Эффективность использования технологии эвристического обучения на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку на тему
В данном материале представлен мой опыт работы по применению различных методов эвристической технологии на уроках английского языка на всех ступенях обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdravstvuyte.docx | 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я-Косенко Елена Александровна, учитель английского языка МОУ гимназии №1 «Юнона»г. Волгодонска Ростовской области.
Философ и педагог Джон Дьюи сказал: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».
Правильность этих слов можно подтвердить, наблюдая за изменениями в системе современного российского образования. Современные подходы к обучению и воспитанию молодого поколения, требуют поиска эффективных путей реализации содержания образования, ориентированного на развитие обучающихся, учёт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального, личностного и творческого потенциала.
Процессы в современном обществе требуют усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся. Поэтому к преподаванию иностранного языка предъявляются высокие требования.
Основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников. А задачей учителя является создание условий для практического овладения языком каждого обучающегося и правильный выбор продуктивных методов, которые позволили бы каждому обучающемуся проявить свою творческую активность и получать знания не в готовом виде, а добывать их самостоятельно в процессе исследовательской деятельности.
Изменение целей современного образования влечет за собой необходимость формирования универсальных учебных действий (умение учиться) у учащихся начальной школы и на уроках английского языка.
Это подразумевает освоение школьниками таких компонентов учебной деятельности, как: мотивация, учебная цель, учебные задачи и учебные действия.
Одним из ключевых направлений в деятельности учителя при этом является поиск наиболее эффективных методов обучения.А главная цель, которую преследует учитель,- это формирование разносторонне развитой личности, способной к самостоятельному усвоению новых знаний и развитию компетенций.
В связи с этим, проблема развития самостоятельности школьников на уроках английского языка является актуальной и связано это отчасти со спецификой самого предмета «иностранный язык».
При переходе из начальной школы в основную у некоторых учащихся возникают трудности, связанные с неумением ставить цели и двигаться к их достижению; оценивать процесс и результаты своей деятельности по овладению иноязычной речью. Бывает так, что у учеников на среднем этапе отсутствуют хорошие технические навыки чтения и письма, они не умеют самостоятельно строить высказывания в диалогической и монологической форме, а значит, они не настроены на общение на иностранном языке. К сожалению, это ведет к потере мотивации и эмоциональной усталости. Также происходит угасание познавательного интереса, а это не способствует развитию самостоятельности у учащихся.
Передовые педагогические технологии являются механизмом реализации федеральных государственных стандартов в начальной школе, поэтому, работая на опережение, я их учитываю и применяю также в основной школе. В связи с этим, на своих уроках я использую технологию эвристического обучения. При этом сверхзадачей эвристического обучения на уроках английского языка я считаю творческую самореализацию ученика. Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового.
Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.
Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс часто в ситуациях "незнания" истины.
Эвристическая образовательная ситуация – ситуация активизирующего незнания, цель которой – рождение обучающимися личного образовательного продукта (идей, проблемы, гипотезы).
Педагогическим инструментарием учителя при использовании данной технологии служат эвристические методы обучения. На своих уроках чаще всего я использую методы эмпатии (вживания в образ), метод нормотворчества, метод символического и образного видения, метод «мозгового штурма», метод «морфологический ящик»и «интеллект-карта». При этом для меня важно постоянное отслеживание образовательного роста обучающихся. Применение эвристических методов на уроке иностранного языка способствует развитию навыков работы с всевозможными источниками информации, формированию навыков коллективного взаимодействия и развитию рефлексивных умений: осознанию целесообразности, причин успешности/неуспешности собственной учебной деятельности.
В своей работе я использую такие формы занятий, как : эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, интерактивные формы обучения, творческие защиты.
На уроке английского языка я часто даю задания эвристического характера:
- придумать животное, машину, планету, а затем дать им название на английском языке.
- сочинить сказку, стихотворение, загадку, рекламный слоган.
- составить словарь, кроссворд, викторину.
- придумать образ — рисуночный, двигательный, словесный; «оживить» буквы, слова, фигуры.
- изготовить макет, газету, видеофильм.
Эвристическое погружение— форма обучения, при которой происходит вживание в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или историю страны. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций.
Мои учащиеся участвуют во многих дистанционных олимпиадах по английскому языку, где необходимо выполнить задания эвристического характера, предоставляя ученикам возможность творческого самовыражения Примеры заданий: «Письмо Деду Морозу», «Твоя встреча с инопланетянами», часто ученикам предлагают придумать собственное креативное задание.
Деловая игра максимально приближает обучение к реальным условиям. Деловые игры мы проводим в виде разработки и защиты проектов, в форме группового решения задач, в форме «круглого стола», бригадного выполнения творческой работы и т.д. На занятии в игровой форме моделируется деятельность любой организации по решению реальной для нее проблемы.
Получаемые учениками результаты оказываются индивидуальны, многообразны и различны по степени творческого самовыражения.
Наиболее эффективным вариантом для развития творческой реализации ученика на уроках английского языка я считаю использование интеллект-карт, изобретенных учёным Тони Бьюзеном. Интеллект-карта – это наглядный способ представления информации, когда в центре записано понятие, от которого отходят лучами ассоциации или связанные понятия. С младшими школьниками я рисую упрощенные схемы, которые очень похожи на солнце, поэтому учащиеся так и называют их «солнышко».
Это могут быть карты по определенной лексической теме. Тогда эти карты выглядят как огромные солнца со множеством лучей.
Это могут мини-карты для наглядного изображения, например, фразового глагола. Рекомендуется английские и русские слова писать разными цветами, чтобы можно было легко сфокусироваться на одном или другом языке при необходимости.
Это могут быть карты-опоры для описаня определенного объекта или предмета.. Далее лучами выписываются характеристики или словосочетания для описания объекта.
Рисовать интеллект-карты можно не только на бумаге, но и использовать для этого компьютерную программу: ConceptDraw MINDMAP Professional v 4.5.
в качестве домашнего задания я предлагаю ученикам создать интеллект-карту с целью повторения лексики, пересказа текста. Вместо перевода слов можно использовать рисунки, схемы, значки, вырезанные картинки, т.е. вносить личностный компонент.
Интеллект-карты часто применяются мной при планировании урока, для подведения итогов по теме, при систематизации, повторении материала, при работе с текстом, при повторении в начале урока, при сборе необходимого языкового материала.
Рисование интеллект-карты:
-позволяет экономить время при записи материала
- Приносит больше удовольствия, чем механическое переписывание материала
- Помогает концентрироваться на существенных вопросах, а не вопросах второстепенных.
- Разноцветно и многомерно «отрисованная» информация запоминается учеником лучше.
- Стимулирует способность творить, способствует снятию умственного напряжения
Конечно, важно отметить, что применяемые мною методы эвристического обучения с легкостью могут использовать и другие учителя-предметники, например, на уроках русского языка при изучении грамматического и лексического материала; на уроках биологии, географии, истории, литературы для наглядного объяснения определенных тем и систематизации полученных знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии электронного обучения на уроках английского языка в начальной школе
статья...
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках английского языка....
Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка
Данная статья посвящена проблемному обучению детей, их способности добывать знания самостоятельно.Таким образом, проблемное обучение учит детей добывать знания самостоятельно. Иными словами проблемное...
Использование технологии группового обучения на уроках английского языка (из опыта работы, с презентацией)
Данная работа включает в себя теоритическую часть - информация о групповой работе, а также практическую часть - использование данной технологии на уроке английского яыка....
Статья "Использование технологий интерактивного обучения на уроках английского языка"
Интерактивное обучение – способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся форм...
Использование технологии группового обучения на уроках английского языка
Аннотация: В современном образовательном процессе меняется расстановка приоритетов обучения: главным становится личность учащегося, ее развитие, совершенствование,...
Использование технологии разноуровневого обучения на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС
В настоящее время заметно повысилась планка требований к знаниям, умениям и практическим навыкам владения языком международного общения. Запросы общества к качеству обучения английскому языку растут. ...