Урок родной литературы в 6 классе. Тема: «С малой родиной я говорю…»
план-конспект урока (6 класс)

Панова Любовь Николаевна

Урок направлен на пробуждение интереса к истории и литературе родного края. Цель урока - познакомить с современными поэтами Тамбовской области и с ее этнокультурными особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rodn._literatury._s_maloy_rodinoy_ya_govoryu.docx407.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок родной литературы в 6 классе

Тема: «С малой родиной я говорю…» 

Ц/у: познакомить с современными поэтами Тамбовской области и с ее этнокультурными особенностями .

Задачи: обучающие (предметные)познакомить с поэтами Тамбовской области, с судьбой и творчеством композитора Рахманинова и художника Герасимова, чье творчество связано с Тамбовщиной; развивающие (метапредметные):  научить работать со словарями и с различными видами информации; научить сопоставлять и анализировать произведения; воспитательные (личностные):  воспитать чувство патриотизма и любовь к родине на основе произведений Тамбовской области и КЧР.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

1) Российская гражданская идентичность(патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);

2) осознание эстетической ценности русского языка и литературы; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

 

Предметные:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; -излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

Коммуникативные УУД

  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 

Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята…  Меня зовут Любовь Николаевна, я приехала из Тамбовской области и хочу познакомить вас с моей малой родиной.

2. Актуализация

Слова, записанные на доске

…С малой родиной я говорю…
Разве можно тебя не любить?
Сердце здесь наполняется силой.
Без тебя мне не жить, не творить,
Без тебя человеком не быть.

(Валентина Дорожкина)

- Прочитайте, пожалуйста, строки, написанные на доске. Это эпиграф к уроку.Вы знаете, кому принадлежат эти строки? (Нет)

- Эти строки принадлежат принадлежат  В. Дорожкиной. Это моя землячка, она живет в г. Тамбове.   Как вы понимаете эти строки? (О родине, о малой родине)

-Какова основная мысль этих строк? (Без родины жить тяжело, невозможно)

-Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Тема родины)
- Насколько важна малая родина для поэтессы?
(Очень. «Без тебя человеком не быть».)

-А только ли В.Д. задается вопросом важности родины? (….)

- Сегодня на уроке мы попробуем проследить тему родины в стихотворениях тамбовских и карачаево-черкесских поэтов и ответим на вопрос «Так ли важна родина? Можно ли без нее «быть  человеком»? (Проблемный вопрос)  

3. Изучение нового материала.

Наглядность: листы с теорией, листы с краткой биографией и со стихотворениями В. Дорожкиной ,    Назира Хубиева, Аллы Станишевской. Словарь этимологический и толковый.

Класс делится на 3 группы.

А. Задания. (На выполнение – 1,5 мин.- 2 мин.)

1 гр.- несколько слов о поэтессе Валентине Дорожкине (биография); 2 гр. –подготовка выразительного чтения стихотворения В. Дорожкиной «С малой родиной я говорю» ; 3 гр. – нахождение непонятных слов в стихотворениях, определить, что же значит слово «родина».

МАТЕРИАЛ О ПОЭТЕССЕ

Валентина Дорожкина родилась в 1939 г. в Мичуринске Тамбовской области в семье железнодорожника, погибшего в годы Великой Отечественной войны. С 1960 года живет в Тамбове. Окончила   Тамбовский педагогический институт. По окончании работала учителем русского языка и литературы в Знаменском районе. В журнале «Звезда Востока» печатались выполненные ею переводы стихов татарских, узбекских, украинских, карачаевских авторов. Валентина Дорожкина занимается краеведческой работой, собирает сведения о литераторах, связанных с Тамбовским краем.

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЙ

1 группа рассказывает о В. Дорожкиной

- Прочитаем стихотворение (2 группа читает стихотворения).

1. Работа со стихотворением В. Дорожкиной

В. Дорожкина «С малой родиной я говорю»

Снова с берега вдаль я смотрю:
Ты великой, земля моя, стала
Здесь встречаю зарю, провожаю зарю-
С малой родиной я говорю…
Разве можно тебя не любить?
Сердце здесь наполняется силой.
Без тебя мне не жить, не творить,
Без тебя человеком не быть.
Ты взрастила великих людей,
Ты такие таланты питала!
На просторах полей и в тени тополей
Ты чаруешь красою своей…
Снова с берега вдаль я смотрю:
Ты великой, земля моя, стала.
Здесь встречаю зарю, провожаю зарю-
С малой родиной я говорю.

-Определите тему стихотворения

-Как вы понимаете слово родина?

-Встретились ли вам непонятные слова? (Чаруешь)

-Ребята, третья группа, пожалуйста, прочитайте в словаре, что означают слова «чаруешь», «родина» и выясните, откуда произошли эти слова.

  • - ЧАРОВА'ТЬ, ру́ю, ру́ешь, несов. 1. кого-что. Колдовать, наводить чары на кого-что-н. (устар.). 2. кого-что и без доп. Обольщать собою, пленять, производить неотразимое впечатление (книжн.). Ч. своей красотой, молодостью.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова 

Древнерусское слово, известное с XI в., употребляется в современной форме с начала XII в. Встречается во всех славянских языках в значениях «колдовство», «обаяние», «прелесть».

Предполагается, что слово «чары» пришло в наш язык из древнеиндийского и этимологически восходит к глаголу karoti, означающему «делать», «творить», «создавать».

Ро́дина. Общеслав. Суф. производное от род (см.). Исходное значение — «семья», далее «место рождения» (еще у Пушкина) и «отчизна, отечество» (с Державина).

-Какие чувства испытывает к родине поэтесса?

-Как вы понимаете строки:  «Сердце здесь наполняется силой./ Без тебя мне не жить, не творить,/  Без тебя человеком не быть»?

-Почему так думает поэтесса? Вы с ней согласны?

Работа со стихотворением Назира Хубиева

Работа по группам. 1 гр.- рассказ о поэте; 2 гр. – выразительное чтение стихотворения; 3 гр. – ответить на вопрос: есть ли что-то общее в судьбе поэтов?

Хубиев Назир  Ахияевич– (30.06. 1934 - 23.07.2020) Назир Хубиев родился в 1934 году в ауле Верхняя Теберда. Любовь к русскому языку привила первая учительница Мария Павловна Куликова, которая усыновила его после смерти матери. Затем юноша окончил филологический факультет Карачаево-Черкесского государственного пединститута и Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького. Первые стихи были напечатаны в 1955 году в районной газете Киргизии. Большой успех имел сборник стихов «Всадник», вышедший в московском издательстве «Молодая гвардия» в 1971 году.

- Что общего в судьбах этих поэтов? (Подвожу к нужному мне ответу: «Примерно ровесники, военное детство,  любят поэзию, наши современники»)

РОДИНА

Без тебя я – бескрылый орел,

Без тебя я – ущелье безводное,

Без тебя я – себя б не обрел,

Без тебя я – растенье бесплодное.

Без тебя я – потухший очаг,

Без тебя я – что сакля пустая,

Без тебя я – давно бы зачах,

А короче – ничто без тебя я.

-О чем стихотворение Назира Хубиева?

-Как относится к родине поэт? Приведите примеры из текста

-Можно ли жить без родины, по мнению Назира Хубиева?

-Что общего в стихотворениях авторов, с которыми мы сегодня познакомились?

-Только ли поэты воспевают Родину, красоту природы? Можно ли еще как-то выразить любовь к Родине и восхищение природой? (Музыка, живопись)

2. Рассказ о Герасимове

-Сегодня я вас познакомлю с одним из известных и талантливых земляков – художником Герасимовым.     

Ал-др Михайлович  родился 12 августа (по новому стилю) 1881 года в семье купца Михаила Герасимова, проживавшей в двухэтажном доме в городе Козлове, позднее переименованном в Мичуринск. Мальчик с детства увлекался рисованием  и поэтому поступил в Московское училище живописи. Его учителями были Константин Коровин («Зимой», «В лодке») и Валентин Серов («Девочка с персиками»). Любовь к малой родине у художника сохранилась на всю жизнь. «Аромат родных полей и степей привил мне любовь к живописи», — писал Александр Михайлович в своей книге воспоминаний. Он создал много картин, воспевающих красоту родной природы и малой родины. Произведения Александра Михайловича Герасимова, написанные в разные периоды, в различных техниках, объединены темой любви к малой родине. Любовь к тихой и размеренной жизни в маленьком провинциальном городе, которым являлся город Козлов (ныне Мичуринск), художник пронес через всю жизнь и сумел запечатлеть неброскую красоту окружающей природы.

Так на картине «Мастерская в Мичуринске» изображена усадьба отца Михаила Сафроновича Герасимова, где в центре находилась мастерская художника, в стенах которой было создано более сотни известных работ. Картины «Тройка», «Март»,  «Домик на Питейной улице» пронизаны любовью к родине.  

Обратите внимание на картину Герасимова «Мичурин в цветущем саду». На ней изображен еще один известный соотечественник – Иван Владимирович Мичурин. Он из Рязанской губернии, переехал в город Козлов в 1872  г и больше не покидал. Посвятил жизнь науке (селекционер), вывел морозоустойчивые сорта яблок. В 1913 г.  Мичурин отказался от предложения Департамента США переехать на работу в Америку или продать свою коллекцию растений.  

- Можно ли отнести слова В. Дорожкиной к Мичурину? Как вы думаете, почему ученый не покинул Россию и не продал свои разработки?

Каким предстаёт малая родина на картинах Герасимова?

- Как он передает любовь к малой родине в живописи? (Варианты детей)

3. С.В. Рахманинов

- Хочу вам рассказать об известном композиторе, Сергее Васильевиче Рахманинове (1.04.1873 - 28.03.1943). Тому факту, что прославленный композитор родился в Новгородской губернии, порой на Тамбовщине и не придают особого значения, считая, что малая родина композитора – его имение Ивановка (Уваровский район) и имение отца Знаменка (Петровский район).   Итак, в имение он приезжал более двадцати лет (с июня 1890 по апрель 1917 года) каждое лето. Туда он стремился, как вспоминал затем он сам, «или на отдых и полный покой, или, наоборот, на усидчивую работу, которой окружающий покой благоприятствовал». Рахманинов оставил целую галерею замечательных музыкальных пейзажей, большинство из которых создано в Ивановке. Эти произведения отражают эмоциональное состояние композитора, его размышления и влюбленность в Тамбовский край.

Мы хорошо знаем о «Болдинской осени» Пушкина, когда за короткий срок великий поэт создал в тихом уютном местечке целую плеяду выдающихся произведений. Небывалое вдохновение посещало Рахманинова в Ивановке, которая была «его Болдино». Так, с 6 по 20 апреля 1902 года, то есть, всего за 14 дней Сергей Васильевич написал там целых десять романсов! И каждый из них стал шедевром мировой музыки. Среди них: «Сирень», «Отрывок из Мюссе», «Как мне больно», «Перед иконой», «Здесь хорошо» и другие. Живописные рахманиновские «пейзажи», созданные в Ивановке, передают не только картины природы. В них – его представление о душе русского человека, о влюблённости в родной край.

  Просмотр видео по романсу  «Здесь хорошо» (на фоне музыки Рахманинова демонстрация картин Герасимова и Хусейна Гогуева).

D:\КОНКУРС.лучший учительРРЯ\Материалы к открытому уроку\E4s1YXkgJrU.jpgD:\КОНКУРС.лучший учительРРЯ\Материалы к открытому уроку\Гогуев-Х.-А.-Пасмурный-день-2021-к.-м.-65х470.jpg

ЗАДАНИЕ в группах:

- Посмотрите небольшой видеоролик, в котором использованы музыка Рахманинова и  представлены картины Герасимова и художника Карачаево-Черкесии Хусейна Алиевича Гогуева. Задание: 1 гр. – как Рахманинов передает с помощью музыки любовь к природе (охарактеризовать музыку); 2 гр. – как Герасимов передает с помощью красок, холста и кисточки свои чувства по отношению к родному Мичуринску; 3 гр. какой предстает малая родина на полотнах художников?

Проверка заданий через 2- 3  минуты

- Составим кластер «Изображение Родины». Как можно передать любовь в родине? (С помощью поэзии, живописи, музыки, т.е. с помощью искусства)

-Вернемся к судьбе Сергея Вас. Рахманинова. В 1917 году Рахманинов   покинул страну и уехал за границу, так как не принял новой власти, власти большевиков. Но в США (именно туда он уехал) он чувствовал себя одиноко, тосковал по России. Вплоть до 1926 года Рахманинов не писал значительных произведений. Творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Многие знакомые связывали это с глубокой тоской по Родине, которую он ощущал. Рахманинов, несмотря на славу и многочисленные приглашения, общался в основном в среде русских эмигрантов, окружил себя русскими друзьями и русской прислугой, предметами, напоминавшими о Родине. По воспоминаниям родственников, только общаясь с русскими, он был весел и доволен. Только в 1926—1927 годах появляются новые произведения: Четвёртый концерт и три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918—1943) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые, однако, принадлежат к вершинам русской и мировой музыки. Отрицательно относясь к советской власти, Рахманинов тосковал по утраченной старой России, известие о нападении Германии на СССР произвело на него огромное впечатление. В годы Великой Отечественной войны он дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых анонимно направил в фонд Красной армии и советовал всем русским эмигрантам тоже внести свой вклад. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт. По некоторым данным, Рахманинов даже ходил в советское посольство, хотел поехать на Родину незадолго до смерти.

-Как пережил Р. разлуку с родиной?

-Подтверждает ли его жизнь (судьба) слова из стихотворения В.Дорожкиной?

-Остался ли он патриотом, несмотря на отъезд за границу? Какие факты его биографии говорят об этом?

Составление кластера или ментальной карты «Родина в произведениях искусства» (в поэзии, живописи, музыке), скорее всего, на протяжении всего урока или в конце урока как итог. 

4. А.Станишевская

- Не только творческие деятели 20 века восхищаются красотой родины и передают любовь к ней с помощью своих шедевров, но и современные. Хочу познакомить вас с нашей современницей, поэтессой Аллой Станишевской. Она родилась в с. Петровском, окончила МБОУ Избердеевскую сош. По профессии она юрист, но жизнь свою посвятила поэзии. В этом году она награждена за свои стихотворения  литературной премией имени Марины Цветаевой. Послушайте стихотворение Аллы Станишевской.

Россия начинается с тебя

Россия начинается с села,
Россия начинается с деревни,
Здесь свежий воздух, чистая вода,
Здесь стойкий дух традиций древних,

Россия начинается с полей,
Где тёплый запах будущего хлеба,
Россия начинается с корней-
С родителей и с бабушки, и с деда,

Россия начинается с любви
К супруге или к дочери и сыну,
И с верности, которая в крови,
Кто любит, те в невзгодах не покинут,

Россия начинается с тебя,
Она в глазах твоих бездонно-синих,
Россия начинается с меня,
Мы - часть её, и в этом наша сила

-О чем стихотворение?

-Какие чувства испытывает лирический герой (поэтесса, автор)? к родине?

- С чего, по мысли автора, начинается Россия?

-Как вы понимаете строку «Россия начинается с корней»? Какие корни имеет в виду автор?

-Без чего невозможна Россия? (Без любви, без верности)

-Как вы думаете, какую верность подразумевает автор?  (Верность друг другу, традициям, Родине)

-В чем наша сила (народа, который населяет Россию)?

-Какие красочные определения (эпитеты) использует поэт для описания Родины?

-Перекликается ли стихотворение А.Станишевской со стихотворением В. Дорожкиной? Если да, то что в них общего?

-Что общего в стихотворениях авторов, с которыми мы сегодня познакомились?

4. Закрепление.  

-Как можно выразить любовь к родине? (С помощью слов, музыки, красок)

-Давайте доработаем наш …кластер, ментальную карту…(?) «Изображение Родины». Какие будут «грозди»?

- Как отражается родина в живописи?

-Творчество каких поэтов вы узнали?  Составьте с их именами кластер. Как характеризуют они родину?

-Внимание, задание: 1 гр. подберите эпитеты, характеризующие родину в стихотв., запишите их; 2 гр. – как родина изображается в живописи, 3 гр. – в музыке.

-Вернемся к нашему эпиграфу и вопросу, который прозвучал в начале урока. «Так ли важна родина? Можно ли без нее «быть  человеком»? Выскажите свою точку зрения, аргументируйте.

5. Рефлексия

Итог урока. Д/з: перейти по QR-коду, выполнить задание (кроссворд по пройденному материалу)  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

 Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

Открытый урок родной литературы 7 класс

Техническая карта открытого урока родной литературы  7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...

Разработка урока по литературе. 5 класс. Тема " Произведения отечественных писателей XIX – XXI веков на тему детства: А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»."

Технологическая карта урока литературы. Тема урока "Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства: А.Т. Твардовский. Рассказ танкиста" 5 класс. Тип урока: урок открытия но...