Рабочая программа по родной литературе
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа по родной литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_literatura_sezs-11.docx | 84.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
СОГЛАСОВАНО Председатель ПМК Каменского филиала ________/Попова О.Н. «___» _____________ 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий филиалом ________/Никонов Н.А. «___» _____________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПВ 03. Родная литература
Базового уровня
Специальность: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Квалификация: техник-строитель
Курс: 1
п. Каменск, 2022 г.
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2012 года, регистрационный № 24480)
- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) с учетом получаемой специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 965 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2014 года, регистрационный № 33818) (далее ФГОС СПО)с учетом:
- примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)),
- рабочей программы воспитания по специальности08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», утвержденной приказом по техникуму № 541 от 24 августа 2021 года
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Политехнический техникум»
Разработчик: Залуцкая Юлия Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 5 | |
2. | СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 8 | |
3. | ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ | 12 |
Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы среднего профессионального образования
Предмет входит в состав учебных предметов по выбору общеобразовательной подготовки предметной области[1] Родной язык и родная литература.
Теоретической базой для освоения предмета с учетом принципа преемственности, основного общего, среднего общего, профессионального образования являются предметы: русский язык, культура речи, история, философия.
Результаты освоения предмета необходимы при изучении русского языка, культуры речи, истории родного края.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов | В т.ч. практическая подготовка2 |
Объем учебной дисциплины | 36 | |
в том числе: | ||
теоретическое обучение (урок, лекция) | 26 | |
лабораторные занятия | - | |
практические занятия | 10 | |
консультации | ||
Промежуточная аттестация в форме зачета |
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПВ.03 Родная литература
1.1 Планируемые личностные результаты по предмету
1.1.1 Планируемые личностные результаты по предмету в соответствии с ФГОС СОО[2]:
ЛРф.1 Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
ЛРф.2 Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
ЛРф.3 Готовность к служению Отечеству, его защите;
ЛРф.4 Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
ЛРф.5 Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
ЛРф.7 Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
ЛРф.8 Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
ЛРф.9 Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
ЛРф.11 Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
ЛРф.13 Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
1.2 Планируемые метапредметные результаты по предмету
1.2.1 Планируемые метапредметные результаты по предмету в соответствии с ФГОС СОО[3]:
МПР.1 Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
МПР.2 Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
МПР.3 Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
МПР.4 Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
МПР.5 Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
МПР.6 Умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
МПР.7 Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
МПР.8 Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
МПР.9 Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения
Приложение 1. Развитие универсальных учебных действий (УУД)
1.3 Планируемые предметные результаты
1.3.1 Планируемые предметные результаты по предмету в соответствии с ФГОС СОО[4]
Требования к предметным результатам освоения базового уровня УПВ.03 Родная литература должны отражать:
ПР1. сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
ПР2. владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
ПР3. владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной
и второстепенной информации;
ПР4. владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
ПР5. знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
ПР6.сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
ПР7.сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
ПР8.способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
ПР9. овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой
специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
ПР10.сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы
1.4. Планируемые личностные результаты реализации программы воспитания5
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны | ЛР 1 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций | ЛР 2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих | ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» | ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России | ЛР 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях | ЛР 6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства | ЛР 8 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры | ЛР 11 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания | ЛР 12 |
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Фольклор и литература Бурятии (10 часов)
Мифы о происхождении мира. Легенды и предания края. Художественности литературы
Бурятии. Жанры народного творчества: легенды, предания, мифы, сказки, улигеры, песни, пословицы, поговорки, загадки – один из истоков литературы Бурятии. Переводные произведения («Море притч», «Бигармижид-хан» и др.). Художественный опыт письменных бурятских памятников.
Тема 1.1.Введение в литературу Бурятии. Устное народное творчество.
Введение в предмет «Родная литература». Устное народное творчество Бурятии. Бурятский фольклор, его особенности, связь с шаманизмом, буддизмом и мифологией монгольских народов.
Тема 1.2.Исторические и лирические песни бурят. Бурятские легенды и предания, их связь с происхождением бурят. Бурятские народные песни, загадки, пословицы, поговорки, благопожелания.
Тема 1.3.Бурятский героический эпос «Гэсэр»
Бурятский героический эпос «Гэсэр». Общая характеристика. Основные идеи «Гэсэра». Поэтика эпоса. Место «Гэсэра» в бурятском фольклоре, история его изучения. Сюжет и композиция.
Тема 1.4.Система образов: образ мира и человека; образ Гэсэра; женские образы и др. Смысл и значение улигерных формул. Природа сравнений.
Тема 1.5. Урок – зачёт «Устное народное творчество”. Тестирование.
Раздел 2. Бурятская литература советского и постсоветского периода (16 часов)
Тема 2.1. Малый жанр (жанр рассказа). К. Балков «Поезда уходят в детство»
Ч.Цыдендамбаев «Охотники за голубыми гусями»;
М.Шиханов «Варежка».
Тема 2.2.Намсараев Хоца Намсараевич (1889-1959)
Хоца Намсараев. Стихотворения: «Благословение матери». Малая проза: сборник рассказов «Так было», «Взыскание долга». Роман «На утренней заре». Мастерство психологических характеристик героев, философское осмысление исторических событий
в произведении. Тема революции 1905-1907 и 1917 г.г.
Тема 2.3.Цыдендамбаев Чимит
Чимит Цыдендамбаев – жизнь и творчество.(2 часа)
Сборник рассказов «Охапка степных цветов». Герои рассказов, их нравственный выбор.
Тема 2.4. Циклы рассказов, рассказ-миниатюра в литературе Бурятии 1960-70-х гг.
Тема 2.5. Урок – зачёт «Проза Бурятии». Тестирование
Тема 2.6.Владимир Митыпов. «Долина бессмертников».
Владимир Митыпов – очерк жизни и творчества. (2 часа)
«Долина бессмертников». Образ главного героя. Особенности сюжета. Возникновение жанра
фантастики в бурятской литературе. «Приход больших обезьян» - сложность чувств и рационализм автоматики.
Тема 2.7.Образ подростка в повести Раисы Белоглазовой «Ритка».
Чудо и печаль в повести. Тема нравственного воспитания человека.
Тема 2.8.Вопросы по повести «Ритка»
Раздел 3. Бурятский роман (10 часов)
Тема 3.1.Жамсо Тумунов «Степь проснулась»
Жизнь и творческий путь бурятского писателя. Бурятская проза послевоенного десятилетия: первый исторический роман «Степь проснулась». Жамсо Тумунов «Степь проснулась» - первый бурятский роман. Тема борьбы в Забайкалье в период гражданской войны.
Тема 3.2.Образ Чингисхана в романе Исая Калашникова «Жестокий век».
Очерк жизни и творчества.
Авторская интерпретация исторических событий. Мастерство писателя в создании литературных характеров, эпохи 12 века. Чингисхан– человек тысячелетия. Гуманистический пафос романа.
«Жестокий век». Книга 1 «Гонимые». Книга 2 «Гонители».
Тема 3.3.Образ Чингисхана в литературе и истории (сравнительный анализ). Просмотр х/ф о Чингисхане.
Тема 3.4.Бальбуров Африкан Андреевич
А.А. Бальбуров. Биография и творческие периоды писателя. Роман «Поющие стрелы». Мастерство писателя в изображении революционных событий в республике. Образы главных героев из простого народа: Ута Мархас, Ондре, Мани, Хали, Мархансая; ссыльного поселенца Кузнецова С.Г., собирателя фольклора и учителя Дорондоева М. Легенда о хондогорах, сказки, диалекты в романе.
Тема 3.5.М. Жигжитов - жизнь и творчество писателя.
Роман «Подлеморье». Становление Советской власти в Байкальском Подлеморье. Враги новой веры. Образы главных героев романа: Воуль, Магдауль, Волчонок, Иннокентий Мельников, Филантий Король, Человек и природа, нравственные идеалы в романе. Борьба за новую жизнь.Образ главного героя Магдауля, Волчонка – истинных знатоков и хранителей веры, обычаев, природы. Особенности стиля и лексики в произведении. Знание народных традиций и обрядов, жизни простого народа.
Раздел 4. Лирика. «Певцы родной земли» - творчество поэтов Бурятии. Стихи бурятских поэтов о родном крае, о
людях родной земли. (6 часов)
Тоонто – символ «малой» родины в бурятской поэзии. Ц.Жамбалов «Юрта», В.Петонов «Держава ранних жаворонков», М.Самбуев «Таёжный снег», Б.Дугаров «Золотое седло», «Городские облака», Ц.Галсанов «Черёмуха», Дондок Улзытуев «Моя Сибирь», Владимир Петонов «Облепиха», Дамба Жалсараев «Резьба по небу», Николай Дамдинов «На этой планете», «Четыре неба», Владимир Липатов «Первый час весны», Михаил Шиханов «Моя Сибирь», «Песнь рассвету» и др. Семинар по лирике поэтов Бурятии. Новые поэтические формы в поэзии. Заучивание наизусть, создание своих поэтических сборников, «Поэты Бурятии»
Тема 4.1.Певцы родной земли. О творческом пути Н. Дамдинова и Н. Нимбуева.
Тема 4.2.Стихи бурятских поэтов о родном крае, о людях родной земли, о Байкале.
Тема 4.3.Поэзия Д. Улзытуева и Б. Дугарова. ДондокУлзытуев, очерк жизни и творчества. Выразительное чтение и анализ стихотворений по выбору учащихся.
Раздел 5. Культура и обычаи бурятского народа (20 часов)
Тема 5.1.«Храм души» Степана Лобозерова. Бурятская драматургия.
Тема 5.2.Кинодраматургия Бурятии.
Тема 5.3.Абидуев Бавасан Доржиевич (1909-1940)
Тема 5.4. Басни Г. Чимитова, их сравнение с баснями С. Михалкова.
Тема 5.5.Быт и обычаи бурятского народа
Тема 5.6.Бурятская музыкально – инструментальная культура.
Устно – слуховая традиция восточного музицирования. Бурятское оперное творчество, балет, симфоническая музыка.
Тема 5.7.Театры Бурятии.
Тема 5.8.Воины Бурятии на фронтах Великой Отечественной войны. Наши односельчане на войне.
Тема 5.9.Бурятия на современном этапе. История развития нашего села.
5.10.Урок – защита рефератов. Театры Бурятии.
6. Итоговое зачетное занятие по курсу «Родная Литература» (2 часа)
Темы индивидуальных проектов:
- Кто такие буряты?
- Бурятский героический эпос «Гэсэр».
- Культура и быт народов Бурятии
- Бурятский фольклор, его особенности, его связь с шаманством, буддизмом и мифологией монгольских народов.
- Бурятские легенды и предания, их связь с происхождением бурят
- Народные песни, загадки, пословицы, поговорки, благопожелания
- Бурятская литература 19 века. Формирование бурятской литературы.
- Бурятская литература 20-х годов 20 века.
- Бурятская литература 30-х годов 20 века.
- Литература периода Великой Отечественной войны.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3.1. Тематический план учебного предмета Родная литература
№ п.п. | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Коды личностных результатов реализации программы воспитания | |||
Кол-во часов | Урок (У), лекция (Л), семинар (С) Консультация (К) | Лабораторное занятие (ЛЗ), практическое занятие (ПЗ) | В т.ч. в форме практической подготовки (ПрП) | |||
1 | Введение в литературу Бурятии. Устное народное творчество. | 2 | Л | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
2 | Исторические и лирические песни бурят. | 2 | Л | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
3 | Бурятский героический эпос «Гэсэр» | 2 | Л | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
4 | Система образов эпоса «Гэсэр» | 2 | Л | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
5 | Урок – зачёт «Устное народное творчество”. Тестирование. | 2 | ПЗ | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
6 | Урок – зачёт «Проза Бурятии». Тестирование | 2 | ПЗ | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
7 | Владимир Митыпов. «Долина бессмертников». | 2 | Л | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
8 | Образ подростка в повести Раисы Белоглазовой «Ритка» | 2 | Л | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
9 | Разбор вопросов по повести Раисы Белоглазовой «Ритка» | 2 | Л | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
10 | Жамсо Тумунов «Степь проснулась» | 2 | Л | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
11 | Образ Чингисхана в романе Исая Калашникова «Жестокий век». | 2 | Л | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
12 | Образ Чингисхана в литературе и истории (сравнительный анализ) | 2 | Л | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
13 | Бальбуров Африкан Андреевич | 2 | Л | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
14 | М. Жигжитов - жизнь и творчество писателя. | 2 | Л | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
15 | Стихи бурятских поэтов о родном крае, о людях родной земли, о Байкале. | 2 | ПЗ | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
16 | Кинодраматургия Бурятии. | 2 | Л | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
17 | Урок – защита рефератов. | 2 | ПЗ | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
18 | Зачетное занятие | 2 | ПЗ | ЛР1,ЛР3, ЛР4, ЛР5 | ||
Консультации | 0 | |||||
Промежуточная аттестация в форме зачета | ||||||
ИТОГО | 36 | 26 | 10 |
Приложение 1
к рабочей программе
Развитие универсальных учебных действий (УУД)
[1] Предметные области и соответствующие предметы указаны в таблице «Примерный учебный план» Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрено решением ФУМО по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)) на стр. 510 и Приложении 1 к данному макету.
[2] Из перечня п.7 раздела II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС СОО преподавателю необходимо указать только те личностные результаты, для формирования которых будут созданы условия на учебных занятиях и/или внеучебной деятельности обучающихся.
[4] Из перечня п.9 раздела II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС СОО преподавателю необходимо указать предметные результаты, для формирования которых будут созданы условия на учебных занятиях и/или внеучебной деятельности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе
Рабочая программа по родной литературе, 6 класс, по ФГОС ООО...
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая программа по родной литературе в 12 классе
12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 10 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...