Спецкурс "Современный русский рассказ"
календарно-тематическое планирование по литературе (10, 11 класс)
Спецкурс «Современный русский рассказ» предназначен для обучающихся 10-11 классов гимназии, изучающих литературу на базовом уровне.
Данная программа является модифицированной. Составлена на основе текстов, представленных в хрестоматии «Современный русский рассказ», Пермь, 2005 (составители Н.А. Петрова, В.Е. Кайгородова, В.И. Бурдин, Е.Е. Мамаева), а также пособия «Современная русская литература на уроках: Книга для учителя / Под общей редакцией В.Е. Кайгородовой - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2000. Кроме того, в программу для изучения включены тексты, рекомендованные на курсах «Новое содержание филологического образования», 2001 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_russkiy_rasskaz.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
ПРИНЯТО протокол научно-методического совета МАОУ «Гимназия №1» от « » 2019 г. №______ | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Гимназия №1» ______________О.А. Зюльганова приказ от ______2019 г. №______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
спецкурса
«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ РАССКАЗ»
для обучающихся 10-11 класса
на 2019/20 учебный год
Составитель: Барбоева Наталья Васильевна,
учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 1»
Соликамск, 2019
Содержание
Планируемые результаты освоения курса…………….. ………………. 3
Содержание элективного курса…….…………………………………….6
Тематическое планирование..………….………………………………...9
Планируемые результаты освоения курса
Спецкурс «Современный русский рассказ» предназначен для обучающихся 10-11 классов гимназии, изучающих литературу на базовом уровне.
Данная программа является модифицированной. Составлена на основе текстов, представленных в хрестоматии «Современный русский рассказ», Пермь, 2005 (составители Н.А. Петрова, В.Е. Кайгородова, В.И. Бурдин, Е.Е. Мамаева), а также пособия «Современная русская литература на уроках: Книга для учителя / Под общей редакцией В.Е. Кайгородовой - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2000. Кроме того, в программу для изучения включены тексты, рекомендованные на курсах «Новое содержание филологического образования», 2001 г.
Данная программа реализуется с использованием следующих методов и приемов:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: рассказ учителя, лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы.
2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников: мотивация, диспуты.
3. Методы контроля и самоконтроля: опрос, написание сочинения.
Занятия организуются и как изучение нового материала (лекции и беседы), и как практические занятия по анализу текстов. По некоторым произведениям проводятся письменные (ответ на вопрос) и творческие работы, организуются устные диспуты, учащиеся выполняют презентации. По итогам полугодий и учебного года проводятся сочинения в форме эссе или рецензий.
В качестве диагностики знаний, умений и навыков школьников по каждому разделу предлагается написание сочинения на заданную тему в соответствии с предложенным планом.
Схема написания сочинения
1. Название, автор, история создания.
2. Расположение произведения в литературной эпохе и отношение к нему современников.
3. Тематическая и идейная основа.
4. Основная тема, конфликт, проблема.
5. Основные направления содержания.
6. Портреты и характеристики главных действующих лиц.
7. Структура сюжета.
8. Позиция автора.
9. Художественное направление произведения и стиль.
10. Собственное отношение к произведению.
Курс рассчитан на 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе.
Планируется проведение одного занятия один раз в неделю в течение учебного года.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей, этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
Уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественного времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Содержание элективного курса
10 класс (34 часа)
- Основные тенденции современной русской прозы. Традиции и новаторство. Три направления в современной русской литературе: а) натуралистически-реалистическое (протокольная достоверность) В. Астафьев, В. Распутин и др.; б) исповедально-романтическое - Б. Васильев, В. Солоухин; в) ассоциативно-аллегорическое - В. Маканин, В. Ерофеев, В. Пецух и др. (2 часа).
- Тема нравственного идеала в современной литературе: рассказ Б.Екимова «Фетисыч». Воскрешение души в рассказе «Пасхальный рассказ со взрывом». Особенности творчества Б.Екимова. (2 часа).
- Тема детства. Рассказ В.Астафьева «Всевидящая». Жанровое своеобразие жанра «затесей». Психология и мироощущение подростка в рассказах Л.Бородина «Лютик - цветок желтый» и О.Павлова «Школьники». Трагическое мироощущение подростка в рассказе А.Геласимова «Нежный возраст». (5 часов).
- Связь современной литературы со сказкой. Святочный рассказ П. Алешковского «Таксист и злушка». Скрещение бытовой новеллы и сказки. Переосмысление фольклорного жанра сказки - превращение доброй «Золушки» Ш. Перро в ужасную «Злушку» в сказке В. Роньшина «Злушка». (3 часа).
- Поиски новых героев в современном мире в произведении В.Распутина «Нежданно-негаданно». Усиление сатирического начала, публицистичность распутинской прозы. Публицистичность распутинской прозы. Рассказ «В ту же землю». (3 часа).
- Зачет по итогам первого полугодия. (1 час).
- Творчество пермских авторов. Столкновение миров и жизненных позиций в рассказе Н. Горлановой «Принц и нищий». Женский вопрос в рассказе «Дама, мэр и другие», написанном совместно с В. Букур. (4 часа).
- Тема разведенных родителей в рассказе В Киршина «Рассольники». Поиски внутренней гармонии.(1 час)
- Особенности современной женской прозы. Пессимизм Л. Петрушевской («Три девушки») и «ласковая» проза Л. Улитиной («Бедные родственники»). Сравнительный анализ. Сочинение по женской прозе. (3 часа).
- Военная тематика. Новые подходы в изображении войны 1941-1945 гг. в современной литературе. Переосмысление ценностей. В.Астафьев «Пролетный гусь». Тип партийного функционера. «Связистка». Мысль о необходимости покаяния.(3 часа).
- Тема милосердия в современном мире. О.Павлов «Конец века», В. Крупин «Марина Сергеевна, Г.Щербакова «У ног лежачих женщин». Философско-библейские мотивы в произведениях. Образы бомжей.(4 часа).
- Обобщение по современной русской прозе. Выполнение зачетной работы: сочинения (3 часа).
11 класс (34 часа).
- Постмодернисткая литература 1900-2000 гг. и формирование литературных представлений старшеклассников. (2 часа).
- Мотив стремления героя к прекрасному острову в рассказе А.Уткина «Приближение к Тендре». (2 часа).
- Философско-библейские мотивы в рассказе Ф.Искандера «Сон о Боге и дьяволе». Рассказ-притча об извечном споре Бога и дьявола о человеке. Сочинение-эссе по рассказу. (4 часа).
- Литературные традиции. Мотив гоголевской шинели в рассказе В.Пьецуха «Демонстрация возможностей». Тема «футлярной жизни» в рассказе Ю.Буйды «Химич». Образ «маленького человека». (4 часа).
- Мотив «другой жизни» в рассказе Ю.Буйды «Живем всего два раза». Сочинение по рассказам Ю.Буйды и В.Пьецуха. (3 часа).
- Зачет по итогам первого полугодия. (1 час)
- Женская проза. Т.Толстая. Мотив сказки о нечистой силе в рассказе «Окошко». Особенности прозы Толстой. Написание рецензии на рассказ «Окошко». Мотив снега в рассказе И.Полянской «Снег идет тихо-тихо». Мотив прощания с жизнью. Тема любви в рассказах Д.Рубиной «Область слепящего света» и М.Палей «Славянский акцент». (10 часов).
- Возвращение к «Архипелагу ГУЛАГу» в рассказе А.Солженицына «Молодняк» (1часа).
- Литература русского зарубежья. Особенности прозы С.Довлатова. (2 часа).
- Тема войны. Новые подходы в изображении войны 1941-1945 гг. в рассказе Д.Гранина «Пациент». Тема чеченской войны в рассказе В.Маканина «Кавказский пленный». (3 часа).
- Обобщение по современной русской прозе. Написание зачетной работы: сочинения в любом жанре (отзыв, рецензия, эссе, рассуждение). (2 часа).
Предпочтительными формами работы являются лекции, практикумы, выполнение творческих занятий, написание сочинений.
В процессе изучения рассказов современных русских писателей у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки:
- делать литературоведческий анализ текста;
- работать по разноуровневым заданиям, выбирая соответствующие своим способностям и интересам;
- писать сочинения различных жанров: отзыв, рецензию, эссе, рассуждение;
- готовить доклады и сообщения;
- вести учебную дискуссию на основе прочитанного текста.
Тематическое планирование
10 класс (всего 34 часа)
№ | Название раздела, темы | Всего часов |
1 | Основные тенденции современной русской прозы. Традиции и новаторство. | 1 |
2 | Три направления в современной русской литературе. | 1 |
3 | Тема нравственного идеала в современной русской литературе. Б.Екимов. Рассказ «Фетисыч». | 1 |
4 | Анализ рассказа Б.Екимова «Пасхальный рассказ со взрывом» | 1 |
5 | Тема детства. Рассказ В.Астафьева «Всевидящая». Жанровое своеобразие «затесей». | 1 |
6-7 | Психология и мироощущение подростка в рассказе Л. Бородина «Лютик – цветок желтый». | 2 |
8-9 | Трагическое мироощущение подростка в рассказе А.Геласимова «Нежный возраст». Особенности жанра. | 2 |
10 | Связь современной литературы со сказкой. Святочный рассказ П. Алешковского «Таксист и золушка». Скрещение бытовой новеллы и сказки. | 1 |
11-12 | Переосмысление жанра сказки в рассказе В.Роньшина «Злушка». | 2 |
13 | Поиски новых героев в современном мире. В. Распутин. Рассказ «Нежданно-негаданно». Усиление сатирического начала. | 1 |
14-15 | Публицистичность распутинской прозы. Рассказ «В ту же землю». | 2 |
16 | Зачет по итогам первого полугодия. | 1 |
17 | Творчество пермских авторов. Особенности пермской литературы. | 1 |
18 | Творчество Н. Горлановой и В. Букура. Рассказ «Принц и нищий». | 1 |
19 | Женский вопрос в рассказе «Дама, мер и другие». | 1 |
20 | В чем истинная ценность человеческой жизни (по рассказу «Золотая половина». | 1 |
21 | Тема разведенных родителей в рассказе В Киршина «Рассольники». Поиски внутренней гармонии. | 1 |
22 | Особенности современной женской прозы. Пессимизм Л. Петрушевской. Рассказ «Три девушки». | 1 |
23 | «Ласковая проза» Л. Улитиной. Рассказ «Бедные родственники». | 1 |
24 | Сочинение по женской прозе. | 1 |
25 | Тема войны в современной русской литературе. | 1 |
26 | Новые подходы в изображении войны в рассказах В. Астафьева. «Пролетный гусь». | 1 |
27 | Рассказ «Связистка». | 1 |
28 | Тема милосердия в современной литературе. О. Павлов «Конец века». Философско-библейские мотивы. | 1 |
29 | Рассказ В. Крупина «Марина Сергеевна». | 1 |
30-31 | Сочинение по теме милосердия в современной литературе. | 2 |
32 | Обобщение по современной русской прозе. | 1 |
33-34 | Зачет по итогам учебного года. | 2 |
11 класс (всего 34 часа)
№ | Название раздела, темы | Всего часов |
1-2 | Постмодернисткая литература на рубеже XX-XXI веков. | 2 |
3-4 | Мотив стремления героя к прекрасному острову в рассказе В. Уткина «Приближение к Тендре». | 2 |
5 | Философско-библейские мотивы в русской литературе. | 1 |
6-7 | Ф. Искандер «Сон о Боге и дьяволе». Рассказ-притча о споре Бога и дьявола о человеке». | 2 |
8 | Сочинение по рассказу. | 1 |
9 | Литературные традиции в современной литературе. | 1 |
10 | Мотив «гоголевской шинели» в рассказе В.Пьецуха «Демонстрация возможностей». | 1 |
11 | Тема « футлярной жизни» в рассказе Ю.Буйды «Химич». Образ «маленького человека». | 1 |
12 | Семинар по рассказу Ю.Буйды. | 1 |
13 | Мотив «другой жизни» в рассказе Ю.Буйды «Живем всего два раза». | 1 |
14-15 | Сочинение по рассказам В.Пьецуха и Буйды. | 2 |
16 | Зачет по итогам первого полугодия. | 1 |
17 | Женская проза. Творчество Т. Толстой. Особенности творчества. | 1 |
18 | Мотив сказки о нечистой силе в рассказе Т.Толстой «Окошко». | 1 |
19-20 | Рассказ «На золотом крыльце сидели». | 2 |
21-22 | Сочинение по рассказам Т.Толстой. | 2 |
23 | Мотив снега и прощания с жизнью в рассказе И.Полянской «Снег идет тихо-тихо». | 1 |
24 | Тема любви в рассказе Д. Рубиной «Область слепящего света». | 1 |
25 | Литературные традиции в рассказе Д.Рубиной. | 1 |
26 | Тема любви в рассказе М.Палей «Славянский акцент». | 1 |
27 | Тема репрессий с современной литературе. Рассказ А.Солженицына «Молодняк. | 1 |
28 | Литература русского зарубежья. | 1 |
29 | Особенности прозы С.Довлатова. | 1 |
30 | Тема войны в современной литературе. Рассказ Д. Гранина «Пациент». | 1 |
31-32 | Тема чеченской войны в рассказе В.Маканина « Кавказский пленный». | 2 |
33 | Обобщение по современным русским рассказам. | 1 |
34 | Зачет по итогам учебного года. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ЕГЭ и современный русский рассказ
Как можно помочь ученикам в подборе аргументов к части "С"...
"Проявление русского характера как черты национальной принадлежности в ходе Великой Отечественной войны (Курская битва) и в рассказе А.Н. Толстого "Русский характер".
Тема урока поможет учащимся почувствовать себя русскими, осознать себя частицей русской нации, проникнуться уважением и гордостью за великий ратный подвиг, совершенный отцами и дедами в годы Вел...
Спецкурс "Современный русский рассказ"
Спецкурс предназначен для учащихся 10-11 классов, изучающих литературу на базовом уровне...
"Рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей"
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА «ТАПЕР» (рассказ А.И.Куприна «Тапер» как один из цикла рождественских рассказов русских писателей)...
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. Нравственные проблемы в рассказе. Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев
Маршрутный лист дистанционного урока...
Русский характер в изображении М.А. Шолохова Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в раскрытии художественной идеи. Проблема человека на войне. Творческая работа № 10. Сочинение по рассказу «Судьба человека»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Глаголы настоящего времени в рассказе о прошедшем" (по рассказу Н.С.Евдокимова "Стёпка, мой сын")
Данный урок разработан в соответствии с учебной программой и проводится после изучения темы «Времена глагола» в 6 классе. Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Ор...