Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 238 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения. Дополнительные 34 часа, добавленные из школьного компонента, отведены на повторение в начале и в конце учебного года, на развитие речи обучающихся, на изучение наиболее значимых тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Rabochaya_prgramma_po_russkomu_yazyku_dlya_5_klassa.zip | 43.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Горовая Татьяна Петровна,
МОУ «СОШ №14», г. Новокузнецк, учитель русского языка и литературы
Рабочая программа
по русскому языку
для 5 класса
на 2010-2011 учебный год
Составила:
учитель русского языка
и литературы
Горовая Т.П.
Новокузнецк, 2010
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. /Автор-составитель С.И. Львова. – М.: Мнемозина, 2009 и учебника: Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009 и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования. Настоящая программа составлена на 238 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения. Дополнительные 34 часа, добавленные из школьного компонента, отведены на повторение в начале и в конце учебного года, на развитие речи обучающихся, на изучение наиболее значимых тем.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка
- умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами
- интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- обеспечение языкового развития обучающихся
- овладение ими речевой деятельностью
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
- Лингвистика – наука о языке
- Введение в лингвистику. Вводный курс
- Фонетика
- Орфоэпия
- Графика
- Морфемика
- Лексикология
- Орфография
- Морфология
- Культура речи
- Синтаксис
- Текстоведение
- Основные разделы лингвистики. Систематический курс.
- Словообразование
- Лексикология и фразеология
- Морфология
- Повторение изученного
Главной особенностью программы является ее направленность на:
- достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
- осмысления его основных закономерностей
- усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
- развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
- навыков самостоятельной учебной деятельности
- самообразования, речевого самосовершенствования
- успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
- способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово
- грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения
Курс отличается:
- ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала
- усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей
- вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии
Программа реализует:
- идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
- культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – 34 часа и текстоведение – 13 часов, которые равномерно распределены на каждую четверть:
№ п/п | Текстоведение | Развитие речи |
1 | Текстоведение как раздел лингвистики. Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. | Изложение «Золотой дождь» Сочинение « Сколько красок у осени?» |
2 | Тема и основная мысль текста. Заголовок, отражение в нем основной мысли связного речевого высказывания. | Контрольное сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» Сочинение по картине В.Д.Поленова «Осень в Абрамцево» |
3 | Строение текста и развитие основной мысли. | Изложение «Поющие деревья» Сочинение по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка» |
4 | Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Употребление языковых средств в текстах разных типов. | Сочинение по картине А.И.Куинджи «Березовая роща» |
5 | Строение текста-повествования. Способы развития основной мысли, передачи последовательности действий в тексте-повествовании | Контрольное изложение «Пингвины» Сочинение-рассказ по данному началу «Ёжик проснулся» Изложение «Символ России» |
6 | Т.В. Строение текста-описания Научное и художественное описание. Виды описаний. Описание внешности. | Сочинение по картине И.И.Фирсова «Юный живописец» Контрольное сочинение по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» |
7 | Описание животного | Изложение «Маленькое чудовище» Контрольное сочинение «Моё любимое животное» |
8 | Описание природы | Изложение «Ландыши» Сочинение по картине Юона «Русская зима» |
9 | Описание места | Изложение «Золотой луг» Сочинение «Мой любимый цветок» |
10 | Описание предмета | Сочинение «Моя любимая игрушка» |
11 | Строение текста-рассуждения | Контрольное изложение «Родная земля» Сочинение «Берегите родную природу» |
12 | Способы развития основной мысли в тексте-рассуждении | Сочинение «Будущее моего города» Контрольное сочинение по картине В.М.Васнецова «Аленушка» |
13 | Повторение по текстоведению | Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» |
Введение регионального компонента направлено на то, чтобы, формируя языковую личность, рассматривая язык как культурно-историческую среду, изучая местную специфику речи способствовать формированию у обучающихся представления о языке как о живом, развивающемся явлении.
Планирование содержания регионального компонента по русскому языку:
Содержание раздела | Содержание регионального компонента | Кол-во часов |
Орфоэпия | Особенности звучащей речи жителей нашей местности, ее отличие от общерусской литературной нормы. | 1 |
Лексикология и фразеология | Диалектная лексика как отражение истории русского народа, его духовной культуры | 1 |
Имя существительное | Секреты этнографии Сибири. Особенности кузбасской топонимии. | 1 1 |
Итого: | 4 часа |
Выполнение практической части по русскому языку в программе соответствует нормам:
Класс | Количество часов | Развитие речи | Контрольные диктанты и тесты | Контрольные сочинения | Контрольные изложения |
5А | 238 | 34 | 13 | 2 | 2 |
Программа предусматривает прочное усвоение материала. С этой целью:
- На повторение изученного материала в программе отводится значительное место
- Выделяются специальные часы для повторения в начале и в конце учебного года – 22 часа
- Каждая тема завершается повторением пройденного
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
- Контрольный диктант
- Тест
- Зачет
- Контрольное упражнение
- Контрольное сочинение
- Контрольное изложение
- Контрольный срез
- Контрольная проверочная работа
- Взаимоконтроль
- Самоконтроль
Пути решения поставленных в программе задач:
Объяснительно-иллюстративные методы:
- Рассказ
- Беседа с опорой на правило
- Письменное упражнение
- Анализ схем, таблиц, плана, фактов, явления
- ЦОР
Репродуктивные методы:
- Пересказ
- Списывание готового материала выполнение задания по образцу
- Работа с книгой
- Воспроизведение правила нахождение подобия с опорой на таблицу
Проблемно-сообщающие методы:
- Объяснение причин разного правописания
- Сообщение алгоритмов с последующим анализом
- Частично-поисковые методы:
- Эвристическая беседа
- Комментированное письмо с выводом
Методы устного изложения:
- Рассказ
- Объяснение
- Беседа
- Лекция
- Дискуссия
Наглядные методы обучения:
- ЦОР
- Использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ
- Интеллект-карты
- Практические методы обучения:
- Упражнения
- Дидактические игры
Формы обучения:
- Деловая игра
- Аукцион
- Конкурс
- Зачет
- Общественный смотр знаний
- Взаимообучение
- КСО
Дидактическое обеспечение:
- Раздаточный материал
- Тестовые задания на печатной основе
- Тестовые задания в электронном виде
- Справочная литература
- Репродукции картин известных художников
- Коллекция презентаций к каждому уроку
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Контрольные работы | Развитие речи | Текстоведение |
Входной диктант. Повторение изученного в 1-4 классах | 11 | 2 | 2 | 1 |
Лингвистика – наука о языке | 1 | |||
Введение в лингвистику. Вводный курс. (83 часа) | 1 | |||
Фонетика | 5 | |||
Орфоэпия | 5 | 1+ 1к.с. | 1 | 1 |
Графика | 6 | 1 | ||
Морфемика | 6 | 1 | 2 | 1 |
Лексикология | 5 | |||
Орфография | 17 | 2 | 3 | 1 |
Морфология | 4 | |||
Культура речи | 5 | 1 | ||
Синтаксис и пунктуация | 30 | 3+ 1 к.излож. | 6 | 2 |
Основные разделы лингвистики. Систематический курс. (96 часов) | ||||
Словообразование | 12 | 2 | 1 | |
Лексикология и фразеология | 15 | 3 | 1 | |
Морфология. (69 часов) | ||||
Имя существительное | 16 | 1 | 3 | 1 |
Имя прилагательное | 14 | 1+ 1 к.излож. | 4 | 2 |
Глагол | 27 | 1+ 1к.с. | 4 | 1 |
Повторение изученного в 5 классе | 12 | 1 | 1 | 1 |
Итого: | 191 | 13+4 | 34 | 13 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Входной диктант – 1 час
Повторение изученного в 1-4 классах (10+1+2)
Лингвистика – наука о языке ( 1 час )
Фонетика (5+1)
Орфоэпия ( 5+1+1)
Графика ( 6+1)
Морфемика ( 6+1+2 часов)
Лексикология ( 5 ч)
Орфография (17+1+3)
Морфология (4ч. )
Культура речи ( 5+1)
Синтаксис и пунктуация (30+2+6часов)
Словообразование ( 12+1+2)
Лексикология и фразеология (15+1+3часов)
Имя существительное ( 16 +1+3 часов)
Имя прилагательное ( 14 +2+4 часа)
Глагол ( 27+1+4 часа)
Повторение изученного в 5 классе ( 12+1+1ч)
Раздел IV. Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку:
В результате изучения русского языка ученик должен знать:
Учебная деятельность:
Аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и
художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
Чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
Говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст,, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и
интонации;
Письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; _- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в вы делении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
Фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемо го звука
и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также
наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
Графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
Морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; - учитывать различия в значении
однокоренных слов, вносимые приставками и суф фиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффик сами в
художественных текстах;
Лексикология:
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое тол кование,
подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического зна чения
слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в
переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство
устранения неоправданного повтора;
Морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилага тельных,
глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
Орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами
применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графи ческие
обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
Синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочета ния по
заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию
второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- соблюдать верную интонацию конца предложений;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными
словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных
синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические
обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи
диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный, графический, творческий,
свободный, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов,
комплексного анализа текста, сочинений по началу, заданному плану, иллюстрации, кадру
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учителя:
- Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
- Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. -М.: Просвещение, 2005.
- Брынцева О.Л. Русский язык. Тренинг. 5 класс. Контрольные работы / О.Л.Брынцева. –М.: Айрис-пресс, 2009
- Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы. – М.: ВАКО, 2009
- Сенина Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс / Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легтон, 2009
- Симакова Е.С. Самостоятельная работа над словарными словами/Е.С.Симакова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006
- Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. 5 класс – М.: Вербум – М, 2000
- Страхова Л.Л. Словарные диктанты. 5-7 классы - СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.
- Якунина А.М. Русский язык. Тесты. Дидактические материалы / А.М.Якунина. –М.: Айрис-пресс, 2008
Для учащихся:
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 5 класс. /В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. –М.: «Интеллект-Центр», 2009
- Львова С.И. Практикум по русскому языку. 5 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С.И.Львова. –М.: Просвещение, 2010
- Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
- Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника. М.: Мнемозина, 2004
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- Полищук В.Ф., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Тренажер по русскому языку для средней школы. –М.: Издательство «Ювента», 2005
- Прохватилина Л.В. Проверь себя. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений./ Л.В.Прохватилина, под ред. С.И.Львовой. –М.: Мнемозина, 2010
- Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса (печатный и электронный варианты)
- Тестовые задания по всем темам (печатный и электронные варианты)
- ЦОР по всем темам
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
на 2010-2011 учебный год
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс / Автор-составитель С.И.Львова. – М.: Мнемозина, 2009.
Львова С.И. Русский язык. 5 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
Всего: 238ч.
Текстоведение: 13ч.
Развитие речи: 34 ч.
Дата | Содержание |
1н | Входной диктант. |
Повторение изученного в 1-4 классах (10+1+2) | |
Правописание безударных гласных в корне | |
Правописание согласных в корне | |
Правописание непроизносимых согласных в корне. | |
Т.В. Текстоведение как раздел лингвистики. Текст и его признаки. Тема и основная мысль текста. | |
Р.Р. Р.Р. Изложение «Золотой дождь» ( упр. 655, 2ч) | |
2н | Правописание Ъ и Ь |
Правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных | |
Правописание личных окончаний глаголов | |
Знаменательные и служебные части речи | |
Знаки препинания в простом предложении. | |
Контрольный диктант. | |
Р.Н.О. | |
Лингвистика – наука о языке ( 1 час ) | |
3н | Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики. Основные единицы языка и речи. |
Введение в лингвистику. Вводный курс. (83 часа) Фонетика (5+1) | |
Основные требования к устной и письменной речи. Разделы лингвистики, изучающие устную речь. | |
Фонетика как раздел лингвистики. Звук – основная единица фонетики. Фонетическая транскрипция как специальный способ записи звучащей речи. | |
Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификации. Смыслоразличительная роль звука в слове. | |
Фонетический разбор. Звукопись как выразительное средство устной речи. Словарный диктант ( упр. 44) | |
Слог и ударение. Особенности словесного ударения в русском языке. Словесное ударение и логическое. | |
Р.Р. Сочинение « Сколько красок у осени?»( упр. 111) | |
Орфоэпия ( 5+1+1) | |
4н | Орфоэпия как раздел языкознания. Особенности произношения безударных гласных и согласных звуков и их сочетаний. |
Изменение звуков в речевом потоке. Оглушение и озвончение парных согласных звуков. Произношение мягкого или твердого согласного перед Э в иноязычных словах. | |
Допустимые варианты произношения и ударения. Р.К. Особенности звучащей речи жителей нашей местности, ее отличие от общерусской литературной нормы. | |
Орфоэпический словарь: его назначение, структура, содержание статьи. Орфоэпический разбор. Словарный диктант (упр. 63) | |
Т.В.Тема и основная мысль текста. Заголовок, отражение в нем основной мысли. | |
Р.Р. Контрольное сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» ( упр. 598, ч.2) | |
Контрольная работа по фонетике и орфоэпии. | |
Графика ( 6+1) | |
5н | Разделы лингвистики, изучающие письменную речь: графика, орфография, пунктуация. Графика как раздел лингвистики. |
Элементарные сведения из истории происхождения письменности русского алфавита. | |
Обозначение звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я. | |
Обозначение звуков с помощью букв Е, Ё, Ю, Я. | |
Роль букв Ь и Ъ в обозначении звукового состава словоформы. | |
Сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова | |
Р.Р. Сочинение по картине В.Д.Поленова «Осень в Абрамцево» ( упр. 271) | |
Морфемика ( 6+1+2 часов) | |
6н | Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Отличие морфемы от звука. Словарь значения морфем. |
Корень, приставка, суффикс, окончание - морфемы, передающие информацию о слове. Морфемы словообразующие и формообразующие. | |
Морфемная модель как схема морфемного построения слов определенной части речи. Морфемный разбор слова. | |
Чередование гласных и согласных в морфемах. Варианты морфем. | |
Т.В. Строение текста и развитие основной мысли. | |
Р.Р.Р.Р. Изложение «Поющие деревья» ( упр. 505) | |
7н | Понятие об этимологии. Этимологический словарь. Словарный диктант (упр. 134) |
К.Р. по морфемике и графике | |
Лексикология ( 5 ч) | |
Лексикология как раздел лингвистики. Слово – единица языка и речи. Лексическое значение слова. Основные способы объяснения лексического значения. | |
Толковый словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. | |
Словари синонимов и антонимов: их назначение, структура, содержание словарных статей. | |
Слова нейтральные и стилистически окрашенные (разговорные и книжные) | |
Тематические группы слов. Слова, обозначающие родовые и видовые понятия. Словарный диктант (упр. 178) | |
Орфография (17+1+1) | |
8н | Орфография как раздел правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них. |
Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением безударных гласных звуков. Понятие об омофонах. | |
Виды орфограмм в корне слова, связанных с обозначением согласных звуков. | |
Виды орфограмм в окончании. | |
Грамматический анализ слова как основа выбора правильного написания окончания имен существительных и глаголов. | |
Употребление Ь на письме для обозначения мягкости согласных. | |
Р.Р. Сочинение по картине А.А.Рылова «Полевая рябинка» (упр. 177) | |
9н | Употребление Ь после шипящих. Словарный диктант (упр. 219) |
ТЬСЯ и ТСЯ в глаголах | |
Разделительные Ь и Ъ. | |
Разделительные Ь и Ъ. | |
Т.В. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. | |
Слитное, дефисное и раздельное написания слов. | |
Написание НЕ с глаголами. | |
10н | Обобщение по теме «Орфография». Словарный диктант (упр. 266) |
Игра «Путешествие на остров орфограмм» | |
Контрольный тест | |
Контрольный диктант | |
Р.Н.О. | |
Морфология (4ч. ) | |
Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. Типичные суффиксы и окончания разных частей речи. | |
Распознавание частей речи с учетом разных признаков | |
11н | Слова изменяемые и неизменяемые. Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имен существительных и глаголов прошедшего времени. Словарный диктант (упр. 300) |
Распознание частей речи, их морфологических признаков и форм слова по морфемным моделям | |
Культура речи ( 5+1) | |
Культура речи как раздел лингвистики. Норма как правильное употребление в речи языковых единиц. Место орфографических и пунктуационных норм в системе культуры речи. | |
Орфоэпические нормы. | |
Р.Р. Сочинение по картине А.И.Куинджи «Березовая роща» ( упр. 673) | |
Грамматические нормы. Словари грамматических трудностей русского языка. | |
Лексические нормы. | |
12н | Нормы построения текста. Речевой этикет. Словарный диктант (упр. 320) |
Синтаксис и пунктуация (30+2+8 часов) | |
Синтаксис как раздел лингвистики. Основные единицы синтаксиса и их признаки. Пунктуация как раздел правописания. Связь пунктуации и синтаксиса. | |
Т.В. Строение текста-повествования. Способы развития основной мысли | |
Р.Р. Р.Р. Контрольное изложение «Пингвины» | |
Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. | |
Виды словосочетаний: именные и глагольные. Типичные модели словосочетаний. | |
13н | Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения. |
Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ. | |
Постановка тире между подлежащим и сказуемым. | |
Постановка тире между подлежащим и сказуемым. | |
Виды предложений по количеству грамматических основ: простые и сложные предложения. | |
Второстепенные члены предложения. Дополнение. | |
Р.Р. Сочинение-рассказ по данному началу «Ёжик проснулся» (упр.403) | |
14н | Определение. Словарь эпитетов: назначение, структура, содержание статьи. |
Обстоятельство. | |
Виды предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения: распространенные и нераспространенные предложения. Словарный диктант (упр. 408) | |
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. Знаки препинания в конце предложения. | |
Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. | |
Р.Р. Р.Р. Изложение «Символ России» ( упр. 617) | |
15н | Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами. Словарный диктант (упр. 422) |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. | |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. | |
Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. | |
Знаки препинания в предложениях с обращением. | |
Т.В. Строение текста-описания. Виды описаний. Описание внешности. | |
Р.Р. Сочинение по картине И.И.Фирсова «Юный живописец» ( упр. 336) | |
16 | Знаки препинания в предложениях с вводными словами |
Знаки препинания в предложениях со сравнительными оборотами. Словарный диктант (упр. 449 | |
11.01. | Знаки препинания в предложениях с прямой речью |
12.01. | Знаки препинания между частями сложного предложения. |
12.01. | Знаки препинания между частями сложного предложения. |
14.01. 14.01. | Р.Р. Р.Р. Сочинение по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» ( упр.21) |
17н 15.01. | Знаки препинания перед союзом И в простом и сложном предложениях. |
15.01. | Синтаксический разбор предложения. |
18.01 | Обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация». Словарный диктант (упр. 476) |
19.01. | Контрольный тест. |
19.01 | Контрольный диктант |
21.01 | Р.Н.О. |
Основные разделы лингвистики. Систематический курс. (84часа) Словообразование ( 12+1+2) | |
21.01 | Словообразование как раздел лингвистики. Словообразующие морфемы. Основные способы словообразования. |
18н 22.01 | Словообразовательный словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи. |
22.01 | Обоснование правописания морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слова. Правописание неизменяемых на письме приставок. |
25.01 | Правописание приставок на З и С. |
26.01 | Правописание соединительных гласных О-Е в сложных словах. |
26.01 | Т.В. Описание животного |
28.01. 28.01 | Р.Р. Р.Р. Изложение «Маленькое чудовище» |
19н 29.01. | Правописание слов с корнями КАС-КОС |
29.01 | Правописание слов с корнями ЛАГ-ЛОЖ |
1.02 | Правописание слов с корнями РАСТ-РАЩ-РОС |
2.02. | Правописание слов с ударными О-Ё после шипящих в корне. |
2.02. | Обобщение по теме «Словообразование». Словарный диктант (упр. 641) |
4.02. | Контрольный диктант |
4.02 | Р.Н.О. |
Лексикология и фразеология (15+1+3часов) | |
20н 5.02. | Лексика как словарный состав языка. Лексическое богатство русского языка как источник выразительности речи. |
5.02. | Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения особенностей лексического значения слов: слова однозначные и многозначные. |
8.02. | Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения семантической группировки слов. Слова-синонимы. |
9.02 | Слова-антонимы. |
9.02 | Слова-омонимы. Виды омонимов: лексические, графические, грамматические. |
11.02. | Характеристика лексической системы русского языка с точки зрения происхождения слов.: исконно русская лексика и заимствованные слова. |
11.02 | Р.Р. Сочинение «Моё любимое животное» |
21н 12.02 | Особенности происхождения и написания слов с полногласными и неполногласными сочетаниями. |
12.02. | Правописание букв И-Ы после Ц. |
15.02. | Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов разными группами людей. Р.К. Диалектная лексика как отражение истории русского народа. Словарный диктант (упр. 703) |
16.02. | Устаревшие слова и неологизмы. Использование слов в разных стилях речи. |
16.02.. | Т.В. Описание природы |
18.02. 18.02. | Р.Р. Р.Р. Изложение «Ландыши» ( упр.829) |
22н 19.02. | Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их языковые особенности. Фразеологическое богатство русского языка. |
19.02. | Лексический разбор слова |
22.02. | Обобщение по теме «Лексика и фразеология» Словарный диктант (упр. 723) |
23.02. | Контрольный диктант |
23.02. | Р.Н.О. |
Морфология. (57 часов) Имя существительное ( 16 +1+3 часов) | |
25.02. | Грамматика и ее основные разделы: морфология и синтаксис. Принципы классификации частей речи. |
25.02. | Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль |
23н 26.02. | Приставочный способ образования имен существительных. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. |
26.02. | Суффиксальный способ образования имен существительных. Правописание суффиксов ЧИК-ЩИК. Р.К. Секреты этнографии Сибири. |
1.03. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Грамматические различия одушевленных и неодушевленных существительных. |
Имена существительные собственные и нарицательные. Некоторые суффиксы, образующие собственные имена-отчества. Р.К. Особенности кузбасской топонимии. | |
Склонение имен существительных. Различие окончаний –Е и –И существительных на –ИЯ, -ИЕ, -ИЙ. | |
Существительные разносклоняемые и несклоняемые. Словарный диктант (упр. 771) | |
Р.Р. Сочинение по картине Юона «Русская зима» | |
24н | Род имен существительных. Существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных |
Число имен существительных. | |
Морфологический разбор имен существительных. Словарный диктант (упр. 797) | |
Синтаксическая роль имен существительных в словосочетаниях и предложениях. | |
Т.В. Описание места | |
Р.Р. Р.Р. Изложение «Золотой луг» | |
25н | Культура речи. Правильное употребление имен существительных. |
Обобщение по теме «Имя существительное». Словарный диктант (упр. 817) | |
Контрольный диктант | |
Р.Н.О. | |
Имя прилагательное ( 14 +2+4 часа) | |
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Роль имен прилагательных в речевом высказывании. | |
Словообразование имен прилагательных. | |
Р.Р. Сочинение «Мой любимый цветок» | |
26н | Разряды имен прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Типичные суффиксы прилагательных разных разрядов. |
Степени сравнения имен прилагательных. Образование сравнительной и превосходной степеней. | |
Краткие и полные прилагательные. Особенности их значения, изменения. Словарный диктант ( упр. 867) | |
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. | |
Склонение полных прилагательных. | |
Т.В. Описание игрушки. | |
Р.Р. Сочинение «Моя любимая игрушка» | |
27н | Особенности склонения притяжательных прилагательных. |
Морфологический разбор имени прилагательного. | |
Синтаксическая роль имен прилагательных в предложении. | |
Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных | |
Т.В. Строение текста-рассуждения | |
Р.Р. Р.Р. Контрольное изложение «Родная земля» | |
28н | Обобщение по теме «Имя прилагательное» Словарный диктант (упр. 891) |
Контрольный диктант | |
Р.Н.О. | |
Глагол ( 27+1+4 часа) | |
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | |
Словообразование глаголов. Приставочный способ образования. Роль приставки в изменении лексического значения глагола. Словарный диктант (упр. 910) | |
Вид глагола. Видовая пара. Роль приставки в образовании глаголов совершенного вида. | |
Использование суффиксов –ИВА-(-ЫВА-) и –ОВА-(-ЕВА-) для образования глаголов несовершенного вида. | |
29н | Правописание суффиксов –ИВА-(-ЫВА-) и –ОВА-(-ЕВА-) |
Переходные и непереходные глаголы. | |
Возвратные и невозвратные глаголы. | |
Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глагола. | |
Правописание безударных личных окончаний глагола. | |
Правописание безударных личных окончаний глагола. Словарный диктант (упр. 921) | |
Р.Р. Сочинение «Берегите родную природу» | |
30н | Правописание безударных личных окончаний глагола |
Изменение глагола по наклонениям. Условное наклонение: значение, образование, изменение по числам и родам. | |
Повелительное наклонение: значение, образование, изменение. | |
Правописание Ь в глаголах повелительного наклонения. | |
Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. | |
Т.В. Способы развития основной мысли в тексте-рассуждении | |
Р.Р. Сочинение «Будущее моего города» | |
31н | Употребление глаголов прошедшего времени по родам и числам. |
Употребление глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. | |
Безличные глаголы. Словарный диктант (упр. 974) | |
Морфологический разбор глагола. | |
Чередование гласных и согласных в корнях. Корни с чередованием Е//И и их написание. | |
Р.Р. Р.Р. Контрольное сочинение по картине В.М.Васнецова «Аленушка» | |
32н | Корни с чередованием Е//И и их написание. |
Раздельное и слитное написание НЕ с глаголами. | |
Синтаксическая роль глагола в словосочетании и предложении. | |
Культура речи. Правильное употребление глаголов. | |
Обобщение по теме «Глагол» Словарный диктант (упр.1000) | |
Контрольный диктант | |
Р.Н.О. | |
Повторение изученного в 5 классе ( 12+1+1ч) | |
33н | Повторение по фонетике и орфоэпии |
Повторение по лексикологии и фразеологии. | |
Повторение по словообразованию | |
Повторение по теме «Имя существительное» | |
Повторение по теме «Имя прилагательное» | |
Т.В. Повторение по текстоведению | |
Р.Р. Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине» | |
34н | Повторение по теме «Глагол» |
Повторение по орфографии. | |
Повторение по орфографии | |
Повторение по орфографии. Контрольный словарный диктант. | |
Повторение по синтаксису и пунктуации | |
Контрольный диктант | |
Р.Н.О. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...