Подготовка к ЕГЭ и современный русский рассказ
статья по русскому языку (11 класс) по теме
Как можно помочь ученикам в подборе аргументов к части "С"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
PODGOTOVKA_K_EGE_i_SOVREMENNYY_RUSSKIY_RASSKAZ.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ и СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ РАССКАЗ.
Задание части «С» предполагает написание сочинения по прочитанному тексту с четко сформулированными проблемами, авторской позицией, аргументацией на основе личного опыта, а желательнее, на основе прочитанных художественных произведений.
Задание усложняется тем, что уже не учитель формулирует тот «жгущий» Ильинский вопрос, а сам ученик. То есть на выходе из школы ученик превращается в учителя, пусть только для своего урока – сочинения.
Используя опыт работы Т.Г.Егораевой, свои наблюдения, я разработала для учащихся памятки «Алгоритм работы над частью «С», который помогает в постановке проблемных вопросов. Второе подспорье – Банк проблем и аргументов, созданный учителем и учащимися по прочитанным произведениям. (Памятка для работы над частью «С» и страничка из Банка проблем и аргументов в приложении).
В пору подготовки к итоговой аттестации по литературе в форме экзаменационного сочинения накопила большой материал по теме «Современный русский рассказ». Во-первых, сам жанр рассказа, особенно короткого, позволяет на занятии курса по подготовке к экзаменам прочитать его вместе с ребятами. А как важен метод художественного, осмысленного, творческого чтения при первом прослушивании! Используя приемы повышения и понижения голоса, убыстрения темпа чтения, выделение голосом отдельных наиболее важных деталей, остановку чтения, достигаю эффекта «присутствия в рассказе ученика и учителя». Чтение со смысловыми подсказками, во время которого разрешаю пользоваться простым карандашом (мы работаем с ксерокопиями произведений) для выделения слов, характеризующих героя, поясняющих авторское отношение к нему, средства художественной выразительности.
Произведения выбираю непременно запоминающиеся, актуальные. После первого потрясения обычно ребята спрашивают: «Где вы такое берете?» Приятно слышать, что дети обсуждают рассказы с родителями, и те тоже их читают. Рассказ-то современный, и в этом тоже залог успеха.
Любимые произведения П.Лавренова «Косиножка» (воспитание детской жестокости), Ю.Буйды «Продавец добра» (смысл человеческой жизни),
Т.Лобовой «Жар-птица» (семейные ценности), В.Тарасенко «Новогодняя сказка» (вера в возможности человека), С.Михеенков «Комбат» (воинский долг, ответственность за погибших) и другие позволяют реализовать ведущий принцип педагогики сотрудничества – знание через общение, общение через знание. Теперь мы владеем весомыми аргументами с примерами из литературных произведений для подтверждения своих мыслей, и дети с нетерпением ждут следующей встречи с книгой.
В банк аргументов заносятся не только рассказы из элективного курса, но и программные произведения. Так, используя интеграцию двух учебных предметов: русского языка и литературы, готовлю своих учеников и к экзамену, и к жизни. ( Конспект занятия элективного курса, блоки проблем для написания сочинения части «С» смотри в приложении).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологизм современной русской литературы (на материале рассказа З. Прилепина "Жилка")»
Конспект урока по изучению современной русской литературы...
Спецкурс "Современный русский рассказ"
Спецкурс предназначен для учащихся 10-11 классов, изучающих литературу на базовом уровне...
Традиции святочного рассказа в современной русской литературе
В статье рассказывается о традициях святочного рассказа в современной русской литературе....
Подготовка к ЕГЭ. Стилистика. Нормы современного русского литературного языка
Подготовка к ЕГЭ. Стилистика. Нормы современного русского литературного языка....
Актуальный вопрос современной русской литературы в рассказе Л. Петрушевской "Глюк"
Урок по рассказу Л. Петрушевской "Глюк" соответствует программной теме "Обзор произведений последних лет. Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х годов". Для проведения...
И.В. Саломатина "АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА Б. ЕКИМОВА «ГОВОРИ, МАМА, ГОВОРИ…»)"
Методические рекомендации к проведению урока по рассказу Б. Екимова "Говори, мама, говори..."....
Спецкурс "Современный русский рассказ"
Спецкурс «Современный русский рассказ» предназначен для обучающихся 10-11 классов гимназии, изучающих литературу на базовом уровне.Данная программа является модифицированной. Составлена на...
Комментарии
Подготовка к ЕГЭ