Обобщение опыта педагога.
статья по русскому языку (11 класс) по теме
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Obobshchenie_opyta.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта педагога
Шалманова Елена Ильинична
– учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа»Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.
В 1988 году окончила Мордовский государственный педагогический институт
им. М. Е. Есевьева по специальности учитель русского языка и литературы.
Работает по специальности с 1988 года.
В 1999 году – участник суперфинала республиканского тура конкурса
«Учитель года-1999».
С 2003 по 2006 год – перерыв в педагогической работе.
С 2006 года вновь работает в данной школе.
Тема опыта:
Развитие творческих способностей учащихся как средство формирование личности
Сущность опыта (ведущая идея):
В современных исследованиях о поиске эффективных методов обучения и воспитания учащихся все более утверждается мысль о развитии творческой личности, обладающей таким культурным потенциалом, который бы открыл ей возможность свободного выбора в дальнейшей многогранной деятельности.
Основная педагогическая идея – каждый ребенок способен созидать и творить. Для реализации этой идеи учителем выработаны целевые ориентации:
создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из принципа «все способны»;
предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной независимости;
воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и найти свое место в мире.
Концептуальные позиции:
Ведущая идея – креативность, а это:
творческий подход к решению любых проблем;
творческое мышление – это не способность, присущая избранным, но навык, который люди осваивают в процессе учебной деятельности;
только эмоции способны всколыхнуть и заставить учеников думать;
не «проходить» писателя, произведение, а жить с ним, в нем;
учитель и ученик – партнеры, объединенные общей целью и общей мотивацией, отсюда и благоприятные отношения, служащие необходимым условием и эффективным средством обучения и творческого развития каждого школьника.
Интерес к творческому самовыражению у современной молодежи велик. Желание выразить себя (индивидуально и в молодежных объединениях) проявляется и в танце, и в музыке, и в песенном творчестве, и в поэзии.
Проблему развития творческих способностей учащихся считаю глубоко актуальной, так как именно творческая личность имеет активную жизненную позицию и способна на поступок.
Научно-методическое обоснование опыта:
В основе опыта лежит деятельностный подход к организации процесса развития творческих способностей учащихся в учебной и внеучебной деятельности, формирование мотивов учения с опорой на опыт Е.Н. Ильина, использование элементов технологии коллективной формы обучения А.Г. Ривина, теория развития читательского воображения школьников в процессе литературного образования Л.И. Коноваловой и основные положения психологической теории А.А. Люблинской, В.П. Вахтерева,
И.Я. Лернера.
В основу личного опыта в обучении школьников положена педагогика сотрудничества, основанная на уважении личности ученика и внимании к его внутреннему миру.
Учебно-методический комплекс:
В своей педагогической деятельности учитель Е. И Шалманова организует и проводит занятия по русскому языку и литературе с опорой на следующие учебники и учебно-методические пособия:
Программы: Русский язык 5-9 классы. Программа для общеобразовательных учреждений. Составители: М. П. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Составители: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова
Программа литературного образования 5-11 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский, В. П. Полухина, В. И. Коровин. Под редакцией В. Я. Коровиной.
Методические указания и рекомендации данных авторов;
Словари: орфографические, толковые, литературоведческие, энциклопедические;
Книги для учителя и учащихся.
Уровень творческой новизны описываемого опыта:
Проблемно-поисковый с элементами комбинаторного на уроках русского языка, литературы, развития речи;
элементы новаторского – во внеклассной работе по предмету.
Условия, в которых создавался опыт:
Опыт формировался в условиях сельской средней общеобразовательной школы. Социальный состав обучаемых – дети военных и гражданских служащих, медицинских работников, безработных. Состав обучаемых – 5–11 классы ( в разные годы).
Атмосфера обучения: создание ситуации успеха на основе доброжелательных деловых отношений, уважение личности ученика, внимание к его внутреннему миру, переживаниям, взаимопомощь и поддержка со стороны педагогического и ученического коллективов.
Наличие учебно-методического комплекса, высокий уровень профессионализма и компетентности учителя.
Развивать творческие способности учащихся педагогу помогают врожденные данные и умения, приобретенные за годы обучения в институте и работы в школе:
Умение выразительно читать поэтические и прозаические произведения
(спецкурс доцента кафедры русского языка В. И. Осовской «Теория и методика лекторского мастерства»);
Умение создавать рифмованные тексты, писать стихи (работа по анализу художественного текста под руководством доцента кафедры русского языка
В. А. Мирской;
Умение перевоплощаться и играть драматические роли (участие в художественной самодеятельности факультета русского языка и литературы под руководством доцента кафедры русского языка Т.Б. Черкасовой,).
Длительность функционирования опыта:
Педагогический опыт формировался все годы работы в школе. Созданная образовательная модель прошла достаточно долгий путь развития, полностью оправдала себя и дала положительные результаты. Целесообразно выделить этапы развития и действия:
- Постановка проблемы. (1988-1998 гг.) Преподавание литературы в старших классах показало необходимость оптимизировать образовательный процесс, изменив отношения ученик – учитель так, чтобы участники образовательного процесса стали равноправными участниками и творцами урока.
- Выступление на конкурсе «Учитель года – 99» с методической темой «Воспитание театром». Данная тема отражала взаимосвязь искусств на уроке литературы, необходимость и важность эмоционального отклика учащихся.
- Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время с помощью спектаклей, постановок, литературного творчества (написание стихотворений, сценариев) (2000-2003 гг.).
- Реализация приобретенного опыта: вовлечение учащихся в творческую деятельность на уроках, во внеурочное время, участие в конкурсах различного уровня, стремление к самореализации.
Созданная система работы по развитию творческих способностей детей прочно устоялась и положительно влияет на весь учебно-воспитательный процесс в школе.
Основные принципы педагогической техники, преобладающие в работе.
Среди большого количества принципов современных педагогических технологий особенно выделены следующие:
- Принцип свободы выбора (на уроке русского языка дети сами выбирают из ряда слов те, с которыми им нужно составить словосочетания или предложения; при описании картин на тему осени учащиеся из ряда репродукций выбирают понравившуюся и описывают её; самостоятельно формулируют темы творческих работ (сочинений, эссе));
- Принцип деятельности (каждый ребёнок должен работать на уроке в силу своих возможностей, а выявлять эти возможности он может и самостоятельно, и при помощи учителя);
- Принцип обратной связи (с каким настроением покинули ребята урок, как работали, результативность);
Перспективы развития опыта:
Формирование духовно-нравственной и социально-адаптированной личности;
Выбор учащимися гуманитарного профиля обучения;
Успешная сдача государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9-ом классе и единого государственного экзамена в 11-ом классе.
Характеристика опыта:
Вводились элементы проблемного обучения с последующим усложнением заданий.
На первом этапе обучения учащимся предлагались задания-инструкции, направленные на восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение учебного материала на основе образа.
На втором этапе – задания-реконструкции, целью которых являлось дальнейшее совершенствование мыслительных операций в условиях распознавания и классификации.
Работа на третьем этапе выходила на третий уровень обучения – применение знаний в нестандартной ситуации: задания-поиски, связанные с конструированием новых приемов деятельности, требующих от учащихся таких качеств знаний, как осознанность, глубина, прочность. Исчезли проблемы, связанные с успеваемостью и дисциплиной за счет участия детей в организации и проведении учебно-воспитательного процесса и во внеклассной творческой деятельности.
Результатом работы является повышение качества знаний по русскому языку и литературе, участие детей в конкурсах, олимпиадах, в работе «Клуба юных журналистов».
Примеры творчества учащихся на уроке:
1. Стилизация «Подражание Гомеру» в 6 классе.
(данный вид работы помогает более детально рассмотреть особенности древнегреческого стиха)
2. Написание этюдов в стихах и прозе «Первый день войны» в 7 классе.
(попытка творчески подойти к вопросу о начале ВОв, представить себе людей, события, эпоху)
«Суд над мужиком» в 7 классе по Сказке М. Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
(учащимся была предоставлена возможность более глубоко осмыслить произведение, используя для ведения суда информацию, получаемую из телепередач)
«Следственный эксперимент по делу Раскольникова» в 10 классе.
(как элемент урока призван обратить внимание учащихся на детали преступления)
«Песни и романсы» в 9 классе.
(знакомство через исполнение обогащает интеллектуальную память учащихся)
Урок – литературная гостиная по серебряному веку (11 класс)
Во внеурочное время:
Спектакль по сказке Б. Шергина «Волшебное кольцо» (6 класс)
М.Непряхина «Как Данила счастье искал» (11 класс)
Составление сценария и выступление на концерте, посвященном 8 Марта
«Научите меня понимать красоту» - Составление сценария и выступление на экологическую тему.
Составление сценария и выступление на концерте, посвященном 65–летию Победы в Великой Отечественной войне
Статьи и заметки в школьной «Литературной газете»:
«Незабываемые впечатления» - Чекмарева О.
«Путешествие в юность, или День самоуправления» - Пузырькина Т.
«Поедем на концерт?» - Деркина М.
Стихотворные опыты:
«Моя мама» Афанасьев Владимир 10 класс
«Учитель мой, я вас благодарю» Шалин Виктор 7 класс
«Стихи о нашем пришкольном участке» Русяева Маргарита 9 класс
Шалманов Владимир 9 класс
Кижапкин Иван 6 класс
Шалин Виктор
Трудоемкость и трудозатраты:
Для того чтобы эффективно развивать творческие способности учащихся на уроках и во внеурочное время, необходимо уделять много внимания самосовершенствованию и самообразованию, подготовке к урокам и внеклассным формам работы. Чем старше возраст учащихся, тем больше трудозатраты. По мере собственно формирования опыта трудозатраты уменьшаются. Огромная трата психологических, временных, моральных и материальных сил и энергии окупаются конечным результатом.
Доступность опыта:
Образовательная модель доступна каждому учителю и дает возможность применения идей на любом уровне и в иных условиях, то есть опыт может быть освоен учителями, имеющими высокий уровень профессионализма и открытыми к инновационным процессам, происходящим в системе российского образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы социального педагога с учащимися, пропускающими учебные занятия
В данном материале предложено положение об учете посещаемости учебных занятий учащимися план работы с учащимися, пропускающими учебные занятия сведения о пропустивших учебные занятия сведения по кл...
Обобщение опыта педагога-психолога по развитию детской одаренности
В данной статье описан опыт школьного педагога-психолога по развитию интеллектуальной одаренности учащихся на примере Соловьёва Сергея – ученика ...
Обобщение опыта педагога-психолога в области исследовательских работ учащихся.
В данной статье рассматривается обобщение опыта педагога-психолога школы с учащимися в направлении исследовательской деятельнос...
Обобщение опыты педагога - психолога "Психологическая поддержка и сопровождение участников образовательного процесса"
данная информация пригодится педагогу - психологу для прохождения процедуры аттестации или для участия в различных профессиональных конкурсах....
Памятка по обобщению опыта педагога.
Рекомендации по оформлению и содержанию материалов о передовом педагогическом опыте....
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Портфолио как обобщение опыта педагога и важный элемент по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме школьного возраста»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Портфолио как обобщение опыта педагога и важный элемент по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме школьного возраста»...
Методические рекомендации по обобщению опыта педагога дополнительного образования
Работа с передовым педагогическим опытом -- одно из основных направлений методической деятельности, обеспечивающая создание целенаправленной эффективной системы повышения квалификации педагогов и напр...
- Мне нравится (3)
Комментарии
какую галиматью все пишут...
а что комментировать и так всё ясно...