Рабочая программа учебного предмета "Родной язык (русский)"
рабочая программа (10, 11 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с положениями ФГОС среднего общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_rodnoy_yazyk_10-11_klassy.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сахалинское государственное казенное
специальное учебно-воспитательное общеобразовательное
учреждение закрытого типа
Приложение
к основной образовательной
программе среднего общего образования
(ФГОС 2021 СОО)
СГКСУВОУ закрытого типа с. Костромское,
утвержденной приказом по ОУ
№ 122 – Д от 30.08.2023 г.
Рабочая программа учебного предмета
«РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
10-11 классы
Срок реализации 2 года
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 10-11 классов составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования второго поколения и Программы по русскому языку для 10-11 классов (авторы Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова и др.; учебник «Русский язык. 10-11 классы» под редакцией Л. М. Рыбченковой. — М.: «Просвещение», 2020).
Место учебного предмета «родной язык (русский)» в учебном плане
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» рассчитано на общую учебную нагрузку в объёме 34 часа: 10 класс — 17 часов, 11 класс — 17 часов.
Содержание учебного предмета «родной язык (русский)»
10 класс
Язык и его функции. Речь. Культура речи. (3)
Язык и его функции. Писатели о языке и речи.
Речь. Культура речи. Стихотворение С. Острового «Первородство».
Орфография. Стихотворение В. Шефнера «Это так, а не иначе».
Лексика и лексическая стилистика (4)
Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.
Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.
Словари. «Собиратели слов» (По В. Одинцову).
Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.
Состав слова и словообразование (1)
Словообразование и стилистика.
Этимология. Этимологические словари.
Грамматика и грамматическая стилистика (2)
Назначение грамматики. Тексты Л.К. Граудиной и В. Белова.
Морфология и стили речи.
Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К. Дмитриев.
Части речи и их происхождение.
Морфология
Имя существительное (5)
Имя существительное и его роль в художественных текстах.
Собственные имена существительные в литературе.
«Журавли» Н. Рубцова и Р. Гамзатова.
Употребление падежных форм имен существительных.
Употребление несклоняемых имен существительных.
Имя прилагательное (2)
Трудности в употреблении имен прилагательных.
Употребление имен прилагательных в художественной литературе.
11 класс
Морфология
Имя числительное (1)
Употребление числительных в речи и художественной литературе.
Местоимение (1)
Употребление местоимений в речи.
Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.
Глагол (4)
Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.
Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.
Причастие (2)
Употребление причастий в речи и в художественной литературе.
Деепричастия (3)
Деепричастие как часть речи.
Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.
Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П. Ершова «Конек-горбунок»)
Наречие (2)
Правила написания наречий.
Употребление наречий. В. Короленко «Все-таки впереди – огни!»
Служебные части речи (2)
Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»
Употребление частиц и междометий в художественной литературе.
Язык и культура (2)
Языковая картина мира. К.Д. Ушинский. «О родном языке».
Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край», «Добро».
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Говорение и письмо:
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Тематический план. 10 класс
Тема | Кол-во часов | |
Язык и его функции. Речь. Культура речи | 3 | |
Лексика и лексическая стилистика | 4 | |
Состав слова и словообразование | 1 | |
Грамматика и грамматическая стилистика. | 2 | |
Морфология. Имя существительное | 5 | |
Имя прилагательное | 2 | |
Итого | 17 |
Тематический план. 11 класс
Морфология. Имя числительное. | 1 | |
Местоимение. | 1 | |
Глагол. | 4 | |
Причастие. | 2 | |
Деепричастие. | 3 | |
Наречие. | 2 | |
Служебные части речи. | 2 | |
Язык и культура. | 2 | |
Итого | 17 |
Календарно-тематический план. 11 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Календарная дата |
Употребление числительных в речи и художественной литературе. | 1 | 4.09 | |
Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе. | 1 | 11.09 | |
Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи. | 1 | 18.09 | |
Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». | 1 | 25.09 | |
Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения. | 1 | 2.10 | |
Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему. | 1 | 9.10 | |
Употребление причастий в речи и в художественной литературе. | 1 | 16.10 | |
Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В. Перов. «Дети, бегущие от грозы».) | 1 | 23.10 | |
Деепричастие как часть речи. | 1 | 13.11 | |
Употребление деепричастий в фольклоре и литературе. | 1 | 20.11 | |
Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П. Ершова «Конек-горбунок») | 1 | 27.11 | |
Правила написания наречий. | 1 | 4.12 | |
Употребление наречий. В. Короленко «Все-таки впереди – огни!» | 1 | 11.12 | |
Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?» | 1 | 18.12 | |
Употребление частиц и междометий в литературе. | 1 | 25.12 | |
Языковая картина мира. К.Д. Ушинский. «О родном языке». | 1 | 15.01 | |
Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край», «Добро». | 1 | 22.01 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 6 класса по програм-ме М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского
Настоящая программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса по программе
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержа...
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 9 класса к учебнику В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой и др....
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов)
Примерная рабочая программа учебного предмета "Родной (русский) язык для общеобразовательных организации с обучением на русском языке разработана в соответствии ФГОС....
Рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык" для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса
Календарно-тематическое планирование...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...
Рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020-2021 учебный год
В данном материале содержится рабочая программа учебного курса Родной русский язык на 2020 - 2021 учебный год. Программа разработана на основе: «Рабочих программ. Русский язык. Предметная линия ...