Урок русского языка в 11 классе Лингвистический анализ рассказа М.А.Булгакова»Тьма египетская». Тип урока: урок –практикум
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме
Лингвистический аназиз текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.docx | 27.03 КБ |
zadachi_uroka.docx | 13.01 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_11_klasse.docx | 12.31 КБ |
hod_uroka.docx | 12.27 КБ |
Предварительный просмотр:
4.Работа по теме урока:
1)Фронтальная беседа по стилистике.
-Рассказ нельзя назвать небольшим,поэтому вы должны были прочитать его дома.Постараться вникнуть в его смысл,обдумать художественные особенности,опираясь на план лингвистического анализа текста,который и сейчас лежит перед вами.
1.О чем этот рассказ?Какова его тема?
(-«Тьма египетская»-один из рассказов М.Булгакова,объединенных общим названием»Записки юного врача».Это яркие зарисовки из медицинской практики писателя,поведенной в Никольской больнице Сычевского уезда Смоленской губернии сразу после окончания университета.Они стали своеобразной» пробой пера»талантливого врача,посвятившему всю свою дальнейшую жизнь литературному творчеству.Речь идет о маленькой сельской больнице и людях,раборающих в ней.В этом рассказе описывается скромное празднование дня рождения молодого доктора и невероятное событие,связанное с появлением больного в дальнейшем.)
2.Обратите внимание на особенности композиции рассказа.
(Она двухчастная.)
3.К какому стилю относится прочитанный вами текст?Докажите свое мнение.
(-Этот текст относится к художественному стилю.Он не просто информирует нас о фактах,событиях,но создает образ мира.Текст отличается образностью.Созданный автором образ мира выразителен.Он представляет собой единство внешнего(предметного,изобразительного) и внутреннего(смыслового).
4.Какой тип речи преобладает здесь и почему?
(-Повествование с элементами описания.Повествование передает динамическую картину жизни,оно организуется глаголами,деепричастиями,которых так много в этом тексте.В описаниях преобладают слова именных частей речи,а так же причастия и причастные обороты.Значения данных языковых средств способны фиксировать предметы и их признаки.)
2)Анализ рассказа.
1.Как начинается рассказ?
(-Рассказ начинается риторическими вопросами,которые ,с одной стороны,придают тексту эмоциональность,а с другой-вводят смыс,связанный со значением слова тьма.Причем вопросы:»Где электрические фонари Москвы?Люди?»-одновременно вносят смысл»глушь».Слово тьма в конце абзаца выступает как слово- итог,соединяющее в себе значение»темнота» и «глушь».
2.Как вы уже поняли,слово тьма-стержневое в тематическом поле рассказа.Найдите слова,входящие в него.Определите характер отношений между ними.
(-Данные значения развиваются параллельно,при этом интересно наблюдать,как повторяющийся смысл воплощается в различных полях,объединяя их в тематическое поле:
-снег:»Мы погребены в снегу».
Снег, по словарям ,имеет значение»атмосферные осадки в виде белых хлопьев».В тексте это слово становится признаком глуши,отрезанности от людей.Это впечатление усиливается использованием глагола погребены,имеющего торжественную окраску.
-буран:»…забытая станция,погребенная в буране».
Слово буран тоже передает смысл «глушь»,на это указывает определение забытая.
-метель:»…фонарик издыхает от метели».
Это слово часто употребляется автором(«сильный ветер со снегом»). В тексте синонимично сближено со словом тьма.
-глушь:»Ах,какая глушь!».
Тут автором слово глушь соотносится со словом метель.
Так слова снег,буран,метель,глушь в тематическом поле становятся синонимами.Они создают впечатление отрезанности от людей,от окружающего мира.Итак,тематическое поле образовано словами:тьма, темнота,снег,метель,буран,глушь,тьма египетская.
К доске вызываются три ученика:
1 ученик-фонетический разбор слова тьма.
2 ученик-морфологический разбор слова тьма.
3 ученик-лексический разбор слова тьма.
3.Выражение- тьма египетская.Откуда оно возникло и в каком значении употребляется?
(-Из библейского рассказа об одном из чудес,которое совершил Моисей.)
4.Выпишите из первой части текста употребления словосочетания тьма египетская.В каких оно выступает как фразеологизм,а в каких-как свободное сочетание?
(-Фразеологизм,так как имеет значение»густая беспросветная тьма».Далее встречается как словосочетание в преобразованном виде.)
5.Найдите в тексте случаи контраста.Участвует ли контраст в формировании таматического поля?
(-Контрасты многочисленны в тексте:город-глушь,фонать-тьма,скорый в Москву-забытая станция.
Интересно,что в основе контрастов также лежат смыслы,образующие тематическое поле-«темнота,отсутствие света» и «глушь».
6.Внимательно прочитайте рассказы медиков о разных случаях из своей практики. Какой общий смысл они выражают?Есть ли связь между этим смыслом и словом тьма?
(-В рассказах фельдшера и акушерок проявляется еще одно значение слова тьма,но не прямое «отсутствие света», а переносное-«невежество»,которое также участвует в формировании тематического поля.)
7.Обратите внимание на значение слова анекдот.Одинаков ли его смысл в словах героя рассказа и его коллег?
(-Анекдот.1.занимательный рассказ о каком-либо событии,само событие.2.устный короткий рассказ,высмеивающий что-либо.
Врач-2.Коллеги-1)
8.К какой группе слов относятся белладонна,ларингит,горчишники?Чем объясняется их появление в рассказе?Найти подобные примеры.
(-Тема рассказа-жизнь врачей.)
9.Найдите в тексте абзац,начинающийся словами:»Глаза у акушерок засверкали…».Проанализируйте его строение.Найдите повторы,какой эффект они создают?Взаимиодействуют ли повторы с многоточием?
(-Этот абзац содержит предложения с однотипным началом «О том…».Все они в смысловом отношении представляют собой разные случаи из врачебной практики.Эти примеры говорят о невероятном невежестве народа.Использование повтора «О том..» и особенно многоточие в конце абзаца создают впечатление неисчерпаемости подобных случаев.)
2)Групповая работа.Анализ образов главных героев рассказа.
Проверка задания,подготовленного учащимися дома.
-Охарактеризуйте созданные автором в рассказе образы главных героев.
-Какими речевыми
средствами(фонетическими,лексическими,морфологическими,синтаксическими)создаются эти образы?
1 группа-образ юного врача.
-Почему отсутствует описание внешности?Что мы узнаем о нем?
(-Описание внешности отсутствует. Мы лишь узнаем,что ему 24 года, и он недавно(месяц) работает в этой больнице.Еще не успел привыкнуть,адаптироваться к новой обстановке.НО уже с самых первых предложений расскза,рассуждая о своем положении,он использует мкстоимение мы,тем самым подчеркивая,что с ковыми коллегами он уже сдружился,воспринимает себя с ними как единое целое.(примеры).ТО,что коллеги благожелательно настроены к нему,готовы помочь,подтверждает эпизод с каплями белладонны.
Отсутствие описания внешности,наверное,призвано для привлечения особово внамания к внутреннему миру доктора, к его внутренним монологам.)
-Как в построении предложения»В мечтаниях,…»отражается состояние юного врача?
(-Такое построение как бы отражает движение кинокамеры от общего плана к среднему,а затем к крупному(зал),в центре которого-врач,человек,воплощающий все достижения цивилизации.Такое построение соответствует мечтам,сноведениям,когда одно видение сменяет другое.Интересно,что в этом предложении автор дважды употребляет слово экспрессивно окрашенное громадный,чтобы усилить контраст с глушью.Опреления изразцовый,блестящий,стерильный еще раз подчеркивает то,чего лишена сельская больница. Главное же,чего в ней не достает-это ассистента «с мудрой ,седеющей бородкой».
Слова мудрый и седеющий синонимично сближены и выражают опытность,уверенность,умелость,т.е. те качества,которых так не хватает юному врачу,и этим подчеркивается его одиночество.
Следующее интересное предложение «Я в это время уже…». В этом отрывке проявляется авторская ирония:средством ее выражения становится стилистический контраст,который создает введение в контекст стилистически окрашенного слова эскулап.Так же иронично сравнение стетоскоп-револьвер.Это создает аллегорию борьбы с невежеством ивыражает не только иронию,но и некое грустное выражение бессилия.)
-Проанализируйте речь доктора.
(-Обращения к больным :»бабочка»,»батюшка»,»голубчик»-эмоционально окрашенная лексика с уменьшительно-ласкательными суффиксами выражает отнощение доктора к больным ,как к неразумным детям.И в финале –к мельнику «дядя»-средство выражения недовольства,разочарования.
-Проанализируйте синтаксическое строение предложений последнего абзаца рассказа.Что оно отражает?
(-Последний абзац образуют предложения короткие,простой структуры.Многоточия делят их на части,создавая впечатление обрывистости,А повторы –впечатления несвязанности.И построение предложений передает запутанные,причудливые видения,возникающие в сознании усталого засыпающего человека.
Появляется глагол будущего времени»я буду бороться».Настоящего времени»иду»,»борюсь».Слова высокой книжной лексики»рать.Параллель стетоскоп-меч.
«Сон-хорошая штука!»Многозначное предложение:
1.Сон-единственный отдых,восполняющий силы для тяжелейшей работы.2.Сноведения,образы-даруют надежду,веру…
2 группа.Образ мельника.
-С какой целью автор отмечает,что мельник прибыл из Дульцева?
-Прочитайте эпизод, в котором описывается приезд мельника и осмотр его врачом.Проанализируйте номинации этого персонажа.
-«Нет,это поистине светлый луч во тьме!».Можно ли эту фразу включить в тематическое поле?
-Проанализируйте речь мельника в конце рассказа.Чем она отличается?Как это различие связано с общим смыслом рассказа?
-Проанализируйте значение выражения тьма египетская в реплике мельника и словах врача,которые звучат в конце рассказа.
-Как соотносятся между собой эти герои рассказа?Что мы можем сказать о них на основании ваших характеристик?
3 группа.Лексическая работа.
-Сравните в тексте все употребления слова анекдот.Какой смысл выражает это слово в последнем контексте?
(-По данным словарей:анекдот-1.Занимательный рассказ о каком –либо событии;само это событие.2.Устный короткий рассказ,высмеивающий кого-,что-либо.В первой части –имеет 2 значение-в реплике врача.В репликах коллег врача анекдот выступает в значении»рассказ о реальном событии».На это указывает,во-перваых, эмоциональное разделение слов «Анек-дот?!»и заключение»У нас ,знаете ли…».В финале рассказа в основном соответствует мнению фельдшера и акушерок, но если в первой части это вызывало сомнение у врача,то во второй-эпизод с мельником подтверждает,что это не рассказ,вызывающий смех,а действительное событие.
-Составьте комментарии к словам:эскулап, стетоскоп,шпатель и др.Чем можно объяснить их появление в рассказе?
(-Тема рассказа-жизнь врачей в сельской больнице,поэтому в тексте встречается много медицинских терминов,относящихся к врачебной практике.)
-Возвратимся к последнему абзацу.Какое значение имеет в нем выражение тьма египетская?
(-Это выражение становится итогом,совмещающем в себе все выделенные нами в тексте рассказа смыслы,и отсылает к началу-заглавию,значение которого соотносится с последним употреблением(невежество).
Проверка разборов на доске.
-Почему выбрано именно это слово?
(-Оно ключевое тематического поля.)
-С каким из морфологических признаков слова тьма вы могли бы поспорить,оглядываясь на текст?
(Форма только единственного числа.)
3)Лингвистический эксперимент.
Попробуем поэксперимпентировать:придумайте свои варианты названия рассказа.
(«Случай из практики»,»Незадачливый мельник»,»В сельской больнице»).
-Будут ли эти названия полностью отражать тему,идею произведения?
Как правило ,подобные эксперименты наглядно показывают,что авторский вариант оптимальный.
Проверка разборов на доске.
-Почему для разборов выбрано именно это слово?
(Оно ключевое тематического поля.)
-С каким из морфологических признаков слова тьма,оглядываясь на наш текст,вы могли бы поспорить?
(Форма только единственного числа.)
-Мы уже несколько раз прочли данный рассказ. Как он воспринимался вами и почему?Проиллюстрируйте ваши наблюдения?
(-Текст воспринимается как устный рассказ,и все употребленные в нем языковые средства передают непринужденную манеру устной разговорной речи-Иванна,Липонтий Липонтьевич и др.
Предложения,заключенные в скобки,непосредственно обращены к читателям-собеседникам и придают тесту диалогичность,ориентацию на собеседника,что характерно для разговорной речи.)
5)Итог урока.
-Как вы думаете,какова идея этого рассказа?
(-Невежество простого народа.Призыв к борьбе с ним.)
-Как вы можете истолковать название рассказа после лингвистического анализа текста?
(-Тьма египетская-это невежество народа, с которым,пытается бороться молодой доктор,как библейский Моисей.)
-Стал ли замысел автора вам более понятен после нашей сегодняшней работы над текстом?
6)Оценки за работу на уроке.
7)Домашнее задание.
1 группа-написать сочинение-рассуждение на тему:»Для меня невежество-это…».
2 группа-лингвистичский анализ рассказа В.Астафьева»Хрустальный звон».
3 группа-упражнение 175 стр.122-123(«Дидактические материалы»).
Предварительный просмотр:
Задачи урока:
-применить полученные теоретические знания о лингвистическом анализе текста;
-формировать умение анализировать текст художественного поизведения;
-показать учащимся,как лингвистический анализ текста может помочь авторский замысел;
-развивать внимательное отношение к основным единицам языка;
-воспитывать самостоятельность,творческую активность,интерес к сложной,скрытой от поверхностного взгляда жизни художественного текста;
-развивать навыки работы с текстом произведений художественной литературы;
-воспитывать нравственность учащихся через осмысление текста.
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 11 классе
Лингвистический анализ рассказа
М.А.Булгакова»Тьма египетская».
Тип урока: урок –практикум
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №9 Песьякова Марина Викторовна
2007
Предварительный просмотр:
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Здравствуйте,ребята.Открываем тетради,записываем число,вид работы и тему урока.
2.Постановка задач.
-На сегодняшнем уроке мы будем работать с рассказом М.А.Булгакова»Тьма египетская».В ближайшие 40 минут это произведение будет находиться под нашим «лингвистическим микроскопом».Мы постараемся применить на практике полученные теоретические знания о лингвистическом анализе текста,будем продолжать формировать умение,по возможности,самостоятельно его анализировать.А самое главное,мы должны будем решить для себя следующий вопрос:»Как лингвистический анализ может помочь читателям,то есть нам,понять авторский замысел?»
-А что такое по своей сути «лингвистический анализ текста»?
(Сложный вид чтения,при котором использованные автором языковые единицы-звуки,слова,предложения-соотносятся с содержанием и структурой текста.)
-Поэтому в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку предлагаю замечательное высказывание Марины Цветаевой:»А что есть чтение-как не разгадывание ,извлечение тайного,оставшегося за строками,за пределами слов…Чтение-прежде всего сотворчество.
-Хотелось бы,чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами.
3.»Пятиминутка русской грамматики».Самостоятельная дифференцированная работа.(Учащиеся работают по группам на листочках с отпечатанным текстом.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Русского Языка 8-9класс. Анализ текста
Комлексный анализ текста в 8-9классе. Для материала взят отрывок из повести "Слепой музыкант" В.Г.Короленко...
Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"
Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...
Урок русского языка по теме "Анализ текста А.Дементьева "Лебединая верность"
Технологическая карта урока по ФГОС. Анализ текста Андрея Дементьева "Лебединая верность" может проводиться в среднем звене....
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...
Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Сочинение-рассказ по рисунку О. Поповича "Не взяли на рыбалку"
Предложен материал в помощь пятиклассникам для написания рассказа по рисунку....
Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)
Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...