Частицы
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Наумова Татьяна Рудольфовна

Презентация для урока русского языка в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Russkiy_yazyk_Chasticy.ppt217.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прочитайте текст. Найдите слова неизвестной вам части речи. Выпишите их. Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке. Неужели дятел? Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей. Так ты птица осоед? Как же осоед! Еще я ем гусениц и личинок. Как раз гусениц и личинок любят дрозды. Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога. Ну тогда ты, наверное, лесная мышь. Вот еще – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей. Хорошо! Тогда ты конечно кошка! Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу. Ладно, ты – цапля. Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца. Точно, куница! Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок, ягоды и грибы. Скорее всего ты – свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку! Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. Как вы думаете? Слова какой части речи вы выписали?

Слайд 2

ЧАСТИЦЫ

Слайд 3

Что это такое? Попробуйте дать определение этому понятию

Слайд 4

ЧАСТИЦА – это служебная часть речи, включающая слова, которые придают различные дополнительные смысловые, эмоциональные и модальные оттенки отдельным словам и предложениям.

Слайд 5

По значению частицы делятся на 5 групп смысловые Модальные эмоциональные словообразующие формообразующие Вот Вон Это Оно Именно Как раз Просто Ровно Точно Лишь Только Все Исключительно Только лишь Хоть бы Просто Даже Еще Же Просто то Давай Да -ка Пускай Пусть Да Так Ага Точно Не Нет Ни Вовсе не Далеко не Отнюдь не А Ли Неужели Разве Ведь Как Ну и О Что за Кое Либо Не Ни Нибудь то Бы Да Пусть пускай

Слайд 6

Роль частиц, принадлежащих к различным группам Смысловые частицы выражают особые смысловые оттенки: Указательные (вот, вон, это, оно) Уточнительные (именно, как раз, просто, ровно, точно) Ограничительные (лишь, только, все, исключительно, только лишь, хоть бы, хотя бы, просто) Усилительные (даже, еще, же, просто, то)

Слайд 7

Модальные частицы выражают точку зрения говорящего на сообщаемый факт, на действительность. Они подразделяются на: Модально – волевые (давай, да, -ка, пускай, пусть) Утвердительные (да, так, ага, точно) Отрицательные (не, нет, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не) Вопросительные (а, да, ли, неужели, разве)

Слайд 8

Эмоциональные частицы усиливают выразительность речи Ведь, как, ну и, о, что за

Слайд 9

Словообразующие частицы образуют слова кое, либо, не, ни, нибудь, то

Слайд 10

Формообразующие частицы образуют грамматические формы (условное и повелительное наклонение глаголов) бы, да, пусть, пускай

Слайд 11

Используя данные таблицы, определите частицы каких групп вы выписали из текста смысловые Модальные эмоциональные словообразующие формообразующие Вот Вон Это Оно Именно Как раз Просто Ровно Точно Лишь Только Все Исключительно Только лишь Хоть бы Просто Даже Еще Же Просто то Давай Да -ка Пускай Пусть Да Так Ага Точно Не Нет Ни Вовсе не Далеко не Отнюдь не А Ли Неужели Разве Ведь Как Ну и О Что за Кое Либо Не Ни Нибудь то Бы Да Пусть пускай

Слайд 12

Восстановите данный текст (вставьте подходящие по смыслу частицы) (…) у птиц забавные встречаются имена. (…) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (…) рогатая. (…) и птичка завирушка есть. Или (…) юла. (…) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (…) чечевица. А (…) плохое название чиж или чечетка? (…) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (…) названия-позвища лучше всего!

Слайд 13

Сравните свой вариант с авторским. Именно у птиц забавные встречаются имена. Едва ли поверишь, что водится птица поганка. Поганка да еще и рогатая. Ведь и птичка завирушка есть. Или просто юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и даже чечевица. А разве плохое название чиж или чечетка? Неужели непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? Все-таки названия-прозвища лучше всего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 7 класс Частицы. Разряды частиц

Урок для учащихся 7 класса  разработан с использованием модульной технологии. Модуль позволяет ученику, включенному в общую деятельность, последовательно, по частям производить осознанные в...

Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской)....

Урок русского языка в 7 классе "Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ"

Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИЦель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографич...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

Повторение изученного по частицам (Всякая всячина о частицах)

Конспект урока в форме устного журнала. Разные страницы по теме урока, сказки, стихи о частицах, тесты, работа с текстами, викторина - всё это есть в конспекте урока....

конспект урока по теме "Разряды частиц.Формообразующие частицы"в 7 классе

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "рАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ!"УРОК ПРОВЕЛА СЕГОДНЯ!РЕБЯТАМ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ.  РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДОПОЛНИТЕЛЬНО И ПРЕЗЕНТАЦИЯ...