Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
1. "Золотой луг"
2. Работа с текстом "У ручья"
3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор.
Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текста и творческие работы в школе", 5 кл, Московский Лицей, 2002 г,стр.92-93
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_r.r._v_6_kl..doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по развитию речи в 6 классе для учителей- предметников
(Малинина Н. В., 18 ноября 2009 года, МОУ Ривзаводская СОШ)
Тема: Целостный анализ рассказа М.М.Пришвина «У ручья».
Цель: Обучение анализу текста для выявления его сути.
Оборудование: портрет М.М.Пришвина, текст рассказа писателя и таблица для работы на уроке.
Словарная работа: эпиграф, описание, рассуждение, структура рассказа, олицетворение, метафора.
ХОД УРОКА
Эпиграф:
Но я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.
М.Пришвин
Вступление. Учебник развития речи открыт на странице 87.
1. Учитель: Сегодня у нас урок развития устной речи.
Мы с вами уже говорили, что почти все тексты и творческие задания, предложенные нам для работы по развитию речи в 6 классе, - об открытиях, важных для духовной жизни человека. Вспоминайте: К.Г.Паустовский «Шорох листьев в воздухе» (почему писатель стал следить за опадающими листьями), М.М.Пришвин «Золотой луг». Интересный рассказ, но и трудный, потому что писатель заставляет думать, он не даёт готовых ответов, а хочет, чтобы читатель сам их нашёл, может быть, каждый свой, но нашёл.
Сегодня мы проведём урок по анализу рассказа М.М. Пришвина «У ручья».
2.Учитель:
- О чём рассказ «Золотой луг»?
(О том, как мальчиком он сделал открытие, ощутил себя частью природы, одуванчик стал символом прекрасной поры детства, а он стал писателем. О формировании нравственного потенциала уже в раннем детстве и о сохранении этого потенциала уже в зрелом возрасте ).
- В чём хочет убедить нас Пришвин?
( В том, что, всматриваясь в природу, человек делает открытия – мира, себя самого… Эти открытия остаются с человеком на всю жизнь ).
3. Учитель.
Пришвин любил говорить читателям: «Но я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.
-Как вы думаете, почему я предлагаю именно такой эпиграф?
( Выслушать мнение ребят ).
Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться делать анализ текста М.Пришвина «У ручья», чтобы выявить его смысл. Все наблюдения отразим в таблице.
1.Чтение текста учителем.
2.Чтение учащимися.
Коллективная работа с текстом.
У ручья.
Берёзки теперь давно оделись и утопают в высокой траве, а когда я снимал их, то была первая весна, и в снегу под этой берёзкой, темнея на голубом, начинался первый ручеёк. С тех пор, пока разоделись берёзки и выросли под ними разные травы с колосками, и шишечками, и шейками разных цветов, много, много воды утекло из ручья, и сам ручей до того зарос в тёмно- зелёной густоте непроницаемой осокой, что не знаю, есть ли ещё в нём теперь хоть сколько-нибудь воды.
И так точно было со мной в это время; сколько воды утекло с тех пор, как мы расстались, и по виду моему никому не узнать, что ручей души моей всё ещё жив.
М.Пришвин
Работа по тексту
- Сколько частей в тексте? ( Две )
- Найдите ту часть, которая представляет описание. ( Чтение )
- Работа по таблице. Описание состоит из 2-х частей: описание ранней весны и цветущей летней поры (Показ в таблице)
Работа с таблицей.
-Прочитаем описание ранней весны со слов «…а когда…»
-Посмотрим в таблице, какие предметы представлены, как и какими средствами создаётся образ. Читаем по строчке под №1 и заполняем 4-ую графу.
Номер | Предметы | Как представлены | Какими средствами создаётся образ |
| Ранняя весна | Подчёркнуто значение начала, истока, | Эпитет «первая весна» |
1 | Снег | Обозначен | Слово, несущее цвет: «на голубом» |
2 | Берёзка | Лишь названа | 1.Указательное местоимение с предлогом «под этой». 2. Суффикс «к» со значением «уменьшительности, малости» |
3 | Ручеёк | Появляется, «темнея на голубом» | 1.Глагол «начинался» со значением «начала», «истока». 2.Эпитет «первый ручеёк». 3. Суффикс «ёк» со значением «уменьшительности, малости» |
| Цветущая летняя пора | пышность растительности, обилие, разнообразие её | 1. Повтор слова «разные». 2.Метафора: «выросли травы». 3.Цветовая характеристика непроницаемой осоки: «темно-зелёная густота». 4.Существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом «-к-»: «с колосками, и шишечками, и шейками разных цветов» |
4 | Берёзки | Обозначены действия | 1.Олицетворения «берёзки оделись», «берёзки разоделись». 2.Метафора « берёзки утопают … в высокой траве» |
5 | Ручей | Обозначены действия | Метафоры: 1. «Много, много воды утекло из ручья», 2.«Ручей зарос в тёмно-зелёной густоте непроницаемой осокой», 3.Повтор слова «много, много» |
-Можно ли сказать, что Пришвин – внимательный наблюдатель мира природы и размышляющий повествователь? (Да, он описывает природу вокруг ручья, рисует перемену, которая произошла в пейзаже. В описании ранней весны подчёркивается значение начала, истока: первая весна, первый ручеёк, глагол «начинался». Характерны суффиксы со значением малости. А в описании летней поры подчёркнута пышность растительности, её обилие, разнообразие. Опора на олицетворения и метафоры.)
Текст называется «У ручья».
- Какой образ он особо выделяет и почему? (Образ ручья, потому что он из ручейка превратился в ручей, из которого «много, много воды утекло», автор даже не знает, есть ли там вода. Он смотрит, наверное, туда, где ручей и думает.)
- А почему не видно ручья? ( А потому, что его скрывает пышная зелень, даже не видно, есть ли там вода ).
- Но почему мы всё-таки уверены, что ручей жив?
( Он не иссяк, его просто не видно на поверхности. Но мы видим, что природа питается этим животворящим ручьём: кругом красота, зелень, пышное цветение. Можно и так жить, внешне себя не выказывая ).
- Только ли о природе размышляет Пришвин?
-Чтение 2-ой части.
Пейзажный образ ручья становится метафорическим выражением жизни человеческой души.
Это рассуждение, причём рассуждение на основе описания. Для смысла важнее 2-ая часть, хотя она совсем коротенькая. Прочитайте ещё раз эпиграф.
- Как вторая часть подключается к первой? ( «И так точно было со мной в это время» ).
–Как так точно было ему в это время? (Душа устала, как бы иссякла, как ручей, истомилась, кажется, нет сил больше жить, видимо, сейчас трудный период в жизни писателя…
Но, несмотря ни на что, душа жива! Есть желание жить! В душе сохранилось живое чувство!)
- Расшифруйте метафоры:
Номер | Метафора (двуплановый образ) | Расшифровка |
1 | «Сколько воды утекло с тех пор, как мы расстались» | Прошло много времени, как автор расстался с ручьём ранней весной |
2 | «Много, много воды утекло из ручья» | Много перемен произошло в жизни человека |
3 | «Сам ручей до того зарос в тёмно-зелёной густоте непроницаемой осокой, что не знаю, есть ли ещё в нём теперь хоть сколько-нибудь воды» | Как не видна жизнь ручья средь густой зелени, но он жив, неиссякаем и безостановочен в своём движении, так и «ручей души моей» (это жизнь души, живое чувство, сохранившееся в ней) не виден внешне, но он жив |
-В чём смысл этого рассказа?
(1. Не судите по внешнему виду никого и ничто. 2. Душа- это источник жизни, не видный внешне. 3.Нужно уметь справляться с трудностями, чтоб никто и не догадался, что творится в твоей душе. 4. Что у тебя на душе – это никого не волнует, главное, чтобы ты сам знал, что всё сможешь побороть, так как «ручей души моей всё ещё жив». 5.В том, чтобы мы почаще всматривались в природу, – она поможет нам яснее увидеть, узнать, понять себя.)
Учитель: Согласимся со словами М.М.Пришвина: «Но я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю».
4. Домашнее задание: Сочинение « Как я понял (а) рассказ М.М.Пришвина «У ручья»: передать впечатление от рассказа и представить его осмысление, опираясь на художественно-образную основу.
Спасибо всем!
Источник:
Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 5 класс. 2-е издание.- М.: Московский Лицей, 2002., стр.92-93.
Приложения к уроку
1. Сообщение о М.М.Пришвине
Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Как водилось тогда – сначала была учёба в гимназии, затем в реальном училище в Тюмени, потом в политехникуме в Риге, учился и за границей – в Германии на агрономическом факультете.
… Ходил на службу. Как агроном написал книгу о картофеле. Но… прославился как писатель. Перечислю только некоторые книги писателя: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Лесная капель», «Жень-шень», «Глаза земли» и др. Пришвин оставил нам ещё дневниковые записи.
Умер М.Пришвин 16 января 1954года. А его произведения до сих пор учат нас пониманию природы, делая нас чище и лучше.
2.Своеобразие поэтической манеры М.М.Пришвина.
- Целый ряд рассказов Пришвина представляет художественный образ на основе описания. Поэтому, чтобы понять суть рассказа, необходимо внимание к описанию.
- Он всегда достоверен. Если он написал, что на лесной опушке пахло мятой, - значит, там действительно пахло мятой.
- 3.В то же время его видение природы поэтично. Даже в шутку называл свои короткие зарисовки природы поэмами. Значит, это высокая поэзия.
- Он мастер не бросающихся в глаза деталей и подробностей. Это говорит о внимательном разглядывании природы.
3.Таблица для учащихся
Номер | Предметы | Как представлены | Какими средствами создаётся образ |
| Ранняя весна | Подчёркнуто значение начала, истока | Эпитет « ». |
1 | Снег | Обозначен | Слово, несущее цвет: « ». |
2 | Берёзка | Лишь названа | 1.Указательное местоимение с предлогом « ». 2.Суффикс « » со значением «уменьшительности, малости». |
3 | Ручеёк | Появляется, «темнея на голубом» | 1.Глагол « » со значением «начала, истока» . 2.Эпитет « ». 3.Суффикс « » со значением «уменьшительности, малости». |
| Цветущая летняя пора | Пышность растительности, обилие, разнообразие её | 1.Повтор слова « » . 2. Метафора « ». 3.Цветовая характеристика непроницаемой осоки: « ». 4.Существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом «к» : «
».
|
4 | Берёзки | Обозначены действия | 1.Олицетворения: «
». 2.Метафора: «
». |
5 | Ручей | Обозначены действия | Метафоры: 1.«Много, много », 2. «Ручей », 3. Повтор слова « ». |
4. Расшифруйте метафоры (для учащихся)
Номер | Метафора (двуплановый образ) | Расшифровка |
1 | «Сколько воды утекло с тех пор, как мы расстались» | |
2 | «Много, много воды утекло из ручья» | |
3 | «Сам ручей до того зарос в тёмно-зелёной густоте непроницаемой осокой, что не знаю, есть ли ещё в нём теперь хоть сколько-нибудь воды» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе Лингвистический анализ рассказа М.А.Булгакова»Тьма египетская». Тип урока: урок –практикум
Лингвистический аназиз текста...
Урок-исследование по литературе в 11 классе. Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».
К началу ХХI века споры о постмодернизме завершились. Постмодернизм вступил в свои права, потому что это не только литература, но и философия, и окружающая действительность. Общество вступило в постин...
Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА: Тема праведничес...
Комплексный анализ рассказа В. Астафьева "Приветное слово". Урок по развитию речи в 8 классе
Автор материала подробно анализирует рассказ-миниатюру В.Астафьева, а также прилагает конспект урока по развитию речи...
Технологическая карта открытого урока по рассказу С. Василенко «Суслик». Конспект урока.11 класс.
Класс: 11Предмет: ЛитератураТема: «Мир, в котором я живу…» (по рассказу Светланы Владимировны Василенко «Суслик»).Время проведения: 1 урокТип урока: комби...
Конспект урока чтения в 5 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: О. Бондарчук Анализ рассказа «Слепой домик».
Конспект урока чтения по теме: Анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик» предназначен для учителя, работающего с учениками 5 класса коррекционной школы. Целями урока является: поз...