присутствие – «учреждение» и др.
Устаревшими становятся не только исконно рус слова, но и заимствованные (вояж – путешествие, виват – да здравствует). Архаизмы используются в ЯХЛ для стилизации старинной речи, создания исторического речевого колорита. Придают торжественный характер.
Историзмы – вышли из употребления в связи с тем, что из жизни ушли обозначаемые ими предметы или явления – латы, кафтан, лапти, помещик, князь, опричник, редут. Синонимов в современном языке нет, особенно интенсивно переход в историзмы проходит в период переустройства или ломки общественных отношений: в русском языке – историзмы сов периода, продналог, нэп, рабфак, ликбез, кулак, буденовец. Используются в ЯХЛ для создания колорита исторической эпохи.
Эпитет – образное определение предмета, явления. Эпитет отличается от простого сравнения художественной выразительностью, он передает чувство автора к изображаемому предмету, создает живое, яркое представление о нем: Вечером синим, вечером лунным/был я когда-то красивым и юным./Неудержимо, неповторимо/все пролетело … далече…мимо …(С. Есенин)
Эмоционально-оценочная лексика — лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки: дождичек, беленький и т.п. Слова с эмоциональной окраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно приподнятый и др
Многие слова не только называют понятия, но и отражают отношение к ним говорящего. Например, восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным. Эти прилагательные эмоционально окрашены: заключенная в них положительная оценка отличает их от стилистически нейтрального слова белый. Эмоциональная окраска слова может выразить и отрицательную оценку называемого понятия (белобрысый). Поэтому эмоциональную лексику называют оценочной (эмоционально-оценочной). Однако следует заметить, что понятия эмоциональные слова (например, междометия) не содержат оценки; в то же время слова, в которых оценка составляет само их лексическое значение (причем оценка не эмоциональная, а интеллектуальная), не относятся к эмоциональной лексике (плохой, хороший, гнев, радость, любить, одобрять).
- Фигуры речи
Фигуры – особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи.
Авторская пунктуация- это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчёркивает или противопоставление ( Рождённый ползать- летать не может), либо особо выделяет вторую после знака часть ( Любовь- главнее всех).
Аллю́зия — стилистическая фигура, содержащая явное указание или отчётливый намёк на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закреплённый в текстовой культуре или в разговорной речи. Например, библейские аллюзии или библеизмы - это отсылки к сюжетам и персонажам Священного Писания. Так, фраза «Я умываю руки» отсылает к реплике Понтия Пилата, отказавшегося спасти Иисуса от смерти.
Аллюзии могут быть серьезными, а могут быть ироническими или сатирическими. Автор может использовать политические, исторические, общекультурные отсылки.
Иногда в аллюзии используется игра слов. Например, статья о Давосском экономическом форуме в газете называется «Давос и ныне там». Это намек на бессмысленность мероприятия, отсылка к строчке «Да только воз и ныне там» из басни Крылова «Лебедь, щука и рак».
Анафора – повторение слов или фраз в начале смежных высказываний: Жди меня, и я вернусь/только очень жди… Жди, когда наводят грусть/желтые дожди/жди, когда снега метут …(К. Симонов)
Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов: Ты и убогая,/ Ты и могучая, /Матушка Русь!
(Н. Некрасов)
Асиндетон (бессоюзие)–построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов; фигура, придающая речи динамичность, насыщенность: Швед, русский колет, рубит, режет./ Бой барабанный, клики, скрежет..(А. Пушкин)
Градация – последовательное расположение слов и частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения: Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени (Л. Толстой); Присягаю ленинским ранам,/первым разоренным очагам:/Не сломлюсь, не дрогну, не устану,/ни крупицы не прощу врагам
(О. Бергольц)
Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный, прямой порядок с целью усилить выразительность речи: Дар напрасный, дар случайный,/жизнь, зачем ты мне дана? (А. Пушкин)
Композиционный стык (подхват) – повтор, когда новый фрагмент текста начинается с того же, чем оканчивается предыдущий: Придет оно, большое, как глоток, - Глоток воды во время зноя летнего
(Р. Рождественский)
Полисиндетон ( многосоюзие) – повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно в положении анафоры: И блеск, и тень, и говор волн (А. Пушкин)
Параллелизм–параллельное расположение структурных элементов в двух-трех смежных высказываниях. Фигура, основанная на одинаковом синтаксическом построении предложений: Ах, кабы не цветы да не морозы,/и зимой бы цветы расцвели;/Ох, кабы на меня да не кручина,/ни о чем-то бы я не тужила (народная песня). Художественный эффект часто усиливается лексическим повтором: Гляжу на будущность с боязнью,/Гляжу на прошлое с тоской.
(М. Лермонтов)
Парцелляция – прием, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь. Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах (М. Зощенко).
Повтор- сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.
Присоединительные конструкции- построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от неё длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слёзы. И горечь утрат.
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, утверждение или отрицание, выраженное в форме вопросительного предложения: Доколе, счастье, ты венцами/ злодеев будешь украшать? (М. Ломоносов); Богатство хорошо иметь;/но должно ль им кому гордиться сметь? (А. Сумароков).
Риторическое восклицание – восклицательное предложение, выполняющее роль эмоционального усиления: То было в утро наших лет - /О счастье! О слезы!/ О лес! О жизнь! О солнца свет!/ О свежий дух березы! (А. Толстой) Чаще всего риторические восклицания оформлены в виде риторических обращений, которые направлены не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения: Черная, потом пропахшая выть!/ Как мне тебя не ласкать, не любить? (С. Есенин).
Риторическое обращение- эмоционально окрашенное предложение, адресованное неодушевлённому предмету, понятию, отсутствующему лицу: А ты всё та ж, моя страна.
Синтаксический параллелизм - одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать- это начало всех начал. Мать- это чудо земное. Мать- это слово святое.
Симплока — сочетание анафоры и эпифоры, то есть лексический повтор в начале и конце отрезков речи:
Август — астры,
Август — звезды,
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!
Умолчание- пропуск, как и эллипсис, но многозначительный пропуск того, что важно, неоднозначно. Это намёк и обращение к читателю с предложением догадаться. Часто умолчание на письме обозначается с помощью отточия ( многоточия ) ( Но слушай: если я должна тебе: кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена...)
Эллипсис-(неполные предложения) опущение каких-либо членов предложения, компонентов высказывания, общее значение которых понятно из контекста, с целью выделения оставшихся слов: Мы сёла- в пепел, грады- в прах, мечи- в серпы и плуги. ( В. Жуковский).
Эпифора – повторение слов или фраз в конце смежных высказываний: Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что (Омар Хайям)
- Выразительные средства фонетики
Аллитерация – повторение согласных, создающих звуковой образ: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом (А. Пушкин); Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь (И. Северянин)
Ассонанс – повторение одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным./ Думаю думу свою (Н. Некрасов)
Звукоподражание – передача слуховых впечатления словами, напоминающими звучание природных явлений или звуки, издаваемые животными: Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шумят камыши
(К. Бальмонт)
Цели использования изобразительных средств в тексте
Риторические вопросы, восклицания | Создают эмоциональный пафос текста, передают взволнованность речи автора, различные его чувства |
Синтаксический параллелизм | Помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чем пишет |
Лексические повторы | Акцентируют внимание читателя на наиболее значимых для автора словах и понятиях |
инверсия | Помогает выделить главное слово, понятие; средство создания эмоциональности речи |
антитеза | Может служить средством создания контрастных образов, эмоционального состояния человека, его чувств … |
оксюморон | Подчеркивает внутренний конфликт или противоречие |
бессоюзие | Придает впечатление быстрой смены событий или картин |
Авторская пунктуация | Служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения |
олицетворение | Раскрывает наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления |
Обособленные определения | Создают описательный образ предмета, явления, позволяют наглядно их представить. Могут выражать эмоциональное отношение автора к изображаемому |
Оценочная лексика | Яркое средство передачи авторского отношения к изображаемому |
парцелляция | Усиливает смысловые и эмоциональные оттенки чувств, событий |
гипербола | Средство авторского видения образа, явления |
Задания для самопроверки
Определите средства художественной выразительности
- Шутила зрелость, пела юность. (А. Твардовский)
- Литейный залили блузы и кепки. (В. Маяковский)
- Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н. Гоголь)
- А в двери бушлаты, шинели, тулупы (В. Маяковский)
- Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но. к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля (Н. Гоголь)
- Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (А.Пушкин)
- Весной, что внуки малые,/С румяным солнцем-дедушкой/Играют облака. (Н. Некрасов)
- Его (сонета) игру любил творец Макбета (А. Пушкин)
- Голова Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх. (Н. Гоголь)
- Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория (М. Шолохов)
- Сквозь волнистые туманы пробирается луна./На печальные поляны льет печально свет она. (А. Пушкин)
- Золотою лягушкой луна/ Распласталась на тихой воде (С. Есенин )
- Я теперь скупее стал в желаньях,/Жизнь моя, иль ты приснилась мне?/Словно я весенней гулкой ранью/Проскакал на розовом коне (С. Есенин)
- Нарядней модного паркета блистает речка, льдом одета (А. Пушкин)
- Природой здесь нам суждено/В Европу прорубить окно. (А. Пушкин)
- Мы открывали Маркса каждый том,/Как в доме собственном мы открываем ставни (В. Маяковский)
- Догорит золотистым пламенем/Из телесного воска свеча,/И луны часы деревянные/Прохрипят мой двенадцатый час. (С. Есенин)
- Не ветер бушует над бором,/Не с гор побежали ручьи,/Мороз-воевода дозором/ Обходит владенья свои. (Н. Некрасов)
- «Это верно, что дорого», - вздыхают рыжие панталоны (А. Чехов)
- Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (А. Чехов)
- … И жаль зимы-старухи,/И, проводив ее блинами и вином,/Поминки ей творим мороженым и льдом (А. Пушкин)
- Зеленая прическа,/ Девическая грудь./ О тонкая березка,/ Что загляделась в пруд? (С. Есенин)
- У Ивана Никифоровича … шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. (Н. Гоголь)
- На восток, сквозь дым и копоть,/ Из одной тюрьмы глухой/ По домам идет Европа,/ Пух перин над ней пургой
(А. Твардовский)
- Телеграф охрип от траурного гуда./ Слезы снега с флажьих покрасневших век. (В. Маяковский)
- Много за жизнь повымел Вилли - / одних пылинок целый лес. (В. Маяковский)
- Меж тем как сельские циклопы/ Перед медлительным огнем/Российским лечат молотком/ Изделье легкое Европы,/Благословляя колеи и рвы отеческой земли (А. Пушкин)
Ответы
1. Шутила зрелость, пела юность. (олицетворение)
2.Литейный залили блузы и кепки. (метонимия)
3.Редкая птица (эпитет)долетит до середины Днепра. (гипербола)
4.А в двери бушлаты, шинели, тулупы (метонимия)
5.Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; (литота) другой имеет рот величиною в арку главного штаба, (гипербола)но, увы, должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля 6.Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (эпитет).Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. (олицетворение)
7.Весной, что внуки малые,(сравнение)/С румяным(эпитет) солнцем-дедушкой (эпитет)/Играют облака. (олицетворение)
8.Его (сонета) игру любил творец Макбета (т.е.Шекспир) (перифраза)
9.Голова Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх(сравнение)
10.Как выжженная палами степь,(сравнение) черна стала жизнь (метафора)Григория
11.Сквозь волнистые (эпитет) туманы пробирается луна. (олицетворение)/На печальные (эпитет) поляны льет печально свет она.
12.Золотою (эпитет) лягушкой (сравнение) луна
Распласталась на тихой (эпитет) воде (олицетворение)
13. Я теперь скупее стал в желаньях,/Жизнь моя, иль ты приснилась мне?/Словно я весенней гулкой (эпитет) ранью Проскакал на розовом (эпитет) коне (метафора).
14.Нарядней модного (эпитет) паркета (сравнение) блистает речка, (олицетворение)льдом одета.
15.Природой здесь нам суждено/В Европу прорубить окно . (метафора).
16.Мы открывали Маркса каждый том,/Как в доме собственном мы открываем ставни (сравнение).
17.Догорит золотистым (эпитет) пламенем/Из телесного (эпитет) воска свеча,/И луны часы. Деревянные (эпитет)/Прохрипят (олицетворение) мой двенадцатый час.(все предложения – развернутая метафора)
18.Не ветер бушует над бором,/Не с гор побежали ручьи, (отрицательное сравнение)/Мороз-воевода (сравнение) дозором/ Обходит владенья свои.(олицетворение).
19.«Это верно, что дорого»,- вздыхают рыжие панталоны (метонимия).
20.Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас (гипербола).
21.… И жаль зимы-старухи, (эпитет)/И, проводив ее блинами и вином,/Поминки ей творим мороженым и льдом (развернутая метафора).
22.Зеленая прическа,/ Девическая грудь./ О тонкая березка,/ Что загляделась в пруд? (метафора, олицетворение)
23.У Ивана Никифоровича … шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. (гипербола)
24.На восток, сквозь дым и копоть,/ Из одной тюрьмы глухой (метафора, эпитет)/ По домам идет Европа,(синекдоха)/ Пух перин над ней пургой (сравнение).
25.Телеграф охрип (олицетворение) от траурного (эпитет) гуда./ Слезы снега с флажьих покрасневших век. ( метафора)
26.Много за жизнь повымел Вилли - / одних пылинок целый лес. ( гипербола)
27.Меж тем как сельские циклопы (перифраза = кузнецы)/ Перед медлительным (эпитет) огнем/Российским лечат (метафора) молотком/ Изделье легкое Европы, (перифраза = коляска) / Благословляя колеи и рвы отеческой земли (вся фраза - ирония).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система подготовки к выполнению задания С (ЕГЭ по русскому языку)
Подготовка к выполнению задания С. (русский язык, 11 класс)...

Анализ результатов выполнения контрольных работ по русскому языку на 2019-2020 уч.год
Таблица для проведения мониторинга контрольных работ по русскому языку в 5-9 классах...
Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна
Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год (по ФГОС) 10 класс коррекционной школы.
Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языкуМ.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&ra...

Рабочая программа по русскому языку на 2019-2020 учебный год, 9 класс (по ФГОС) коррекционной школы.
Данная программа составлена на основе учебной программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, изданной издательством «Просвещение&r...
Рабочая программа по предмету "Русский язык" на 2019-2020 учебный год для 5 класса вариант 1.2
Программа предназначена для обучающихся 5 класса с нарушениями речи...

Индивидуальный план подготовки учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку в 2024-2025 учебном году
Индивидуальный план подготовки учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку в 2024-2025 учебном году...