«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».Доклад на региональной конференции.2017-2018 уч.год.
статья (6 класс) по теме
В работе представлены формы и методы интеграции при обучении письму ребёнка с интеллектуальным нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_terehovym.docx | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».
Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребёнку с ОВЗ через создание необходимых условий «для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов».
Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особую категорию детей с ОВЗ составляют дети с психическими отклонениями в развитии, т.е. дети с интеллектуальными нарушениями (с лёгкой или тяжёлой степенью умственной отсталости).
Умственно отсталые дети трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, рассеянное внимание. Они быстро утомляются, неусидчивые, у них слабо развита память и мышление. У таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде.
Каждый учитель, работая с такими детьми, сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение умственно отсталыми школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Например, работа по развитию речи на уроках письма и чтения связана со знанием соответствующей лексики. Мы понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции.
Интеграция – это слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Проведение интегрированных уроков - эффективная форма обучения, развития и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями.
Конспект интегрированного урока
«Письма, развития речи» и « изобразительного искусства» в 6 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения - лёгкая умственная отсталость, обучение на дому).
Предметы: письмо и развитие речи, учебник «Русский язык. 6 класс» авт., Н.Г. Галунчикова и изобразительное искусство, учебник Д.И. Данилова «Искусство», 6 класс.
Класс: 6
Автор: Самаркина В.П. учитель русского языка , литературы .
Тема: Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери».
Цель урока: Формирование умения создания открытки – поздравления.
Задачи урока:
коррекционно - образовательные: учить составлять текст открытки из предложенных вариантов, способствовать расширению представлений об особенностях оформления поздравительных открыток;
коррекционно - развивающие: развивать устную и письменную речь при работе над составлением поздравительного текста;
коррекционно – воспитательные: воспитывать аккуратность в оформлении работ;
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки, картинки с изображением
открыток разных времён и на разнообразную тематику, принадлежности для рисования.
Планируемый результат:
1. Личностные УД: ученик демонстрирует интерес к учебному материалу; высказывает собственные суждения и дает им обоснования. 2. Познавательные УД: ученик демонстрирует умение строить речевые высказывания, письменно излагать свои мысли.
Ход урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Самоопределение к деятельности. | Коммуникативные УУД, регулятивные УУД | У: Долгожданный дан звонок. Начинается урок! Закрой глаза и попробуй отгадать звуковую загадку. Включение аудиозаписи песни «Мама» У: О чём эта песня? Д: О маме. У: Почему урок начинается с этой песни? Д: У: Какое настроение создаёт мелодия? Д: Веселое, радостное. У: Подарим хорошее настроение. | Ответы ученика Положительный настрой на урок. |
Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового) | Коммуникативные, регулятивные познавательные (логические) | У: Какие осенние месяцы ты знаешь? Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь. У: А какой сейчас месяц? Д: Ноябрь У: Какой праздник отмечают в ноябре? Д: День матери. У: Его отмечают в последнее воскресенье ноября. В этом году-25 ноября. Скажи, пожалуйста, а что принято делать в праздники? Д: Дарить подарки. (Перечисляет подарки). У: А какой подарок ты сможешь подарить? Д: Открытку. (могут назвать другие подарки). | Высказывания предположений, актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. |
Постановка учебной цели и задачи | Регулятивные, коммуникативные познавательные | У: А что должно быть в каждой открытке? Д: Поздравление. У: Этот вид поздравления придумали очень давно. Открытка (первоначаль-но открытое письмо́) — это особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Первая почтовая карточка была выпущена в Австро-Венгрии. 1 октября1869 года . В России открытки стали появляться в конце 19 века. Некоторые виды таких открыток лежат у тебя на парте, можешь их посмотреть. В середине 20 века появились художники, которые стали заниматься иллюстрированием открыток. Какую открытку ты хотел бы подарить на День Матери? Д: Открытку, сделанную своими руками У: Посмотри на материалы, которые лежат у тебя на парте и скажи, с чего мы начнем работу? Д: С изготовления открытки. У: На своём столе ты видишь специальный картон для открыток. Бумагу какого цвета ты возьмёшь? Д: Белого, так как рисунок буду раскрашивать сам. У: Я принесла несколько вариантов открыток. Какой основной элемент встречается в этих открытках? (Образцы размещены на доске) Д: Сердце. У: Чтобы наше сердце было симметричным, что необходимо сделать? Д: Сложить лист пополам и нарисовать половинку сердечка У: Скажите мне, пожалуйста, открытку, которую ты сейчас оформил, можно подарить на Новый год? Д: Нет. У: Почему? Д: Она не так оформлена. У: Какой вывод мы можем сделать? Д: Выполняя открытку, мы должны знать, к какому празднику она изготовлена и оформлять ее соответствующим образом. Физкультминутка. Покажи, как открытка может дойти до получателя по почте (на поезде, на самолёте, на пароходе). | Формулирует тему урока. Устанавливает цель. Пути ее достижения-задачи. Складывает сердце из бумаги. Высказывания предположений, актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. Делает открытку. Демонстрирует свою композицию. |
«Открытие» новых знаний детьми Включение в систему знаний | Познавательные личностные, коммуникативные, регулятивные | У: Но чего не хватает в твоей открытке? Д: Поздравления. У: А с чего начинается любое поздравление? Д: С обращение к тому, кого поздравляем. У: Правильно. Прежде чем мы приступим к работе, скажи, на что нужно обратить внимание? Д: Правильно подобрать слова (ласковые слова: дорогая ..., любимая… и т.д.) У: А на что еще нужно обратить внимание? Д: Если мы называем человека по имени, то имя пишется с большой буквы, в конце обращения ставится восклицательный знак. У: Молодец! Сейчас ты можешь написать текс-пожелание. У: После обращения что следующее в открытке? Д: Надо написать, с каким праздником поздравляем. У: Хорошо. Посмотри на доску. (прикрепляем слова « Поздравляю с Днём Матери» ). Когда ты будешь работать со словами, на что надо обратить внимание? Д: На правильное согласование и написание слов. У: Чего еще не хватает в наших открытках? Д: Пожеланий. У: Все ли слова можно взять и почему? Д: Нет, нужно брать только ласковые слова, добрые и весёлые. У: Теперь подумай, чтобы ты хотел пожелать, напиши в открытке. (счастья, здоровья, добра, мира) У: Чем надо закончить поздравление? Д: Написать от кого оно. У: Закончи, пожалуйста, своё поздравление. Д: Проговаривает, что можно написать имя, а можно и другие слова (сын, внук и т.д.) У.: Давай немножко отдохнем и поиграем в игру Дыхательная гимнастика Давай подуем на открытку, чтобы она быстрее высохла. Сделаем глубокий вдох-выдох-3 раза. | Игра «Ласковые слова» Актуализация знаний. Словарная работа. Работа над орфографией. Ответы на вопросы учебника. Работа над орфографией. Сопоставляет свой текст с текстом на доске. |
Обобщение и систематизация знаний | Регулятивные, Коммуникативные, познавательные | У.: Давай посмотрим на нашу открытку. Замечательная она? Кому ты её подаришь? Д: Конечно, маме У.: Сложно тебе было её приготовить? Д.: Да, много времени понадобилось. У.: Теперь ты сам сможешь сделать любую открытку. А чтобы тебе было легче справиться, давай обсудим проблемы. | Самостоятель-ное оценивание. Проверка с проговаривани-ем. |
Рефлексия | Личностные Регулятивные Коммуникативные | У: Что было для тебя самым трудным на нашем уроке? Самым интересным? Д.: Много сил, терпения понадобилось. Но радостно то, что я её сделал сам для любимой мамочки. У: Спасибо за работу, внимательность, наблюдательность. Урок окончен. |
Заключение
Методика интегрированного преподавания - технология будущего. Благодаря ей в сознании учеников формируется объективная и всесторонняя картина мира. Учащиеся учатся применять свои знания на практике. Учитель по-новому раскрывает свой предмет, осознавая его соотношение с другими науками.
Используемая литература
1.Мачихина - педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. 1992. №4 с. 19.
2. Пинский. Особенности деятельности умственно отсталых школьников. М.: Просвещение, 1962, с. 225—266.3.,
3.Кульневич : личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов н/Д, 19с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа)(описание одежды, костюма) Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения в...
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 6 классе (2 часа) (описание одежды, костюма)
Урок формирует устную и письменную речь учащихся, формирует умения выражать свое отношение к увиденному, учит художественному восприятию окружающего мира; Способствует созданию целостного представлени...
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа) (описание картины на основе искусствоведческого текста)
Интегрированный урок русского языка (развития речи) и изобразительного искусства в 5 классе (2 часа)(описание картины на основе искусствоведческого текста)...
"Проект- как эффективный метод формирования познавательной активности"- творческий отчёт на МО филологов в школе
Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к с...
Доклад на методическом объединении .«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».2017-2018 учебный год
Каждый учитель, работая с такими детьми, сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение...
Трансляция опыта в сборнике на тему формирование познавательной активности у детей школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья в условиях с требованиям ФГОС (пункт 3.5)
Трансляция опыта в сборнике на тему формирование познавательной активности у детей школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья в условиях с...
Особенности формирования познавательной активности у детей с ЗПР.
Особенности формирования познавательной активности у детей с ЗПР....