Проектная деятельность по теме "Словообразование. Занимательно о серьёзном""
творческая работа учащегося по русскому языку по теме
Предлагаемый материал проектной деятельности на уроках русского языка по теме "Словообразование. Занимательно о серьёзном" содержит этапы работы над проектом, а также работы учащихся : презентация "Многообразие загадок", буклет "Загадки - шарадки и не только..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyublyu_obychnye_slova.ppt | 311 КБ |
mnogoobrazie_zagadok.ppt | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основной вопрос: Должна ли игра присутствовать на уроках русского языка? Вопрос учебной темы: Мир слов можно назвать волшебным? Учебный предмет: русский язык. Участники: учащиеся 5-8 классов.
Дидактическая цель проекта Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка посредством внедрения игровых технологий.
Методические задачи Научить учащихся любить и чувствовать слово; формировать умения рассуждать и доказывать. Развивать познавательный интерес к предмету, логику, мышление, речь, умственные способности, память. Воспитывать внимательное отношение к слову, к русскому языку.
Темы самостоятельных исследований Многообразие загадок. Загадки - шарадки. И не только… Морфемные модели слов и…пуськи бятые. Слова и числа. Результаты представления исследований: презентация – фотоальбом, буклет.
Этапы и сроки проведения проекта « Мозговой штурм» ( формулирование тем исследований учеников ) – 1 урок,15 минут. Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – 1урок, 20 минут. Выбор творческого названия проекта – 2 урок, 15 минут. Обсуждение плана работы учащихся – 2 урок, 20 минут.
Этапы и сроки проведения проекта Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе – 7 урок, 20 минут. Защита полученных результатов и выводов – 8 урок, 25 минут.
Этапы и сроки проведения проекта Обсуждение со школьниками возможных источников информации – 3 урок, 10 минут. Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе – 3 урок, 15 минут. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий – 4,5,6 уроки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Люблю обычные слова как неизведанные страны. ( Д. Самойлов ) Волшебный мир слов волнует нас своими загадками. Не потому ли он так притягивает нас своими тайнами и секретами? Загадка-изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.
Роль загадки Развивает логическое и нестандартное мышление, остроту ума и сообразительность. Формирует умение рассуждать и доказывать. Учит видеть прекрасное. Открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях.
Виды загадок Шарады Логогрифы Анаграммы Метаграммы Омонимы и омографы
шарады Первые шарады появились в 6 веке у Симфосия – « Загадки». С 18 века они вошли в моду у французов. Российская история этих затей началась также в 18 веке. Шарада – это загадка, составленная в стихах. Первое – нота, Второе – тоже. А в целом – На горох похоже.
Логогрифы Логогриф появился в Древнем мире. В российской поэзии он встречается с 19 века у Л. Н. Трефолёва. Логогриф – загадка, в которой новые слова образуются в результате прибавления или убавления одной буквы или слога. С буквой « Р» - Подземный житель, Без неё – мышей любитель.
Анаграммы Изобретателем анаграммы считают Ликофрона из Древней Греции ( 3 век до н. э. ). В России впервые использовал свойства анаграммы поэт и дипломат А. Д. Кантемир ( 18 век ). Анаграмма – загадка, в которой при перестановке слогов и букв, а также при чтении справа налево слово приобретает новое значение. Кто по воде так быстро мчится? Найди название ему. Прочти иначе – превратится Он в детский лагерь, что в Крыму.
Метаграммы Первую метаграмму 29 марта 1879 года поместил в журнале « Ярмарка тщеславия» английский писатель, математик и логик Л. Кэрролл, написавший популярные сказки « Алиса в стране чудес» и « В Зазеркалье». Метаграмма – это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. С буквой « З» - оно блестит, В сейфах банковских лежит. С буквой « Б» - гнилое место, Там земля, как будто тесто.
Омонимы и омографы Омонимы широко применялись во Франции в 18 веке при составлении каламбуров. В Германии использовались как стихотворения. На русском языке омоним впервые появился в 1819 году в журнале « Благонамеренный». Омограф – загадка, в которой задуманными являются слова, совпадающие по написанию, но разные в сущности. Я – сборник карт. От ударенья Зависят два моих значенья: Захочешь – превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я.
Литература Шмаков С.А. Игры – потехи забавы – утехи. – Липецк « Ориус», 1994. Филипченко М.П. Загадки – шарадки И не только…- Волгоград « Учитель»,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Режим - это серьёзно.
Современные дети испытывают в школе огромную нагрузку. Новые предметы, интенсивная школьная программа, внеклассные занятия, все это может негативно сказаться на здоровье ребенка. Конечно, успеть...
Программа учебного курса « Серьёзный и занимательный синтаксис» для 8 класса
Программа учебного курса « Серьёзный и занимательный синтаксис» для 8 класса - новая модель современного школьного курса, которая построена в основном на углубленном изучении с...
Проектная работа "Положительные и отрицательные числа", Занимательная математика. Отчеты.
Отчет Смирновой Марины Ученицы 6А классаРеферат на тему «Числа в загадках ,картинках ,сказках и пословицах»....
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА» В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Проектная деятельность в образовательной робототехнике....
проектная работа " Занимательная география"
Внеурочная деятельность – основная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА»
Предназначена для обучающихся 5 класса...
Проектная деятельность "Занимательная математика"
Интересная возможность совершенствоваться, развить и продемонстрировать свои интеллектуальные и творческие способности....