интегрированный урок письма
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Цели и задачи урока: Образовательные: 1. Расширение сведений об эпистолярном жанре- письмо. 2. Обучение написанию писем разной стилевой принадлежности. 3. Повторить темы «Постановка знаков препинания в предложениях с обращением, вводными конструкциями». Воспитательные: 1. Возродить российские традиции эпистолярного жанра. 2. Сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка. Развивающие: 1. Развитие коммуникативных способностей учащихся. 2. Развитие речи учащихся. 3. Обучение выразительному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_teme.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 г.Курганинск, Краснодарского края, ул.Д.Бедного, д.213

ЛУЧШИЙ УРОК ПИСЬМА

Методическая разработка учителя русского языка и литературы высшей категории Ерёменко Елены Кадыровны

Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»

Елена

2011 год


Интегрированный урок по теме «Как написать письмо»

(урок проходил в центральной детской библиотеке)

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  1. Расширение сведений об эпистолярном жанре- письмо.
  2. Обучение написанию писем разной стилевой принадлежности.
  3. Повторить темы «Постановка знаков препинания в предложениях с обращением, вводными конструкциями».

Воспитательные:

  1. Возродить российские традиции эпистолярного жанра.
  2.  Сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка.

Развивающие:

  1. Развитие коммуникативных способностей учащихся.
  2. Развитие речи учащихся.
  3. Обучение выразительному чтению

Оборудование:

  1. Презентация
  2. Книжная выставка
  3. Раздаточный материал
  4. Конверты
  5. Почтовый ящик
  6. Кроссворд

Оформление доски:

  1. Тема урока.
  2. Эпиграф: « Пиши такие письма, которые ты бы хотел получить» ( афоризм)
  3. Словарные слова по теме: корреспондент, афоризм, эпистола, постскриптум, адресат

Ход урока

1.Введение в тему.

Слово учителя: Ребята, сегодня у нас необычный урок письма. Мы с вами присутствуем в детской библиотеке, где представлена выставка писем, книг с письмами , фотографиями и письма с фронта.Цель нашего урока- познакомиться с жанром письма, узнать историю письма. Научиться писать интересные письма.

2.Словарная работа ( запись слов в тетрадь,объяснение значений слов)

Афоризм-от греч. изречение, выражающее какую-либо обобщенную мысль,

Корреспондент –человек, ведущий переписку,

Эпистола –из лат. литературное произведение  в форме письма,где изложены суждения автора

Постскриптум-из  лат. после написанного. Обычно обозначается латинскими буквами PS, приписка к написанному,

Адресат-тот, кому адресовано письмо

3.Работа с эпиграфом.

-Как вы понимаете слова эпиграфа?

-К.Паустовский писал, что когда пишешь письмо, надо представлять человека, которому письмо адресовано, тогда придут сильные и свежие слова.

4.Историческая справка

1 сообщение «КАК ЛЮДИ ИЗОБРЕЛИ ПИСЬМО»

 Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.

  Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Если таблички обжигались в печи и высушивались, то стали вечными (дошли до нашего времени), благодаря им, мы можем проследить историю возникновения письменности.

      Существуют 2 гипотезы о зарождении письменности:

моногенеза (изобретена в 1м месте)

полигенеза (в нескольких очагах).

 Письменность представлена в 3х первичных очагах, связь которых не доказана:

месопотамский (шумеры)

египетский (по теории моногенеза занесено от шумер)

письменность дальнего востока (китайская, по теории моногенеза занесена от шумер).

   Письменность всюду развивается однообразно – от рисунков к письменным знакам. Пиктография превращается в графическую систему. Рисуночное письмо превращается в графику языка не тогда, когда исчезают рисунки (например, в Египте использовались рисунки, но это не рисуночное письмо), а когда мы можем угадать, на каком языке текст написан.

     Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.

     Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы -- военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.

      Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".

      Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.

      Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus -- живописный и греческого grapho -- пишу). В пиктографии искусство и письмо нерасчленимы, поэтому наскальными рисунками занимаются археологи, этнографы, искусствоведы, историки письменности. Каждого интересует своя область. Для историка письменности важна информация, заключенная в рисунке. Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы -- лодку, дом и др.

      Первые надписи были о хозяйственных заботах – еде, оружии, запасах – предметы просто изображались. Постепенно происходит нарушение принципа изоморфизма (т.е. достоверного изображения количества предметов – сколько ваз есть, столько и рисуем). Изображение теряет связь с предметом. Вместо 3-х ваз теперь ваза и 3 черточки, которые передают количество ваз, т.о. количественная и качественная информация даются отдельно. Первые писцы должны были разделить и осознать различие качественных и количественных знаков. Потом развивается иконичность, появляется собственная грамматика.

2 сообщение «ИСТОРИЯ ПИСЬМА»

История почтового письма насчитывает не только столетия, но, тысячелетия. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. Да, современным представителям этой профессии есть чему поучиться, так как, например, в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что примерно составляет 10км, а за один рейс – 400-500 стадий. Но, самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и, перевозки писем стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей и т.д.Но, на этом история развития письма приостановилась. В Европе правители ленились организовать свою систему связи, а предпочитали, как и в древности, пользоваться курьерами. Возможно, все так бы и осталось, если бы не монахи, которые в те далекие времена были носителями культуры и знаний. Церковь поддерживала регулярную переписку между своими членами, и у нее была своя монастырская почта, работающая при помощи странствующих монахов. Но, слава богу, цивилизация двигалась вперед, появилась необходимость в переписке, и в истории возникли новые виды писем. Прежде всего, это купеческие письма. Большие торговые дома содержали своих курьеров и даже организовали перевозку посылок и писем. Кроме этого, появилась городская почта, когда письма горожан забирали в определенные дни и за небольшую плату в установленные сроки доставляли по назначению. И лишь в 16-17 веках во Франции, Швеции, Англии возникли настоящие почтовые учреждения. Они были как государственными, так и частными, а прибытие почтового дилижанса было целым событием. Постепенно письма стали доступным и любимым средством связи. В 19 веке, после появления железных дорог и паровозов увеличилась скорость перевозки писем и возможность общения между самыми отдаленными странами. Сейчас история почтового письма отсчитывает последние дни. Многие перешли на электронные письма, появились мобильные телефоны и смс сообщения, а на почту люди все чаще заходят не за конвертами, а для оплаты коммунальных услуг, телефона и т.д. Тем не менее, хочется надеяться, что история почтового письма все же не закончится. Ведь электронное письмо не сохранишь на годы, да и Деду Морозу не отправишь. История возникновения письма насчитывает столетия, хочется надеяться, что люди 21 века не забудут то ощущение радости и счастья, которые появляются, когда держишь конверт с письмом в руках.

5.Групповая работа с раздаточным материалом

Каждой группе разданы разные виды писем. Задание: прочитать , выполнить задание и ответить на вопросы:

  • Кому адресовано письмо?
  • Передайте содержание письма
  • Определите вид письма

6.Обращение к письмам военных лет, работа с выставкой

  Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.

Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Важное значение в годы войны придавалось художественному оформлению связывающей фронт и тыл почтовой корреспонденции — конвертов, открыток, бумаги.

Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение к героическому прошлому наших предков, призыв к беспощадной борьбе с захватчиками.

16-летняя Соня Степина не сразу решилась написать бывшему учителю математики Михаилу Еськину письмо на фронт и признаться ему в любви. И только после нескольких писем, которые получил от него коллектив школы, Соня послала Михаилу весточку. В ней девушка писала: «Часто вспоминаю ваши уроки, Михаил Петрович. Помню, как дрожала и трепетала при каждом звуке вашего голоса…»

И вскоре командир взвода Михаил Еськин ответил Соне: «Я прочитал твое письмо с большой радостью. Ты не представляешь, как счастливы здесь люди, читая письма от знакомых и близких». Переписка стала постоянной. Когда Михаил сообщил Соне, что «немного поцарапан и теперь отлеживается в медсанбате», девушка с горячностью ответила: «Я бы прилетела, будь у меня крылья…» Молодые люди полюбили друг друга.

Почти три года длилась эта переписка. В 1944 году Михаил и Соня поженились.

 

С началом военных действий миллионы людей оказались в действующей армии. Шла массовая эвакуация из прифронтовой полосы. Многие люди поменяли адреса, место жительства. Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких — в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток, газет и журналов. Не меньше шло писем с фронта — в разные города, поселки и села, туда, где были оставлены родные люди.

Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно — комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Василий Иванович Волков, житель Алтая, где осталась его семья, в письме обращается к жене: «Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям — Зое, Коле и Вале. Я жив-здоров. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко».

Война никого не щадила. Жестоко она обошлась и с этой семьей. У Василия Волкова в годы войны погибли два брата. Его сестра Мария жила в Ленинграде, где заведовала детским садом. Во время переправы по «Дороге жизни» машина с детьми от артобстрела на ее глазах ушла под лед. Потрясенная увиденным, Мария тяжело заболела, а в 1947 году умерла. Погибли в боях и братья жены Василия Волкова. Сам старший лейтенант Василий Волков пал смертью храбрых в 1943 году. Трудно пришлось Мане Волковой. Зое в это время только исполнилось 10 лет, ее сестре Вале — 7, братику Коле — 3 года.

Сегодня почти невозможно найти музей или архив, где бы не хранились письма фронтовиков, до которых подчас у исследователей «не доходят руки». А ведь история Второй мировой войны глазами ее участников — важный исторический источник. И специалисты считают, что работу по сбору писем с фронта надо продолжать, ибо уходят из жизни хранители солдатских писем.

Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси».

До самой победы воевала гвардии старшина Наталья Черняк. В своем письме матери она писала: «Милая, мама! Вчера у нас в части был большой праздник. Нашему корпусу вручили Гвардейское знамя. Мамочка, мне выдали новые сапоги. Мой 36-й размер. Представляешь, как я довольна. Сейчас 3 часа ночи. Сижу на дежурстве и пишу тебе. Читаю в свободное время Маяковского. Да, чуть не забыла, мамочка, пришли мне ноты: вальсы Штрауса «Весенние голоса», «На голубом Дунае», украинские и русские песни. Это нужно для нашего оркестра».

Почти в каждом солдатском письме можно прочесть строки о боевых товарищах, погибших в боях, желании отомстить за них. Кратко, но драматично звучат слова о гибели верных друзей в письме рядового Алексея Петрова: «Наш танковый корпус вышел из боя, а людей погибло много». А вот что писал сын Иван отцу в деревню: «Батя, какие идут тяжелые бои… знал бы ты, как сражаются мои товарищи».

Солдат Владимир Трофименко сообщил своим близким в Сумскую область: «Мы нанесли под Бобруйском тяжелый удар по немцам. Хочется, чтобы 1944 год был последним годом войны. Теперь немцы поднимают руки перед нами, молодыми солдатами в запыленных гимнастерках. Я уже сейчас вижу будущее мирное время, слышу пение девушек, смех детей…» Это письмо, как и другие весточки от Владимира, попали в местный музей. За годы бумага стала совсем прозрачной. Но хорошо видны слова автора. Есть в письме и вычеркнутые строки. Эта цензура постаралась. Везде пометки: «проверено военной цензурой».

7.Стихотворения о письмах ( выразительное чтение учащихся)

1)Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волнением читали,

Знали их наизусть.

Эти письма, поныне

Не теряют, не жгут,

Как большую святыню

Сыновьям берегут.

        

2) ПИСЬМО С ФРОНТА (Эдуард Асадов)

Мама! Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую - слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

Немного лентяя и вечно не в срок

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,

Суровою двойкой дневник "украшал",

Гордилась, когда я под сводами зала

Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,

Мы все, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, лишь тут, на войне:

Приятели, книжки, московские споры -

Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...

Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,

Застыли орудья, как стадо слонов,

И где-то по-мирному в гуще лесов,

Как в детстве, мне слышится голос кукушки...

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры -

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,

Склонившись, мне тихую песню поешь

И вместе со мною к далеким победам

Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

3)Письмо

Полчаса до атаки,

Скоро снова - под танки,

Снова слышать разрывов концерт, -

А бойцу молодому

Передали из дому

Небольшой голубой треугольный конверт.

И как будто не здесь ты,

Если - почерк невесты

Или пишут отец твой и мать, -

Но случилось другое -

Видно, зря перед боем

Поспешили солдату письмо передать.

Там стояло сначала:

"Извини, что молчала,

Ждать не буду". - И все, весь листок.

Только снизу - приписка:

"Уезжаю не близко, -

Ты спокойно воюй, и прости, если что".

Вместе с первым разрывом

Парень крикнул тоскливо:

"Почтальон, что ты мне притащил! -

За минуту до смерти

В треугольном конверте

Пулевое ранение я получил".

Он шагнул из траншеи

С автоматом на шее,

Он осколков беречься не стал, -

И в бою над Сурою

Он обнялся с землею,

Только - ветер обрывки письма разметал.

4) Э. Асадов

Как мало все же человеку надо!

Одно письмо. Всего-то лишь одно.

И нет уже дождя над мокрым садом,

И за окошком больше не темно...

Зажглись руин веселые костры,

И все вокруг вишнево-золотое...

И больше нет ни нервов, ни хандры,

А есть лишь сердце радостно-хмельное!

И теперь богаче, чем банкир.

Мне подарили птиц, рассвет и реку,

Тайгу и звезды, море и Памир.

Твое письмо, в котором целый мир.

Как много все же надо человеку.

8.Написание письма «Письмо в 1941-й год», тема посвящена 70-летней годовщине начала Великой Отечественной войны

 -Мы прослушали и прочитали много писем с фронта , услышали стихотворения поэтов о письмах, а сейчас нам предстоит самим написать письмо на фронт, письмо в 41-й год. Для этого воспользуемся памяткой.

ПАМЯТКА

  • Старайся писать ясно и просто
  • Учитывай, кому ты пишешь, выбери для письма верный тон
  • Будь искренним и дружелюбным
  • Не пиши письмо в минуту гнева. Раздражения
  • Не стесняйся выразить чувства любви, нежности, уважения, доверия, если ты ими наполнен

9. Итог занятия и домашнее задание


Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»

«Письмо в 1941-й год»,

тема посвящена 70-летней годовщине начала Великой Отечественной войны

Работу выполнила ученица

7 «А» класса МБОУ СОШ №2

Г.Курганинска

Краснодарского края

Вардикова Аделина Андреевна

Работу проверила:

учитель русского языка и литературы

Ерёменко Елена Кадыровна

2011 год


Письмо  в 41-ый год

     Здравствуй, дорогой друг, солдат сорок первого. Меня зовут Аделина, мне тринадцать лет, я учусь в седьмом классе самой  обычной школы.А живу в удивительно красивом месте с красивым названием- Кубань.

    Я сейчас в том возрасте, когда многое хочется осмыслить, понять, узнать.Но  вижу , к сожалению, не одну только красоту, но и войны, межнациональные конфликты, терроризм- всё то,чем «богат» двадцать первый век.

   Дорогой воин, хоть и связь у нас получается односторонняя, но мне хочется рассказать тебе  о наболевшем, о проблемах своего времени.Ты защищаешь Родину от фашистов, ты освободитель, герой, мог ли ты тогда предположить, что через шестьдесят лет  мир всколыхнёт волна терроризма, межнациональных войн.

     Важнейшей проблемой для человека на протяжении всех веков его существования отстается отсутствие мира в нём самом. Не в этом ли наша основная трагедия?!В человеке всегда борются два начала – добро и зло. Все  осуществляемые наши действия не что иное, как компромисс между ними. Мы постоянно находимся в состоянии войны с собой. Каждому решению есть своя альтернатива, возможно лучшая, чем само действие, привычка обдумывать свои поступки характерна для человека. Но почему же растёт преступность в мире? Просто, каждый человек, следуя своему эгоизму, считает себя не таким, как другие,-необычным, а потому для него не существует нравственная граница.Впоследствии многих личностей проблема несогласия с собой приводит к болезни, а некоторых- к самоубийству. Так стоит ли считать несогласие человеческой души с действительностью вреднейшей чертой нашей природы?

     Мир и согласие-вот за что ты воевал. Мир – это и содружество и братство народа. Человек со временем меняется, впитывая в себя через культуру, искусство, традиции новые сведения о мире.меняется его взгляд на окружающий мир, на вечные ценности. Самой большой ценностью, вернее, бесценным даром стала  человеческая жизнь. Каждый человек неповторим. Он приходит в этот мир, чтобы обогатить его. Так Джон Дони, английский писатель семнадцатого века, писал: «Смерть каждого человека- потеря для меня, потому что я связан со всем человечеством».Уничтожив личность, мы лишаем себя открытий в науке, искусстве, технике.

      Мне очень жаль, что я живу в веке, в котором насилие и зло становятся повседневностью, а ведь ты , солдат, воевал на мир во всем мире.всюду мы слышим о войнах, террористах, религиозных фанатиках.Тем не менее люди уже стали понимать важность мира и согласия.Жаль только, что это понимание- лишь средство для взаимовыгодной политики, развития экономики, а  человеческий фактор отступает на второй план .

      Дорогой друг. Грустное получилось послание. Я надеюсь, человечество осознает всю бесперспективность и пагубность войны. Человечеству , чтобы выжить , нужны не арсеналы оружия, а доброта, отзывчивость, взаимопонимание, ведь именно за это ты воевал.

                                                                                                                                Аделина

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок письма

Цели и задачи урока: Образовательные: 1. Расширение сведений об эпистолярном жанре- письмо. 2. Обучение написанию писем разной стилевой принадлежности. 3. Повторить темы «Постановка знаков препина...

Интегрированный урок письма

Урок ставит целью рассказать об истории возникновения писем, научить составлению письма, в частности, спортивному деятелю (в связи с предстоящими Олимпийскими играми)...

Конспект интегрированного урока письма и развития речи в монтессори-среде в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Дописывание предложений по вопросам. Большая космическая история (фрагмент)".

Данный урок знакомит учащихся с историей образования Солнечной системы, истоками праздника "День космонавтики". На уроке формируется умение строить предложение с опорой на вопросы, закрепляются правил...

Интегрированный урок письма "Составление коротких слов"

Урок проведен с детьми с умеренной умственной отсталостью....

Интегрированный урок письма

интегрированный урок русского языка и литературы в 9 классе "Урок письма"...

Доклад на методическом объединении .«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».2017-2018 учебный год

Каждый учитель, работая с такими детьми,  сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение...