Технология эвристического обучения на уроке внеклассного чтения
методическая разработка

На примере стихотворения Н.Дамдинова рассмотрим применение технологии эвристического обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эвристическое обучение на уроке внеклассного чтения на примере  стихотворению Николая Дамдинова «Родник».

Для создания ЭОС предлагается эвристическое задание. Ученикам предлагается картина пейзажа родного края, на которой изображён родник. С помощью  «мозгового штурма» ученики описывают родник, записывают эпитеты. Учитель предлагает словарную работу. Ознакомьтесь со значениями слова Родник в Толковом словаре русского языка Ушакова, какое из этих значений использует автор в своем стихотворении. Выберете один верный вариант.[1]

РОДНИ́К, родника, муж.

1. Ручей, водный источник, текущий из глубины земли, ключ. «Родник между ними из почвы бесплодной, журча, пробивался волною холодной.» Лермонтов. «Сочившиеся из горы родники омывали камень».Федин.

|| перен. Исток, источник, начало чего-нибудь (книжн.). «Если в кругах и в высшем обществе не найдем, чего ищем, то остается одна только кладь или клад, родник или рудник, это живой язык русский, как он живет поныне в народе». Даль.

2. чаще мн. У животных: сосуд, по которому идет молоко в вымя (спец.).

2. ЭОС на данном этапе. Учитель ставит проблемный вопрос: кто из бурятских поэтов писал о роднике? Предлагает вниманию стихотворение «Родник» бурятского поэта Николая Дамдинова [10].  Знакомство с данным произведением учитель проводит в форме ответа на вопросы теста. В групповой или индивидуальной работе учащиеся составляют интеллект-карту с постепенно пополняющимися «продуктами» анализа.

Стихотворение написано  по мотивам бурятского фольклора. Подтвердите это цитатами из текста.

Родник (по мотивам бурятского фольклора)

Часть первая:

В детстве мне старики,дружелюбно кивая,

Жизни сложной основы постичь помогая,

Непреложные эти твердили слова,-

Жадно полнилась ими моя голова

Это были пословицы и прибаутки,

Пожеланья,загадки,соленые шутки,

Опыт долгих годов,наблюденья ума,-

И светилась в них мудрость народа сама.

Два- на деле,число несравнимо большое:

Вдвое больше вы сможете если вас двое.

Если две головни-разгореться огню,

Двое-муж и жена-начинают семью.

Гурбалдайские славились три мудреца.

Начинали,степенные,так они речи:

"На три возраста делится жизнь человечья,

В каждом радость своя- их познай до конца".

А четыре?Так это же стороны света.

И пускай в захолустье родился ты где-то,

Но открыты тебе все дороги,мой друг,

На восток и на запад,на север и юг.

Вам буряты пять видов скота назовут:

Конь,корова,овца,да коза,да верблюд.

И о людях,что братством надежным крепки,

Скажут:"Дружные,словно пять пальцев руки"…

3.Стихотворение начинается с числа «2». Какой смысл  вкладывали издревле буряты в данное число. Найдите строфу с числом «1», который подтверждает сакральный смысл цифры «2».

 Два- на деле, число несравнимо большое:

Вдвое больше вы сможете если вас двое.

Если две головни-разгореться огню,

Двое-муж и жена-начинают семью.

Ответ:

Горы,степи,леса,голубой водоём…

Мир огромный, красуясь,зовёт нас: - Смотрите!-

Нам,любимая, в путь бы все время вдвоём,

Коль один –вполовину мне радость открытий.[10]

   4. Существует обычай уважаемым гостям преподносить хадаки. Они бывают  5 цветов и каждый цвет имеет своё значение. Синий хадак цвета синего неба – знак чистоты и спокойствия. Зелёный хадак – символ дерева, означает достаток, урожайность, развитие. Красный хадак символизирует огонь – знак душевной теплоты, любви, сохранности. Жёлтый хадак – символ земли, означает стабильность, уверенность, мудрость. Найдите в стихотворении Николая Дамдинова строки, в которых говорится о значении синего, красного цветов.

5.Прочитайте внимательно первую часть стихотворения. Найдите строки, в которых говорится о предназначении поэта, как творца. С кем сравнивает поэт «заветное слово».

6. « Вам буряты пять видов скота назовут:

Конь, корова, овца, да коза да верблюд…». Ещё какие  образы животного мира использует поэт. Что символизируют данные образы, подтвердите цитатами.

7. в «Зерцале мудрости» ЭрдэниХайбзунГалшиева[11] говорится:

1. Вставайте рано,

Как жаворонок в летнюю пору.

Данный возраст человека так же продолжителен,

Как зимний день.

Найдите строки в стихотворении «Родник», в которых также говорится об этом.

8. Известный русский поэт Николай Гумилев в своем стихотворении «Слово» [12] писал:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города.

Найдите строки Николая Дамдинова, в которых поэт также пишет о силе Слова.

Ответ: Слово – сила. И много слову дано.

Но и кем оно сказано,важно нам очень:

Добрый скажет,- и месяц питает оно, Скажет слово плохой, - день испорчен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Программа и содержание урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации с использованием активных методов обучения.

Представлена разработка урока внеклассного чтения по теме "Жанр детектива. Великие сыщики в литературе", построенного по технологии модерации .  Активные методы обеспечивают решение образова...

Эффективность использования технологии эвристического обучения на уроках английского языка

В данном материале представлен мой опыт работы по применению различных методов эвристической технологии на уроках английского языка на всех ступенях обучения....