Программа кружка "Занимательная грамматика"
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Актуальность работы в школе кружка "Занимательная грамматика" определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_kruzhku.rar13.97 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса "Занимательная грамматика".

Пояснительная записка

Актуальность  работы в школе кружка "Занимательная грамматика"  определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для учащихся 7 классов и рассчитан на 34 часа.

Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.

Дидактические принципы отбора содержания материала: 

  1. научность;
  2. доступность;
  3. последовательность и системность изложения материала;
  4. преемственность и перспективность;
  5. связь теории с практикой;
  6. наглядность;
  7. целостность.

Кружок «Занимательная грамматика»  имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  1. закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
  2. продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
  3. развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

В  данной программе  представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Методы обучения: 

  1. эвристическая беседа;
  2. исследование;
  3. проблемно-поисковые задания;
  4. наблюдение;
  5. лингвистические игры;
  6. индивидуальные задания.

Ожидаемые результаты:

В результате изучения программы обучаемый должен знать:

  1. правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
  2. условия, от которых зависит написание;
  3. норму, действующую при данных условиях;
  4. последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
  5. приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:

  1. правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
  2. правильно писать сложные слова,
  3. правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
  4. правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
  5. правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
  6. правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
  7. правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  8. правильно писать не с разными частями речи.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Краткое содержание

Знания, умения, навыки

1.

Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе.

1

Закрепить навык написания безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Сформировать умение правильно подбирать однокоренные слова.

Уметь опознавать проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, владеть способом определения правильного написания путём подбора однокоренных слов.

2.

Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня.

1

Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и не проверяемые произношением, а также непроизносимые и удвоенные согласные. Сформировать умение безошибочно писать гласные в корнях слов.

Уметь определять написание согласного и безошибочно писать их.

3.

Правописание о/ё после шипящих в корне слова.

1

Закрепить правописание о-ё после шипящих в корнях слов. Формировать умение выбирать и объяснять буквы о или ё.

Уметь объяснять выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов.

4.

Правописание приставок на -з / -с.

1

Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на з-с.

Знать три группы приставок в зависимости от их правописания.

5.

Написание ы в начале корня после приставок на согласный.

1

Учить опознавать данную группу слов и понимать, при каких условиях после приставок в корне сохраняется буква и, а при каких - вместо и пишется буква ы.

Знать условия выбора букв и и ы после приставок на согласный. Уметь правильно применять правило.

6.

Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных.

2

Закрепить умение опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи.

Знать способ определения написания окончаний слов. Уметь свободно им пользоваться.

7.

Правописание непроверяемых гласных и согласных корня.

1

Закрепить написание не проверяемых ударением гласных корня. Сформировать умение в случае затруднения обращаться к орфографическому словарю.

Знать написание слов с непроверяемой гласной в корне слова.

8.

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

3

Чередование а/о: в корнях -зар-/-зор-, -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон-, -плав-/-плов-, -кас-/-кос-, -лаг-/-лож-, -раст- (-ращ-)/ -рос-, -скак-/-скоч-, -мак-/-мок, -равн-/-ровн- 

Чередования е/и в корнях: -бер-/ -бир-, -блест-/-блист-, -дер-/ -дир-, -жег-/-жиг-, -мир-/-мер- -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-, -чет-/-чит-. Чередование им/ а(я), ин/ а(я).

Уметь правильно писать слова с чередующимися гласными. Знать условия выбора гласной в корнях с чередованием.

9.

Разделительный Ъ.

2

Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх-.

Знать и безошибочно употреблять Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух- трёх-, четырёх-.

10.

Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы.

2

Употребление Ь как знака обозначения мягкости в конце слова и в середине перед твёрдыми согласными, в середине слова перед мягкими согласными, если при изменении слова или в родственных словах первый сохраняет свою мягкость и когда второй становится твёрдым: в письме (ср. письма). Употребление мягкого знака как показателя грамматической формы в именах существительных, в глагольных формах, на конце наречий после шипящих, частиц.

Знать основные случаи употребления Ь как разделительного и для обозначения мягкости.

Знать основные случаи употребления Ь как показателя грамматической формы.

11.

Употребление приставок пре- и при-.

2

Познакомить с правописанием гласных в приставках пре- и при-. Учить определять лексическое значение приставок и правильно писать их.

Понимать, что употребление приставок пре- и при- зависит от того значения, которое приставки имеют в слове (семантическая основа выбора написания).

12.

Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.

1

Сформировать представление о правописании букв н и нн в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.

Знать условия выбора одной и двух н в суффиксах полных прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных.

13.

Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

1

Повторить правописание суффиксов имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

Уметь правильно писать суффиксы имён существительных -ек-, -ик-, -чик- (-щик-).

14.

Правописание суффиксов имён прилагательных.

1

Закрепить правописание суффиксов имён прилагательных  -к- (-ск-).

Знать вызывающие трудности при письме частотные суффиксы прилагательных.

15.

Правописание суффиксов глаголов.

2

Правописание суффиксов глаголов ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

Знать правила написания суффиксов и способы действия по их применению.

16.

Правописание суффиксов причастий.

2

Правописание суффиксов причастий: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -ом- (-ем-), -им-, гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

Знать суффиксы причастий и условия их употребления.

17.

Написание не с именами существительными, именами прилагательными.

2

Систематизировать сведения о правописании не с именами существительными, именами прилагательными.

Знать правила употребления не с существительными и прилагательными. Уметь приводить примеры, опознавать в тексте соответствующие словоформы.

18.

Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями.

2

Вспомнить правила написания не с глаголами и деепричастиями. Развивать навыки и умения написания данных частей речи с не.

Знать правила употребления не с личными формами глагола, деепричастиями. Уметь грамотно употреблять данные словоформы в собственных письменных работах.

19.

Написание не с причастиями.

2

Формировать навык употребления н и нн в причастиях.

Уметь определять зависимые от причастия слова, полную и краткую форму причастия. Знать, как пишется не с причастиями.

20.

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.

1

Сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного и слов с начальной частью пол-.

Знать условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных. Уметь применять данные правила при написании.

21.

Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний.

1

Познакомить с условиями правописания сложных имён прилагательных.

Знать правила употребления дефиса в сложных прилагательных. Приводить примеры. Грамотно употреблять дефис на письме.

22.

Употребление прописных букв.

1

Повторить орфограммы, связанные с употреблением прописных букв.

Знать основные случаи употребления прописных букв; уметь объяснять в тексте и самостоятельно подбирать примеры употребления прописных букв.

23.

Правила переноса.

1

Закрепить правила переноса слов.

Знать правила переноса слов, уметь применять их на письме.

Итого: 34 занятия.

.

Список используемой литературы. 

  1. Агазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. - М., 1987.
  2. Баранов М.Т., Иваницкая, Г.М. Обучение орфографии в 4-8 классах. - Киев, 1987.
  3. Безруков А.А. Об окончании существительных типа мгновение/мгновенье в предложном падеже единственного числа// Русский язык в школе. 1990. № 5.
  4. Бельчанский К.А. Графические схемы по языку// РЯиЛ в СУЗах УССР, 1989. № 5.
  5. Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. - М.: Рольф, 2001.
  6. Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы// Русская словесность. 1996. № 6.
  7. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983.
  8. Гетман Л.И. Морфемно-орфографические упражнения//РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №12.
  9. Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая Л.А. Психологические механизмы грамотного письма// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1991. №3.
  10. Донченко Т.К. Шаг:Ещё шаг: Алгоритмы на уроках русского языка// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1990. №6.
  11. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. - Л., 1977.
  12. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. - 2-е изд., перераб. - М., 1982.
  13. Козлов Л.И. Графическое комментирование орфограмм// РЯиЛ в СУЗах УССР. 1989. №11.
  14. Косолапкова А.А. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных диктантов// РЯШ. 1990. №1.
  15. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения. РЯШ. 2000. № 3.
  16. Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащегося при обучении русскому языку// РЯШ. 1998. №2.
  17. Панов М.В. Занимательная орфография. - М., 1984.
  18. Селезнёва Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. - М., 1980.
  19. Скрябина О.А. Система работы по совершенствованию грамотности учащихся старших классов// РЯШ. 2000. №1.
  20. Степанченко И.И. НЕ - приставка или частица?// Русская речь. 1990. №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Веселая грамматика " ( Подготовка к школе )

Программа « Веселая грамматика » составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» Целью программы является  подготовка р...

Программа "Практическая грамматика английского языка"

Программа "Практическая грамматика английского языка" нацелена на углубление и расширение знаний обучающихся по английской грамматике....

Программа "Практическая грамматика английского языка"

Программа "Практическая грамматика английского языка" нацелена на углубление и расширение знаний обучающихся по английской грамматике....

Программа "Практическая грамматика английского языка"

Программа "Практическая грамматика английского языка" нацелена на углубление и расширение знаний обучающихся по английской грамматике....

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» (спецкурс)

Цель программы «Занимательная грамматика» (начальный курс) состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный материал непоср...

Программа Занимательная грамматика

Программа Занимательная грамматика....

Рабочая программа "Занимательная грамматика" для 5-6 классов, по внеурочной деятельности

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" составлена на основе УМК  "Английский в фокусе" , авторы Ваулина и др. Программа расчитана на 34 занятия для учащихс...


 

Комментарии

Цель обучения орфографии в школе - формирование относительной орфографической грамотности учащихся, степень относительности которой должна стремиться к нулю. Это предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил.