Технология эвристического обучения на уроке внеклассного чтения
методическая разработка
На примере стихотворения Н.Дамдинова рассмотрим применение технологии эвристического обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология эвристического обучения | 16.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Эвристическое обучение на уроке внеклассного чтения на примере стихотворению Николая Дамдинова «Родник».
Для создания ЭОС предлагается эвристическое задание. Ученикам предлагается картина пейзажа родного края, на которой изображён родник. С помощью «мозгового штурма» ученики описывают родник, записывают эпитеты. Учитель предлагает словарную работу. Ознакомьтесь со значениями слова Родник в Толковом словаре русского языка Ушакова, какое из этих значений использует автор в своем стихотворении. Выберете один верный вариант.[1]
РОДНИ́К, родника, муж.
1. Ручей, водный источник, текущий из глубины земли, ключ. «Родник между ними из почвы бесплодной, журча, пробивался волною холодной.» Лермонтов. «Сочившиеся из горы родники омывали камень».Федин.
|| перен. Исток, источник, начало чего-нибудь (книжн.). «Если в кругах и в высшем обществе не найдем, чего ищем, то остается одна только кладь или клад, родник или рудник, это живой язык русский, как он живет поныне в народе». Даль.
2. чаще мн. У животных: сосуд, по которому идет молоко в вымя (спец.).
2. ЭОС на данном этапе. Учитель ставит проблемный вопрос: кто из бурятских поэтов писал о роднике? Предлагает вниманию стихотворение «Родник» бурятского поэта Николая Дамдинова [10]. Знакомство с данным произведением учитель проводит в форме ответа на вопросы теста. В групповой или индивидуальной работе учащиеся составляют интеллект-карту с постепенно пополняющимися «продуктами» анализа.
Стихотворение написано по мотивам бурятского фольклора. Подтвердите это цитатами из текста.
Родник (по мотивам бурятского фольклора)
Часть первая:
В детстве мне старики,дружелюбно кивая,
Жизни сложной основы постичь помогая,
Непреложные эти твердили слова,-
Жадно полнилась ими моя голова
Это были пословицы и прибаутки,
Пожеланья,загадки,соленые шутки,
Опыт долгих годов,наблюденья ума,-
И светилась в них мудрость народа сама.
Два- на деле,число несравнимо большое:
Вдвое больше вы сможете если вас двое.
Если две головни-разгореться огню,
Двое-муж и жена-начинают семью.
Гурбалдайские славились три мудреца.
Начинали,степенные,так они речи:
"На три возраста делится жизнь человечья,
В каждом радость своя- их познай до конца".
А четыре?Так это же стороны света.
И пускай в захолустье родился ты где-то,
Но открыты тебе все дороги,мой друг,
На восток и на запад,на север и юг.
Вам буряты пять видов скота назовут:
Конь,корова,овца,да коза,да верблюд.
И о людях,что братством надежным крепки,
Скажут:"Дружные,словно пять пальцев руки"…
3.Стихотворение начинается с числа «2». Какой смысл вкладывали издревле буряты в данное число. Найдите строфу с числом «1», который подтверждает сакральный смысл цифры «2».
Два- на деле, число несравнимо большое:
Вдвое больше вы сможете если вас двое.
Если две головни-разгореться огню,
Двое-муж и жена-начинают семью.
Ответ:
Горы,степи,леса,голубой водоём…
Мир огромный, красуясь,зовёт нас: - Смотрите!-
Нам,любимая, в путь бы все время вдвоём,
Коль один –вполовину мне радость открытий.[10]
4. Существует обычай уважаемым гостям преподносить хадаки. Они бывают 5 цветов и каждый цвет имеет своё значение. Синий хадак цвета синего неба – знак чистоты и спокойствия. Зелёный хадак – символ дерева, означает достаток, урожайность, развитие. Красный хадак символизирует огонь – знак душевной теплоты, любви, сохранности. Жёлтый хадак – символ земли, означает стабильность, уверенность, мудрость. Найдите в стихотворении Николая Дамдинова строки, в которых говорится о значении синего, красного цветов.
5.Прочитайте внимательно первую часть стихотворения. Найдите строки, в которых говорится о предназначении поэта, как творца. С кем сравнивает поэт «заветное слово».
6. « Вам буряты пять видов скота назовут:
Конь, корова, овца, да коза да верблюд…». Ещё какие образы животного мира использует поэт. Что символизируют данные образы, подтвердите цитатами.
7. в «Зерцале мудрости» ЭрдэниХайбзунГалшиева[11] говорится:
1. Вставайте рано,
Как жаворонок в летнюю пору.
Данный возраст человека так же продолжителен,
Как зимний день.
Найдите строки в стихотворении «Родник», в которых также говорится об этом.
8. Известный русский поэт Николай Гумилев в своем стихотворении «Слово» [12] писал:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Найдите строки Николая Дамдинова, в которых поэт также пишет о силе Слова.
Ответ: Слово – сила. И много слову дано.
Но и кем оно сказано,важно нам очень:
Добрый скажет,- и месяц питает оно, Скажет слово плохой, - день испорчен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня зна...
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня зна...
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
Программа и содержание урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации с использованием активных методов обучения.
Представлена разработка урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации . Активные методы обеспечивают решение образова...
Эффективность использования технологии эвристического обучения на уроках английского языка
В данном материале представлен мой опыт работы по применению различных методов эвристической технологии на уроках английского языка на всех ступенях обучения....