Интегрированный урок письма
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

интегрированный урок русского языка и литературы в 9 классе "Урок письма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок в 9 кл18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русский язык и литература

 «Урок письма» в 9-м классе

Тема «Хочу рассказать тебе о своем родном крае»

 20.04.2013 г.                                                            

 Цели:

1. Прививать навыки правильного написания письма.                                                                    

2. Развивать монологическую речь учащихся, логическое мышление, память.                                                                                                                                                  

3. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, художественный текст, монологическая речь учителя).                                                                                                      

4. Развивать творческие способности учащихся.                                                                          

5. Формировать социокультурную компетенцию: бережное отношение к русскому языку, воспитание чувства любви к родному краю.

Тип урока: урок с использованием ИКТ и проектного метода обучения.

Оборудование: 1.Отрывки из художественных произведений русских писателей и поэтов.                                                                                                                              

2.Письма.                                                                                                                                              

3.Музыкальные произведения .                                                                                                          

4.Стихи кубанских поэтов о родном крае.                                                                                        

5.Презентация «Мой край».                                                                                                                  

6.Фотоальбом «Живописные места Краснодарского края».                                                      

7.Мультимедийный проектор.                                                                                                        

8.ПК.                                                                                                                    

 «Напиши мне письмо хоть две  строчки всего,                                                                                                                                          

Чтобы я иногда прочитать смог его…»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Ход урока.                                                                                  

 I. Слово учителя.                                                                                                                                    

В последние годы мы очень мало стали общаться с близкими, родными, друзьями при помощи писем. Телефоны, интернет, к сожалению, стали для многих основным средством общения. Да это и понятно. Зачем тратить время? Писать, носить на почту, если можно набрать нужный номер, сказать несколько «дежурных фраз» и попрощаться.

А так жаль, ребята,  что вы выбрали именно этот способ общения. Разве можно по телефону раскрыть душу, поделиться сокровенными мыслями, подробно рассказать о чем-то или о ком-то?

Нельзя! И сейчас мы вместе с вами постараемся это доказать.

Давайте обратимся к художественным произведениям русских поэтов и писателей, написанных в форме писем.

Задание: записать слова, передающие чувства.

 II. Учащиеся  читают отрывки из художественных произведений.

1 ученик: отрывки из писем И. Пущина А. Пушкину.

2 ученик: С. Есенин «Письмо матери», «Письмо к женщине».

3 ученик: Карамзин «Письма русского путешественника».

4 ученик: А. Пушкин «Капитанская дочка» (письмо отца П. Гриневу).                                                                                                                                                                                                                                                            

(Все тексты проецируются на экраны ПК. Учащиеся работают на ПК).

Вопросы к классу: 1. Какие слова выписали?

                                 2. Какие чувства они передают?

                                 3. В чем особенность лексики?

                                 4. Чему учат?

III. Лексическая работа.

  1. Учащиеся работают с толковыми словарями.

Письмо 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.

        2. Умение писать. Учиться письму.

        3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи.

        4. Манера художественного изображения.

Постскриптум. Приписка в письме после подписи, обозначаемая P.S.

IV. Развитие речи.

Сообщение учащихся: «Виды писем».

1 ученик: личные письма

2 ученик: деловые письма

3 ученик: официальные письма.

(На экране – образцы писем и основные компоненты письма).

Основные компоненты письма (учащиеся записывают в тетрадь).

  1. Начало (дата, место, форма обращения к адресату).
  2. Основная часть ( деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым).
  3. Конец (пожелания адресату, подпись, дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале).

V. Подготовка написания письма «Хочу написать тебе о своем родном крае».

1. Задание классу: 

                   1. Записать слова, которые помогут передать любовь к родному краю.

                   2. Подумать, какую информацию они в себе несут?

2. Презентация «Мой родной край»  (сопровождается чтением стихов кубанских поэтов о крае, музыкальными произведениями кубанских композиторов: В. Г. Захарченко, Е. Алабина, Г. Ф. Пономаренко).  

1 ученик: И. Варавва «Полюшко-поле»

2 ученик: Ю. Кузнецов «Кубанка»

3 ученик: В. Горский «Родное»

4 ученик: К. Обойщиков «Кубань - Земля такая»

5 ученик: С. Хохлов «Кубанские синие ночи»

  1. ученик: И. Варавва «На хуторе нашем»

3.Беседа.  1. Что вы почувствовали, увидев фотографии, прослушав стихи и музыку?

                  2. Какие выразительные средства используют поэты для выражения своих чувств? (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.)

                  3. В чем особенность  лексики? Запишите слова, которые тронули вашу душу?

(Произведения проецируются на экран. Учащиеся работают на ПК).

VI. Работа над письмом.

  1. Слово учителя.  Ребята, сейчас вы будете писать письмо. Кому – вы решите сами. Какой вид письма нужно выбрать для рассказа о родном крае? (личное). А какой тип и стиль речи будет преобладать в вашей работе? (Стиль – разговорный; тип – описание и повествование). А почему? (Потому что разговорный стиль представлен не только в устной, но и в письменной форме – записками, частными  письмами. А для личного письма главное – простота и откровенность. Повествование поможет рассказать о крае, а описание – показать красоту его природы).
  2. Чтение примера письма учителем  (из книги Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»).
  3. Слово учителя. Итак, приступим к работе над письмом. Не забывайте о главном: ваша задача рассказать о своем крае так, чтобы адресат почувствовал вашу любовь к нему и захотел побывать на Кубани и своими глазами увидеть все ее достопримечательности, насладиться природой.

Звучит музыка Вивальди «Времена года».

На экранах ПК фотографии живописных мест Краснодарского края.

Учащиеся пишут письмо.

VII. Домашнее задание: написать письмо другу о своем поселке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок письма

Цели и задачи урока: Образовательные: 1. Расширение сведений об эпистолярном жанре- письмо. 2. Обучение написанию писем разной стилевой принадлежности. 3. Повторить темы «Постановка знаков препина...

интегрированный урок письма

Цели и задачи урока: Образовательные: 1. Расширение сведений об эпистолярном жанре- письмо. 2. Обучение написанию писем разной стилевой принадлежности. 3. Повторить темы «Постановка знаков препина...

Интегрированный урок письма

Урок ставит целью рассказать об истории возникновения писем, научить составлению письма, в частности, спортивному деятелю (в связи с предстоящими Олимпийскими играми)...

Конспект интегрированного урока письма и развития речи в монтессори-среде в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Дописывание предложений по вопросам. Большая космическая история (фрагмент)".

Данный урок знакомит учащихся с историей образования Солнечной системы, истоками праздника "День космонавтики". На уроке формируется умение строить предложение с опорой на вопросы, закрепляются правил...

Интегрированный урок письма "Составление коротких слов"

Урок проведен с детьми с умеренной умственной отсталостью....

Доклад на методическом объединении .«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».2017-2018 учебный год

Каждый учитель, работая с такими детьми,  сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение...