"Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Данный урок разработан на основе использования интерактивной доски
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ
Учитель русского языка
МБОУ Поливянской СОШ №29
Балык Т.Н.
Тема урока: ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Цели урока:
- создать условия для углубления знаний о фразеологизмах
- учить определять лексическое значение фразеологизмов и употреблять их в речи в соответствии со значением
- формировать умение видеть синонимию, антонимию, омонимию фразеологических оборотов
- изучить особенности использования фразеологизмов
- способствовать предупреждению речевых ошибок в употреблении фразеологических оборотов
- развивать исследовательские навыки учащихся
Оборудование: интерактивная доска SMART-BORD, проектор
- Мотивационное начало
У: Сегодня на уроке мы будем изучать единицы языка – фразеологизмы, которые составляют особый пласт русского языка.
Белинский писал, что «Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».
- Целеполагание.
(Сайд 1) На уроке мы вспомним известное о фразеологизмах, узнаем много нового и интересного, будем учиться употреблять фразеологизмы в соответствии с их значением, определять их роль в различных стилях речи, исправлять ошибки в употреблении фразеологических оборотов.
- Актуализация знаний.
1.Беседа
- Что вы знаете о фразеологических оборотах?
- В какой сфере вы чаще всего встречаетесь с ними?
2. Упражнение. Цель: выявить умения учащихся различать ф.о. и свободные сочетания слов (слайд 3)
Задание: распределите словосочетания по двум колонкам: фразеологические обороты и свободные сочетания слов.
Вывод: чем отличаются фразеологизмы от свободных сочетаний слов? (слайд 4)
1.Во фразеологических оборотах слова утрачивают самостоятельность, значение имеет весь фразеологизм в целом – ЦЕЛОСТНОСТЬ
2.Фразеологизмы не допускают замены слов - НЕДЕЛИМОСТЬ
3.ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ: воспроизводятся в речи, требуют запоминания.
- Формирование новых знаний и умений.
- Знакомство с источниками происхождения фразеологизмов
Для понимания фразеологизмов нам часто приходится обращаться к их истории. Проиллюстрируйте схему своими примерами (слайд 5)
- Знакомство с историей фразеологизмов мифологического и библейского происхождения.
Учащиеся представляют презентацию «Это интересно» ( история фразеологизмов «манна небесная», «иудин поцелуй, «сизифов труд», «нить Ариадны» и др.
- Отработка умения определять лексическое значение фразеологизмов
Установите соответствие фразеологического оборота и лексического значения. (слайд 6)
- Упражнения на отработку умения определять явления синонимии и антонимии.
- Реши пропорцию и ответь на вопрос: какое явление нашло здесь отражение? (слайд 7)
- Подберите к рисункам фразеологизмы. О каком свойстве фразеологизмов можно говорить? (слайд 8)
Вывод: некоторые ф.о. могут образовывать синонимические, антонимические и омонимические ряды.
- Редактирование текста:
- заменить подчинительные слова фразеологизмами. Как изменился
текст? (слайд 9)
- исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов (слайд 10)
6. Употребление фразеологизмов в различных стилях речи.
1. Анализ таблицы (слайд 11) Чем различаются фразеологизмы из разных групп?
2. Исследование текста по группам (текст художественного стиля, статья из газеты «Колос» )
3.Представление результатов исследования: чтение текста вслух, назвать все фразеологизмы, определить их характер, определить их роль
4. Представление отчета по проблеме «Употребление фразеологизмов в нашей речи» Презентация .
Вывод: Фразеологизмы активно употребляются и в публицистическом, и художественном стилях. Но чаще всего встречаются ф.о. в разговорной речи.
- Контроль усвоения знаний
Выполнение тестов с последующей самопроверкой. (слайд 12,13)
- Домашнее задание (слайд 14)
- Подведение итогов урока
- Как фразеологизмы обогащают нашу речь?
VIII. Заключительное слово учителя
Сегодня на уроке вы не только не ударили в грязь лицом, в классе не было учеников, которые звезд с неба не хватали. И я на седьмом небе от общения с вами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.
Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....
Конспект урока русского языка на тему: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».
Обобщающий урок по теме «Русская фразеология»....
Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"
Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...
Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"
Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологичес...
Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари
Презентация для 6 класса по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....
Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"
Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...
Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...