Элективный курс по русскому языку
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Юхачёва Марина Николаевна

Элективный курс содержит пояснительную записку,тематическое планирование,образцы практических заданий для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon elektivnyy_kurs.ppt624 КБ
Office presentation icon elektivnyy_kurs.ppt624 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы Юхачёва М.Н. МОУ «ООШ с. Ленинское» г. Энгельс -2010 Элективный курс "История русского языка"

Слайд 2

П рограмма элективного курса предполагает многоаспектный общефилологический подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. Основной принцип программы – историко-лингвистический аспект в освоении трудностей современного русского литературного языка. Программа элективного курса предполагает, что решение многих вопросов, которые возникают у учащихся в ходе изучения современных норм русского языка, должно быть вписано в контекст изучения истории языка и литературы, истории русской культуры вообще. В ходе изучения курса учащиеся постигают, как образовывалась русская орфография, пунктуация и другие разделы лингвистики. Девятиклассники изучают не русский язык (программу которого они к этому времени уже освоили), а процессы, которые сформировали русский язык. Соответственно, они изучают и историю народа, который является носителем этого языка. Это очень актуально в современное время, так как многие учащиеся не знают не только истории языка, но и истории своего народа. Данный курс поможет увидеть становление и формирование русского языка. Пояснительная записка курса.

Слайд 3

Цели и задачи курса: Дать учащимся представление о языке как о развивающемся явлении, помочь увидеть тенденции в языковом развитии русского (великорусского) языка, показать процессы, влияющие на его формирование. Уделить внимание историческому комментированию явлений современной русской языковой системы (прежде всего – системы русского литературного языка, а также отчасти и местных диалектов). Совместить изучение исторических норм русского языка и анализ их современной реализации. Сформировать устойчивый интерес к освоению богатства русского языка, нацелить на изучение огромного массива исключений, объяснить их этимологию. Воспитывать интерес учащихся к культуре Руси: её обычаям, традициям. Развивать каждого учащегося как культурного носителя норм русского языка.

Слайд 4

Программа курса «История русского языка». № п/п Тема занятия Содержание занятия Кол-во часов 1. Источник изучения языка и его истории. Диалекты, памятники письменности, письмена древних славян, материал и орудия письма. Алфавит. Глаголица и кириллица. 1 2. Образование русского языка. Выделение славян из общеиндоевропейского единства. Восточнославянские племена и их группировка. Образование древнерусской народности и древнерусского языка. Распад древнерусского языка и возникновение языка великорусской народности. 1 3. Фонетическая система старославянского языка. Система гласных и согласных фонем старославянского языка. Закон открытого слога и закон слогового сингармонизма. Появление носовых. Полногласие и неполногласие. Упрощение групп согласных. Старославянские и восточнославянские особенности в современном русском языке. 1

Слайд 5

Программа курса «История русского языка». № п/п Тема занятия Содержание занятия Кол-во часов 4. Фонетическая система древнерусского языка. Система гласных и согласных фонем древнерусского языка. Сочетания редуцированных с плавными и плавных с редуцированными. Падение редуцированных и следствия этого процесса. Древнерусские фонетические особенности в современном русском языке. 1 5. Части речи в древнерусском языке. История имён существительных. Части речи в древнерусском языке. История имён существительных. Типы склонения имён существительных. Развитие категории одушевлённости в древнерусском языке. Утрата звательной формы и двойственного числа. 1 6. История местоимений и имён прилагательных. История местоимений. История личных местоимений. История личного местоимения 3-го лица. История неличных местоимений: возвратного, указательных, притяжательных, вопросительных. История имён прилагательных. 1

Слайд 6

Программа курса «История русского языка». № п/п Тема занятия Содержание занятия Кол-во часов 7. История слов, обозначающих число. История наречий. Проблема возникновения числительных как особой части речи. Составные, дробные и собирательные числительные. Порядковые числительные. Наречия и история их образования. 1 8. История глагола. Происхождение отглагольных форм. Система глагола. Система времён древнерусского языка. Классы глаголов. Становление и развитие категории вида глагола. Разрушение старой системы прошедших времён. История причастий и развитие деепричастий. 1 9. Синтаксис простого предложения. Типы простого предложения. Подлежащее и сказуемое в древнерусском языке. Конструкции с двойными косвенными падежами. Особенности управления в языке. 1 10. Синтаксис сложного предложения. Сложносочинённое предложение. Развитие средств подчинения. Сложноподчинённое предложение. 1 11. Итоговая контрольная работа. 1

Слайд 7

Разработки занятий

Слайд 9

Практическая работа. 1. Определите причину чередования звуков. Мята – ментол, распинать – распятье; Мария – Марья, Наталия - Наталья; Гражданин – город; Вождь – водить; Принуждать – принудить; Купля – купить; Ноша – нести; Крик – кричать; Дух – душный; Свет – свеча; Просить – прощать; Ноктюрн – ночь; Пук – пучок; Стужа – студить; Круг – кружить; Купить – купец. 2. Приведите однокоренное полногласное слово. Прибрежный, здравствуй, вред, отвратить, млечный, предатель, гласность, храбрец, среда, хлад, младенец. 3. Назовите слова, которые сохранились в современном русском языке в результате II полногласия?

Слайд 10

Тест. 1. Какая группа числительных в древнерусском языке грамматически сближалась с прилагательными? А) от 1 до 4 Б) от 5 до 10 В) от 11 до 19 Г) от 20 до 80 Д) 40, 90, 100 2. Какая группа числительных в древнерусском языке выступала в роли существительных (женского рода)? А) от 1 до 4 Б) от 5 до 10 В) от 11 до 19 Г) от 20 до 80 Д) 40, 90, 100 3. Какая группа числительных в древнерусском языке являются процессом превращения словосочетаний в простые целые числа? А) от 1 до 4 Б) от 5 до 10 В) от 11 до 19 Г) от 20 до 80 Д) 40, 90, 100 4. Следами каких числительных древности являются образования САМ-ПЯТ, САМ-ШОСТ и др.? А) количественных Б) дробных В) составных Г) порядковых 5. От какого существительного произошло числительное ПОЛТОРА? А) половик Б) половина В) полнота Г) пол (деревянный) 6. За счёт чего пополнялся класс наречий типа МИМОХОДОМ, НАГИШОМ, ПЕШКОМ, ТОРЧКОМ? А) за счёт местоимений Б) за счёт падежных форм существительных В) по происхождению Г) за счёт самих наречий

Слайд 11

Используемая литература и ресурсы Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. Москва. 1983 год. Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка. Москва. 1981 год. Хабургаев Г. А. Старославянский язык. Москва. 1972 год. Современный русский язык (под редакцией Белошапковой В. А.). Москва. 1980 год. Супрун А. Е. Введение в славянскую филологию. Минск. 1989 год. Чекмонас В. Введение в славянскую филологию. Вильнюс. 1988 год. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. Москва. 1988 год. Супрун а. Е. Части речи в русском языке. Москва. 1971 год. Зализняк а. А. Русское именное словоизменение. Москва. 1967 год. Немченко В. Н. Словообразовательная структура имён прилагательных в современном русском языке. Горький. 1973 год. Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. Словообразование. Морфология. Москва. 1981 год. Обнорский С. П. Очерки по морфологии русского глагола. Москва. 1953 год. Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. Москва. 1983 год. http://www.ivki.ru/svitok/ http://character.webzone.ru http://www.lrc-lib.ru http://www.senat.org


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель русского языка и литературы Юхачёва М.Н. МОУ «ООШ с. Ленинское» г. Энгельс -2010 Элективный курс "История русского языка"

Слайд 2

П рограмма элективного курса предполагает многоаспектный общефилологический подход к изучению становления грамматики русского литературного языка. Основной принцип программы – историко-лингвистический аспект в освоении трудностей современного русского литературного языка. Программа элективного курса предполагает, что решение многих вопросов, которые возникают у учащихся в ходе изучения современных норм русского языка, должно быть вписано в контекст изучения истории языка и литературы, истории русской культуры вообще. В ходе изучения курса учащиеся постигают, как образовывалась русская орфография, пунктуация и другие разделы лингвистики. Девятиклассники изучают не русский язык (программу которого они к этому времени уже освоили), а процессы, которые сформировали русский язык. Соответственно, они изучают и историю народа, который является носителем этого языка. Это очень актуально в современное время, так как многие учащиеся не знают не только истории языка, но и истории своего народа. Данный курс поможет увидеть становление и формирование русского языка. Пояснительная записка курса.

Слайд 3

Цели и задачи курса: Дать учащимся представление о языке как о развивающемся явлении, помочь увидеть тенденции в языковом развитии русского (великорусского) языка, показать процессы, влияющие на его формирование. Уделить внимание историческому комментированию явлений современной русской языковой системы (прежде всего – системы русского литературного языка, а также отчасти и местных диалектов). Совместить изучение исторических норм русского языка и анализ их современной реализации. Сформировать устойчивый интерес к освоению богатства русского языка, нацелить на изучение огромного массива исключений, объяснить их этимологию. Воспитывать интерес учащихся к культуре Руси: её обычаям, традициям. Развивать каждого учащегося как культурного носителя норм русского языка.

Слайд 4

Программа курса «История русского языка». № п/п Тема занятия Содержание занятия Кол-во часов 1. Источник изучения языка и его истории. Диалекты, памятники письменности, письмена древних славян, материал и орудия письма. Алфавит. Глаголица и кириллица. 1 2. Образование русского языка. Выделение славян из общеиндоевропейского единства. Восточнославянские племена и их группировка. Образование древнерусской народности и древнерусского языка. Распад древнерусского языка и возникновение языка великорусской народности. 1 3. Фонетическая система старославянского языка. Система гласных и согласных фонем старославянского языка. Закон открытого слога и закон слогового сингармонизма. Появление носовых. Полногласие и неполногласие. Упрощение групп согласных. Старославянские и восточнославянские особенности в современном русском языке. 1

Слайд 5

Программа курса «История русского языка». № п/п Тема занятия Содержание занятия Кол-во часов 4. Фонетическая система древнерусского языка. Система гласных и согласных фонем древнерусского языка. Сочетания редуцированных с плавными и плавных с редуцированными. Падение редуцированных и следствия этого процесса. Древнерусские фонетические особенности в современном русском языке. 1 5. Части речи в древнерусском языке. История имён существительных. Части речи в древнерусском языке. История имён существительных. Типы склонения имён существительных. Развитие категории одушевлённости в древнерусском языке. Утрата звательной формы и двойственного числа. 1 6. История местоимений и имён прилагательных. История местоимений. История личных местоимений. История личного местоимения 3-го лица. История неличных местоимений: возвратного, указательных, притяжательных, вопросительных. История имён прилагательных. 1

Слайд 6

Программа курса «История русского языка». № п/п Тема занятия Содержание занятия Кол-во часов 7. История слов, обозначающих число. История наречий. Проблема возникновения числительных как особой части речи. Составные, дробные и собирательные числительные. Порядковые числительные. Наречия и история их образования. 1 8. История глагола. Происхождение отглагольных форм. Система глагола. Система времён древнерусского языка. Классы глаголов. Становление и развитие категории вида глагола. Разрушение старой системы прошедших времён. История причастий и развитие деепричастий. 1 9. Синтаксис простого предложения. Типы простого предложения. Подлежащее и сказуемое в древнерусском языке. Конструкции с двойными косвенными падежами. Особенности управления в языке. 1 10. Синтаксис сложного предложения. Сложносочинённое предложение. Развитие средств подчинения. Сложноподчинённое предложение. 1 11. Итоговая контрольная работа. 1

Слайд 7

Разработки занятий

Слайд 9

Практическая работа. 1. Определите причину чередования звуков. Мята – ментол, распинать – распятье; Мария – Марья, Наталия - Наталья; Гражданин – город; Вождь – водить; Принуждать – принудить; Купля – купить; Ноша – нести; Крик – кричать; Дух – душный; Свет – свеча; Просить – прощать; Ноктюрн – ночь; Пук – пучок; Стужа – студить; Круг – кружить; Купить – купец. 2. Приведите однокоренное полногласное слово. Прибрежный, здравствуй, вред, отвратить, млечный, предатель, гласность, храбрец, среда, хлад, младенец. 3. Назовите слова, которые сохранились в современном русском языке в результате II полногласия?

Слайд 10

Тест. 1. Какая группа числительных в древнерусском языке грамматически сближалась с прилагательными? А) от 1 до 4 Б) от 5 до 10 В) от 11 до 19 Г) от 20 до 80 Д) 40, 90, 100 2. Какая группа числительных в древнерусском языке выступала в роли существительных (женского рода)? А) от 1 до 4 Б) от 5 до 10 В) от 11 до 19 Г) от 20 до 80 Д) 40, 90, 100 3. Какая группа числительных в древнерусском языке являются процессом превращения словосочетаний в простые целые числа? А) от 1 до 4 Б) от 5 до 10 В) от 11 до 19 Г) от 20 до 80 Д) 40, 90, 100 4. Следами каких числительных древности являются образования САМ-ПЯТ, САМ-ШОСТ и др.? А) количественных Б) дробных В) составных Г) порядковых 5. От какого существительного произошло числительное ПОЛТОРА? А) половик Б) половина В) полнота Г) пол (деревянный) 6. За счёт чего пополнялся класс наречий типа МИМОХОДОМ, НАГИШОМ, ПЕШКОМ, ТОРЧКОМ? А) за счёт местоимений Б) за счёт падежных форм существительных В) по происхождению Г) за счёт самих наречий

Слайд 11

Используемая литература и ресурсы Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. Москва. 1983 год. Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка. Москва. 1981 год. Хабургаев Г. А. Старославянский язык. Москва. 1972 год. Современный русский язык (под редакцией Белошапковой В. А.). Москва. 1980 год. Супрун А. Е. Введение в славянскую филологию. Минск. 1989 год. Чекмонас В. Введение в славянскую филологию. Вильнюс. 1988 год. Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. Москва. 1988 год. Супрун а. Е. Части речи в русском языке. Москва. 1971 год. Зализняк а. А. Русское именное словоизменение. Москва. 1967 год. Немченко В. Н. Словообразовательная структура имён прилагательных в современном русском языке. Горький. 1973 год. Шанский Н. М., Тихонов А. Н. Современный русский язык. Словообразование. Морфология. Москва. 1981 год. Обнорский С. П. Очерки по морфологии русского глагола. Москва. 1953 год. Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. Москва. 1983 год. http://www.ivki.ru/svitok/ http://character.webzone.ru http://www.lrc-lib.ru http://www.senat.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах

Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся  10-11 клас...

Элективный курс по русскому языку "Практикум по русскому языку" для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса...

Элективный курс по русскому языку "Практическая стилистика в курсе русского языка"

Материал - Элективный курс по русскому в 9 классе "Практическая стилистика в курсе русского языка" содержит рабочую программу по курсу и календарно - тематическое планирование. Курс содержит 34 урока....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

ГИА – это новая форма итогового контроля,  определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна  в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...

Элективный курс по русскому языку «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при...