Дидактические игры по теме "Лексика"
материал (русский язык, 6 класс) по теме
В сочетании с другими методами обучения дидактическая игра дает хорошие результаты, помогая быстрее осваивать знания и применять их на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_po_teme.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по теме «Лексика»
Если дети включены в игровую ситуацию, интерес к учебной деятельности резко возрастает. Ребенок действует в игре не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
Как правило, на уроках русского языка применяются дидактические игры. В соответствии с задачами урока игра вводится в его определенную часть. Успешность выполнения задания связывается с игровым результатом.
Игры – упражнения развивают внимание, память, общий кругозор детей.
При изучении темы «Лексика» можно использовать многообразные игры.
- «Перевертыш»
1.Замени в словосочетании зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и втором словосочетаниях стали омонимами.
Гибкий лук, водопроводный кран, трамвайный парк, вкусные лисички, ржавый ключ, барабанная дробь, электрический разряд, песчаная коса.
2.Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол – сказуемое приобрел переносное значение.
Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют. Отец спит.
3.Замени в словосочетаниях главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
Железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная штора, стальная балка.
4.Замени в каждой паре слов синоним – антонимом, а антоним – синонимом.
Грусть, тоска(радость). Мрак , темнота (свет). Близко, рядом (далеко).Храбрец, смельчак (трус). Похвала, порицание ( одобрение).Жара, холод (зной). Ложь, вымысел (правда). Работать, трудиться (бездельничать).
- «Бумеранг»
1.Найди синоним.
Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).
2.Найди антоним.
Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение ( грустное); глубокий колодец ( мелкий), глубокие знания ( поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река ( глубокая).
3. Замени прилагательное таким словом, чтоб оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете.
Березка высокая ( кудрявая, стройная, тоненькая и т.д.); трава зеленая (бархатная, молодая, нежная и т.д.), вьюга февральская (злая, дикая, сердитая и т.д.),туча грозовая (зловещая, хмурая громыхающая и т.д.); сорока пестрая (болтливая, суетливая и т.д.)
III «Соколиный глаз»
1.Кто найдет в тексте больше устаревших слов?
Снился Святославу смутный сон
В стольном граде, в тереме высоком.
И, собрав бояр, поведал он,
Что узрел во мраке вещим оком.
(Н.Рыленков)
2.Кто больше всех найдет в тексте слов в переносном значении?
Хороший Ветер.
Я проснулся поутру.
Пляшет Солнце на ветру.
Веселятся все поля без меня.
И резвятся тополя без меня.
И смеется вся земля,
И шмели снуют звеня.
Все на свете без меня, без меня!
И я тогда вскочил.
Башмаки скорей схватил.
Мне Ветер, Ветер, Ветер
Сказал, куда идти.
И мой хороший Ветер
Играл со мной в пути.
(Э. Мошковская).
IV. «Переводчик»
- Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?
- Доктор прописал пациенту инъекции.2) Разъяренная вьюга замела тропинки. 3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак. 4) Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
2.Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?
1) При проверке было выявлено немало дефектов. 2) Он пишет мемуары.3) Ваши аргументы убедительны. 4) Все работали с энтузиазмом.5) Мы гордимся нашим голкипером. 6). В газете появилась информация о футбольном матче. 7) В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
3. Кто сумеет найти старославянские ( по происхождению) слова и заменить их русскими:
1) Горят румянцем свежие ланиты. 2) Старец нахмурил чело. 3). Построен град великий над Невой.
V. «Эрудит»
1. Угадай слово по толкованию его лексического значения.
1).Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания (Термос)2) Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого – либо расстояния на скорость.(Старт)
3)Городская наземная электрическая железная дорога.(Трамвай ) 4) Красная строка, отступ в начале строки(Абзац).5) Устройство , которое обеспечивает дыхание человека под водой ( Акваланг) 6) Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. ( Патриот).7) Дословная выдержка из какого – либо текста (Цитата).
2.Объясни разницу в значении слов: адресат – адресант; дипломат – дипломант; описка – отписка; сытый – сытный; поступок – проступок; поглотить – проглотить; опечатка – отпечаток.
3. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни.
Персты ( наперсток, перчатки), шелом (ошеломить), кика – головной убор (кичиться), коло – круг, окружность (около, кольцо. Кольчуга, околица, колесо), чаять – ожидать ( нечаянный), тщание – старание ( тщательный).
VI. «Шеренга»
Расставить синонимы в порядке возрастания признака.
Свирепый, жестокий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой(враг).
Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный(поступок)
VII « Аукцион». Побеждает тот, кто назвал последнее слово.
1 Подобрать синонимы к словам передвигаться, сказал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек)
- Назвать устаревшие слова по теме: 1)одежда и обувь; 2)оружие; 3)средства передвижения; 4)мебель.
- Слова, используемые 1) строителями; 2)библиотекарем; 3) историком; 4)спортсменом.
VIII «Следствие ведут знатоки»
1.О какой профессии идет речь. Докажите свою точку зрения
1)Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий , пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
2)Лешему он (Римский – Корсаков) придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.
3) – Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
- Что с ним
- Инфильтрат в левом легком под ключицей.
- А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?
- Пятьдесят два, Роман Борисович.
- Назначьте его на консультацию к Зацепиной.
(По В. Владимирову)
IX. «Корректор»
- Найди ошибку в выборе слова.
- После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. 3) Из передовой бригады он перешел в отсталую.4) В центре города построен памятник герою.
2.Найди лишнее слово.
1)Петя ушиб колено ноги.2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи. 3) Собрание будет в декабре месяце. 4) Многие города были превращены в руины и развалины. 5)Путь кораблю преградил ледяной айсберг.6) Он написал свою автобиографию.
3. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.
1)Западня – квартира с окнами на запад. 2) Заказник – человек, делающий заказ. 3)Застрельщик – браконьер.
4. Кто быстрее и точнее отредактирует заметку?
Сегодня на уроке биологии учитель говорил нам о Мичурине. Он много говорил о его жизни, а потом стал говорить о созданных ученым гибридах.
X «Найди слово по его приметам»
Это глагол: его синоним – промчался.
Я шел зимою вдоль болота
В галошах, в шляпе и в очках.
Вдруг по реке пронесся кто –то
На металлических крючках.
(Д. Хармс)
В сочетании с другими методами обучения дидактическая игра дает хорошие результаты, помогая быстрее осваивать знания и применять их на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра-конкурс "Своя игра" для учащихся 7-го класса.
Выбранная форма дидактического конкурса наиболее удобна для проведения коллективных мероприятий, в которых могут принять участие учащиеся всей параллели 7 классов школы. Поэтому наиболее подходи...
Дидактическая игра-конкурс по математике "Своя игра" для 10-го класса
Ключевые слова: математика, алгебра, старые задачи, старая школа, задачи для 6 класса по арифметике, «Своя игра», декада математики, неделя математики, открытый урок, презентация для внеурочного...
Дидактическая игра "Своя игра" История России конец XVI-XVIII век
Возрастная группа: 7 класс.Цели и задачи игры:- Систематизация и закрепление знаний, полученных на уроках истории; развитие познавательной активности учащихся;- воспитание культуры общения...
Авторские дидактические игры для развития мелкой моторики рук: "Чудо-дерево", Мастер конструирования букв", " Фасоль". Дидактические пособия для автоматизации, дифференциации звуков "Спиралька", "Подарочек"
*Цель пособия: Развитие устной речи, лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. Развитие произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти, словесно – логического мышления....
Дидактические игры на образование относительных прилагательных у детей 5-7 лет. Дидактическое пособие
В настоящем пособии представлены дидактические игры для развития навыка словообразования относительных прилагательных у детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам «Посуда», «Одежда...
МАСТЕР – КЛАСС музыкальный конкурс « Музыкальные импровизации и музыкально-дидактические игры на тему интеграции. Игра на детских музыкальных инструментах.»
Мастер-класс предназначен для воспитателей ДОУ с применением конкурсной программы, игра на ДМИ....