Интегрированный урок письма
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
интегрированный урок русского языка и литературы в 9 классе "Урок письма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок в 9 кл | 18.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русский язык и литература
«Урок письма» в 9-м классе
Тема «Хочу рассказать тебе о своем родном крае»
20.04.2013 г.
Цели:
1. Прививать навыки правильного написания письма.
2. Развивать монологическую речь учащихся, логическое мышление, память.
3. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации (публицистический текст, художественный текст, монологическая речь учителя).
4. Развивать творческие способности учащихся.
5. Формировать социокультурную компетенцию: бережное отношение к русскому языку, воспитание чувства любви к родному краю.
Тип урока: урок с использованием ИКТ и проектного метода обучения.
Оборудование: 1.Отрывки из художественных произведений русских писателей и поэтов.
2.Письма.
3.Музыкальные произведения .
4.Стихи кубанских поэтов о родном крае.
5.Презентация «Мой край».
6.Фотоальбом «Живописные места Краснодарского края».
7.Мультимедийный проектор.
8.ПК.
«Напиши мне письмо хоть две строчки всего,
Чтобы я иногда прочитать смог его…»
Ход урока.
I. Слово учителя.
В последние годы мы очень мало стали общаться с близкими, родными, друзьями при помощи писем. Телефоны, интернет, к сожалению, стали для многих основным средством общения. Да это и понятно. Зачем тратить время? Писать, носить на почту, если можно набрать нужный номер, сказать несколько «дежурных фраз» и попрощаться.
А так жаль, ребята, что вы выбрали именно этот способ общения. Разве можно по телефону раскрыть душу, поделиться сокровенными мыслями, подробно рассказать о чем-то или о ком-то?
Нельзя! И сейчас мы вместе с вами постараемся это доказать.
Давайте обратимся к художественным произведениям русских поэтов и писателей, написанных в форме писем.
Задание: записать слова, передающие чувства.
II. Учащиеся читают отрывки из художественных произведений.
1 ученик: отрывки из писем И. Пущина А. Пушкину.
2 ученик: С. Есенин «Письмо матери», «Письмо к женщине».
3 ученик: Карамзин «Письма русского путешественника».
4 ученик: А. Пушкин «Капитанская дочка» (письмо отца П. Гриневу).
(Все тексты проецируются на экраны ПК. Учащиеся работают на ПК).
Вопросы к классу: 1. Какие слова выписали?
2. Какие чувства они передают?
3. В чем особенность лексики?
4. Чему учат?
III. Лексическая работа.
- Учащиеся работают с толковыми словарями.
Письмо 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь.
2. Умение писать. Учиться письму.
3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи.
4. Манера художественного изображения.
Постскриптум. Приписка в письме после подписи, обозначаемая P.S.
IV. Развитие речи.
Сообщение учащихся: «Виды писем».
1 ученик: личные письма
2 ученик: деловые письма
3 ученик: официальные письма.
(На экране – образцы писем и основные компоненты письма).
Основные компоненты письма (учащиеся записывают в тетрадь).
- Начало (дата, место, форма обращения к адресату).
- Основная часть ( деловая или сугубо личная информация; просьбы, предложения, пожелания, приветы родным и знакомым).
- Конец (пожелания адресату, подпись, дата и местонахождение отправителя письма – если они не были указаны в самом начале).
V. Подготовка написания письма «Хочу написать тебе о своем родном крае».
1. Задание классу:
1. Записать слова, которые помогут передать любовь к родному краю.
2. Подумать, какую информацию они в себе несут?
2. Презентация «Мой родной край» (сопровождается чтением стихов кубанских поэтов о крае, музыкальными произведениями кубанских композиторов: В. Г. Захарченко, Е. Алабина, Г. Ф. Пономаренко).
1 ученик: И. Варавва «Полюшко-поле»
2 ученик: Ю. Кузнецов «Кубанка»
3 ученик: В. Горский «Родное»
4 ученик: К. Обойщиков «Кубань - Земля такая»
5 ученик: С. Хохлов «Кубанские синие ночи»
- ученик: И. Варавва «На хуторе нашем»
3.Беседа. 1. Что вы почувствовали, увидев фотографии, прослушав стихи и музыку?
2. Какие выразительные средства используют поэты для выражения своих чувств? (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.)
3. В чем особенность лексики? Запишите слова, которые тронули вашу душу?
(Произведения проецируются на экран. Учащиеся работают на ПК).
VI. Работа над письмом.
- Слово учителя. Ребята, сейчас вы будете писать письмо. Кому – вы решите сами. Какой вид письма нужно выбрать для рассказа о родном крае? (личное). А какой тип и стиль речи будет преобладать в вашей работе? (Стиль – разговорный; тип – описание и повествование). А почему? (Потому что разговорный стиль представлен не только в устной, но и в письменной форме – записками, частными письмами. А для личного письма главное – простота и откровенность. Повествование поможет рассказать о крае, а описание – показать красоту его природы).
- Чтение примера письма учителем (из книги Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»).
- Слово учителя. Итак, приступим к работе над письмом. Не забывайте о главном: ваша задача рассказать о своем крае так, чтобы адресат почувствовал вашу любовь к нему и захотел побывать на Кубани и своими глазами увидеть все ее достопримечательности, насладиться природой.
Звучит музыка Вивальди «Времена года».
На экранах ПК фотографии живописных мест Краснодарского края.
Учащиеся пишут письмо.
VII. Домашнее задание: написать письмо другу о своем поселке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок письма
Цели и задачи урока: Образовательные: 1. Расширение сведений об эпистолярном жанре- письмо. 2. Обучение написанию писем разной стилевой принадлежности. 3. Повторить темы «Постановка знаков препина...
интегрированный урок письма
Цели и задачи урока: Образовательные: 1. Расширение сведений об эпистолярном жанре- письмо. 2. Обучение написанию писем разной стилевой принадлежности. 3. Повторить темы «Постановка знаков препина...
Интегрированный урок письма
Урок ставит целью рассказать об истории возникновения писем, научить составлению письма, в частности, спортивному деятелю (в связи с предстоящими Олимпийскими играми)...
Конспект интегрированного урока письма и развития речи в монтессори-среде в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Дописывание предложений по вопросам. Большая космическая история (фрагмент)".
Данный урок знакомит учащихся с историей образования Солнечной системы, истоками праздника "День космонавтики". На уроке формируется умение строить предложение с опорой на вопросы, закрепляются правил...
Интегрированный урок письма "Составление коротких слов"
Урок проведен с детьми с умеренной умственной отсталостью....
«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».Доклад на региональной конференции.2017-2018 уч.год.
В работе представлены формы и методы интеграции при обучении письму ребёнка с интеллектуальным нарушениями....
Доклад на методическом объединении .«Интегрированные уроки письма, развития речи и изобразительного искусства в 6 классе как эффективная форма формирования познавательной активности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями».2017-2018 учебный год
Каждый учитель, работая с такими детьми, сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках. Успешное изучение...