Конспект интегрированного урока письма и развития речи в монтессори-среде в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Дописывание предложений по вопросам. Большая космическая история (фрагмент)".
план-конспект урока на тему

Максимова Ольга Викторовна


Данный урок знакомит учащихся с историей образования Солнечной системы, истоками праздника "День космонавтики". На уроке формируется умение строить предложение с опорой на вопросы, закрепляются правила написния предложений, воспитывается познавательная и творческая активность. Дети учатся работать в парах, вести диалог, поддерживать беседу на заданную тему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока письма и развития речи  в развивающей Монтессори – среде.

Тема:      Дописывание предложений по вопросам.

           Большая космическая история (фрагмент)

Цель:       1.Формировать умение строить полные предложения, записывать их,  используя опорные слова,

через знакомство  с историей  образования Солнечной системы,  людьми, стоящими у основания развития космической отрасли.

Задачи:

1. Формировать навык давать полные ответы на поставленные вопросы с включением всех входящих в вопрос слов; повторить правила написания            предложений, закрепить правила написания большой буквы в именах, фамилиях людей, названиях планет.

2. развитие познавательной и творческой активности (через работу в Монтессори – среде, создании статьи на заданную тему); активизация словаря, развитие просодической стороны речи: силы голоса, ритмической и интонационной стороны речи; пополнение активного словаря, раскрыть лексическое значение слов пресс-конференция, статья.

3. познакомить  с историей образования Солнечной системы, праздником «День космонавтики», людьми, принимавшими участие в освоении космоса (Ю. Гагарин, Королев), воспитывать гордость за достижения отечественной космонавтики. Дать понятие о профессии журналиста,

4. формировать умение слушать собеседника, отвечать на вопрос полным ответом, задавать вопрос и поддерживать беседу на заданную тему.

Тип урока: интегрированный - занятие в Монтессори – среде, урок письма и развития речи.

Оборудование:  атрибуты для демонстрации «Большой космической истории»:  миска с водой, хлопушка, конфетти, макет солнечной системы, предметный материал: фигурки космонавтов, космической техники, опорные и контрольные карточки-слова, фотографии, иллюстрации, микрофоны.

Ход урока.

Этапы урока

Виды деятельности

наглядность

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

2 мин.

Круг:1. приветствие

          2. объявление темы урока

-скажите, какое сегодня число?  Сегодня у нас необычное занятие, мы поговорим о празднике, который отмечает наша страна.

-Что это за праздник?

Мы будем писать статью о космосе и космических достижениях, будем участниками пресс-конференции, побываем в роли журналистов.

- приветствие детей

- ответы на вопрос

Повторение

5 мин.

Чтобы больше узнать об истории сегодняшнего праздника, давайте вспомним фрагмент «Большой космической истории»

(демонстрация истории). (см. методика Монтессори).

- что впечатлило вас в этой истории?

Выводы, поощрение самых активных членов команды звездочками.

- участие детей в эксперименте;

- ответы на вопрос;

Миска с водой, хлопушка, конфетти

Актуализация знаний

10 мин.

- что вы знаете о космосе?

- какие великие люди принимающие  участие в освоении космоса вам известны?

Чтобы ещё больше узнать об истории освоения космоса и принять участие в пресс-конференции мы разделимся на звёздные команды и поработаем над темами «Солнечная система» и «Люди и техника космоса»

Повторение правил написания предложений: большая буква в начале, точка в конце предложений; большая буква в именах людей, названиях планет, работа со словами сложными  для написания, выделение орфограмм, написание предлогов.

Выводы, поощрение самых активных членов команды звездочками.

- ответы детей;

Деление детей на группы (в зависимости от типа познавательной деятельности: деятели, зрители, слушатели).

- работа по темам под руководством педагогов.

1 команда – работа с макетом солнечной системы: названия планет солнечной системы, планеты великаны и планеты карлики, орбиты планет, название звезды в солнечной системе. Составление предложений о солнечной системе. Повторение известных правил. Подготовка опорных слов, вопросов для противоположенной команды.

2 команда – работа с карточками, подбор к ним предметного материала, иллюстраций. Составление предложений. Повторение изученных правил. Подготовка опорных слов, вопросов для противоположенной команды.

Слова-карточки, контрольные карты, иллюстрации, макет  солнечной системы.

Работа над темой урока

10 мин.

-А теперь мы проведём пресс-конференцию и узнаем,  с какой интересной информацией познакомились ваши одноклассники. Вы  в роли журналистов, будете задавать им вопросы. Вопросы должны звучать громко, четко, выразительно. Ответы должны быть полными, ясными для понимания.

Дети читают (задают) вопросы для противоположенной команды (вопросы дифференцированы по уровню сложности чтения и произношения).

Вопросы для 1ой команды:

- как называется звезда Солнечной системы?

- какая самая большая планета в Солнечной системе?

- назовите самую  маленькую планету в Солнечной системе

- на какой по счету орбите находится планета Земля.

Вопросы для 2ой команды:

- назовите имя человека, который первый полетел в космос;

- назовите главного конструктора ракет;

- какая техника создана для освоения космоса;

- назовите дату первого полета человека.

Записки с вопросами.

микрофоны

Закрепление

10 мин.

Мы провели пресс-конференцию, вы очень много узнали о космосе и теперь каждый из вас напишет статью о солнечной системе или людях и техники космоса. Для написания статьи вам понадобятся опорные слова, которые помогут вам писать предложения и фотографии, которые украсят и дополнят ваш текст.  Помните,  журналисты не имеют права допускать ошибок в тексте, вспомните правила, которые мы повторили. Выберите редактора своего  журналистского отдела, который проверит ваши статьи.

Письмо предложений с опорой на опорные  слова-карточки. Работа дифференцируется по уровню сложности.  Учащиеся первой и  второй группы пишут с опорой на предложение – вопрос. Третья группа использует готовый текст  с пробелами и дополняет его.

К своим статьям дети подбирают фотографии, иллюстрации.  «Редакторы» проверяют статьи.

Листы бумаги, фотографии, клей, вопросы для написания текста

Подведение итогов урока

3  мин.

А теперь мы выйдем и покажем друг другу наши статьи, подарите свою статью ребятам из противоположенной команды. Познакомьтесь с их содержанием.

Чтение вслух стать сильным учеником.

Теперь вы сможете ответить, почему день космонавтики отмечается 12 апреля? Вы все очень активно работали и заслужили в подарок статьи о космосе созданные вашими одноклассниками.

Обмен статьями, чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки»

Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...

Интегрированный урок. Математика - швейное дело. «Построение чертежа салфетки». в 5 классе коррекционной школы VIII вида.

Конспект интегрированного урока  математики и швейного дела  «Построение чертежа салфетки». в 5 классе коррекционной школы VIII вида....

конспект урока по теме "Поясное изделие. Юбка" для учащихся 9 класса коррекционной школы VIII вида в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации

план-конспект урока по теме "Поясное изделие. Юбка." в рамках подготовки к экзаменам ля учащихся 9 класса...

КВН по письму и развитию речи для уч-ся 6 класса коррекционной школы VIII вида.

В рамках внеклассной деятельности по предмету интересная игра для детей....

Педсовет. Выступление на тему: « Развитие интонационного слуха у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида на уроках музыки».

Дети с умственной отсталостью, как правило, характеризуются низким уровнем развития музыкального слуха и музыкальной памяти, ладового и ритмического чувства. Певческий диапазон их ограничен, у многих ...

Конспект интегрированного урока письма и развития речи в развивающей Монтессори – среде.

Конспект интегрированного урока письма и развития речи  в развивающей Монтессори – среде....