Комплексный анализ рассказа В. Астафьева "Приветное слово". Урок по развитию речи в 8 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Автор материала подробно анализирует рассказ-миниатюру В.Астафьева, а также прилагает конспект урока по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ рассказа-миниатюры В.Астафьева "Приветное слово" | 51 КБ |
Урок развития речи по рассказу В.Астафьева "Приветное слово" | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный анализ рассказа В.Астафьева «Приветное слово»
Приветное слово
Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
Иду. Кашляю… Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные и щепотками зелёных почек осенённые. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.
Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.
- Дляствуй, дядя! – сияя чёрнущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.
«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
Мать в синем плащике, наглухо застёгнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:
- Ей пока ещё все люди – братья!
Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется.
Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче.
Самый ничтожный предмет может быть избран стихотворцем; критике нет нужды разбирать, что стихотворец описывает, но как описывает. Пушкин
.
Читаю рассказ Виктора Астафьева «Приветное слово». Рассказ маленький, на половину печатного листа – миниатюра. Для меня это значит, что в каждой клеточке текста я встречу сгусток эмоций, уплотненную, спрессованную мысль. Они задают ритмический рисунок текста, помогающий читателю пережить взлеты и падения настроения автора, понять движение его мысли.
Начинается текст с двух односоставных безличных нераспространенных предложений: «Холодно. Ветрено». Отсутствие второстепенных членов, использование в качестве сказуемых слов категории состояния приобщает читателя к унылой атмосфере рассказа, пробуждает узнавание поры в конце весны, когда по прихоти природы зима «засиделась», не хочет отдавать свои права весне. Описание берез в лесу дополняет картину. Они «пустынно шумят»: эпитет «пустынно», т.е. «глухо, отдаленно», напоминает о безжизненности пейзажа. Это дорисовывают и три однородных причастных оборота, стоящих после определяемого слова «березы» (никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные): прием инверсии помогает выразить главное – природа мертва.
Сопричастен этому настроению природы и повествователь – человек немолодой и нездоровый. Прогулка явно не доставляет ему удовольствия. Скорее всего, он сосредоточен на своих физических ощущениях. Глагол движения «иду» (второй абзац также открывается односоставными нераспространенными предложениями: использован прием синтаксического параллелизма) «заторможен» глаголом «кашляю». Мрачное настроение порождает мысли о конце света. Это согласуется с началом текста, образует как бы кольцевую композицию.
Во второй части рассказа говорится об обычной, повседневной, ничем внешне не привлекательной ситуации: встрече рассказчика с девочкой, катающейся на велосипеде, и ее мамой на лесной тропинке. Но как меняется тональность повествования! Оно наполняется живым, энергичным движением, яркими красками и светом. Девочка в красной куртке и в красной шапочке, сияет чернущими глазами, мать в синем плащике. Непогожий день сразу становится разноцветным, осененным радостью. Это впечатление не портит даже наглухо застегнутый плащ матери, ее усталая улыбка.
Ключевые слова в этом отрывке – глаголы движения: чешет (разг.) – шурует (разг.) – мчится (нейтр.) Как разговорные, слова «чешет» и «шурует» употреблены в переносном значении. Глаголы образуют синонимический ряд, имеют разную стилистическую окраску. Это создает непринужденность речи, вносит в нее эмоциональность и оценочность. Герой заражается детской энергией, невольно втянут в развлечение девочки. В некотором смысле слово «иду» в первой части является контекстуальным антонимом к глаголам во второй части: медленное, затрудненное движение противопоставлено быстрому, стремительному, без остановки, без отдыха…
Текст оживлен диалогом. Детская речь передается фонетически точно, это вызывает улыбку, чувствуется умиленное отношение писателя к ребенку. Девочка не выговаривает звук «р», но в словах автора, следующих за репликой, сделана аллитерация на «р» (чернущими, кричит, шурует). Этот звуковой повтор встречается часто до конца текста (здравствуй, поравнявшись, братья, распахнутой, красной и т.д.). В этом мне видится сознательная авторская установка: смена настроения подчеркнута на фонетическом уровне. Можно заметить, что ассонансы на «о, э, у» в первой части сменяются ассонансами на «а, и, у» во второй части рассказа.
Сам диалог интересен тем, что в нем участвуют три лица, но только двое – девочка и её мать - произносят реплики вслух, герою миниатюры хочется крикнуть, но он не успевает. Есть в этом определенный художественный эффект, помогающий заглянуть в его душу, нарисовать его внутренний портрет («Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!»). Это человек, открытый миру, приветливый, ласковый, готовый к отклику (ему хочется КРИКНУТЬ). Поэтому к нему обращается мать девочки: «Ей пока еще все люди – братья!».
Не это ли связывает героев рассказа? Не это ли мечта самого автора, то, ради чего написан этот рассказ? Автор убежден, что детям присуще всему радоваться, распахивать свою душу миру и людям, приветствовать всех. Название рассказа – «Приветное слово» - оказывается неслучайным. Прилагательное «приветный», скорее всего, образовано от глагола «приветить», то есть отнестись к кому-то любезно, с вниманием, обогреть душевным теплом. Приветное слово облегчило душу, подарило ей радость, вселило надежду.
Читая рассказ, ты не остаёшься в стороне. Сразу втягиваешься в ситуацию: о прошлом рассказывается так, будто это происходит сейчас - с этой целью автор использует глаголы настоящего времени (иду, думается, чешет….). Благодаря тонкой наблюдательности писателя, активно работает образная память: «…березы, щепотками зелёных почек осененные». А главное – миниатюра написана таким образом, что невозможно не согласиться с мыслью В.Астафьева: человеку действительно не много надо.
Урок развития речи в восьмом классе по рассказу В.Астафьева
«Приветное слово»
1.Рассказ об авторе и краткая беседа о заглавии рассказа (смысловая ориентировка при восприятии сообщения).
Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – прозаик, эссеист. Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Енисейской губернии. Рано остался без семьи, детство провел с бабушкой, а затем был направлен в детский дом. Воспоминания детства для писателя – самые яркие, незабываемые.
В 1942 году добровольцем ушел на фронт. До конца войны был рядовым солдатом. Награжден за отвагу и мужество.
После войны поселился в городе Чусовой Пермской области. Сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на мясокомбинате. Серьезно интересовался литературой, был членом литературного кружка.
Первый рассказ «Гражданский человек» был напечатан в 1951 году. Четыре года работал в газете «Чусовской рабочий». В 1951 году вышла его первая книга – «До будущей весны».
Автор романов «Тают снега», «Прокляты и убиты», повестей «Стародуб», «Последний поклон», «Так хочется жить», «Васюткино озеро», «Царь-рыба» и др. В них Астафьев затрагивает самые острые проблемы, поворачивает их к читателю в необычном ракурсе, дает смелые ответы на вопросы современной жизни.
Жизнь писателя была непростой, но он не впал в отчаянье, не озлобился, не потерял веры в добро и правду, бескорыстие и справедливость. Заглавие рассказа – «Приветное слово» - отражает взгляд на мир В.Астафьева.
2. Чтение рассказа учителем или подготовленным учеником.
3. Анализ прочитанного текста:
- Сколько в тексте частей?
- Найдите в каждой части текста ключевые слова. Одинаковы ли они по эмоциональной окраске?
- Дайте характеристику предложений, с которых начинается первый и второй абзацы текста? С какой целью использует их автор?
- Найдите описание берёз? В чём авторская изюминка этого описания?
- Определите роль союза «но» в третьем абзаце. Какие приемы помогают увидеть смену настроения?
- Какие синонимы к глаголу «мчится» можно найти в тексте? Определите их стилистическую окраску. Зачем автор употребляет в тексте слова разной стилистической окраски?
- Использует ли автор антонимы?
- Какова роль диалога в тексте? Зачем речь девочки передается фонетически точно?
- Найдите слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Как они вливаются в контекст? В каком слове нарушены нормы словообразования?
- Почему герой рассказа произносит реплику мысленно?
- Известно, что Астафьев придавал большое значение звучанию текста, обращал внимание на «слуховую реакцию» читателя, слушателя. Есть ли в рассказе приемы, заставляющие текст зазвучать?
- Что связывает героев рассказа? (Реплика матери: «Ей пока еще все люди – братья» - христианская по своему происхождению – означает родство по духу, радушие, дружелюбие, сердечность, открытость. Это смысловой центр миниатюры)
- Как вы понимаете значение слова «приветный»? Почему рассказ называется «Приветное слово»? (Стоит заметить, что слово «приветный» в Толковом словаре русского языка Ушакова дается с пометкой поэт., устар. Возникает своеобразный диалог между словами матери и этим словом. Его поэтическая окраска подтверждается примерами из стихотворений Пушкина и Лермонтова: «Мой внук услышит ваш приветный шум (о шуме сосен)» (Пушкин); «Приветный взгляд очей» (Лермонтов). Проблема, которую поднимает Астафьев, вне времени, она жизненно важная: это соблюдение норм нравственности, понимание доброты, гуманизма сегодня, когда все труднее и труднее сопротивляться современному миру, его морали, устоям, сохранять в себе детское чувство любви к миру и к людям. Есть близкий синоним этого слова – приветливый. Оно общеупотребительное, часто используется в речи (приветливая улыбка, приветливая хозяйка). Выбор слова «приветный» не случаен и с этой точки зрения).
- Подберите как можно больше синонимов к слову «приветный». Добавьте в синонимический ряд слова витлявый (диалект.), вожеватый и уветливый (устар.). При наличии времени можно объяснить этимологию этих слов. Слово «витлявый» с пометкой «вологодское» в словаре Даля образовано от древнерусского «вет» - совет, слово – и имеет родственную связь со словом «вития». Одно из его значений – беседливый, убеждающий словом. «Вожеватый» (от водить) – тот, кто умеет водиться с людьми, обходительный, занимательный собеседник. «Уветливый» (от увещевать: усовещивать, наставлять, уговаривать к добру, поучать советами) – приветливый, ласково уговаривающий.
- Какой тип речи использует автор? Назовите стилистическую принадлежность текста.
После анализа содержания производится орфографический и пунктуационный разбор. Возможные вопросы и задания:
- Объяснить выбор –н- и –нн- в словах: ветрено, пустынно, обвешанные, осененные, вытоптанной, по весеннему (березняку).
- Объяснить правописание безударных личных окончаний глаголов, -тся- в глаголах.
- Найти слова с приставкой при-. Можно ли объяснить выбор приставки в них?
- Объяснить раздельное написание «не»: не разрождающиеся, не успеваю.
- Найти слово с чередующейся гласной в корне, выбор которой объясняется лексическим значением корня.
- Почему в предложении «Ей пока все люди – братья» стоит тире?
- Объясните знаки препинания в диалоге.
- Найти обращения. Объяснить постановку знаков препинания. Какова роль обращений?
- Назовите предложения с обособленными определениями и обособленным обстоятельством. Назвать условия их обособления.
- Найти предложения с однородными членами, составить их схемы.
- Объяснить роль многоточия в предложении.
4. После анализа текста можно предложить ученикам следующие задания:
- Перескажите текст письменно, ответьте на вопрос: «Как вы понимаете финал рассказа: «Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе»? (В сильном классе можно пересказывать от третьего лица).
- Выразите свое отношение к проблеме, которую затрагивает автор. Свою точку зрения аргументируйте.
Есина Ирина Юрьевна, школа № 1280
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
(1924-2001) Виктор Петрович Астафьев
Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) – прозаик, эссеист. Родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Енисейской губернии. Рано остался без семьи, детство провел с бабушкой, а затем был направлен в детский дом. Воспоминания детства для писателя – самые яркие, незабываемые .
В 1942 году добровольцем ушел на фронт. До конца войны был рядовым солдатом. Награжден за отвагу и мужество.
После войны поселился в городе Чусовой Пермской области. Сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на мясокомбинате. Серьезно интересовался литературой, был членом литературного кружка. Первый рассказ «Гражданский человек» был напечатан в 1951 году. Четыре года работал в газете «Чусовской рабочий». В 1951 году вышла его первая книга – «До будущей весны ».
Автор романов «Тают снега», «Прокляты и убиты», повестей «Стародуб», «Последний поклон», «Так хочется жить», « Васюткино озеро», «Царь-рыба» и др. В них Астафьев затрагивает самые острые проблемы, поворачивает их к читателю в необычном ракурсе, дает смелые ответы на вопросы современной жизни.
Жизнь писателя была непростой, но он не впал в отчаянье, не озлобился, не потерял веры в добро и правду, бескорыстие и справедливость. Заглавие рассказа – «Приветное слово» - отражает взгляд на мир В.Астафьева . Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес. Иду. Кашляю… Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные и щепотками зелёных почек осенённые. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света. Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом. - Дляствуй , дядя! – сияя чёрнущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.
«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю. Мать в синем плащике, наглухо застёгнутом, поравнявшись со мной, устало улыбнулась: - Ей пока ещё все люди – братья! Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется. Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.
Комплексный анализ рассказа В.Астафьева «Приветное слово» Самый ничтожный предмет может быть избран стихотворцем; критике нет нужды разбирать , что стихотворец описывает, но как описывает. А.Пушкин
Читаю рассказ Виктора Астафьева «Приветное слово». Рассказ маленький, на половину печатного листа – миниатюра. Для меня это значит, что в каждой клеточке текста я встречу сгусток эмоций, уплотненную, спрессованную мысль. Они задают ритмический рисунок текста, помогающий читателю пережить взлеты и падения настроения автора, понять движение его мысли. Начинается текст с двух односоставных безличных нераспространенных предложений: «Холодно. Ветрено». Отсутствие второстепенных членов, использование в качестве сказуемых слов категории состояния приобщает читателя к унылой атмосфере рассказа, пробуждает узнавание поры в конце весны, когда по прихоти природы зима «засиделась», не хочет отдавать свои права весне. Описание берез в лесу дополняет картину. Они «пустынно шумят»: эпитет «пустынно», т.е. «глухо, отдаленно», напоминает о безжизненности пейзажа. Это дорисовывают и три однородных причастных оборота, стоящих после определяемого слова «березы» (никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные): прием инверсии помогает выразить главное – природа мертва.
Сопричастен этому настроению природы и повествователь – человек немолодой и нездоровый. Прогулка явно не доставляет ему удовольствия. Скорее всего, он сосредоточен на своих физических ощущениях. Глагол движения «иду» (второй абзац также открывается односоставными нераспространенными предложениями: использован прием синтаксического параллелизма) «заторможен» глаголом «кашляю». Мрачное настроение порождает мысли о конце света. Это согласуется с началом текста, образует как бы кольцевую композицию.
Во второй части рассказа говорится об обычной, повседневной, ничем внешне не привлекательной ситуации: встрече рассказчика с девочкой, катающейся на велосипеде, и ее мамой на лесной тропинке. Но как меняется тональность повествования! Оно наполняется живым, энергичным движением, яркими красками и светом. Девочка в красной куртке и в красной шапочке, сияет чернущими глазами, мать в синем плащике. Непогожий день сразу становится разноцветным, осененным радостью. Это впечатление не портит даже наглухо застегнутый плащ матери, ее усталая улыбка.
Ключевые слова в этом отрывке – глаголы движения: чешет (разг.) – шурует (разг.) – мчится ( нейтр .) Как разговорные, слова «чешет» и «шурует» употреблены в переносном значении. Глаголы образуют синонимический ряд, имеют разную стилистическую окраску. Это создает непринужденность речи, вносит в нее эмоциональность и оценочность . Герой заражается детской энергией, невольно втянут в развлечение девочки. В некотором смысле слово «иду» в первой части является контекстуальным антонимом к глаголам во второй части: медленное, затрудненное движение противопоставлено быстрому, стремительному, без остановки, без отдыха…
Текст оживлен диалогом. Детская речь передается фонетически точно, это вызывает улыбку, чувствуется умиленное отношение писателя к ребенку. Девочка не выговаривает звук «р», но в словах автора, следующих за репликой, сделана аллитерация на «р» ( чернущими , кричит, шурует). Этот звуковой повтор встречается часто до конца текста (здравствуй, поравнявшись, братья, распахнутой, красной и т.д.). В этом мне видится сознательная авторская установка: смена настроения подчеркнута на фонетическом уровне. Можно заметить, что ассонансы на «о, э, у» в первой части сменяются ассонансами на «а, и, у» во второй части рассказа.
Сам диалог интересен тем, что в нем участвуют три лица, но только двое – девочка и её мать - произносят реплики вслух, герою миниатюры хочется крикнуть, но он не успевает. Есть в этом определенный художественный эффект, помогающий заглянуть в его душу, нарисовать его внутренний портрет («Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!»). Это человек, открытый миру, приветливый, ласковый, готовый к отклику (ему хочется КРИКНУТЬ). Поэтому к нему обращается мать девочки: «Ей пока еще все люди – братья!».
Не это ли связывает героев рассказа? Не это ли мечта самого автора, то, ради чего написан этот рассказ? Автор убежден, что детям присуще всему радоваться, распахивать свою душу миру и людям, приветствовать всех. Название рассказа – «Приветное слово» - оказывается неслучайным. Прилагательное «приветный», скорее всего, образовано от глагола «приветить», то есть отнестись к кому-то любезно, с вниманием, обогреть душевным теплом. Приветное слово облегчило душу, подарило ей радость, вселило надежду.
Читая рассказ, ты не остаёшься в стороне. Сразу втягиваешься в ситуацию: о прошлом рассказывается так, будто это происходит сейчас - с этой целью автор использует глаголы настоящего времени (иду, думается, чешет….). Благодаря тонкой наблюдательности писателя, активно работает образная память: «…березы, щепотками зелёных почек осененные». А главное – миниатюра написана таким образом, что невозможно не согласиться с мыслью В.Астафьева : человеку действительно не много надо.
Вопросы и задания к анализу прочитанного текста
- Сколько в тексте частей ? - Найдите в каждой части текста ключевые слова. Одинаковы ли они по эмоциональной окраске?
- Дайте характеристику предложений, с которых начинается первый и второй абзацы текста? С какой целью использует их автор? - Найдите описание берёз? В чём авторская изюминка этого описания? - Определите роль союза «но» в третьем абзаце. Какие приемы помогают увидеть смену настроения?
- Какие синонимы к глаголу «мчится» можно найти в тексте? Определите их стилистическую окраску. Зачем автор употребляет в тексте слова разной стилистической окраски ? - Использует ли автор антонимы?
- Какова роль диалога в тексте? Зачем речь девочки передается фонетически точно? - Найдите слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Как они вливаются в контекст? В каком слове нарушены нормы словообразования? - Почему герой рассказа произносит реплику мысленно?
- Известно, что Астафьев придавал большое значение звучанию текста, обращал внимание на «слуховую реакцию» читателя, слушателя. Есть ли в рассказе приемы, заставляющие текст зазвучать?
Что связывает героев рассказа? (Реплика матери: «Ей пока еще все люди – братья» - христианская по своему происхождению – означает родство по духу, радушие, дружелюбие, сердечность, открытость. Это смысловой центр миниатюры ) Как вы понимаете значение слова «приветный »? Подберите как можно больше синонимов к слову «приветный ».
Стоит заметить, что слово «приветный» в Толковом словаре русского языка Ушакова дается с пометкой поэт., устар. Возникает своеобразный диалог между словами матери и этим словом. Его поэтическая окраска подтверждается примерами из стихотворений Пушкина и Лермонтова: «Мой внук услышит ваш приветный шум (о шуме сосен)» (Пушкин); «Приветный взгляд очей» (Лермонтов). Проблема, которую поднимает Астафьев, вне времени, она жизненно важная: это соблюдение норм нравственности, понимание доброты, гуманизма сегодня, когда все труднее и труднее сопротивляться современному миру, его морали, устоям, сохранять в себе детское чувство любви к миру и к людям. Есть близкий синоним этого слова – приветливый. Оно общеупотребительное, часто используется в речи (приветливая улыбка, приветливая хозяйка). Выбор слова «приветный» не случаен и с этой точки зрения.
Добавьте в синонимический ряд слова витлявый (диалект.), вожеватый и уветливый (устар.). При наличии времени можно объяснить этимологию этих слов. Слово « витлявый » с пометкой «вологодское» в словаре Даля образовано от древнерусского « вет » - совет, слово – и имеет родственную связь со словом «вития». Одно из его значений – беседливый , убеждающий словом. « Вожеватый » (от водить) – тот, кто умеет водиться с людьми, обходительный, занимательный собеседник. «Уветливый» (от увещевать: усовещивать, наставлять, уговаривать к добру, поучать советами) – приветливый, ласково уговаривающий.
- Какой тип речи использует автор? Назовите стилистическую принадлежность текста . Обоснуйте свой выбор.
Орфографический и пунктуационный разбор текста
- Объяснить выбор –н- и – нн - в словах: ветрено, пустынно, обвешанные, осененные, вытоптанной, по весеннему (березняку). - Объяснить правописание безударных личных окончаний глаголов, - тся - в глаголах. - Найти слова с приставкой при-. Можно ли объяснить выбор приставки в них? - Объяснить раздельное написание «не»: не разрождающиеся, не успеваю. - Найти слово с чередующейся гласной в корне, выбор которой объясняется лексическим значением корня.
- Почему в предложении «Ей пока все люди – братья» стоит тире? - Объясните знаки препинания в диалоге. - Найти обращения. Объяснить постановку знаков препинания. Какова роль обращений? - Назовите предложения с обособленными определениями и обособленным обстоятельством. Назвать условия их обособления. - Найти предложения с однородными членами, составить их схемы. - Объяснить роль многоточия в предложении.
Задания к тексту - Перескажите текст письменно, ответьте на вопрос: «Как вы понимаете финал рассказа: «Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе»? (В сильном классе можно пересказывать от третьего лица). - Выразите свое отношение к проблеме, которую затрагивает автор. Свою точку зрения аргументируйте.
Разработка урока сделана учителем русского языка и литературы Есиной И.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по развитию речи. 6 класс
Презентация иллюстрирует подготовку учащихся 6 класса к написанию сочинения - описания с использованием языковых художественных средств...
Урок по развитию речи, 8 класс
Изложение с элементами сочинения для 8 класса...
Урок по развитию речи, 5 класс.
Урок по развитию речи, 5 класс. "Я пишу тебе письмо"....
Конспект урока по развитию речи. 4 класс ."Петя и волки".
формировать умение составлять связный рассказ из деформированного текста...
конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж
На уроке необходимо пополнить знания детей о внешнем виде ежа, его повадках; развивать словарный запас детей через многозначность слова "иголка"...
Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)
Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...
Конспект урока по развитию речи 3 класс II отделение Составление рассказа по картинкам
УРОК: Развитие речиУЧИТЕЛЬ: Сивохо А.С.КЛАСС: 3 «Б» 2 отделениеДАТА: 14 марта 2018 гУЧЕБНИК: ТЕМА: Составление рассказа по картинкамТИП УРОКА: урок усвоения новых з...