Обобщение опыта педагога.
статья по русскому языку (11 класс) по теме

Шалманова Елена Ильинична

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Obobshchenie_opyta.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта педагога

  

Шалманова Елена Ильинична

 – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа»Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.

  В 1988 году окончила Мордовский государственный педагогический институт

им. М. Е. Есевьева по специальности учитель русского языка и литературы.

Работает по специальности с 1988 года.

В 1999 году – участник суперфинала республиканского тура конкурса

 «Учитель года-1999».

С 2003 по 2006  год – перерыв в педагогической работе.

С 2006 года вновь работает в данной школе.

Тема опыта:

Развитие творческих способностей учащихся как средство формирование личности

Сущность опыта (ведущая идея):

 В современных исследованиях о поиске эффективных методов обучения и воспитания учащихся все более утверждается мысль о развитии творческой личности, обладающей таким культурным потенциалом, который бы открыл ей возможность свободного выбора в дальнейшей многогранной деятельности.

 Основная педагогическая идея – каждый ребенок способен созидать и творить. Для реализации этой идеи учителем выработаны целевые ориентации:

создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из принципа «все способны»;

предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной независимости;

воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и найти свое место в мире.

Концептуальные позиции:

Ведущая идея – креативность, а это:

творческий подход к решению любых проблем;

творческое мышление – это не способность, присущая избранным, но навык, который люди осваивают в процессе учебной деятельности;

только эмоции способны всколыхнуть и заставить учеников думать;

не «проходить» писателя, произведение, а жить с ним, в нем;

учитель и ученик – партнеры, объединенные общей целью и общей мотивацией, отсюда и благоприятные отношения, служащие необходимым условием и эффективным средством обучения и творческого развития каждого школьника.

Интерес к творческому самовыражению у современной молодежи велик. Желание выразить себя (индивидуально и в молодежных объединениях) проявляется и в танце, и в музыке, и в песенном творчестве, и в поэзии.

Проблему развития творческих способностей учащихся  считаю глубоко актуальной, так как именно творческая личность имеет активную жизненную позицию и способна на поступок.  

Научно-методическое обоснование опыта:

В основе опыта лежит деятельностный подход к организации процесса развития творческих способностей учащихся в учебной и внеучебной деятельности, формирование мотивов учения с опорой на опыт Е.Н. Ильина, использование элементов технологии коллективной формы обучения А.Г. Ривина, теория развития читательского воображения школьников в процессе литературного образования Л.И. Коноваловой  и основные положения психологической теории А.А. Люблинской, В.П. Вахтерева,

И.Я. Лернера.

В основу личного опыта в обучении школьников положена педагогика сотрудничества, основанная на уважении личности ученика и внимании к его внутреннему миру.

Учебно-методический комплекс:

В своей педагогической деятельности учитель Е. И Шалманова организует и проводит занятия по русскому языку и литературе с опорой на следующие учебники и учебно-методические пособия:

Программы: Русский язык 5-9 классы. Программа для общеобразовательных учреждений. Составители: М. П. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.

Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Составители: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова

 Программа литературного образования 5-11 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский, В. П. Полухина, В. И. Коровин. Под редакцией В. Я. Коровиной.

Методические указания и рекомендации данных авторов;

Словари: орфографические, толковые, литературоведческие, энциклопедические;

 Книги для учителя и учащихся.

Уровень творческой новизны описываемого опыта:

Проблемно-поисковый с элементами комбинаторного на уроках русского языка, литературы, развития речи;

элементы новаторского – во внеклассной работе по предмету.

Условия, в которых создавался опыт:

Опыт формировался в условиях сельской средней общеобразовательной школы. Социальный состав обучаемых – дети военных и гражданских служащих, медицинских работников, безработных. Состав обучаемых – 5–11 классы ( в разные годы).

Атмосфера обучения: создание ситуации успеха на основе доброжелательных деловых отношений, уважение личности ученика, внимание к его внутреннему миру, переживаниям, взаимопомощь и поддержка со стороны педагогического и ученического коллективов.

Наличие учебно-методического комплекса, высокий уровень профессионализма и компетентности учителя.

Развивать творческие способности учащихся педагогу помогают врожденные данные и умения, приобретенные за годы обучения в институте и работы в школе:

Умение выразительно читать поэтические и прозаические произведения

(спецкурс доцента кафедры русского языка В. И. Осовской «Теория и методика лекторского мастерства»);

Умение создавать рифмованные тексты, писать стихи (работа по анализу художественного текста под руководством доцента кафедры русского языка

В. А. Мирской;

Умение перевоплощаться и играть драматические роли (участие в художественной самодеятельности  факультета русского языка и литературы под руководством доцента кафедры русского языка Т.Б. Черкасовой,).

Длительность функционирования опыта:

Педагогический опыт формировался все годы работы в школе. Созданная  образовательная модель прошла достаточно долгий путь развития, полностью оправдала себя и дала положительные результаты. Целесообразно выделить этапы развития и действия:

  1. Постановка проблемы. (1988-1998 гг.) Преподавание литературы в старших классах показало необходимость оптимизировать образовательный процесс, изменив отношения ученик – учитель так, чтобы участники образовательного процесса стали равноправными участниками и творцами урока.
  2. Выступление на конкурсе «Учитель года – 99» с методической темой «Воспитание театром». Данная тема отражала  взаимосвязь искусств на уроке литературы, необходимость и  важность эмоционального отклика учащихся.
  3. Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время  с помощью спектаклей, постановок, литературного творчества (написание стихотворений, сценариев) (2000-2003 гг.).
  4. Реализация приобретенного опыта: вовлечение учащихся в творческую деятельность на уроках, во внеурочное время, участие в конкурсах различного уровня, стремление к самореализации.

Созданная  система работы по развитию творческих способностей детей прочно устоялась и положительно влияет на весь учебно-воспитательный процесс в школе.

Основные принципы педагогической техники, преобладающие в работе.

Среди большого количества принципов современных педагогических технологий особенно выделены следующие:

  • Принцип свободы выбора (на уроке русского языка дети сами выбирают из ряда слов те, с которыми им нужно составить словосочетания или предложения; при описании картин на тему осени учащиеся из ряда репродукций выбирают понравившуюся и описывают её; самостоятельно формулируют темы творческих работ (сочинений, эссе));
  • Принцип деятельности (каждый ребёнок должен работать на уроке в силу своих возможностей, а выявлять эти возможности он может и самостоятельно, и при помощи учителя);
  • Принцип обратной связи (с каким настроением покинули ребята урок,  как работали, результативность);

 

Перспективы развития опыта:

Формирование духовно-нравственной и социально-адаптированной личности;

Выбор учащимися гуманитарного профиля обучения;

Успешная сдача государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9-ом классе и единого государственного экзамена в 11-ом классе.

Характеристика  опыта:

Вводились элементы проблемного обучения с последующим усложнением заданий.

На первом этапе обучения учащимся предлагались задания-инструкции, направленные на восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение учебного материала на основе образа.

На втором этапе – задания-реконструкции, целью которых являлось дальнейшее совершенствование мыслительных операций в условиях распознавания и классификации.

Работа на третьем этапе выходила на третий уровень обучения – применение знаний в нестандартной ситуации: задания-поиски, связанные с конструированием новых приемов деятельности, требующих от учащихся таких качеств знаний, как осознанность, глубина, прочность. Исчезли проблемы, связанные с успеваемостью и дисциплиной за счет участия детей в организации и проведении учебно-воспитательного процесса и во внеклассной творческой деятельности.

Результатом работы  является повышение качества знаний по русскому языку и литературе, участие детей в конкурсах, олимпиадах,  в работе «Клуба юных журналистов».

Примеры творчества  учащихся на уроке:

1. Стилизация «Подражание Гомеру» в 6 классе.

(данный вид работы помогает более детально рассмотреть особенности древнегреческого стиха)

2. Написание этюдов в стихах и прозе «Первый день войны» в 7 классе.

(попытка творчески подойти к вопросу о начале ВОв, представить себе людей, события, эпоху)

«Суд над мужиком» в 7 классе по Сказке М. Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

(учащимся была предоставлена возможность более глубоко осмыслить произведение, используя для ведения суда информацию, получаемую из телепередач)

«Следственный эксперимент по делу Раскольникова» в 10 классе.

(как элемент урока призван обратить внимание учащихся на детали преступления)

«Песни и романсы» в 9 классе.

(знакомство через исполнение обогащает интеллектуальную память учащихся)

Урок – литературная гостиная по серебряному веку (11 класс)

Во внеурочное время:

Спектакль по сказке Б. Шергина «Волшебное кольцо» (6 класс)

                                    М.Непряхина «Как Данила счастье искал» (11 класс)

Составление сценария и выступление на концерте, посвященном 8 Марта

«Научите меня понимать красоту» - Составление сценария и выступление  на экологическую тему.

Составление сценария и выступление на концерте, посвященном 65–летию Победы в Великой Отечественной войне

Статьи и заметки в школьной  «Литературной газете»:

«Незабываемые впечатления» - Чекмарева О.

«Путешествие в юность, или День самоуправления» - Пузырькина Т.

«Поедем на концерт?»  - Деркина М.

Стихотворные опыты:

«Моя мама» Афанасьев Владимир 10 класс

«Учитель мой, я вас благодарю» Шалин Виктор 7 класс

«Стихи о нашем пришкольном участке»  Русяева Маргарита 9 класс

                                                                       Шалманов Владимир 9 класс

                                                                       Кижапкин Иван 6 класс

                                                                       Шалин Виктор

           

Трудоемкость и трудозатраты:

Для того чтобы эффективно развивать творческие способности учащихся на уроках и во внеурочное время, необходимо уделять много внимания самосовершенствованию и самообразованию, подготовке к урокам и внеклассным формам работы. Чем старше возраст учащихся, тем больше трудозатраты. По мере собственно формирования опыта трудозатраты уменьшаются. Огромная трата психологических, временных, моральных и материальных сил и энергии окупаются конечным результатом.

Доступность опыта:

Образовательная модель доступна каждому учителю и дает возможность применения  идей на любом уровне и в иных условиях, то есть опыт может быть освоен учителями, имеющими высокий уровень профессионализма и открытыми к инновационным процессам, происходящим в системе российского образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы социального педагога с учащимися, пропускающими учебные занятия

В данном материале предложено положение об учете посещаемости учебных занятий учащимися план работы с учащимися, пропускающими учебные занятия сведения о пропустивших учебные занятия сведения по кл...

Обобщение опыта педагога-психолога по развитию детской одаренности

В данной статье описан опыт школьного педагога-психолога по развитию интеллектуальной одаренности учащихся на примере Соловьёва Сергея – ученика ...

Обобщение опыта педагога-психолога в области исследовательских работ учащихся.

В данной статье рассматривается обобщение опыта педагога-психолога школы с учащимися в направлении исследовательской деятельнос...

Обобщение опыты педагога - психолога "Психологическая поддержка и сопровождение участников образовательного процесса"

данная информация пригодится педагогу - психологу для прохождения процедуры аттестации или для участия в различных профессиональных конкурсах....

Памятка по обобщению опыта педагога.

Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте....

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Портфолио как обобщение опыта педагога и важный элемент по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме школьного возраста»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Портфолио как обобщение опыта педагога и важный элемент по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме школьного возраста»...

Методические рекомендации по обобщению опыта педагога дополнительного образования

Работа с передовым педагогическим опытом -- одно из основных направлений методической деятельности, обеспечивающая создание целенаправленной эффективной системы повышения квалификации педагогов и напр...


 

Комментарии

а что комментировать и так всё ясно...