Спецкурс "Современный русский рассказ"
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Спецкурс предназначен для учащихся 10-11 классов, изучающих литературу на базовом уровне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetskurs_sovrem_rasskaz.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Спецкурс «Современный русский рассказ» предназначен для учащихся 10-11 классов гимназии, изучающих литературу на базовом уровне.
Спецкурс построен таким образом, чтобы постараться выявить главные особенности современного литературного процесса путем анализа отдельных произведений, объединенных определенной тематикой. В программу изучения были включены произведения, увидевшие свет не позднее 90-х годов прошлого века. Знание и понимание произведений рубежа XX-XXI веков делает школьников причастными к проблемам действительности и ее новым художественной формам. Это определяет основную идею программы. Еще одной важнейшей особенностью спецкурса является то, что многие произведения взяты из литературы нашего Пермского края.
Актуальность спецкурса заключается в том, что в современном обществе сложилась такая ситуация, что в школьных библиотеках отсутствуют «толстые» журналы и литературоведческая периодика. Это привело к тому, что у учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений отсутствуют знания в области современной русской литературы. Учителям достаточно сложно найти конкретные примеры литературы последних двух десятилетий. Это произведения, написанные о современности и современным языком. Это определяет значимость программы спецкурса «Современный русский рассказ». Они затрагивают проблемы, близкие и понятные старшеклассникам. Новизна определяется тем, что в программу изучения включены произведения последних пятнадцати лет. Подборка осуществлена автором программы.
В современном российском образовании на первое место выходят воспитательные задачи. Формирование активной гражданской позиции старшеклассников - главная цель уроков литературы. Но при трех часах в неделю, отведенных на эти уроки, нет возможности уделить должное внимание современной литературе. Для того чтобы восполнить пробел, был введен спецкурс «Современный русский рассказ». Именно рассказ, так как малая жанровая форма оптимально подходит для прочтения и анализа литературных произведений на уроках в старшей школе.
Целью спецкурса «Современный русский рассказ» является следующее – путем анализа современных российских произведений вырабатывать у старшеклассников чувства гуманности, патриотизма, толерантности, активную гражданскую позицию. Таким образом, спецкурс призван формировать у выпускников гимназии важнейшие компетенции, необходимые выпускникам гимназии для жизни в современном многокультурном обществе. Это и является главным ожидаемым результатом.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Представить и широко известных авторов, и молодое поколение.
- Представить творчество именно последних десятилетий, чтобы яснее высветился круг проблем, тем, направлений, возникших в последние годы в русской прозе, чтобы проблемы были близки жизненному опыту обучающихся.
- Формировать умение производить литературоведческий анализ текстов.
Ключевые понятия курса: жанр рассказа, тема, идея, образ, композиция, сюжет, фабула, изобразительные средства.
Спецкурс «Современный русский рассказ» позволяет представить литературный процесс последних полутора десятков лет в некоей целостности, поможет учащимся научиться разбираться в сложных жизненных ситуациях.
В основу программы положены следующие принципы: воспитание чувств гуманности, толерантности, формирование активной гражданской позиции. Приоритетным в области образования в настоящее время является гражданское образование, воспитание патриотических чувств у учащихся. Воспитание любви к Родине немыслимо без воспитания интереса и любви к родному краю, обращение к теме «малой родины». В рамках регионального компонента спецкурса «Современный русский рассказ» широко представлено творчество таким авторов, как В. Киршин, Н. Горланова и В. Букур.
Данная программа является модифицированной. Составлена на основе текстов, представленных в хрестоматии «Современный русский рассказ», Пермь, 2005 (составители Н.А. Петрова, В.Е. Кайгородова, В.И. Бурдин, Е.Е. Мамаева), а также пособия «Современная русская литература на уроках: Книга для учителя / Под общей редакцией В.Е. Кайгородовой - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2000. Кроме того, в программу для изучения включены тексты, рекомендованные на курсах «Новое содержание филологического образования», 2001 г.
Курс рассчитан на 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе.
Планируется проведение одного занятия один раз в неделю в течение учебного года.
Учебно-тематический план
10 класс (всего 34 часа)
№ | Название раздела, темы | Всего часов |
1 | Основные тенденции современной русской прозы. Традиции и новаторство. | 1 |
2 | Три направления в современной русской литературе. | 1 |
3 | Тема нравственного идеала в современной русской литературе. Б.Екимов. Рассказ «Фетисыч». | 1 |
4 | Анализ рассказа Б.Екимова «Пасхальный рассказ со взрывом» | 1 |
5 | Тема детства. Рассказ В.Астафьева «Всевидящая». Жанровое своеобразие «затесей». | 1 |
6-7 | Психология и мироощущение подростка в рассказе Л. Бородина «Лютик – цветок желтый». | 2 |
8-9 | Трагическое мироощущение подростка в рассказе А.Геласимова «Нежный возраст». Особенности жанра. | 2 |
10 | Связь современной литературы со сказкой. Святочный рассказ П. Алешковского «Таксист и золушка». Скрещение бытовой новеллы и сказки. | 1 |
11-12 | Переосмысление жанра сказки в рассказе В.Роньшина «Злушка». | 2 |
13 | Поиски новых героев в современном мире. В. Распутин. Рассказ «Нежданно-негаданно». Усиление сатирического начала. | 1 |
14-15 | Публицистичность распутинской прозы. Рассказ «В ту же землю». | 2 |
16 | Зачет по итогам первого полугодия. | 1 |
17 | Творчество пермских авторов. Особенности пермской литературы. | 1 |
18 | Творчество Н. Горлановой и В. Букура. Рассказ «Принц и нищий». | 1 |
19 | Женский вопрос в рассказе «Дама, мер и другие». | 1 |
20 | В чем истинная ценность человеческой жизни (по рассказу «Золотая половина». | 1 |
21 | Тема разведенных родителей в рассказе В Киршина «Рассольники». Поиски внутренней гармонии. | 1 |
22 | Особенности современной женской прозы. Пессимизм Л. Петрушевской. Рассказ «Три девушки». | 1 |
23 | «Ласковая проза» Л. Улитиной. Рассказ «Бедные родственники». | 1 |
24 | Сочинение по женской прозе. | 1 |
25 | Тема войны в современной русской литературе. | 1 |
26 | Новые подходы в изображении войны в рассказах В. Астафьева. «Пролетный гусь». | 1 |
27 | Рассказ «Связистка». | 1 |
28 | Тема милосердия в современной литературе. О. Павлов «Конец века». Философско-библейские мотивы. | 1 |
29 | Рассказ В. Крупина «Марина Сергеевна». | 1 |
30-31 | Сочинение по теме милосердия в современной литературе. | 2 |
32 | Обобщение по современной русской прозе. | 1 |
33-34 | Зачет по итогам учебного года. | 2 |
11 класс (всего 34 часа)
№ | Название раздела, темы | Всего часов |
1-2 | Постмодернисткая литература на рубеже XX-XXI веков. | 2 |
3-4 | Мотив стремления героя к прекрасному острову в рассказе В. Уткина «Приближение к Тендре». | 2 |
5 | Философско-библейские мотивы в русской литературе. | 1 |
6-7 | Ф. Искандер «Сон о Боге и дьяволе». Рассказ-притча о споре Бога и дьявола о человеке». | 2 |
8 | Сочинение по рассказу. | 1 |
9 | Литературные традиции в современной литературе. | 1 |
10 | Мотив «гоголевской шинели» в рассказе В.Пьецуха «Демонстрация возможностей». | 1 |
11 | Тема « футлярной жизни» в рассказе Ю.Буйды «Химич». Образ «маленького человека». | 1 |
12 | Семинар по рассказу Ю.Буйды. | 1 |
13 | Мотив «другой жизни» в рассказе Ю.Буйды «Живем всего два раза». | 1 |
14-15 | Сочинение по рассказам В.Пьецуха и Буйды. | 2 |
16 | Зачет по итогам первого полугодия. | 1 |
17 | Женская проза. Творчество Т. Толстой. Особенности творчества. | 1 |
18 | Мотив сказки о нечистой силе в рассказе Т.Толстой «Окошко». | 1 |
19-20 | Рассказ «На золотом крыльце сидели». | 2 |
21-22 | Сочинение по рассказам Т.Толстой. | 2 |
23 | Мотив снега и прощания с жизнью в рассказе И.Полянской «Снег идет тихо-тихо». | 1 |
24 | Тема любви в рассказе Д. Рубиной «Область слепящего света». | 1 |
25 | Литературные традиции в рассказе Д.Рубиной. | 1 |
26 | Тема любви в рассказе М.Палей «Славянский акцент». | 1 |
27 | Тема репрессий с современной литературе. Рассказ А.Солженицына «Молодняк. | 1 |
28 | Литература русского зарубежья. | 1 |
29 | Особенности прозы С.Довлатова. | 1 |
30 | Тема войны в современной литературе. Рассказ Д. Гранина «Пациент». | 1 |
31-32 | Тема чеченской войны в рассказе В.Маканина « Кавказский пленный». | 2 |
33 | Обобщение по современным русским рассказам. | 1 |
34 | Зачет по итогам учебного года. | 1 |
Содержательная часть
10 класс (34 часа)
- Основные тенденции современной русской прозы. Традиции и новаторство. Три направления в современной русской литературе: а) натуралистически-реалистическое (протокольная достоверность) В. Астафьев, В. Распутин и др.; б) исповедально-романтическое - Б. Васильев, В. Солоухин; в) ассоциативно-аллегорическое - В. Маканин, В. Ерофеев, В. Пецух и др. (2 часа).
- Тема нравственного идеала в современной литературе: рассказ Б.Екимова «Фетисыч». Воскрешение души в рассказе «Пасхальный рассказ со взрывом». Особенности творчества Б.Екимова. (2 часа).
- Тема детства. Рассказ В.Астафьева «Всевидящая». Жанровое своеобразие жанра «затесей». Психология и мироощущение подростка в рассказах Л.Бородина «Лютик - цветок желтый» и О.Павлова «Школьники». Трагическое мироощущение подростка в рассказе А.Геласимова «Нежный возраст». (5 часов).
- Связь современной литературы со сказкой. Святочный рассказ П. Алешковского «Таксист и злушка». Скрещение бытовой новеллы и сказки. Переосмысление фольклорного жанра сказки - превращение доброй «Золушки» Ш. Перро в ужасную «Злушку» в сказке В. Роньшина «Злушка». (3 часа).
- Поиски новых героев в современном мире в произведении В.Распутина «Нежданно-негаданно». Усиление сатирического начала, публицистичность распутинской прозы. Публицистичность распутинской прозы. Рассказ «В ту же землю». (3 часа).
- Зачет по итогам первого полугодия. (1 час).
- Творчество пермских авторов. Столкновение миров и жизненных позиций в рассказе Н. Горлановой «Принц и нищий». Женский вопрос в рассказе «Дама, мэр и другие», написанном совместно с В. Букур. (4 часа).
- Тема разведенных родителей в рассказе В Киршина «Рассольники». Поиски внутренней гармонии.(1 час)
- Особенности современной женской прозы. Пессимизм Л. Петрушевской («Три девушки») и «ласковая» проза Л. Улитиной («Бедные родственники»). Сравнительный анализ. Сочинение по женской прозе. (3 часа).
- Военная тематика. Новые подходы в изображении войны 1941-1945 гг. в современной литературе. Переосмысление ценностей. В.Астафьев «Пролетный гусь». Тип партийного функционера. «Связистка». Мысль о необходимости покаяния.(3 часа).
- Тема милосердия в современном мире. О.Павлов «Конец века», В. Крупин «Марина Сергеевна, Г.Щербакова «У ног лежачих женщин». Философско-библейские мотивы в произведениях. Образы бомжей.(4 часа).
- Обобщение по современной русской прозе. Выполнение зачетной работы: сочинения (3 часа).
11 класс (34 часа).
- Постмодернисткая литература 1900-2000 гг. и формирование литературных представлений старшеклассников. (2 часа).
- Мотив стремления героя к прекрасному острову в рассказе А.Уткина «Приближение к Тендре». (2 часа).
- Философско-библейские мотивы в рассказе Ф.Искандера «Сон о Боге и дьяволе». Рассказ-притча об извечном споре Бога и дьявола о человеке. Сочинение-эссе по рассказу. (4 часа).
- Литературные традиции. Мотив гоголевской шинели в рассказе В.Пьецуха «Демонстрация возможностей». Тема «футлярной жизни» в рассказе Ю.Буйды «Химич». Образ «маленького человека». (4 часа).
- Мотив «другой жизни» в рассказе Ю.Буйды «Живем всего два раза». Сочинение по рассказам Ю.Буйды и В.Пьецуха. (3 часа).
- Зачет по итогам первого полугодия. (1 час)
- Женская проза. Т.Толстая. Мотив сказки о нечистой силе в рассказе «Окошко». Особенности прозы Толстой. Написание рецензии на рассказ «Окошко». Мотив снега в рассказе И.Полянской «Снег идет тихо-тихо». Мотив прощания с жизнью. Тема любви в рассказах Д.Рубиной «Область слепящего света» и М.Палей «Славянский акцент». (10 часов).
- Возвращение к «Архипелагу ГУЛАГу» в рассказе А.Солженицына «Молодняк» (1часа).
- Литература русского зарубежья. Особенности прозы С.Довлатова. (2 часа).
- Тема войны. Новые подходы в изображении войны 1941-1945 гг. в рассказе Д.Гранина «Пациент». Тема чеченской войны в рассказе В.Маканина «Кавказский пленный». (3 часа).
- Обобщение по современной русской прозе. Написание зачетной работы: сочинения в любом жанре (отзыв, рецензия, эссе, рассуждение). (2 часа).
Предпочтительными формами работы являются лекции, практикумы, выполнение творческих занятий, написание сочинений.
В процессе изучения рассказов современных русских писателей у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки:
- делать литературоведческий анализ текста;
- работать по разноуровневым заданиям, выбирая соответствующие своим способностям и интересам;
- писать сочинения различных жанров: отзыв, рецензию, эссе, рассуждение;
- готовить доклады и сообщения;
- вести учебную дискуссию на основе прочитанного текста.
Методическая часть
Методическое обеспечение данной программы включает в себя учебные пособия по теории литературы, комплекс художественных текстов и заданий для самостоятельной работы учащихся.
Данная программа реализуется с использованием следующих методов и приемов:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: рассказ учителя, лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы.
2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников: мотивация, диспуты.
3. Методы контроля и самоконтроля: опрос, написание сочинения.
Занятия организуются и как изучение нового материала (лекции и беседы), и как практические занятия по анализу текстов. По некоторым произведениям проводятся письменные (ответ на вопрос) и творческие работы, организуются устные диспуты, учащиеся выполняют презентации. По итогам полугодий и учебного года проводятся сочинения в форме эссе или рецензий.
В качестве диагностики знаний, умений и навыков школьников по каждому разделу предлагается творческая работа.
Диагностическая часть
В качестве диагностики знаний, умений и навыков школьников по каждому разделу предлагается написание сочинения на заданную тему в соответствии с предложенным планом.
Схема написания сочинения
1. Название, автор, история создания.
2. Расположение произведения в литературной эпохе и отношение к нему современников.
3. Тематическая и идейная основа.
4. Основная тема, конфликт, проблема.
5. Основные направления содержания.
6. Портреты и характеристики главных действующих лиц.
7. Структура сюжета.
8. Позиция автора.
9. Художественное направление произведения и стиль.
10. Собственное отношение к произведению.
Список литературы
Список литературы для учащихся
- «Наш современник», № 1, 2001.
- «Новый мир», №4, 1995.
- «Новый мир», №1, 1996.
- «Новый мир», №№ 1,7, 2001.
- «Октябрь», №10, 1999.
- Русская проза конца XX века: хрестоматия для студентов высш. учеб. заведений/сост. и вступ. ст. С.И. Тиминой; комплект и задания М.А. Черняк. — СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского госуниверситета; М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
- Современный русский рассказ. Составители Н.А. Петрова, В.Е. Кайгородова, В.И. Бурдин, Е.Е. Мамаева.
- Хрестоматия по современной русской литературе для старшеклассников и абитуриентов. - Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
Список литературы для учителя
- Белокурова СП., Друговейко С.В. Русская литература. Конец XX века. Уроки современной русской литературы: учебно-методическое пособие.- СПб: «Паритет», 2001.
- Голубков М.М. Русская литература XX в.: После раскола: учебное пособие для вузов. - М.:Аспект-Пресс.
- Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: в 3-х кн. Кн. 3: В конце века: учебное пособие.-М.:Эдиториал УРСС, 2001.
- Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы XX века: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведний.-М.Туманит. Изд. Центр Владос, 2004.
- Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века: учебное пособие / Г.Л. Нефагина. - М.: Флинта: Наука, 2003
- Роговер Е.С. Русская литература XX века: учебное пособие. - 2-е изд., дополненное и переработанное. - СПб, Москва: САГА: ФОРУМ, 2004.
- Романова Г.И. Русские писатели XX века: Словарь-справочник/ Г.И.Романова. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004.
- Современная русская литература на уроках: Книга для учителя/ Под общей редакцией В.Е. Кайгородовой - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2002.
- Черняк М.А. Современная русская литература: учебное пособие. -СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2004.
- Ю. Чупринин СИ. Русская литература сегодня. Путеводитель/ С.И. Чупринин. - М.: «Олма-Пресс», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ и современный русский рассказ
Как можно помочь ученикам в подборе аргументов к части "С"...
"Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (Курская битва) и в рассказе А.Н. Толстого "Русский характер".
Тема урока поможет учащимся почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Вел...
"Рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей"
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА «ТАПЕР» (рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей)...
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. Нравственные проблемы в рассказе. Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев
Маршрутный лист дистанционного урока...
Русский характер в изображении М.А. Шолохова Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в раскрытии художественной идеи. Проблема человека на войне. Творческая работа № 10. Сочинение по рассказу «Судьба человека»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Спецкурс "Современный русский рассказ"
Спецкурс «Современный русский рассказ» предназначен для обучающихся 10-11 классов гимназии, изучающих литературу на базовом уровне.Данная программа является модифицированной. Составлена на...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Глаголы настоящего времени в рассказе о прошедшем" (по рассказу Н.С.Евдокимова "Стёпка, мой сын")
Данный урок разработан в соответствии с учебной программой и проводится после изучения темы «Времена глагола» в 6 классе. Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Ор...