Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по теме: "Обобщающее повторение орфоэпии и лексики"
презентация к уроку русского языка (11 класс) по теме
Данная разработка содержит презентацию и методическую рекомендацию к уроку по повторению лексики и орфоэпии. Поможет учителю при подготовке к ЕГЭ по заданиям А2, А11, А30.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 106.5 КБ |
razdatochnyy_material.doc | 50.5 КБ |
prezentaciya_k_uroku.ppt | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
УРОК (МАСТЕР-КЛАСС) РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
Тема урока: «Обобщающее повторение орфоэпии и лексики».
Цель урока:
систематизировать объемный теоретический материал по данным темам, повторение орфоэпических норм, пополнение лексического запаса.
Задачи учебного занятия: повторить и углубить знания учащихся по теме, организуя работу в парах, фронтальную беседу; с помощью выполнения практических заданий корректировать пробелы в ЗУН учащихся; повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; с помощью тестовых заданий выявить типичные ошибки, связанные с нарушением орфоэпических и лексических норм с целью планирования дальнейшей работы по теме; подготовка учащихся к ЕГЭ.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, учебник (Власенков А.И.. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 350 с.).
- Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. С начала этого учебного года мы с вами начали готовиться к ЕГЭ. Сегодня первое предложение темы нашего урока так и сформулировано – «Подготовка к ЕГЭ». Откройте тетради, оформите необходимые записи.
Слайд 1.
- Проблемная ситуация.
Слайд 1. Посмотрите на экран. На слайде представлены слова. Подумайте, можно ли их использовать при составлении задания в части А ЕГЭ, которое звучит так:
В каком слове верно выделена буква, обозначающая
ударный гласный звук?
Слова: ледник, парить, рефлекторный, наголо, видение, проклятый, хоры, языковая.
Предполагаемый ответ: Данные слова нельзя использовать при составлении задания А-1, так как их произнесение зависит от контекста.
Слайд 2.
леднИк (в горах) — лЕдник (погреб); пАрить (репу) — парИть (в облаках); рефлЕкторный (от рефлектор) — рефлектОрный (от рефлекс); наголО (держать шашки) — нАголо (остричь); видЕние (призрак) — вИдение (точка зрения); проклЯтый (ненавистный) — прОклятый (подвергшийся проклятью); хорЫ (балкон в верхней части зала) — хОры (певческие коллективы); языковАя (подготовка) — языкОвая (колбаса).
- Переход к теме урока. Постановка цели.
- Как называются подобные слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию и значению? (разновидность омонимии - омографы). Мы убедились в том, что от значения слово может зависеть его произношение. Выполнение данного задания позволило нам убедиться в тесной связи двух разделов науки о языке. Назовите их, дав им определение.
Предполагаемый ответ: Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения.
Лексика – раздел языкознания, изучающий словарный запас. Слайд 3.
- Итак, сегодня на уроке мы должны повторить нормы произношения и отдельные сведения из Лексики, а также пополнить свои знания по данным разделам, что поможет нам научиться выполнять задания ЕГЭ. Но самое главное - каждый из вас должен понять, для чего нам необходимы эти сведения из орфоэпии и лексики. Запишем второе предложение темы урока: «Обобщающее повторение орфоэпии, лексики». Слайд 4.
- Работа с теоретическим материалом.
- Вспомните и назовите основное понятие орфоэпии. Слайд 5.
Словесное ударение - это выделение какого –либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания.
- Назовите особенности русского словесного ударения.
Особенности русского словесного ударения: свободное, разноместное, подвижное.
Норма произношения – принятые в общественной языковой практике правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов. Современное русское литературное произношение начало складываться в 18 веке на основе устной речи Москвы. К 19 веку московское произношение стало образцовым.
Слайд 6.
-Для чего нужны нормы произношения?
Предполагаемый ответ:
Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические - нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.
- Мотивация.
Как вы думаете, для выполнения каких заданий ЕГЭ необходимо знание орфоэпических норм?
А-1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая
ударный гласный звук? Слайд 8.
- Повторение орфоэпических норм. Слайды 9- 10.
Задание №1. (учащиеся работают с раздаточным материалом № 1 в паре)
- Поставьте ударение в выделенных словах.
- Прочитайте вслух.
- Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.
4.Какое из слов имеет устаревший вариант произношения?
.
Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва, 2000 год
Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении. |
Проверим: Слайд 11.
Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компрометировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении. |
- Вариативное ударение допускается в словах подростковый и катарсис.
Подростковый – пять лет назад разрешалось только подростковый, сегодня Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва, 2000 год рекомендует подростковый. В слове катарсис Большой толковый словарь под редакцией С.А. Кузнецова, СПб.: Норинт, 2009 г. допускает два ударения – на первый и второй слоги, а словаре Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён. (Автор М. В. Зарва. Печатное издание М.: ЭНАС, 2001.) – на второй слог, в справочнике Розенталя Д.И.и в словаре Р.И. Аванесова - на первый.
Устаревший вариант произношения имеет слово знамение (устар. знамение).
- Повторение сведений из раздела «Лексика». Слайд 12.
Задание №2. Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение:
Духовная разрядка (через испытание страха, жалости, сострадания),
испытываемая зрителем, читателем в результате сопереживания героям драмы,трагедии.
Нравственное очищение. Ответ: катарсис.
Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение:
Произведение оскорбительного, клеветнического характера в публицистической или беллетристической форме (близкой к памфлету).
Ответ: пасквиль.
Слайд 13.
Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение:
Мучение, страдание, невзгоды.
Ответ: мытарства.
Слайд 14.
- Мотивация.
Мы с вами подошли к повторению сведений из раздела «Лексика». Давайте с вами посмотрим, для выполнения каких заданиях ЕГЭ необходимо умение определять лексическое значение слова.(чтение информации с экрана):
Задание А-2 на различение паронимов, А-11 на определение значения многозначного слова в определенном контексте, А-30 на умение находить в тексте слово с переносным значением, фразеологический оборот, группы слов по происхождению и употреблению.
Выполнение заданий ЕГЭ по типу А-2. Слайд 22.
- Вспомните, что такое паронимы, дайте определение.
- Так как паронимы сходны по звучанию, их часто неправильно употребляют в речи. Выполняя это задание, следует помнить, что лексическое значение слова можно понять через подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, истолкование слова, а затем сделать смысловой анализ предложений и определить верный ответ. Слайды 23-25.
- В каком предложении вместо слова АКУЛИЙ нужно употребить АКУЛОВЫЙ?
1) В Англии XVIII—XIX веков таможенников и вербовщиков в королевский флот презрительно называли акулами за их АКУЛИЙ характер.
2) Коварные АКУЛЬИ повадки хорошо известны ныряльщикам за жемчугом.
3) В океанариуме живут свыше двадцати семейств АКУЛЬИХ рыб.
4) Ему снились проклятые АКУЛЬИ пасти, и тогда он вновь переживал ужасы тех четырёх часов.
Ответ: 3.
- В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?
1) Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные женщины пели.
2) БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно привлекали внимание.
3) Крестьянские ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном.
4) БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и во всей губернии.
Ответ: 2.
3. В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?
- Нобелевская премия — ПРИЗНАНИЕ выдающихся заслуг физика Жореса Алферова.
- Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слез.
- Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ.
- Мальчишки бросились врассыпную, и это было ПРИЗНАНИЕМ несомненной моей победы.
Ответ: 3.
Выполнение заданий ЕГЭ по типу А-11 (учащиеся работают с раздаточным материалом № 2). Слайд 26.
(1)... (2) Прежде всего, письменная речь не ограничена временем общения, в то время как устное высказывание воспринимается и понимается слушающим по мере того, как говорящий его произносит. (3) Кроме того, письменная речь не может быть связана определённым физическим пространством общения, психологическим состоянием её участников и требованием немедленного ответа. (4) Дело в том, что письменная речь монологична: когда мы пишем, то только внутренне представляем нашего читателя-собеседника с его ответами и поэтому имеем возможность обдумать и переделать наше высказывание, не стесняясь ограничениями во времени и пространстве. (5) Одно и то же письменное высказывание может быть прочитано многократно, разными лицами и в разное время, поэтому в нём можно обнаружить и исправить допущенные грамматические ошибки и неясности выражения мысли. (6)... эти различия необходимо учитывать в процессе устного и письменного общения.
Укажите значение слова ГРАММАТИЧЕСКИЙ в пятом (5) предложении текста. Слайд 27.
1) связанный с постановкой знаков препинания
2) связанный с правописанием слов
3) связанный с правильным произношением слов и форм слова
4)связанный с нормами изменения слов и построения словосочетаний и предложений
Проверим: 4.
- Самостоятельная работа (учащиеся работают с раздаточным материалом № 3).
- Задание А-30, как и остальные, входит в самостоятельную работу, которую вы выполняете каждый на персональном листе «Раздаточный материал № 3». Не забудьте подписать его.
Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала, и каждый квартал составлял подробный отчёт. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, ходил по водосточному желобу. К коммивояжеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом, потчует хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Питон ест, пока не одолеет его дремота и он не попадёт во власть Морфея. Всем завидно. |
Задания к тексту:
- Поставьте ударение в выделенных словах.
- Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.
- Какое из выделенных слов является многозначным? Выпишите данное слово, определите его лексические значения.
- Какое из подчеркнутых слов имеет следующее лексическое значение: «представитель фирмы, в поездках заключающий торговые сделки; разъездной агент, предлагающий товары фирмы по образцам и каталогам»? Выпишите это слово.
- Найдите в данном тексте фразеологизм, выпишите его.
- Рефлексия.
Тот, кто сумел на уроке осознать то, что было важным для него, тот будет активно двигаться вперед.
- Отметьте, что сегодня на уроке было для вас полезно?
- Интересно?
- Трудно?
- Объявление оценок. Итоги урока.
- Домашнее задание:
Расставьте ударения в словах орфоэпического минимума , подлежащего проверке на едином государственном экзамене по русскому языку в 2011 году.
Предварительный просмотр:
Раздаточный материал № 1 (работа в паре)
Задания:
- Поставьте ударение в выделенных словах.
- Прочитайте вслух.
- Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.
- В чём заключается особенность произношения и написания слова «компроме(н)тировать»?
- Какое из слов имеет устаревший вариант произношения?
Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении. |
Раздаточный материал № 1 (работа в паре)
Задания:
- Поставьте ударение в выделенных словах.
- Прочитайте вслух.
- Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.
- В чём заключается особенность произношения и написания слова «компроме(н)тировать»?
- Какое из слов имеет устаревший вариант произношения?
Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении. |
Раздаточный материал № 2
(1)... (2) Прежде всего, письменная речь не ограничена временем общения, в то время как устное высказывание воспринимается и понимается слушающим по мере того, как говорящий его произносит. (3) Кроме того, письменная речь не может быть связана определённым физическим пространством общения, психологическим состоянием её участников и требованием немедленного ответа. (4) Дело в том, что письменная речь монологична: когда мы пишем, то только внутренне представляем нашего читателя-собеседника с его ответами и поэтому имеем возможность обдумать и переделать наше высказывание, не стесняясь ограничениями во времени и пространстве. (5) Одно и то же письменное высказывание может быть прочитано многократно, разными лицами и в разное время, поэтому в нём можно обнаружить и исправить допущенные грамматические ошибки и неясности выражения мысли. (6)... эти различия необходимо учитывать в процессе устного и письменного общения.
Укажите значение слова ГРАММАТИЧЕСКИЙ в пятом (5) предложении текста.
1) связанный с постановкой знаков препинания
2) связанный с правописанием слов
3) связанный с правильным произношением слов и форм слова
4)связанный с нормами изменения слов и построения словосочетаний и предложений
Раздаточный материал № 2
(1)... (2) Прежде всего, письменная речь не ограничена временем общения, в то время как устное высказывание воспринимается и понимается слушающим по мере того, как говорящий его произносит. (3) Кроме того, письменная речь не может быть связана определённым физическим пространством общения, психологическим состоянием её участников и требованием немедленного ответа. (4) Дело в том, что письменная речь монологична: когда мы пишем, то только внутренне представляем нашего читателя-собеседника с его ответами и поэтому имеем возможность обдумать и переделать наше высказывание, не стесняясь ограничениями во времени и пространстве. (5) Одно и то же письменное высказывание может быть прочитано многократно, разными лицами и в разное время, поэтому в нём можно обнаружить и исправить допущенные грамматические ошибки и неясности выражения мысли. (6)... эти различия необходимо учитывать в процессе устного и письменного общения.
Укажите значение слова ГРАММАТИЧЕСКИЙ в пятом (5) предложении текста.
1) связанный с постановкой знаков препинания
2) связанный с правописанием слов
3) связанный с правильным произношением слов и форм слова
4)связанный с нормами изменения слов и построения словосочетаний и предложений
Самостоятельная работа
ученика 10 класса _____________________________________
Прочитайте текст.
Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала, и каждый квартал составлял подробный отчёт. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, ходил по водосточному желобу. К коммивояжеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом, потчует хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Питон ест, пока не одолеет его дремота и он не попадёт во власть Морфея. Всем завидно. |
Задания к тексту:
- Поставьте ударение в выделенных словах.
- Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.
- Какое из выделенных слов является многозначным? Выпишите данное слово, определите его лексические значения.
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какое из подчеркнутых слов имеет следующее лексическое значение: «представитель фирмы, в поездках заключающий торговые сделки; разъездной агент, предлагающий товары фирмы по образцам и каталогам»? Выпишите это слово.
Ответ: _________________________________________
- Найдите в данном тексте фразеологизм, выпишите его.
Ответ: ________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по физике - Подготовка к ЕГЭ
В настоящее время важным фактором в обучении старшеклассников является подготовка их к ЕГЭ (ГИА). Моя методика подготовки основана на подаче базового и специ...
Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)
Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче...
Мастер-класс по теме : "Подготовка к ОГЭ. Написание сжатого изложения."
Тема: Подготовка к сжатому изложениюЦель: учить написанию сжатого изложения, формировать:Умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой...
Мастер-класс «Эффективные стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку»
Мастер-класс в помощь учителям старших классов...
мастер-класс по теме "Подготовка к контролю письменной речи"
Наша творческая группа работает по проблеме "Особенности новых КИМ по оценке предметных результатов". Хочу показать мастер-класс над формированием продуктивного коммуникативного умения написания...
мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.
мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...
Статья. Мастер - класс: цели, задачи, подготовка, алгоритм проведения.
Цель статьи "Мастер - класс: цели,задачи,подготовка, алгоритм проведения " обсудить особенности этой формы распостранения передового педагогического опыта. Показать отличия "Мастер - кл...