ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» (спецкурс)
рабочая программа по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Цель программы «Занимательная грамматика» (начальный курс) состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный материал непосредственно связан с основным курсом русского языка в 5-6 классах расширяет и углубляет его. В задачи программы входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanim.gramm_72_chasa_-1_god_na_sayt.doc | 241 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81
имени Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
(спецкурс)
Программу разработала
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Куликова Галина Федоровна
г.Ульяновск 2015г
Пояснительная записка
С русским языком можно творить чудеса.
К. Паустовский
Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках учитель располагает слишком малым временем, чтобы углубляться в тайны языка. А в среднем школьном возрасте легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиями. Их множество по всем темам. Требуется лишь осуществить их правильный выбор с учетом возрастных особенностей детей и с целью углубления представлений детей о языке. В наше время, когда ребенок больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует приниженный сленг, возникает серьезная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.
Программа «Занимательная грамматика» предназначена для детей, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, желающих овладеть речевой культурой, попробовать свои силы в творческих конкурсах, в том числе и в олимпиадах по русскому языку. Данная программа даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
Программа «Занимательная грамматика» (начальный курс) предназначена для учащихся 12-14 лет и рассчитана на 72 часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Цель программы «Занимательная грамматика» (начальный курс) состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у ребят к изучению русского языка. Представленный материал непосредственно связан с основным курсом русского языка в 5-6 классах расширяет и углубляет его. В задачи программы входит совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка посредством нестандартных, игровых форм занятий.
Развивая содержание базисного курса, программа удовлетворяет познавательные потребности учащихся данной возрастной категории в вопросах, связанных с историей развития языка и общества, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. способствует развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и осознанному усвоению изученного на уроке материала, совершенствует навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития учащихся.
В ходе занятий у школьников развиваются не только познавательные способности, но и формируются такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных игровых заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения и соотнесения разных точек зрения.
Интересный и увлекательный материал способствует повышению теоретического уровня знаний учащихся, формированию у них таких основных приёмов умственной деятельности, как обобщение, сравнение, создание собственных высказываний, умение выделять основную мысль. Занимательные задания позволяют активизировать опорные знания и направлять учебно-познавательный поиск учащихся к достижению результата. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Данная программа содержит как теоретический блок, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе. Отрабатывается методика проведения теста, комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика «мозгового штурма» позволяет ученикам углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.
Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей детей данной возрастной категории, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.
Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут осознать роль языка, повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.
Цель программы: развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание предпосылок заинтересованности обучающихся в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых ситуаций.
Основные задачи программы:
Образовательные:
- развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
- совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умения анализировать текст.
- Развивающие:
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
- Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
- формирование социально активной, конкурентоспособной личности.
Организация деятельности обучащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к обучащимся.
Формы занятий:
- групповые ;
- индивидуальные ( в рамках группы).
Виды деятельности:
- теоретические (лекция с элементами беседы, составление кроссвордов и ребусов, путешествие, грамматические сказки, викторина, выступление, дискуссия, рассказ);
- практические (игра, турнир, считалки, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, лингвистических сказок, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр; выборка материала из художественной литературы, его анализ, подготовка сообщений, практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц);
- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, составление словарной статьи для толкового словаря).
Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки,
Внутрипредметные связи:
- фонетика, орфоэпия, орфография;
- лексика, орфография, этимология;
- морфология, орфография, этимология;
- морфология, культура речи.
Ожидаемые результаты:
- Обучающиеся должны знать:
- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
- признаки и особенности правильной речи;
- виды речевых ошибок и недочетов;
- художественно-выразительные средства языка.
- Обучающиеся должны уметь:
- соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические);
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
- анализировать и рецензировать текст.
Оборудование и материалы:
- учебники, лингвистические словари, справочники;
- научно-популярные книги о русском языке;
- тестовые задания по русскому языку;
- памятки «Работа над тезисами», «Стили речи», «Как совершенствовать написанное», «Произноси правильно»;
- компьютер, диски, дискеты с материалами по русскому языку.
Тематический план
№ | Разделы | Количество часов | |||
теория | практика | контр | всего | ||
1. | Предмет и задачи курса. История языка. | 2 | 2 | ||
2. | Развитие письменности на Руси. | 2 | 2 | 4 | |
3. | Славянский алфавит и его особенности. | 2 | 2 | 2 | 6 |
4. | Основные ступени развития звуковой системы русского языка. | 2 | 2 | 4 | |
5. | Принципы орфографии | 2 | 2 | 4 | |
6. | Лексикография. Словари | 2 | 2 | 4 | |
7. | Фразеология | 2 | 2 | 4 | |
8. | Этимология | 2 | 2 | 2 | 4 |
9. | Фонетика | 6 | 4 | 2 | 10 |
10. | Состав слова и словообразование | 4 | 6 | 2 | 10 |
11. | Происхождение имён и прозвищ. | 2 | 2 | 4 | |
12. | Нормы русского языка. | 2 | 2 | 4 | |
13. | Из истории частей речи. | 2 | 2 | 4 | |
14. | Из истории русской пунктуации. | 2 | 2 | 4 | |
15. | Стилистика | 2 | 2 | 4 | |
Итого | 36 | 20 | 22 | 72 |
Учебно-тематический план
№ раздела № занятия |
Раздел, тема занятия | Количество часов | ||||
Всего | Теория | Практ | Контр. | |||
1. 1 | Предмет и задачи курса. История языка. | 2 | 2 | |||
2 | Развитие письменности на Руси. | 4 | 2 | 2 | ||
2 | «Застывшие письмена» Некоторые сведения о происхождении письменности. Древние письмена. | 2 | ||||
3 | Общеславянский праязык. Школа Кирилла и Мефодия. Первые книги на Руси. | 2 | ||||
3. | Славянский алфавит и его особенности. | 6 | 2 | 2 | 2 | |
4 | Откуда есть, пошла славянская письменность, Славянские языки и признаки их родства. Глаголица и кириллица. | 2 | ||||
5 | Сравнение кириллицы с современным алфавитом. Изменения в кириллице. | 2 | ||||
6 | Практикум по работе с кириллицей. Лингвистическое конструирование. | 2 | ||||
4. | Основные ступени развития звуковой системы русского языка. | 4 | 2 | 2 | ||
7 | Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Шарады, анаграммы, лигогрифы, метаграммы, загадки, слова-перевертыши. | 2 | ||||
8 | Практикум. Составление кроссвордов и ребусов. Работа со словом. Составление лингвистических сказок. | 2 | ||||
5. | Принципы орфографии | 4 | 2 | 2 | ||
9 | Формирование принципов орфографии. История реформ в области орфографии. | 2 | ||||
10 | Практикум. Судьба отдельных букв. Путешествие. Выборка материала из художественной литературы, его анализ. | 2 | ||||
6. | Лексикография. Словари | 4 | 2 | 2 | ||
11 | «Русской речи государь по прозвищу словарь» Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Многоязычные и одноязычные словари. | 2 | ||||
12 | Заморские гости. О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов, о сфере их употребления. | 2 |
7. | Фразеология | 4 | 2 | 2 | |
13 |
| 2 | |||
14 |
| 2 | |||
8. | Этимология | 4 | 2 | 2 | |
15 |
| 2 | |||
16 | Практикум. Работа над словом. | 2 | |||
9. | Фонетика | 10 | 4 | 4 | 2 |
17 | Особенности звукового строя праславянского языка. Трансформация в звуковой системе, возникновение чередований. | 2 | |||
18 | Полногласные и неполногласные чередования. | 2 | |||
19 | Практикум. Появление беглых гласных. Ролевая игра. Составление лингвистических сказок. | 2 | |||
20 | Звуки русского языка. Гласные ударные и безударные. Слоги. Согласные звуки. | 2 | |||
21 | Практикум. Фонетический анализ слова. Конкурс « Чей самолет совершит посадку в городе «Фонетика» | 2 | |||
10. | Состав слова и словообразование | 10 | 4 | 4 | 2 |
22 | Словообразовательные цепочки. «Странные» корни. Сложные слова. | 2 | |||
23 | Практикум. «Корень – сердце слова». | 2 | |||
24 | Слова с двумя-тремя приставками. В мире суффиксов. | 2 | |||
25 | Практикум.«В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». | 2 | |||
26 | Практикум «Новое словарное слово». | 2 | |||
11. | Происхождение имён и прозвищ. | 4 | 2 | 2 | |
27 | Тайны имен и прозвищ. Древние русские имена. Имена-характеристики, имена-метафоры, имена-талисманы. Знатные имена, Женские имен. | 2 | |||
28 | Практикум. Проект «Откуда пошла моя фамилия». | 2 | |||
12. | Нормы русского языка. | 4 | 2 | 2 | |
29 | Понятие нормы. Формирование орфоэпических, лексических, синтаксических и других норм. | 2 | |||
30 | Познавательно-развлекательная игра «Счастливый случай». | 2 | |||
13. | Из истории частей речи. | 4 | 2 | 2 | |
31 | Из истории частей речи. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. | 2 | |||
32 | Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. | ||||
14. | Из истории русской пунктуации. | 4 | 2 | 2 | |
33 | Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Точка – самый ранний знак препинания. | ||||
34 | Практикум. Занимательное стихосложение | 2 | |||
15. | Стилистика | 4 | 1 | 1 | 2 |
35 | Стилистика. Словесная живопись. Игра «Кто ярче» | 1 | 1 | ||
36 | Практикум. Турнир | 2 | |||
ИТОГО | 72 | 31 | 19 | 22 |
Содержание программы
Тема 1. Предмет и задачи курса. История языка.
Введение в программу. Сведения об истории русского языка. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Развитие письменности на Руси.
Теория: Некоторые сведения о происхождении письменности. Древние письмена.
Практика: Общеславянский праязык. Школа Кирилла и Мефодия. Первые книги на Руси.
Тема 3. Славянский алфавит и его особенности.
Теория: Откуда есть, пошла славянская письменность, Славянские языки и признаки их родства. Глаголица и кириллица.
Практика: Сравнение кириллицы с современным алфавитом. Изменения в кириллице.
Контроль: работа с кириллицей. Лингвистическое конструирование.
Тема 4. Основные ступени развития звуковой системы русского языка.
Теория: Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Шарады, анаграммы, лигогрифы, метаграммы, загадки, слова-перевертыши.
Контроль: Составление кроссвордов и ребусов. Работа со словом. Составление лингвистических сказок.
Тема 5. Принципы орфографии.
Теория: Формирование принципов орфографии. История реформ в области орфографии.
Практика: Судьба отдельных букв. Путешествие. Выборка материала из художественной литературы, его анализ.
Тема 6. Лексикография. Словари.
Теория: «Русской речи государь по прозвищу словарь» Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. Многоязычные и одноязычные словари.
Практика: О путях проникновения в нашу речь иноязычных слов, о сфере их употребления.
Тема 7. Фразеология
Теория: Возникновение фразеологизма. Фразеологическая цепочка. Свойства фразеологии. Тематические группы фразеологизмов.
Практика: Фразеологизмы в художественной и публицистической литературе. Пословицы. Поговорки. Афоризмы.
Тема 8. Этимология.
Пратика: Этимология слова и «морфологическое чутье». Этимологические родственники. О том, как пашня превратилась в лес.
Контроль: Практикум. Работа над словом.
Тема 9. Фонетика.
Теория: Особенности звукового строя праславянского языка. Трансформация в звуковой системе, возникновение чередований. Полногласные и неполногласные чередования. Звуки русского языка. Гласные ударные и безударные. Слоги. Согласные звуки. Появление беглых гласных.
Практика: Ролевая игра. Составление лингвистических сказок.
Контроль: Конкурс « Чей самолет совершит посадку в городе «Фонетика»
Тема 10. Состав слова и словообразование.
- Теория: Словообразовательные цепочки. «Странные» корни. Сложные слова. Слова с двумя-тремя приставками. В мире суффиксов
- Практика: «Корень – сердце слова». Практикум.«В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».
- Контроль: Практикум «Новое словарное слово».
Тема 11. Происхождение имен и прозвищ.
Теория: Тайны имен и прозвищ. Древние русские имена. Имена-характеристики, имена-метафоры, имена-талисманы. Знатные имена, Женские имен.
Контроль: Проект «Откуда пошла моя фамилия».
Тема 12. Нормы русского языка.
Теория: Понятие нормы. Формирование орфоэпических, лексических, синтаксических и других норм.
Контроль: Познавательно-развлекательная игра «Счастливый случай».
Тема 13. Из истории частей речи.
Теория: Из истории частей речи. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное.
Контроль: Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.
Тема 14. Из истории русской пунктуации.
Теория: Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Точка – самый ранний знак препинания.
Контроль: Практикум. Занимательное стихосложение.
Тема 15. Стилистика.
Теория: Стилистика. Словесная живопись.
Практика: Игра «Кто ярче»
Практика: Турнир.
Методическое обеспечение программы
Для успешного решения поставленных задач применяются такие формы изложения учебного материала, как лекция с элементами беседы, с использованием видеоматериалов, выступления, рассказ. Теоретический курс подкрепляется практическими заданиями и творческой практикой. На занятиях активно используются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебной деятельности. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Главным принципом программы является связь теории с практикой. С этой целью предусмотрены такие формы практических занятий, как работа со словом, с книгой, со словарем, составление грамматических и лингвистических сказок, редактирование предложений, текстов, выполнение тестов, написание сочинений-миниатюр, выборка материала из художественной литературы, его анализ, создание проектов, составление кроссвордов, ребусов.
Раздел программы | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический и наглядный материал | Техническое оснаще-ние | Форма подведения итогов (диагностика) |
Предмет и задачи курса. История языка. | Теоретическое занятие | Словесные (рассказ, беседа) | инструкция по ТБ | беседа | |
Развитие письменности на Руси. | Теоретическое занятие Практическое занятие | Словесные (рассказ) | «Азбука кириллицы» | проектор ПК | творческая работа |
Славянский алфавит и его особенности. | Теоретическое занятие Практическое занятие Контрольное занятие | Словесные (рассказ) Практическая работа | «Появление письменности на Руси» | Лингвистичес-кое конструирова-ние | |
Основные ступени развития звуковой системы русского языка. | Теоретическое занятие Контрольное занятие | Словесные (рассказ) | Учебное пособие | Составление кроссвордов | |
Принципы орфографии | Теоретическое занятие Практическое занятие | Словесные (рассказ) Практическая работа | Проверяем свою грамотность | Практикум |
Лексикография. Словари | Теоретическое занятие Практическое занятие | Словесные (рассказ) Практическая работа | Словари. | творческая работа | |
Фразеология | Теоретическое занятие Практическое занятие | Словесные (рассказ) Практическая работа | игры, викторины. | проектор ПК | творческая работа |
Этимология | Теоретическое занятие Практическое занятие | Словесные (рассказ) Практическая работа | Проверяем свою грамотность | Практикум | |
Фонетика | Теоретическое занятие Практическое занятие | Словесные (рассказ) Практическая работа | Вопросы русского произношения и правописания | проектор ПК | Конкурс |
Состав слова и словообразование | Теоретическое занятие Практическое занятие | Словесные (рассказ) Практическая работа | Проверяем свою грамотность | Практикум | |
Происхождение имён и прозвищ. | Теоретическое занятие | Словесные (рассказ) | игры, викторины. | Проект | |
Нормы русского языка. | Теоретическое занятие Практика в форме игры | Словесные (рассказ) | Вопросы русского произношения и правописания «В мире слов» | Игра «Счастливый случай» | |
Из истории частей речи. | Теоретическое занятие Практика в форме игры | Словесные (рассказ) | Проверяем свою грамотность | Практикум | |
Из истории русской пунктуации. | Теоретическое занятие Практика в форме игры | Словесные (рассказ) Практическая работа | Проверяем свою грамотность | Практикум Занимательное стихосложение | |
Стилистика | Теоретическое занятие Практика в форме игры | Словесные (рассказ) | Сценарий игры «Кто ярче» Секреты стилистики | Турнир |
Литература для учащихся:
- Занимательная грамматика русского языка.
- Лингвистические словари.
Литература для педагога:
- Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработка уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2009.
- Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. – Москва: Айрис-пресс, 2009.
- Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Миловидова И. Проверяем свою грамотность. – М.: Рольф, 2009
- Лингвистические словари.
- Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 2008.
- Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики – М., 2004.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2006.
- Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Харитонова О. Занимательная литература: игры, викторины. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Шанский Н.М. В мире слов. – М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка английского языка для вторых классов начальной общеобразовательной школы «Занимательный английский».doc
Курс кружка английского языка во втором классе позволит научить ребенка общаться, развивать речь ребенка на...
Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательное краеведение для детей старшего дошкольного возраста"
Программа была создана в 2007 году на основе занятий, проводимых в подготовительных группах детских садов, начиная с сентября 2006 года. Знания профессионального историка-краеведа ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная математика", 5 класс
В современном образовании стало важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него, знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда пер...
Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная физика"
Дополнительная общеобразовательная программа "Занимательная физика"...
Дистанционная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Занимательное краеведение"
Данная программа знакомит учащихся с историей, традициями, культурой, бытом казаков создаёт обогащенную духовную среду; способствует самореализации индивидуальности ребенка, развивает творческий потен...
Дистанционная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Занимательное краеведение"
Данная программа знакомит учащихся с историей, традициями, культурой, бытом казаков создаёт обогащенную духовную среду; способствует самореализации индивидуальности ребенка, развивает творческий потен...
Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательный компьютер»
Программа разработана для детей младшего и среднего школьного возраста, стремящихся развивать свои творческие способности и желающих освоить работу на компьютере в графических и текстовых редакторах. ...