Обобщение опыты педагога - психолога "Психологическая поддержка и сопровождение участников образовательного процесса"
статья по психологии по теме

Кирилина Наталья Ивановна

данная информация пригодится педагогу - психологу для прохождения процедуры аттестации или для участия в различных профессиональных конкурсах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта  

«Психологическая поддержка и сопровождение

участников образовательного процесса»

Кирилина Наталья Ивановна

педагог – психолог   высшей квалификационной категории

 МБОУ СОШ №17

Окончила Международную  Академию психологических наук

 г. Санкт - Петербург

Отделение практической психологии  Квалификация – психолог (1999 год)

Стаж работы – 18 лет

В должности педагога – психолога – 15 лет

Почему я выбрала эту профессию? Я очень люблю людей  и в каждом стараюсь видеть ЛИЧНОСТЬ.

 Люблю школу, детей, психологию, просто люблю находить в жизни маленькие чудеса и от души им радоваться.

Хочу отметить, что всегда старалась учиться, и мне это очень нравилось и нравится!

Профессиональные курсы и семинары, уроки коллег, мастер-классы ученых и педагогические советы - это кирпичики фундамента моего успеха. Уважаю и перечитываю Выготского Л.С., Дубровину И.В., Битянову М.Р., Вачкова И.В.,

Регулярно прохожу курсы повышения квалификации.

2008 год- Ростовский областной институт повышения квалификации и преподавания по проблеме «Использование интерактивной доски в учебном процессе»

2008 год -  Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по курсам Microsoft «партнерство в образовании»

2010 год -  Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по программе «Педагогика и психология»

2011 год -  Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования по проблеме «Нормативное регулирование и технологии экспертизы профессиональной компетентности педагога в ходе аттестации педагогических кадров»

2012 год -  Центр непрерывного и дополнительного образования по программе «Права человека в современном мире»

2013 год – Центр непрерывного и дополнительного образования по программе «Содержание и технологии деятельности уполномоченных по правам ребенка в образовательном учреждении»

Профессия педагога, и тем более педагога-психолога, требует непрерывного самообразования, повышения своего профессионального уровня, педагогического мастерства.

Для меня, как для педагога - психолога, очень важно, чтобы каждому ребёнку было комфортно в школе, чтобы он хотел в неё ходить с удовольствием и никогда не чувствовал себя одиноким и несчастным.

В этом году (2013-2014 г.г.) в рамках самообразования прошла модульные курсы Общероссийского проекта «Школа цифрового века»

В социальной сети работников образования создала свой персональный сайт, где разместила  электронное портфолио (2011 г.), а также опубликовала в социальной сети методические разработки родительских собраний, семинара для педагогов (2014 г.).

Поскольку я работаю психологом в школе, целью программы развития, которой является становление творческой, свободной, социально – компетентной личности, через систему психолого – педагогической поддержки и сопровождения детей и подростков, соответственно цель моей работы -  психологическая поддержка и сопровождение участников образовательного процесса.

Работа школьного педагога -  психолога заключается:

 - в индивидуальном психологическом консультировании детей и взрослых;

 - в психологической коррекции детских личностных нарушений;

 -в развивающих занятиях (индивидуальных и групповых);

 - в индивидуальной психологической диагностике личности школьника;

 - в консультировании родителей по вопросам воспитания и развития детей.

За консультацией в психологическую службу обратилось 475 человек  

Приоритетным направлением в моей работе педагога - психолога первоначально является просветительская работа с родителями и педагогами. Возрастает необходимость в подборе нетрадиционных форм работы с родителями, только таким образом можно  привлечь внимание родителей, слабо участвующих в воспитании собственных детей.

Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но я считаю, что необходимо познакомить их с основными положениями, подходами, приемами. Показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможность для личностного роста, лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие. Вышеназванные проблемы я отслеживаю в школе, анализирую и решаю посредством адаптирования  и внедрения таких форм работы психологической службы, которые позволяют повысить психолого-педагогическую компетентность всех субъектов образовательного процесса.

Основная тема обращения родителей – проблемы с поведением и слабой успеваемостью их детей, получение консультаций по вопросам адаптации к школе; консультация по вопросам и проблемам возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей; консультирование родителей детей социального риска; консультирование и участие в предупреждении и разрешении конфликта между семьей и школой по вопросам обучения и воспитания ребенка, соблюдение его прав, а также  консультации по взаимоотношениям между родителями, по выбору единой воспитательной системы.

Совместные встречи с родителями дают только положительный результат, поэтому на протяжении нескольких лет принимаю активное участие в работе родительского педагогического всеобуча, где обсуждаются актуальные проблемы:

«Психологические особенности первоклассников в адаптационный период»;

«Как помочь ребенку учиться: практическое руководство родителям первоклассников»

«Значение режима дня для психологического и физиологического здоровья младшего школьника»

«Развитие саморегуляции и планирования у младшего школьника»

«Развитие мышления у младших школьников»

«Трудности перехода из начальной школы в среднюю»

«Особенности школьной адаптации пятиклассников: чем мы можем помочь?»

«Не хочу учиться , или Давайте будем учиться вместе!»

«Подростковый возраст»; «Подростковый кризис и его особенности».

«Зависимое поведение и виды зависимостей»

«Психологические особенности десятиклассника»

«Профессиональное самоопределение подростков»

К наиболее важным предпосылкам организации работы с родителями, на мой взгляд, относятся:

-сотрудничество с классными руководителями

-мотивация родителей

- хороший контакт и эффективное взаимодействие с родителями (через создание доверительной обстановки, устраняющей неопределенность и неуверенность в отношениях);

        Моя основная функция в работе с семьей – поддержка и помощь.       Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, я стараюсь  разнообразить формы взаимодействия с семьей в вопросах воспитания здорового поколения: организую встречи со специалистами, провожу анкетирование, практикумы, тренинги, семинары для  родителей, разрабатываю памятки.

    Хотелось бы поделиться одной из форм работы в нашей школе:  родительское собрание в форме тренинга по теме «Формируем интерес ребенка к школе», участниками которого были учащиеся начальной школы и родители. Целью данного мероприятия  было укрепление отношений между родителем и ребёнком и выяснение роли родителей в формировании интереса ребёнка к школе. Родители должны научиться не оценивать своего ребёнка, а понимать, принимать его, создавать атмосферу, в которой ребёнок будет чувствовать себя безопасно.

Удалось привлечь внимание большого количества взрослых и детей -90 человек. Дальнейшая рефлексия показала, что данное мероприятие очень понравилось  детям и родителям и появилось желание продолжить подобные встречи. Результатом собрания явились положительные эмоции детей, воодушевленно рассказывающих   о встрече. Ребята и взрослые смело высказывали свои суждения, отстаивали свое мнение, находили компромисс в споре с родителями.

Для обсуждения были предложены следующие темы:

1. «ШКОЛА  -это…»

2. «В детском саду хорошо, а в школе лучше»

З. Вечерние прогулки

4. Запреты

5. Вмешательство родителей в школьные конфликты детей.

Презентация статистических данных различных тематических опросов в рамках школы придают встречам с родителями еще больший интерес, создают необходимый эмоциональный настрой. В результате таких совместных мероприятий я обратила внимание на постепенное соединение детской и взрослой аудитории в «единое целое из двух половинок». Благодаря совместным усилиям психолога и педагога удалось не только вербально, но и визуально объединить родителей и  детей, дав тем самым понять, что выход из любой проблемы существует, это- взаимопонимание.

Цель моей работы с педагогическим коллективом – это повышение психологической компетентности педагогов в процессе психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Педагоги обращаются к    психологу по поводу трудностей в обучении отдельных учащихся, наличия поведенческих нарушений, по решению некоторых организационных вопросов и конфликтных ситуаций. Обязательно откликаюсь на любую просьбу педагога, предлагаю и провожу консультации классным руководителям по индивидуальным особенностям учащихся с риском развития дезадаптации,  по вопросам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний ребенка, отслеживанию изменений в его поведении.

Для работы с педагогическим коллективом  мною проводятся тематические семинары по проблемам суицидального поведения детей и подростков и по профилактике наркомании, тренинги, мастер – классы,  совместные мероприятия с родителями.

Выступая на педагогических советах «Этика в профессиональной культуре педагога», «Место и роль воспитательной системы класса в образовательной системе учреждения», «Модифицированная типология педагогических способностей», «Воспитание и обучение успехом» стараюсь довести до сведения педагогов не только теоретический материал, но обязательно предлагаю стать активными участниками практических занятий. Педагоги нашей школы являются постоянными участниками всех психологических игр, диспутов, тренингов.

 Мною разработаны и адаптированы методические рекомендации

«Для классных руководителей по изучению семей учащихся», «Период перехода от детства к взрослости, подростковый период»,

«Об особенностях воспитания подростков», «Гиперактивные дети»,

«Как уберечь ребёнка от насилия».

Максимальное внимание педагога – психолога привлекают к себе учащиеся. Ребята обращаются за консультацией по вопросам взаимоотношений со сверстниками, другим полом, родителями, педагогами, по вопросам жизненного (в том числе профессионального) самоопределения.

На протяжении многих лет в школе осуществляется психологическое сопровождение

учащихся первых, пятых  классов в период адаптации.

В ходе реализации задач этого направления я провожу следующие мероприятия

  • определяю  уровень психологической готовности будущих первоклассников к обучению в школе ;
  • диагностирую  уровень адаптации первоклассников к школе;
  • диагностирую  уровень готовности к обучению в среднем звене школы;
  • провожу индивидуальные занятия с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации;
  • консультирую классных руководителей, родителей и лиц их заменяющих по вопросу готовности к переходу в среднее звено выпускников начальной школы,
  • выступаю на родительских собраниях по проблемам и причинам дезадаптации, информирую о психофизиологических особенностях возраста;
  • выступаю на малых пед советах с результатами работы педагога – психолога рекомендациями для педагогов в период адаптации;

        В школе адаптирована программа психологического сопровождения пятиклассников «Как подружиться со школой». В рамках которой, проводится работа по коррекции и развитию эмоционально- волевой сферы младших подростков. Одним из условий успешности работы является включение и заинтересованность всех участников образовательного процесса: диагностика и коррекционно-развивающие занятия с детьми, анкетирование и консультирование родителей и педагогов.

Ведутся занятия в рамках учебного плана 1 раз в неделю. Все занятия  позволяют обеспечить состояние внутреннего благополучия, комфорта, защищенности, что обусловлено как содержанием, так и принятыми в группе правилами взаимодействия и стилем общения педагога- психолога. Использование форм и методов работы с учащимися определяется тем, что содержание обращено к компонентам психического здоровья учащихся. Поэтому наряду с формами и методами, принятыми в педагогике, использую адаптированные психологические методы и формы работы.

Арттерапевтическое воздействие позволяет опосредованно, в разнообразной интересной для ребенка деятельности устранять негативные последствия влияния микросоциума: эмоциональное неблагополучие, неуверенность, застенчивость, агрессивность.

Коррекционно-развивающие занятия - это сложный вид деятельности. Психологическая помощь - явление многоплановое и включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. В нашей школе организованы  и проводятся  с детьми занятия коррекционно-развивающего обучения. В процессе занятий сочетается больше индивидуальная работа.  

Занятия включают в себя как диагностические задания и  игры, так и большой объём упражнений, направленных на  формирование школьных навыков, развитие саморегуляции, повышение уровня школьной мотивации, коммуникативных навыков.

Психологическая служба школы – это не только организация работы педагога - психолога, это организация взаимодействия с педагогами и специалистами, родителями.

Профессия педагога-психолога для меня:

способ самовыражения;

занятие, которое приносит чувство собственной значимости и удовлетворенности от выполненной работы;

профессия как форма самопознания;

профессия, которая, позволила изменить взгляд на многие события моей собственной жизни;

профессия, которая дает мне силы для жизни и тяжелых испытаний судьбы;

профессия, которая позволяет мне быть рядом с теми, кого я люблю;

Мне  вверены детские души! Именно им я помогаю найти своё место в этом огромном взрослом мире! У ребёнка всё ещё только начинается!

Я считаю, что результатом при таком подходе является психологически здоровый ребенок, способный:

  1. Креативно мыслить
  2. Проявлять толерантность в общении и чувство эмпатии к окружающим.
  3. Аргументировано высказывать и защищать свою точку зрения
  4. Анализировать ситуацию и видеть перспективы развития.

 Именно такой ребенок способен к дальнейшему личностному росту и успешности во взрослой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях р...

Охват психолого-педагогическим сопровождением участников образовательного процесса

Психолого-педагогическое сопровождение в школе осуществляется в системе «психолог -педагоги - ученики - родители», которая включает в себя фронтальную и индивидуальную диагностику обучающихся с послед...

Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

На современном этапе развития системы образования   возникает необходимость разработки и организации системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС  в среднем и старшем з...

Семинар-практикум для педагогов "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки к ОГЭ, ЕГЭ»

Цель – создание условий для повышения основных профессиональных компетенций педагогов по вопросам психологического сопровождения предэкзаменационного периода.Задачи: - способствовать осозна...

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»...

План работы педагога- психолога по сопровождению участников образовательного процесса в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

laquo;Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №1______________/ Гамова Е.Н./План работы педагога- психолога по сопровождению участников образовательного процесса  в период подготовки к ОГ...

Семинар - практикум для педагогов "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки к ГИА"

Психологическая подготовка обучающихся к прохождению ГИА является одним из приоритетных направлений работы психолога, от которой, порой, зависит больше половины результата...