"Фразеологизмы"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Балык Татьяна Николаевна

Данный урок разработан на основе использования интерактивной доски

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                           УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА  В 11 КЛАССЕ  

                                                                               Учитель русского языка

                                                                           МБОУ Поливянской СОШ №29

                                                                           Балык Т.Н.

Тема урока:      ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

 

Цели урока:

  • создать условия для углубления знаний о фразеологизмах
  • учить определять лексическое значение фразеологизмов и употреблять их в речи в соответствии со значением
  • формировать умение видеть синонимию, антонимию, омонимию фразеологических  оборотов
  • изучить особенности использования фразеологизмов
  • способствовать предупреждению речевых ошибок в употреблении фразеологических оборотов
  • развивать исследовательские навыки учащихся

Оборудование: интерактивная доска SMART-BORD, проектор

  1. Мотивационное начало

У: Сегодня на уроке мы будем изучать единицы языка – фразеологизмы,  которые составляют особый пласт русского языка.

 Белинский писал, что «Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».

  1. Целеполагание.

(Сайд 1)    На уроке мы вспомним известное о фразеологизмах, узнаем много нового и интересного, будем учиться употреблять фразеологизмы в соответствии с их значением, определять их роль в различных стилях речи, исправлять ошибки в употреблении фразеологических оборотов.

  1. Актуализация знаний.

1.Беседа

- Что вы знаете о фразеологических оборотах?

- В какой сфере вы чаще всего встречаетесь с ними?

2. Упражнение.  Цель: выявить умения учащихся различать ф.о. и свободные сочетания слов  (слайд 3)

Задание: распределите словосочетания по двум колонкам: фразеологические обороты и свободные сочетания слов.

Вывод: чем отличаются фразеологизмы от свободных сочетаний слов? (слайд 4)

1.Во фразеологических оборотах слова утрачивают самостоятельность, значение имеет весь фразеологизм в целом – ЦЕЛОСТНОСТЬ

2.Фразеологизмы не допускают замены слов  - НЕДЕЛИМОСТЬ

3.ВОСПРОИЗВОДИМОСТЬ: воспроизводятся в речи, требуют запоминания.

  1. Формирование новых знаний и умений.

  1. Знакомство с источниками происхождения фразеологизмов

Для понимания фразеологизмов нам часто приходится обращаться к их истории. Проиллюстрируйте схему своими примерами (слайд 5)

  1. Знакомство с историей фразеологизмов мифологического и библейского происхождения.

Учащиеся представляют презентацию «Это интересно»  ( история фразеологизмов «манна небесная», «иудин поцелуй, «сизифов труд», «нить Ариадны» и др.

  1. Отработка умения определять лексическое значение фразеологизмов

Установите соответствие фразеологического оборота и лексического значения. (слайд 6)

  1. Упражнения на отработку умения определять явления синонимии и антонимии. 

- Реши пропорцию и ответь на вопрос:  какое явление нашло здесь отражение? (слайд 7)

- Подберите к рисункам фразеологизмы. О каком свойстве фразеологизмов можно говорить? (слайд 8)

Вывод:  некоторые ф.о. могут образовывать синонимические, антонимические и омонимические ряды.

  1. Редактирование текста:

- заменить подчинительные слова фразеологизмами. Как изменился      

   текст? (слайд 9)

- исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов (слайд 10)

   6.    Употребление фразеологизмов в различных стилях речи.

1. Анализ таблицы (слайд 11) Чем различаются фразеологизмы из разных групп?

2. Исследование текста по группам (текст художественного стиля, статья из газеты «Колос» )

3.Представление результатов исследования: чтение текста вслух, назвать все фразеологизмы, определить их характер, определить их роль

4. Представление отчета по проблеме «Употребление фразеологизмов в нашей речи» Презентация .

Вывод: Фразеологизмы активно употребляются и в публицистическом, и художественном стилях. Но чаще всего встречаются  ф.о. в разговорной речи.

  1. Контроль  усвоения  знаний

Выполнение тестов с последующей самопроверкой. (слайд 12,13)

  1. Домашнее задание (слайд  14)
  2. Подведение итогов урока

- Как фразеологизмы обогащают нашу речь?

     VIII.  Заключительное слово учителя

  Сегодня на уроке вы не только не ударили в грязь лицом, в классе не было учеников, которые звезд с неба не хватали. И я на седьмом небе от общения с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....

Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...

Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...