Актуальный вопрос современной русской литературы в рассказе Л. Петрушевской "Глюк"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок по рассказу Л. Петрушевской "Глюк" соответствует программной теме "Обзор произведений последних лет. Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х годов". Для проведения урока по данной программной теме  был выбран рассказ Л. Петрушевской "Глюк", так как проблема, которую поднимает в рассказе автор, действительно актуальна в наше время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

РАССМОТРЕНО

ПЦК

Протокол № __ от ______2017г.

СОГЛАСОВАНО

Методист  ГАПОУ МОК

им. В. Талалихина

___________Капранова Е.В.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Открытого урока по литературе

«Актуальный вопрос современной русской литературы в рассказе

Л. Петрушевской «Глюк»»

                                               

Автор-составитель:

Ускова Ирина Викторовна,

должность: преподаватель русского языка и литературы

Москва 2018

«Актуальный вопрос современной русской литературы в рассказе

Л. Петрушевской «Глюк»

Группы 11МТХ и 11ЭУ

16.05.2018

Цели урока:

Образовательные:

  1. познакомить студентов с рассказом Л. Петрушевской «Глюк» как произведением литературы постмодернизма;
  2. привлечь внимание студентов к проблемам в современном мире;
  3. совершенствовать навыки смыслового чтения, выделять ключевые слова в тексте, осознанного и произвольного построения речевого высказывания, извлекать, сравнивать, сопоставлять информацию, представленную разными способами.

Развивающие:

  1. развивать мыслительные способности студентов – умение выделять главное, сравнивать, обобщать, характеризовать, доказывать.

Воспитательные:

  1. донести до студентов, что значит истинные и мнимые ценности;
  2. формировать социальные компетенции учащихся, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уважительное отношение друг к другу.

Информационное и техническое ресурсное обеспечение:

  • компьютерная техника: мультимедиа, персональный компьютер;
  • распечатка текста рассказа Л.Петрушевской «Глюк»
  • презентация к уроку;
  • толковый словарь под редакцией Ожегова.

Методы:

  • театрализация эпизода;
  • выборочное чтение;
  • составление кластера;
  • словесный (монолог, диалог, беседа);
  • наглядно - демонстрационный (получение информации через ТСО);
  • практический (вычленение главного, поиск, работа с текстом произведения, словарём);
  • творческие задания.

Подход в обучении: аксиологический, личностно-ориентированный.

Технологии обучения: технология критического мышления через чтение и письмо, технология открытых задач

Урок по рассказу Л. Петрушевской соответствует программной теме «Обзор произведений последних лет. Особенности развития литературы конца 1980 – 2000-х годов. Ощущение постмодернистского мироощущения в современной литературе». Для проведения урока по данной программной теме я выбрала из рекомендованного списка литературы рассказ Л. Петрушевской «Глюк», так как проблема, которую поднимает в рассказе автор, действительно актуальна в наше время, она заставляет думать о жизни. Литературное течение постмодернизм, которое рассматривает произведение как интеллектуальную игру, которое формирует отношение писателя и читателя как соавторство, помогает внутренне ощутить свою причастность к художественному тексту и говорить о проблемах как личностно – значимых.

        Урок построен в жанре рассказа, сохранена композиция в методическом решении его этапов: завязка, развитие действия, кульминация, развязка (соответствует основным этапам урока в технологии критического мышления через чтение и письмо: вызов, осмысление, рефлексия)

        Урок соответствует требованиям к результатам освоения дисциплины «Литература».

ХОД УРОКА

1. Слово преподавателя.  Беседа по теме урока

Тема урока «Актуальный вопрос современной литературы в рассказе Л. Петрушевской «Глюк».

  • Что значит «актуальный»?
  • Рассказ называется «Глюк».  С каким словом связано это слово? (галлюцинация)
  • Найдите в толковом словаре Ожегова значение этого слова.

( обман чувств, ложное восприятие вследствие психического расстройства)

  • А теперь найдите слово «глюк». Почему нет этого слова в словаре?

(это жаргонное слово, пришло это слово из жаргона хиппи)

  • Составьте словарную статью слова «глюк»

(Глюк – это галлюцинация, вызванная действием наркотиков)

Рассказ «Глюк» написала Л.Петрушевская. Послушаем сообщение о писателе (это индивидуальное домашнее задание, рассказ сопровождается презентацией)

          Преподаватель: Рассказ «Глюк»  – это новая для вас литература, мы все годы читали, изучали лучшие произведения классической литературы. Рассказ «Глюк» – это, как называют в литературоведении, другая литература, литература постмодернизма. Литература постмодернизма рассматривает произведение как текст. Вообще, мы в жизни произносим текст, который складывается из уже созданных текстов, затем этот текст может быть взят для создания другого текста и так далее. Следовательно, в тексте произведений постмодернизма мы найдём знакомые нам тексты других произведений. Литература постмодернизма рассматривается как интеллектуальная игра, формируется новый тип отношений между писателем и читателем. Читатель становится соавтором текста. Восприятие художественных ценностей становится многозначным. Писатели постмодернизма в своих произведениях лишь констатируют факты, избегая давать прямые оценки.

         Итак, тема нашего урока: «Актуальный вопрос современной литературы в рассказе Л. Петрушевской «Глюк». Я ставлю цель урока: «Я познакомлю вас с литературой постмодернизма на примере рассказа Л. Петрушевской «Глюк».

2. Работа над рассказом Л.Петрушевской «Глюк»

  Первая часть рассказа  (стадия вызов – завязка)

  Инсценирование первой  части рассказа. Что является завязкой? (появление Глюка)

 (после инсцерования задаю вопросы «артистам»:

  • Наташа, могла бы ты подружиться с девочкой Таней? Почему?
  • Даёт ли Глюк Тане выбор в данной ситуации? Как это проявляется?
  • Почему у Тани именно такие желания?

Напишите свои три желания, уберите листочек и никому не показывайте.

Беседа с классом.

  • Назовите героев первой части рассказа. (Таня, одноклассники, родители, Глюк)

Составьте кластеры (работа в парах). На доске два студента составляют кластер «Глюк»  (затем идёт фронтальный опрос по составленным кластерам)

  • В чём заключаются жизненные ценности Тани, её родителей, одноклассников?
  • Почему жизненные ценности Тани близки одноклассникам, а не родителям?

3. Работа над второй частью рассказа.

  • Итак, желания Тани сбываются. Таня за границей, у неё большой дом, много денег. Довольна ли Таня? С какими трудностями она встретилась? Как меняется настроение Тани?

(высказывания студентов с опорой на текст)

  • Таня вспоминает родителей, она думает, что родители беспокоятся о ней, значит, связь между родителями и Таней окончательно ещё не потеряна
  • И снова появляется Глюк. Как выглядит он теперь? Как разговаривает с Таней? (на доска продолжаем составлять кластер «Глюк»)
  • О чём просит Таня Глюка? (полный холодильник, присутствие в её всех ребят из класса)
  •  Зачем Тане нужно было всё это? (чтобы все видели, что она не хуже их)
  • Что  требует  Глюк  взамен?

     Таня в красивом большом доме, к ней в гости приходят одноклассники, Таня изменилась внешне,  (зачитать. К какому произведению/сцене из произведения близко описание  Тани)  

     Таня угощает своих гостей. После сытной еды хочется «деликатесов»

  • В какой последовательности идёт заказ?

( мороженое, пиво, водка, сигареты, травка  покурить, наркотики)

  • Как называется такой приём в литературе?
  • Прочитаем страшную  картину после приёма наркотиков.

             –  Что является кульминацией  рассказа?

(в состоянии наркотического опьянения Таню начал душить одноклассник. Таня умоляет: «Свободы»)

  • О какой свободе говорит Таня?
  • Какую роль играет девочка Катя, отказавшаяся принимать наркотики?

Можно ли её назвать свободной?

         Оля, обучающая данной группы,  нам приготовила иллюстрации к рассказу  (показ презентации)

Вопрос Оле:  (Оля сделала отличную презентацию, а в конце она поместила слайд, как обычно, с выводом – призывом)

  • Почему ты сделала последний слайд, ведь в рассказе  этого нет, да к  тому же литература постмодернизма лишь констатирует факты, не делая никаких выводов?
  • Слово «глюк» есть в немецком языке, в переводе означает «счастье».

Есть ли какая – то связь? Как вы думаете?

  • А теперь достаньте свои записки о счастье. Прочитайте. Есть ли у вас желание поделиться своими мыслями о счастье? Оставьте эти записки себе, не показывайте никому, подумайте сами над тем, что вы записали.

    В это время появляется Глюк ( студент в страшной маске, он начинает предлагать «наркотики», студенты должны уметь сказать «нет», оттолкнуть Глюка, прогнать)

    Продолжаем и заканчиваем кластер «Глюк» (работа по составленному кластеру)

  • Почему рассказ называется «Глюк»

(Глюк  – это и волшебник, исполняющий желания; это и глюки – Танины видения;  глюки – это и мнимые ценности, которые сегодня кажутся нам правильными. Мы понимаем, что происходит просто подмена ценностей)

  • Как вы считаете, этот рассказ для взрослых  или для детей?

 

4. Третья часть – развязка.

      Рассказ «Глюк» - литература постмодернизма; нельзя понять, где явь, где сон.

  • Ребята, в начале урока я поставила цель познакомить вас с литературой постмодернизма. Я свою цель выполнила. А теперь вы обозначьте свою цель ознакомления с данным рассказом. В определении цели вам помогут опорные слова (На слайде:

        -    учиться  (….вдумчиво читать)

        - задуматься (…. над теми проблемами, которые поднимает  Петрушевская)

        -    понимать  (…что значит истинные и мнимые ценности)

        Прочитаем конец рассказа.  «Она лежала и думала, что в косметичке, которая была спрятана в рюкзаке, находится таблетка с дискотеки, за которую надо отдать Николе деньги… Ничего не кончилось. Но все были живы»

.

5. Домашнее задание. Написать продолжение рассказа.(См.приложение)

 

6. Самооценка деятельности на уроке.

Оценку деятельности на уроке обучающиеся давали самостоятельно по тем критериям, которые им были предложены:

Оценочный лист.   Оцени свою работу на уроке.

Критерии оценивания.

5

4

3

Знание содержания рассказа

Умение определить тему урока и поставить цель

Умение работать с текстом произведения

Умение отвечать на вопросы

Умение сделать вывод

Умение оценить свою работу на уроке

Поставь себе отметку за работу на уроке

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Приложение.

      Таню начали одолевать мысли: «Что сделать с таблеткой: отдать её Николе или же всё – таки выпить». Её раздумья прервал телефонный звонок. Звонила Анька:

  • Привет! Идёшь сегодня на дискотеку?
  • Привет! Думаю – да.
  • Ну и отлично! Только не забудь таблетку.

      Разговор оборвался. И снова мысли: «Что сделать с таблеткой?»

      Так Таня и провалялась с этими мыслями до вечера, вот пора и на дискотеку.

      Аня радостно встретила Таню.

  • Пошли. Все уже  в сборе!

Все сидели и курили.

  • Ну, что, где деньги? – спросил Никола.

      Таня задумалась.

  • Знаешь, забери её, – сказала Таня и протянула таблетку. – Мне она не нужна. И вообще мне с вами неинтересно.

      Все начали кричать: «Таня, ты куда! Ну и дура! Ты точно уверена?

      Но ей было всё равно, она просто шла к выходу, не оборачиваясь и не обращая внимания на их визги. Ей было всё равно. Ведь она взрослая, умная девочка, и для себя она уже всё решила. (работа студентки гр.11ЭУ)

       Таню одолели мысли о ценности и смысле жизни. Она начала осознавать, что жизнь и любовь к родным людям никогда не сравнится с той дружбой, которую ей предлагают одноклассники.

Таня собралась с мыслями, не дававшими ей покоя, достала пенал и смыла таблетку в унитаз. Конечно, она могла вернуть её Николе, но что – то остановило её.

       Через месяц Таня начала возвращаться к нормальной жизни, подтянула учёбу и наладила свои отношения с родителями. Она довольна происходящим.   (работа студента гр.11МТХ)

       

          Таня ходит к Серёже в больницу каждый день. Таблетку она выкинула, к одноклассникам она больше не тянулась. Клюк больше не появлялся в её жизни. А вот с Серёжей она не перестала общаться, как и Катя. Серёжа по – прежнему продолжать пить, курить, наркоманить. Катя по – прежнему бегала за ним, как хвостик. А Таня, как и раньше, завидовала Кате.

       Таня снова и снова пыталась понравиться Серёже. Она убеждала себя, что не надо связываться с алкашом и наркоманом.  Она понимала, что он вряд ли когда – нибудь бросит пить.

        Она всё понимала, но ничего не могла изменить. (работа студентки гр.11ЭУ)

       

          Таня вскочила с кровати и подошла к рюкзаку, вытащила косметичку, достала таблетку.  Взяв её в руки, она вспомнила, как имела всё, о чём мечтала: свою красоту, внимание одноклассников… Она не смогла удержаться и проглотила таблетку.

      Всё началось снова …  (работа студента гр.11МТХ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Актуальные вопросы современного обществознания"

программа для подготовки к ЕГЭ учащихся 11- х классов...

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

В данной статье автором рассматриваются такие понятия как менеджмент, образовательный менеджмент и менеджмент-образование. Автор отмечает, что отличительными чертами современного Российского образован...

Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы...

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.

Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...

Календарно-тематическое планирование элективного курса: «Актуальные вопросы современной биологии» ( класс 10 -технологический профиль)

Календарно-тематическое планирование  элективного курса: «Актуальные вопросы современной биологии»  ( класс 10 -технологический профиль)...

Сборник материалов научно-практической конференции " Актуальные вопросы современного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов"

В сборнике представлены тезисы докладов республиканской научно-практической конференции "Актуальные вопросы современного образования в условиях реализации государственных образовательных стандарт...