Традиции святочного рассказа в современной русской литературе
план-конспект урока по литературе на тему
В статье рассказывается о традициях святочного рассказа в современной русской литературе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Русская проза последних десятилетий, для которой характерен пристальный интерес к наследию классической литературы, располагает большими возможностями при формировании литературоведческих компетенций учащихся старших классов. Сказанное в особенной степени относится к таким понятиям, как «аллюзия» и «реминисценция». В этом случае продуктивным станет сравнительно-сопоставительный анализ произведений конца XX – начала XXI вв. с произведениями русской классической литературы, проведение проблемно-тематических и сюжетных параллелей, обозначение общих и различных моментов в художественной манере авторов. В то же время знакомство учащихся с новыми теоретико-литературными понятиями не исключает повторения уже знакомых терминов и совершенствование навыков работы с ними, что в результате способствует повышению грамотности и расширению культурного кругозора школьников. Представим методические разработки урока по формированию таких понятий, как «аллюзия» и «реминисценция» – обязательных компонентов литературоведческого анализа художественного произведения. Работа над этими понятиями будет способствовать совершенствованию читательской, литературоведческой и культуроведческой компетенций старшеклассников.
Тема урока: «Традиции святочного рассказа в современной русской литературе».
Эпиграф к уроку: «Рассказы Бориса Екимова не отличаются острым сюжетом, нет в них занимательности. Но зато они богаты человеком» (Е. Скарлыгина).
Вид урока: урок объяснения нового материала.
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока:
1. Обучающие:
1) познакомить учащихся с творчеством Б. Екимова и его рассказом «За теплым хлебом»;
2) выявить художественное мастерство и нравственную проблематику произведения;
3) проследить в тексте традиции святочного рассказа и обозначить параллели с рассказом Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»;
4) формировать литературоведческие компетенции (реминисценция, аллюзия).
2. Развивающие:
1) развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);
2) развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);
3) развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание и др.);
4) совершенствовать навыки самостоятельной работы исследовательского характера;
5) формировать умения целостно воспринимать текст и интерпретировать явления культуры;
6) вырабатывать навык аргументированного выражения своей точки зрения;
7) расширить культурный кругозор учащихся и формировать эстетический вкус.
3. Воспитывающие:
1) продемонстрировать учащимся образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям;
2) воспитывать эмоциональную культуру, милосердие, сочувствие, другими словами, духовно-нравственное воспитание старшеклассников;
3) воспитывать интерес к предмету.
Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод выразительного чтения.
Материалы и оборудование: тексты произведений, мультимедийная презентация.
Этапы урока:
I. Вступительное слово учителя – 5 мин.
II. Краткое сообщение учащегося о жизни и творчестве Б. Екимова – 5 мин.
III. Беседа, направленная на выявление проблемно-тематических и жанровых особенностей рассказа Б. Екимова «За теплым хлебом» – 10 мин.
IV. Литературоведческая справка учащегося – 5 мин.
V. Самостоятельная работа учащихся исследовательского характера – 15 мин.
VI. Подведение итогов урока – 5 мин.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя. (слайд 1). Сегодня мы обратимся с вами к одному из наиболее «душевных» современных русских писателей – Б. Екимову. Писатель в любом своем произведении настраивает читателей на размышление, анализирование; призывает проникнуть в самое сердце героев, заглянуть в человеческие души. Произведения Б. Екимова не характеризуются большим количеством действующих лиц, однако это не помешало известному литературоведу Е. Скарлыгиной сказать о них следующее (слайд 2): «Рассказы Бориса Екимова не отличаются острым сюжетом, нет в них занимательности. Но зато они богаты человеком». Действительно, умение писателя проникать в душу современника, показывать самое сокровенное и прекрасное, что есть в ней, – свидетельство удивительного таланта и мастерства художника. На этом уроке мы поговорим о его рассказе «За теплым хлебом», и не просто поговорим, а еще и узнаем новые литературоведческие понятия, наличие которых просто необходимо в словаре грамотных читателей, каковыми, надеюсь, вы являетесь.
II. Краткое сообщение учащегося о жизни и творчестве Б. Екимова. «Борис Петрович Екимов родился в 1938 году в городе Игарке Красноярского края. Окончив среднюю школу, работал электриком на заводах Волгограда. Является автором 4-х сборников рассказов. Состоял членом Союза писателей Советского Союза. До 1987 года проживал в городе Калач-на-Дону Волгоградской области. Его повести, рассказы, очерки, удостоенные в 1998 году Госпремии, растут из донской почвы, питаются ею. Писателя часто называют продолжателем «деревенщиков», на самом деле, он скорее полемизирует с ними. Екимов тоже с болью пишет о заботах и печалях своих земляков, но менее всего его можно отнести к «плакальщикам по умершему». Его привлекают герои – личности, люди, которые не перекладывают вину за свои беды на обстоятельства («каждый повинен в жизни свое и волен в ней»), они сами противостоят, как могут, «смерчу разрушения». Имя его заняло прочное место в столичных журналах. Широкую известность принесла писателю публикация рассказа «Холюшино подворье», после которой он стал одним из признанных мастеров так называемой «деревенской прозы». В 1980-х годах Б. Екимов обратился к крупной эпической форме, создав роман «Родительский дом» (1988). Впрочем, как отмечала критика, он, в сущности, романом «не стал, хоть и перестал быть рассказом из-за большой площади повествования». Однако хороший и своеобразный роман у Б. Екимова все же написан – это большая серия его хуторских рассказов с одними и теми же героями, которые оказываются то главными, то второстепенными, и характер которых от рассказа к рассказу обозначается полнее».
III. Беседа, направленная на выявление проблемно-тематических и жанровых особенностей рассказа Б. Екимова «За теплым хлебом». Дома вы прочитали рассказ Б. Екимова «За теплым хлебом» и рассказ классика русской литературы Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Такое задание вам было дано не случайно. Дело в том, что Б. Екимов в данном случае выступил как продолжатель традиций святочного рассказа. Что вам известно об этом жанре литературы?
(Ответы учащихся).
– Среди ваших ответов было много верных мыслей. Действительно, святочный рассказ – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Традиция святочного рассказа, как и всей календарной литературы в целом, берет свое начало в средневековых мистериях, насыщенных различными религиозными представлениями. Из мистерии в святочный рассказ перешла подразумеваемая трехуровневой организация пространства (ад – земля – рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в фабуле рассказа все три ступени мироздания. Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже в парадигме значений календарной прозы видятся как знак свыше. Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика. Во второй половине XIX века жанр пользовался огромной популярностью. Издавались новогодние альманахи, подобранные из произведений соответствующей тематики, что вскоре способствовало отнесению жанра рождественского рассказа в область беллетристики. Угасание интереса к жанру происходило постепенно, началом спада можно считать 1910-е гг. (слайд 3).
Образцом «классического» святочного рассказа является рассказ Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», который был напечатан в январском выпуске «Дневника писателя» за 1876 год. Это рассказ, в котором тема страдания детей, страдания безвинных – постоянная тема в творчестве писателя – превращается в мечту об искуплении страданий, о тепле и свете «Христовой елки» для тех «маленьких деточек», у которых нет своей елки, своего тепла, своей радости в земной жизни.
Холод, стужа в рассказе несут с собой гибель, смерть. «Очень уж здесь холодно», – последняя мысль мальчика перед тем, как ему покинуть последнее на земле пристанище – подвал, в котором лежит его умершая мать, и выйти на улицу огромного города накануне Рождества, в ужасный мороз. Стужа, холод преследуют мальчика, гонят его по городу, не дают отогреться и порадоваться огням рождественских елок за окнами богатых людей: «Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уж пальчики на ножках, а на руках совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить». Чудо, спасение приходит к ребенку в тот момент, когда он, спрятавшись за дровами от «большого злого мальчишки», скрючившись от холода, впервые за эту ледяную ночь чувствует тепло: «...и вдруг, совсем вдруг, стало так тепло, так тепло, как на печке...». Вслед за тем слышится тихий голос: «Пойдем ко мне на елку, мальчик...». И далее: «...о, какой свет! О, какая елка!» (слайды 4, 5).
Удивительно современно звучит концовка святочного рассказа. «И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя?» – спрашивает себя (и читателя) Достоевский и продолжает: «Но вот в том-то и дело, мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, – то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об елке у Христа – уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать».
В самом деле, «могло ли оно (чудо) случиться или нет?». Над вопросом, оставленным нам Достоевским, помогает задуматься рассказ «За теплым хлебом» современного писателя Бориса Екимова.
В наше «разумное» время традиция создания рождественских рассказов почти утрачена. Но именно к этой традиции обратился писатель Борис Екимов, рассказывая о поездке старика, участника Великой Отечественной войны, деда Архипа с хутора в райцентр за углем, за «топкой». История простая и на первый взгляд прозаическая. Давайте обратимся к тексту произведения и найдем в нем «приметы» святочного повествования.
(Уже изображение темного ночного неба, усыпанного звездами, лютый холод на дворе в начале рассказа создают атмосферу таинственности и предвкушения чуда. Дед Архип начинает собираться в райцентр в пять утра: «Еще стояла глухая ночь. Чернели по белому снегу базы да сараи. Студеное небо светило просяным звездным инеем, а посреди одинокая Жарничка горела льдистым огнем»).
– Звездное студеное небо, одинокая Жарничка, горящая льдистым огнем, подсказывают, что время действия – самый разгар зимы, лютых холодов, а оксюморон «льдистый огонь» наведет на мысль, что борьба огня с холодом, света с тьмой станет ведущим мотивом всего рассказа. Какая фраза подтверждает наши предположения?
(Это предположение подтверждает первая реплика деда Архипа, с которой он появляется в рассказе:
«– Ну, как там, не потеплело? – спросил он.
– Не чутко, – со вздохом ответила бабка»).
– Если мы проследим за развитием сюжета рассказа, то заметим, что автор постоянно акцентирует свое внимание на борьбе холода, стужи, несущих с собой гибель, – с теплом (дома, родного очага, человеческих отношений). Как называется такой художественный прием?
(Контраст, антитеза).
– В каких эпизодах мы можем увидеть контрастное сопоставление стужи, холода с добротой и теплом?
(Проявление этой жестокой борьбы можно найти в любом эпизоде рассказа Екимова. Вот выходит дед Архип из «избяного тепла» на улицу, а над ним «студеное небо, и зябко деду Архипу даже в валенках, в стеганке (стеганой ватной куртке, телогрейке, ватнике), а в доме печь «гудит ровным огнем», заботливая жена ставит на стол горячие щи с мясом, подливает самогонки «для сугреву», а главное – приносит деду на завтрак скромное деревенское лакомство – «завернутый в полотенце горячий хлеб». Или идет дед Архип по прямой, как стрела, дороге к грейдеру, оделся тепло, особого мороза не чувствует, а «в лицо ему дышит стылым холодом белая степь». Но старик чувствует себя еще бодро: греет его мысль, что не придется зиму на «дровах бедовать», потому что «льгота вышла бывшим фронтовикам, облегчение в жизни». Об этом «напрямик» пишут в газете: «проявлять постоянное внимание». Эти слова дед Архип «наизусть помнил», нес с собой эту газетку в город и верил, что «с углем должно выгореть», что, может, «даже сегодня прикатит он в хутор с углем, прямо на машине». Это начало пути». Выйдя на улицу из конторы, дед Архип чувствует, что окоченел: «Казалось, единым махом просек его до костей и насквозь студеный ветер Архип сжался, пытаясь сохранить в теле хоть теплую крупицу». И в этот момент город, его обитатели преображаются. В домах зажигаются «теплые звезды темных огней»: от магазина, где разгружают свежий пшеничный хлеб, идет «благостный, добрый, почти забытый...», «райский запах» теплого хлеба. И незнакомая продавщица «в белом», поглядев внимательно на продрогшего старика, который четвертушку за четвертушкой ест теплый хлеб, приносит полную кружку горячего чая, приносит стул и усаживает деда возле подоконника:
«– Садись, дедушка. Пей, ешь, отогревайся, – мягко сказала она.
Горячая волна благодарности к незнакомому доброму человеку подступила к сердцу.
– Спаси Христос, моя дочка, – тихо сказал Архип, опускаясь на стул – Спаси Христос»).
– Так к деду Архипу приходит спасение. Так, значит, в рассказе «За теплым хлебом» речь идет о простом, рукотворном чуде человеческой доброты? Или о чем-то другом, еще более важном. В каком эпизоде раскрывается главная мысль святочного рассказа Б. Екимова?
(Главную мысль рассказа раскрывают самые последние эпизоды: описание того, как с каждым куском теплого хлеба, съеденного стариком, у него прибавляются словно по волшебству силы («...теплый хлеб обогрел нутро и по жилам потек горячим потоком»; «После третьей четвертушки он сделался сыт, согрет и здоров») и появление почти в самом конце того удивительного слова «вдруг», с которого обычно начинается повествование и которое почему-то припасено писателем к концу рассказа).
– Следовательно, рассказ Б. Екимова, написанный в традиции святочного повествования, посвящен чуду воскрешения души человека. Его развязка символична. За минуту успевает дед Архип все «наново перерешить». Он кладет в мешок пять буханок душистого хлеба, а еще одну прячет на груди и решает пешком вернуться на хутор. Сложен, бесконечен по городским меркам этот путь. Но чудо в сердце старика свершилось и длится: «Он дойдет, доберется. И снега и мороз – это не беда. То ли еще было. Здесь все свое, родное, хоженое-перехоженое. А за пазухой грел ему сердце теплый хлеб» (слайд 6). Как видим, концовка этого произведения более оптимистична, чем в вышеупомянутом произведении Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Да и главный герой дед Архип намного старше несчастного мальчугана из рассказа отечественного классика. Однако это совершенно не означает отсутствие между ними тесной связи, не ограничивающейся исключительно жанровым сходством. Такого рода «переклички» между литературными произведениями в литературоведении получили название «аллюзии» и «реминисценции». Прослушаем определения этих терминов и запишем их в тетради.
IV. Литературоведческая справка учащегося. В литературоведении вопрос о соотношении понятий «реминисценция» и «аллюзия» до сих пор не решен однозначно и трактуется исследователями по-разному. Кто-то из литературоведов не разделяет эти категории, относя их к «чужому слову в тексте произведения» (Л. В. Чернец), считая их синонимичными.
Категория аллюзии определяется в теории словесности как «намек, отсылка к известному высказыванию, факту литературной, исторической, а чаще политической жизни, либо к художественному произведению». В качестве примера можно привести названия произведений И. С. Тургенева «Степной король Лир», Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Если аллюзия рассчитана на обывателя, рядового читателя, не отличающегося особой глубиной образного мышления, то реминисценция требует достаточно глубоких знаний литературы.
Реминисценция – присутствующие в писательских текстах отсылки к предшествующим литературным фактам; отдельным произведениям, образам, сюжетам. Это образы литературы в литературе. Реминисценции в одних случаях вводятся в текст автором сознательно и целеустремленно, либо они появляются независимо от намерений и воли автора (слайд 7).
Реминисценция – это особый вид ассоциаций, который возникает из личных ощущений читателя, заставляет его вспомнить аналогичный образ или картину. Это своего рода воспоминание, неявная, косвенная отсыпка к другому тексту, напоминание о другом художественном произведении, факте культурной жизни. С помощью реминисценции автором задается определенный контекст восприятия произведения читателем, декларируется близость творчества традициям, одновременно он вступает в диалог с ними, демонстрируя отличней новизну созданного им произведения.
В качестве примера можно привести хорошо знакомые нам крылатые фразы из классических произведении XIX века:
1. «И дым Отечества нам сладок и приятен» (А. С. Грибоедов. «Горе от ума»). Грибоедов использует цитату из стихотворения Г. Р. Державина «Арфа» («Отечества и дым нам сладок и приятен») для выражения мысли: на Родине все мило, все дорого.
2. «Дрожащая тварь» (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»). Выражение восходит к Корану и стихам А. С. Пушкина «Подражания Корану»:
Мужайся ж, презирай обман.
Стезею правды бодро следуй
Люби сирот, и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй
V. Самостоятельная работа учащихся исследовательского характера. А теперь я предлагаю вам самостоятельно обнаружить аллюзии и реминисценции на рассказ Ф. М. Достоевского в произведении Б. Екимова.
(Аллюзию можно обнаружить уже в описании того страшного мороза, в который происходят события с действующими лицами обоих рассказов: «Но я романист, и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу: «кажется», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз» (Ф. М. Достоевский); «Первые дни января Архип годил, давая людям отпраздновать да после праздника похмелиться. А потом завернул мороз с ветром, дороги в низинах перемело, и вот уже третий день не было автобуса. Два раза ходил Архип на грейдер, но попусту. И сегодня накрепко решил Архип домой с грейдера не ворочаться. Хоть на чем, да уехать. Дело было нешуточное: без угля зимовать тяжко» (Б. Екимов). Примечателен и тот факт, что события и в том, и в другом произведении разворачиваются в городе в первые дни января, т. е. в рождественскую неделю – время, когда возможно свершение настоящего чуда!
Реминисценцией можно считать, во-первых, антитезу холода и тепла, на которой построены произведения писателей. Во-вторых, постоянное ощущение холода, которые испытывают главные герои рассказов. В-третьих, Б. Екимов, как и Ф. М Достоевский, прибегает к образу замершего человека, заглядывающего в окна теплого уютного дома – в надежде, что с ним поделятся частицей этого тепла и доброты: «На центральной площади поселка нещадно дуло, по серому асфальту шуршала поземка. А в домах, видно, было тепло, форточки открыты, даже двери настежь.
И как только подумал Архип о тепле, о покойном домашнем тепле, так сразу окоченел. Казалось, единым махом просек его до костей и насквозь студеный ветер. Архип сжался, пытаясь сохранить в теле хоть теплую крупицу. И скорее, скорее поковылял к магазинам, что стояли за площадью, справа. Там можно отогреться.
Он прошел полпути, когда пахнул ему в лицо сладкий запах свежего пшеничного хлеба. Архип споткнулся и стал, вначале ничего не понимая, он замер и стоял, вновь и вновь вдыхая этот благостный, добрый, почти забытый дух. Надышавшись всласть и опомнившись, Архип пошел к хлебу, к магазину. Хлеб выгружали из машины. Старик, глотая слюну, прошел в магазин, и голова его кругом пошла, опьяненная райским запахом хлеба.
Народу не было. Продавщица в белом резала свежие буханки пополам и в четверть и бросала их на полки, прикрытые стеклом. Архип потянулся к четвертушке. «Я заплачу, дочушка, заплачу...» – пробормотал он и захлебнулся, когда в руке у него очутилась теплая горбушка. И стыдясь, и; ничего не умея с собой сделать, Архип лишь успел шагнуть в сторону и, разломив четвертушку, начал есть ее. Так сладок был этот чистый пшеничный хлеб с упругой, хрусткой корочкой, с еще горячей ноздреватой мякушкой, так вкусен был и едов, что Архип не заметил, как съел четвертушку. Последний кус проглотил и почувствовал, как теплый хлеб обогрел нутро и по жилам потек горячим током. А хотелось еще. И он снова подошел и взял четвертушку, оправдываясь перед продавщицей: «Я заплачу, дочушка, не боись, деньги есть. С дороги я, наголодался за день, намерзся... Теплый, хлебушко...» – дрогнул голос его.
– Ешь, дедушка, на доброе здоровье...».
Однако если одинокий мальчик в рассказе Ф. М. Достоевского так и погиб от равнодушия и жестокости взрослых, то деда Архипа все же согрело тепло человеческой доброты. Таким окончанием рассказа Б. Екимов хочет сказать нам, как важно, чтобы мир был хоть чуточку добрее – ведь каждое доброе дело согревает чью-то душу и, возможно, спасает кого-то от гибели).
– С каким символом доброты и душевного тепла мы встречаемся в обоих произведениях?
(С образом теплого хлеба).
(Проверка методом фронтального опроса).
VI. Подведение итогов урока. Итак, развитие современной литературы немыслимо без традиций русской классики. Писатель Б. Екимов в своем рассказе «За теплым хлебом», используя жанровую форму святочного рассказа, переосмыслил сюжет аналогичного произведения Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Наш современник, Б. Екимов, в отличие от Ф. М. Достоевского, обратил внимание не на самую страшную болезнь русского общества, именуемую равнодушием, душевной черствостью, а пошел «от обратного», показав, как важна доброта в мире, сколько хорошего и полезного может дать одно доброе дело. Связь между названными произведениями очевидна, и реализуется она с помощью таких явлений, как аллюзия и реминисценция, с которыми мы познакомились сегодня. Дома попробуйте написать свой «святочный рассказ», сохраняя все традиции и «приметы» этого жанра (слайд 8).
Список использованных источников
- Достоевский, Ф. М. Мальчик у Христа на елке: рассказы / Ф. М. Достоевский. – М.: Худ. лит., 2002. – 286 с.
- Екимов, Б. За теплым хлебом: рассказ / Б. Екимов // Подъем. – 2003. – № 5. – С. 45-62.
- Екимов, Б. «Самое прекрасное – это сама жизнь…» / Б. Екимов // Диалог. – 1991. – № 6. – С. 15-19.
- Колова, С. Д. Реминисценция и аллюзия как компоненты культурологического анализа художественного текста (на материале школьного анализа произведения современной литературы) / С. Д. Колова // Литература в школе. – 2008. – № 7. – С. 42-46.
- Роднянская, И. С. «Род людской»: о «новой» прозе Б. Екимова / И. С. Роднянская // Новый Мир. – 1996. – № 11. – С. 56-68.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Святочный рассказ как жанр русской литературы
Анализ жанра святочного рассказа в творчестве Лескова. Анализ рассказа "Зверь"....
«Психологизм современной русской литературы (на материале рассказа З. Прилепина "Жилка")»
Конспект урока по изучению современной русской литературы...
Традиции святочных рассказов в русской литературе
Творческий замысел возник, когда на полке в библиотеке техникума увидела две книги с похожими названиями. Одна называлась "Святочные рассказы XIX века". а другая - "Святочные рассказы XXI века"....
Святочный рассказ как жанр русской литературы
Анализ рассказа "Чудесный доктор"...
Актуальный вопрос современной русской литературы в рассказе Л. Петрушевской "Глюк"
Урок по рассказу Л. Петрушевской "Глюк" соответствует программной теме "Обзор произведений последних лет. Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х годов". Для проведения...
Традиции рождественского рассказа в современной литературе.Н.Ключарева "Юркино Рождество"
Урок литературы в 11 классе...
И.В. Саломатина "АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА Б. ЕКИМОВА «ГОВОРИ, МАМА, ГОВОРИ…»)"
Методические рекомендации к проведению урока по рассказу Б. Екимова "Говори, мама, говори..."....