Актуальный вопрос современной русской литературы в рассказе Л. Петрушевской "Глюк"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок по рассказу Л. Петрушевской "Глюк" соответствует программной теме "Обзор произведений последних лет. Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х годов". Для проведения урока по данной программной теме был выбран рассказ Л. Петрушевской "Глюк", так как проблема, которую поднимает в рассказе автор, действительно актуальна в наше время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnyy_vopros_sovremennoy_russkoy_literatury_v_rasskaze_glyuk.doc | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
РАССМОТРЕНО ПЦК Протокол № __ от ______2017г. | СОГЛАСОВАНО Методист ГАПОУ МОК им. В. Талалихина ___________Капранова Е.В.
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Открытого урока по литературе
«Актуальный вопрос современной русской литературы в рассказе
Л. Петрушевской «Глюк»»
Автор-составитель:
Ускова Ирина Викторовна,
должность: преподаватель русского языка и литературы
Москва 2018
«Актуальный вопрос современной русской литературы в рассказе
Л. Петрушевской «Глюк»
Группы 11МТХ и 11ЭУ
16.05.2018
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить студентов с рассказом Л. Петрушевской «Глюк» как произведением литературы постмодернизма;
- привлечь внимание студентов к проблемам в современном мире;
- совершенствовать навыки смыслового чтения, выделять ключевые слова в тексте, осознанного и произвольного построения речевого высказывания, извлекать, сравнивать, сопоставлять информацию, представленную разными способами.
Развивающие:
- развивать мыслительные способности студентов – умение выделять главное, сравнивать, обобщать, характеризовать, доказывать.
Воспитательные:
- донести до студентов, что значит истинные и мнимые ценности;
- формировать социальные компетенции учащихся, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уважительное отношение друг к другу.
Информационное и техническое ресурсное обеспечение:
- компьютерная техника: мультимедиа, персональный компьютер;
- распечатка текста рассказа Л.Петрушевской «Глюк»
- презентация к уроку;
- толковый словарь под редакцией Ожегова.
Методы:
- театрализация эпизода;
- выборочное чтение;
- составление кластера;
- словесный (монолог, диалог, беседа);
- наглядно - демонстрационный (получение информации через ТСО);
- практический (вычленение главного, поиск, работа с текстом произведения, словарём);
- творческие задания.
Подход в обучении: аксиологический, личностно-ориентированный.
Технологии обучения: технология критического мышления через чтение и письмо, технология открытых задач
Урок по рассказу Л. Петрушевской соответствует программной теме «Обзор произведений последних лет. Особенности развития литературы конца 1980 – 2000-х годов. Ощущение постмодернистского мироощущения в современной литературе». Для проведения урока по данной программной теме я выбрала из рекомендованного списка литературы рассказ Л. Петрушевской «Глюк», так как проблема, которую поднимает в рассказе автор, действительно актуальна в наше время, она заставляет думать о жизни. Литературное течение постмодернизм, которое рассматривает произведение как интеллектуальную игру, которое формирует отношение писателя и читателя как соавторство, помогает внутренне ощутить свою причастность к художественному тексту и говорить о проблемах как личностно – значимых.
Урок построен в жанре рассказа, сохранена композиция в методическом решении его этапов: завязка, развитие действия, кульминация, развязка (соответствует основным этапам урока в технологии критического мышления через чтение и письмо: вызов, осмысление, рефлексия)
Урок соответствует требованиям к результатам освоения дисциплины «Литература».
ХОД УРОКА
1. Слово преподавателя. Беседа по теме урока
Тема урока «Актуальный вопрос современной литературы в рассказе Л. Петрушевской «Глюк».
- Что значит «актуальный»?
- Рассказ называется «Глюк». С каким словом связано это слово? (галлюцинация)
- Найдите в толковом словаре Ожегова значение этого слова.
( обман чувств, ложное восприятие вследствие психического расстройства)
- А теперь найдите слово «глюк». Почему нет этого слова в словаре?
(это жаргонное слово, пришло это слово из жаргона хиппи)
- Составьте словарную статью слова «глюк»
(Глюк – это галлюцинация, вызванная действием наркотиков)
Рассказ «Глюк» написала Л.Петрушевская. Послушаем сообщение о писателе (это индивидуальное домашнее задание, рассказ сопровождается презентацией)
Преподаватель: Рассказ «Глюк» – это новая для вас литература, мы все годы читали, изучали лучшие произведения классической литературы. Рассказ «Глюк» – это, как называют в литературоведении, другая литература, литература постмодернизма. Литература постмодернизма рассматривает произведение как текст. Вообще, мы в жизни произносим текст, который складывается из уже созданных текстов, затем этот текст может быть взят для создания другого текста и так далее. Следовательно, в тексте произведений постмодернизма мы найдём знакомые нам тексты других произведений. Литература постмодернизма рассматривается как интеллектуальная игра, формируется новый тип отношений между писателем и читателем. Читатель становится соавтором текста. Восприятие художественных ценностей становится многозначным. Писатели постмодернизма в своих произведениях лишь констатируют факты, избегая давать прямые оценки.
Итак, тема нашего урока: «Актуальный вопрос современной литературы в рассказе Л. Петрушевской «Глюк». Я ставлю цель урока: «Я познакомлю вас с литературой постмодернизма на примере рассказа Л. Петрушевской «Глюк».
2. Работа над рассказом Л.Петрушевской «Глюк»
Первая часть рассказа (стадия вызов – завязка)
Инсценирование первой части рассказа. Что является завязкой? (появление Глюка)
(после инсцерования задаю вопросы «артистам»:
- Наташа, могла бы ты подружиться с девочкой Таней? Почему?
- Даёт ли Глюк Тане выбор в данной ситуации? Как это проявляется?
- Почему у Тани именно такие желания?
Напишите свои три желания, уберите листочек и никому не показывайте.
Беседа с классом.
- Назовите героев первой части рассказа. (Таня, одноклассники, родители, Глюк)
Составьте кластеры (работа в парах). На доске два студента составляют кластер «Глюк» (затем идёт фронтальный опрос по составленным кластерам)
- В чём заключаются жизненные ценности Тани, её родителей, одноклассников?
- Почему жизненные ценности Тани близки одноклассникам, а не родителям?
3. Работа над второй частью рассказа.
- Итак, желания Тани сбываются. Таня за границей, у неё большой дом, много денег. Довольна ли Таня? С какими трудностями она встретилась? Как меняется настроение Тани?
(высказывания студентов с опорой на текст)
- Таня вспоминает родителей, она думает, что родители беспокоятся о ней, значит, связь между родителями и Таней окончательно ещё не потеряна
- И снова появляется Глюк. Как выглядит он теперь? Как разговаривает с Таней? (на доска продолжаем составлять кластер «Глюк»)
- О чём просит Таня Глюка? (полный холодильник, присутствие в её всех ребят из класса)
- Зачем Тане нужно было всё это? (чтобы все видели, что она не хуже их)
- Что требует Глюк взамен?
Таня в красивом большом доме, к ней в гости приходят одноклассники, Таня изменилась внешне, (зачитать. К какому произведению/сцене из произведения близко описание Тани)
Таня угощает своих гостей. После сытной еды хочется «деликатесов»
- В какой последовательности идёт заказ?
( мороженое, пиво, водка, сигареты, травка покурить, наркотики)
- Как называется такой приём в литературе?
- Прочитаем страшную картину после приёма наркотиков.
– Что является кульминацией рассказа?
(в состоянии наркотического опьянения Таню начал душить одноклассник. Таня умоляет: «Свободы»)
- О какой свободе говорит Таня?
- Какую роль играет девочка Катя, отказавшаяся принимать наркотики?
Можно ли её назвать свободной?
Оля, обучающая данной группы, нам приготовила иллюстрации к рассказу (показ презентации)
Вопрос Оле: (Оля сделала отличную презентацию, а в конце она поместила слайд, как обычно, с выводом – призывом)
- Почему ты сделала последний слайд, ведь в рассказе этого нет, да к тому же литература постмодернизма лишь констатирует факты, не делая никаких выводов?
- Слово «глюк» есть в немецком языке, в переводе означает «счастье».
Есть ли какая – то связь? Как вы думаете?
- А теперь достаньте свои записки о счастье. Прочитайте. Есть ли у вас желание поделиться своими мыслями о счастье? Оставьте эти записки себе, не показывайте никому, подумайте сами над тем, что вы записали.
В это время появляется Глюк ( студент в страшной маске, он начинает предлагать «наркотики», студенты должны уметь сказать «нет», оттолкнуть Глюка, прогнать)
Продолжаем и заканчиваем кластер «Глюк» (работа по составленному кластеру)
- Почему рассказ называется «Глюк»
(Глюк – это и волшебник, исполняющий желания; это и глюки – Танины видения; глюки – это и мнимые ценности, которые сегодня кажутся нам правильными. Мы понимаем, что происходит просто подмена ценностей)
- Как вы считаете, этот рассказ для взрослых или для детей?
4. Третья часть – развязка.
Рассказ «Глюк» - литература постмодернизма; нельзя понять, где явь, где сон.
- Ребята, в начале урока я поставила цель познакомить вас с литературой постмодернизма. Я свою цель выполнила. А теперь вы обозначьте свою цель ознакомления с данным рассказом. В определении цели вам помогут опорные слова (На слайде:
- учиться (….вдумчиво читать)
- задуматься (…. над теми проблемами, которые поднимает Петрушевская)
- понимать (…что значит истинные и мнимые ценности)
Прочитаем конец рассказа. «Она лежала и думала, что в косметичке, которая была спрятана в рюкзаке, находится таблетка с дискотеки, за которую надо отдать Николе деньги… Ничего не кончилось. Но все были живы»
.
5. Домашнее задание. Написать продолжение рассказа.(См.приложение)
6. Самооценка деятельности на уроке.
Оценку деятельности на уроке обучающиеся давали самостоятельно по тем критериям, которые им были предложены:
Оценочный лист. Оцени свою работу на уроке.
Критерии оценивания. | 5 | 4 | 3 |
Знание содержания рассказа | |||
Умение определить тему урока и поставить цель | |||
Умение работать с текстом произведения | |||
Умение отвечать на вопросы | |||
Умение сделать вывод | |||
Умение оценить свою работу на уроке |
Поставь себе отметку за работу на уроке
Отлично | |
Хорошо | |
Удовлетворительно |
Приложение.
Таню начали одолевать мысли: «Что сделать с таблеткой: отдать её Николе или же всё – таки выпить». Её раздумья прервал телефонный звонок. Звонила Анька:
- Привет! Идёшь сегодня на дискотеку?
- Привет! Думаю – да.
- Ну и отлично! Только не забудь таблетку.
Разговор оборвался. И снова мысли: «Что сделать с таблеткой?»
Так Таня и провалялась с этими мыслями до вечера, вот пора и на дискотеку.
Аня радостно встретила Таню.
- Пошли. Все уже в сборе!
Все сидели и курили.
- Ну, что, где деньги? – спросил Никола.
Таня задумалась.
- Знаешь, забери её, – сказала Таня и протянула таблетку. – Мне она не нужна. И вообще мне с вами неинтересно.
Все начали кричать: «Таня, ты куда! Ну и дура! Ты точно уверена?
Но ей было всё равно, она просто шла к выходу, не оборачиваясь и не обращая внимания на их визги. Ей было всё равно. Ведь она взрослая, умная девочка, и для себя она уже всё решила. (работа студентки гр.11ЭУ)
Таню одолели мысли о ценности и смысле жизни. Она начала осознавать, что жизнь и любовь к родным людям никогда не сравнится с той дружбой, которую ей предлагают одноклассники.
Таня собралась с мыслями, не дававшими ей покоя, достала пенал и смыла таблетку в унитаз. Конечно, она могла вернуть её Николе, но что – то остановило её.
Через месяц Таня начала возвращаться к нормальной жизни, подтянула учёбу и наладила свои отношения с родителями. Она довольна происходящим. (работа студента гр.11МТХ)
Таня ходит к Серёже в больницу каждый день. Таблетку она выкинула, к одноклассникам она больше не тянулась. Клюк больше не появлялся в её жизни. А вот с Серёжей она не перестала общаться, как и Катя. Серёжа по – прежнему продолжать пить, курить, наркоманить. Катя по – прежнему бегала за ним, как хвостик. А Таня, как и раньше, завидовала Кате.
Таня снова и снова пыталась понравиться Серёже. Она убеждала себя, что не надо связываться с алкашом и наркоманом. Она понимала, что он вряд ли когда – нибудь бросит пить.
Она всё понимала, но ничего не могла изменить. (работа студентки гр.11ЭУ)
Таня вскочила с кровати и подошла к рюкзаку, вытащила косметичку, достала таблетку. Взяв её в руки, она вспомнила, как имела всё, о чём мечтала: свою красоту, внимание одноклассников… Она не смогла удержаться и проглотила таблетку.
Всё началось снова … (работа студента гр.11МТХ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Актуальные вопросы современного обществознания"
программа для подготовки к ЕГЭ учащихся 11- х классов...
Статья на Международной научно-практической конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ В ПОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ...
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В данной статье автором рассматриваются такие понятия как менеджмент, образовательный менеджмент и менеджмент-образование. Автор отмечает, что отличительными чертами современного Российского образован...
Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС нового поколения
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы...
Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.
Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...
Календарно-тематическое планирование элективного курса: «Актуальные вопросы современной биологии» ( класс 10 -технологический профиль)
Календарно-тематическое планирование элективного курса: «Актуальные вопросы современной биологии» ( класс 10 -технологический профиль)...
Сборник материалов научно-практической конференции " Актуальные вопросы современного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов"
В сборнике представлены тезисы докладов республиканской научно-практической конференции "Актуальные вопросы современного образования в условиях реализации государственных образовательных стандарт...
- Мне нравится (1)