Обобщение опыта педагога-психолога по развитию детской одаренности
статья по психологии по теме

          В данной статье описан опыт школьного педагога-психолога по развитию интеллектуальной одаренности учащихся на примере Соловьёва Сергея – ученика 9 класса МОУ средняя общеобразовательная школа № 1 г. Наволоки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема статьи:

Обобщение опыта педагога-психолога в области исследовательских работ учащихся.

Автор статьи: педагог-психолог МОУ сош № 1 г.Наволоки Шалаева Татьяна Сергеевна

Аннотация

             В данной статье рассматривается обобщение опыта педагога-психолога школы с учащимися в направлении исследовательской деятельности. Выделена актуальность, алгоритм построения исследовательской деятельности с детьми на основе конкретных примеров. В результате исследовательской работы у учащихся развиваются творческие способности и повышается личностный статус в глазах сверстников и педагогов.

             

             В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук.

            Актуальность обращения к научно-исследовательской деятельности с учащимися заключается в том, что решительный поворот к личностно-ориентированному обучению осуществляется недостаточно быстро, и самостоятельная исследовательская деятельность учащихся способствует ускорению данного процесса через самореализацию и повышение личностного статуса учащегося в глазах сверстников и педагогов.

              Психология человека как научно-теоретическая и практическая область в настоящее время вызывает все более возрастающий интерес широких слоев общества. Учащиеся нашей школы тоже не остаются равнодушными к этому направлению. Написанием научно-исследовательских работ по психологии занимаются, как правило, учащиеся 7-11 классов, а с 1-6 класс идет только ознакомление с понятием психология, с психическими процессами, с правилами проведения диагностики, коррекционной работы  и т.д.

             Привлечение учащихся к исследовательской деятельности по психологии способствует развитию творческих способностей, улучшению контакта с учащимися, а так же дает эмоциональное самоутверждение как детям, так и педагогу.

             Я строю исследовательскую работу с учащимися по следующему алгоритму:

1.Выбор темы.

            В начальном звене определением темы работы может послужить любой психический процесс (например, память, внимание, мышление и т.д.). Причем обследуется лишь небольшая группа, либо класс учащихся. Эти работы в конкурсах дальше школьного уровня не участвуют, так как учащиеся в начальном звене только знакомятся с научно-исследовательской деятельностью. В среднем и старшем звеньях определяется более широкая тема.

         Например, в 2009-2010 учебном году Соловьев Сергей ученик 8 класса изучал мотивацию учащихся к обучению. Тема работы: «Познавательная мотивация. Ее влияние на успеваемость учащихся в школе.» В ней Сергей изучал мотивацию всех учащихся МОУ сош № 1 г.Наволоки. В 2008-2009 учебном году Ушаковой Анной, ученицей 10 класса нашей школы, была изучена адаптация пятиклассников при переходе из начального звена в среднее, в которой она рассматривала: «Влияние цвета на настроение школьников».

           Под моим руководством проводятся научно-исследовательские работы, участниками которых являются не только учащиеся, но и их родители. В 2008-2009 учебном году Соловьевым Сергеем учеником 7 класса была проведена работа : «Можно ли скорректировать биологический возраст женщины?». В 2009-2010 учебном году работа имела свое продолжение - дополнялась коррекционная работа. Эта тема стала называться: «Воздействие коррекционной работы на биологический возраст женщины»

         Тему работы ученики выбирают самостоятельно, но как правило в достаточно широком понимании. Например, мотивация, адаптация и т.д. Моя задача сузить тему, скорректировать, расставить приоритеты. Надо отметить, что в ходе сбора необходимой информации, тема работы и её название может вновь измениться (трансформироваться).

2.Постановка проблемы.

          На этом этапе дети отвечают на вопрос: «Что можно сделать для решения этой проблемы?» Здесь же пытаемся наметить пути ее решения и составить коррекционную программу.

3.Сбор необходимой информации.

          На данном этапе идет поиск необходимой информации. Главными источниками конечно служат учебники по психологии и интернет ресурсы, но иногда мы обращаемся и к любительским журналам. Например, при написании работы: «Можно ли скорректировать биологический возраст  женщины?» одна из методик для диагностики биологического возраста женщин была взята из популярного журнала.[4]. Но надо отметить, что доверяем мы, лишь апробированным методикам, а данная методика послужила лишь дополнительным источником информации.

4.Осуществление теоретической части работы.

           На этом этапе автору работы задаю вопрос: «Все ли мы теперь знаем для того, чтобы осуществить задуманное?». При этом необходимо проявить такт и деликатность, для того, чтобы не навязать учащемуся информацию, а направить его на самостоятельный поиск. На данном этапе дети зачастую обращаются помимо литературных источников к родителям, и такая совместная работа их еще больше сближает. А когда ребенок видит, что родители разделяют его интересы, то стремление создать данную работу еще более возрастает.

5.Осуществление практической части проекта.

            На этом этапе учащиеся проводят диагностическую и коррекционную части исследовательской работы. Необходимо отметить, что сбор  диагностической информации осуществляют сами дети, а их обработку проводят под моим руководством. Данные исследуемых в исследовательской работе зашифрованы, поэтому участвующие отвечают на вопросы анкет искренне, не желая себя приукрасить. Коррекционные мероприятия проводят учащиеся. В начальном звене  данная работа проходит всегда отлично, так как ученики с 1-4 классы активно участвуют в проводимых играх [3]. В среднем звене, из-за психологических особенностей подростков [5], провести коррекционную работу сложнее. Поэтому для того, чтобы дети раскрепостились, я провожу разминочную часть сама, а остальное делает автор работы.[1],[2]. Исключения не было и в работе «Воздействие коррекционной работы на биологический возраст женщин», где коррекционную работу составляли групповые аутотренинги, участниками которых были мамы учащихся.[6] Первые занятия проводились мной, а последующие автором.

6.Подведение итогов

            Заключительным этапом исследовательской работы учащихся является представление её на какой-либо конкурс, начиная от школьного и заканчивая Всероссийским уровнем.

            Так исследовательская работа Соловьева Сергея: «Познавательная мотивация. Ее влияние на успеваемость учащихся в школе» на Всероссийском конкурсе «Первые шаги в науку» (на заочном этапе) стала Лауреатом III степени, а на очной конференции в д/о Бекасово стала Лауреатом I степени.[7]

              Работа Ушаковой Анны: «Влияние цвета на настроение школьников» стала победителем районной научно - исследовательской конференции «Шаг в будущее».

             Работа Соловьева Сергея: «Можно ли скорректировать биологический возраст женщины?» на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» (заочном этапе) стала Лауреатом III степени, а на очной конференции, которая проходила в апреле 2010 года в г.Санкт-Петербург, Сергей стал победителем и получил диплом I степени. Данная работа в 2009-2010 учебном году имела свое продолжение и получила название: «Воздействие коррекционной работы на биологический возраст женщины». В 2010-2011 учебном году данная работа приняла участие в XVIII юношеских Чтениях им. В.И.Вернадского (очном туре Конкурса).

              Работы, которые пишут учащиеся имеют свое продолжение. Так на основе исследовательской работы: «Воздействие коррекционной работы на биологический возраст женщин» был создан общешкольный проект: «Здоровые мамы  - счастливые дети». Данный проект был направлен для участия в Федеральном конкурсе проектов учителей.[8]

              Для каждой ступени обучения учащихся в школе выбирается свой путь написания научно-исследовательской работы:

             Простой. Я ставлю проблему, сама намечаю стратегию и тактику ее решения. Решение находит сам ребенок. По такому пути идет работа в начальном звене. Так как у детей еще нет ни опыта, ни знаний в области психологии.

            Средний. Я ставлю проблему, но метод решения находит сам ребенок. Допускается совместный поиск. Данный путь используется в среднем звене, когда учащиеся знают, где можно найти необходимую информацию, но требуется небольшая помощь в систематизации полученного материала.

            Высший. Все осуществляется самостоятельно ребенком: проблема, поиск методов и приемов, решение. По такому пути осуществляется научно-исследовательская деятельность учащихся выпускных классов. Когда у детей имеется опыт в написании работ и проведении исследований.

            Кто же становится автором исследовательских работ? Любой учащийся, которого интересует психология. Например, ученик 8 класса Соловьев Сергей реализовал уже три исследовательские работы по психологии и сейчас подбирает необходимую информацию для третьей.

            Главное правило в проведении исследовательской работы – никакого принуждения и насилия над личностью. Главный критерий – личный интерес и личная увлеченность.

           В настоящее время учащиеся под моим руководством продолжают писать исследовательские работы по следующим темам; «Необходимость профориентации в школе», «Конфликты подростков» и «Психологическая разгрузка педагогов».

            Конечно же не все учащиеся – авторы исследовательских работ под моим руководством, свяжут свою жизнь с психологией, но знания, которые они приобрели в процессе ее написания всегда пригодятся в жизни.

Список литературы:

  1. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога – Ростов н/Д: Феникс, 2006
  2. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Изд. 4 – Ростов н/д: Феникс,2006
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.:ТЦ Сфера, 2005 – 240 с.
  4. «Правда.Ру» от 23.05.2006
  5. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Феникс,2008 г. – 686 с.
  6. http://60minut.info/pamiat-um-autotrening
  7. http://www.future4you.ru
  8. http://www.euro-ief.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога-психолога в области исследовательских работ учащихся.

В данной статье рассматривается обобщение опыта педагога-психолога школы с учащимися в направлении исследовательской деятельнос...

Обобщение опыты педагога - психолога "Психологическая поддержка и сопровождение участников образовательного процесса"

данная информация пригодится педагогу - психологу для прохождения процедуры аттестации или для участия в различных профессиональных конкурсах....

Конспект выступления на зональном семинаре – практикуме по диссеминации передового опыта педагогов-психологов «Эффективный учитель - здоровый учитель»

Ни для кого не секрет, что профессия уитель является стрессогенной, духовно опасной. Но, не стоит забывать о том, что педагог-ключевая фигура учебно-воспитательного процесса....

Одаренный ребенок в школе: проблемы выявления и развития детской одаренности"

В статье рассматриваются вопросы работы по выявлению и развитию детской одаренности в условиях общеобразовательной школы...

Обобщение опыта по теме «Особенности работы с одаренными детьми по обновленному содержанию образования»

Основная идея:В качестве концептуальной идеи работы с одарёнными детьми выдвигается идея о создании единого образовательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для проявления каждым реб...

Методический доклад "Влияние детско-родительских отношений на развитие детской одаренности. Сопровождение семей, имеющих детей с признаками одаренности."

                         Работа с одаренными детьми –  сложный и никогда не прекращающийся процесс, требующий ...