Рабочая программа 2022-2023 учебный год
календарно-тематическое планирование
Каледарно-тематическое планирование 11кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родной русский 11 | 61.24 КБ |
Родная литература 11 | 63.17 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5
города Каменск-Шахтинского
ПРИНЯТО: на Педагогическом совете Протокол №1от 30.08.2022г. Председатель______Гайдукова С.П. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ лицея №5 __________Гайдукова С.П. Приказ № 120-О от 31.08.2022г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
среднего общего образования
Родной (русский) язык
для 11 А класса
Учитель: высшей квалификационной
категории Попова О.В.
РАССМОТРЕНА: на методическом объединении учителей филологического цикла Протокол №1 от 30.08.2022г. Руководитель МО___________Попова О.В. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ___________Пороло Т.А.. |
2022год
Оглавление стр.
1. Пояснительная записка 3
2. Планируемые результаты учебного предмета 10 3. Содержание учебного предмета 13 4. Календарно-тематическое планирование 18
.Раздел. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. № 637-р
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ лицея №5.
- Рабочая программа воспитания среднего общего образования МБОУ лицея №5.
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках
народов Российской Федерации».
Изучение родного (русского) языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разныхсферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Реализация указанных целей достигается посредством индивидуализациипроцесса образования (ИОТ), высокого уровнямежпредметности, метапредметности (межпредметной интеграции), взаимосвязи способов организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся по совершенствованию владения УУД посредством интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Важнейшими задачами учебного предмета «Родной язык (русский)» являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но
и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной (русский) язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании учебного предмета «Родной (русский) язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Место учебного предмета.
Согласно учебному плану МБОУ лицея №5 на 2022-2023 учебный год на изучение родного (русского) языка в 11 классе отводится 17часов( 0,5 часа 34 учебных недели). Согласно Календарному учебному графику МБОУ лицея № 5 на 2022-2023 учебный .год в 11 ест классе –16.5часов.
Речь. Речевая деятельность с 6 часов на 5.5 часов
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры при изучении предмета «родной (русский) язык» конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки:формирование основ гражданской идентичности личности на базе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учѐтом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться от первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еѐсамоактуализации: формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
2 Раздел. Планируемые результаты освоения предмета «Русский (родной) язык»
ФГОС среднего общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
1) личностным, включающим:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности; готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; наличие мотивации к обучению и личностному развитию; целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели
и строить жизненные планы;
2) метапредметным, включающим:
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию
в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
3) предметным, включающим:
освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда
и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе
и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта
и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических
и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности.
Физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях,
в том числе при создании учебных и социальных проектов; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативных решений;
работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации
и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач
с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты.
Предметная область «Родной язык и родная литература» предусматривает изучение государственного языка республики и (или) родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка.
Распределение предметных результатов освоения и содержания учебных предметов «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» и «Родная литература» разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС с учётом ПООП по учебному предмету и утверждается Организацией самостоятельно.
Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации (базовый уровень)- требования к предметным результатам освоения базового курса родного языка и (или) государственного языка республики Российской Федерации должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и значении родного языка в жизни человека, общества, государства; сформированность ценностного отношения
к родному языку; представлений о взаимосвязи родного языка и родной культуры,
об отражении в родном языке российских традиционных духовно-нравственных ценностей;
2) совершенствование умений аудирования, чтения, говорения и письма, обеспечивающих эффективное взаимодействие в ситуациях формального
и неформального межличностного и межкультурного общения, умений свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы; использовать языковые средства в соответствии с ситуацией и сферой общения;
3) формирование умений переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая тексты разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.); создание вторичных текстов, редактирование собственных текстов;
4) систематизация знаний о функциональных разновидностях родного языка
и функционально-смысловых типах речи; совершенствование навыков анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности на родном языке;
5) систематизация знаний об изобразительно-выразительных возможностях родногоязыка;совершенствованиеуменийопределятьизобразительно-выразительные средства языка в тексте;
6) систематизация знаний о родном языке как системе и развивающемся явлении, его уровнях и единицах, закономерностях его функционирования; формирование представлений о формах существования родного языка;
7 ) развитиекультурывладения родным языком с учётом егофункциональных возможностей; свободное использование активного словарногозапаса, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка;
8) систематизация знаний о языковых нормах родного языка; применение
знаний о них в речевой практике; оценивание собственной и чужой речи с точки
зрения правильности использования языковых средств и соответствия языковым
нормам;
9) совершенствование умений использовать правила речевого этикета
народном языке в различных сферах общения, включая интернет-коммуникацию;
10) развитие умений переводить текст / фрагменты текста с родного языка
на русский язык и наоборот; развитие умений применять словари и справочники,
в том числе информационно- справочные системы в электронной форме (при
их наличии).
. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Учебно-методическое обеспечение:
Алексеев Ф. Все правила русского языка. Пособие для учителей и
школьников. – М.: «Издательство АСТ» 2015
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.:
Дрофа 2018
На ЕГЭ и ОГЭ. 9-11 классы. Ростов-на-Дону: Легион.2019
Цыбулько, Васильевых, Иванов: ЕГЭ 2022 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов.- М.: Национальное образование 2022.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
Онлайн-тест. OnlineTestPad
Онлайн-школа Skyeng https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/sasapenoma
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/
УЧИ.ру.https://uchi.ru/
ФГБНУ«Федеральный институт педагогических измерений» https://fipi.ru/
«ЯКласс» https://www.yaklass.ru/
«Кабинет русского языка и литературы» http://ruslit.ioso.ru
«Я иду на урок Русского языка» http://rus.1september.ru/urok
Рабочее место учителя оборудовано персональным компьютером; интерактивной доской.
3.Раздел. Содержание учебного предмета Родной (русский) язык (16.5часов/ 33 урока)
Раздел 1. Язык и культура (2.5 ч. =5 уроков)Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания. Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.
Раздел 2. Культура речи (8.5 часов= 17 уроков.)Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет. Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5.5ч –уроков 11)Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.
Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толс
Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Из них | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания: | |
Кр.р | Твор.раб. | ||||
1. | Язык и культура | 2.5 | Вх.д. | 2 | установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; |
2. | Культура речи | 8.5 | 2 | 1 | использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; |
3. | Речевая деятельность. Текст. | 5.5 | 1 | 1+проект | организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. |
| ИТОГО: 16.5 по 0,5 | 33ур | 3 | 4 |
4.Раздел. Календарно-тематическое планирование«Родной (русский) язык» 11 класс.
№ урока | Тема урока | дата |
1. | ЯЗЫК И КУЛЬТУРА 2,5ч 1.Язык и речь. Язык и художественная литература | 6.09 |
2. | 2.Входная диагностическая работа. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания | 13.09 |
3. | 3.Р/р Практическая работа №1 с текстами русских писателей (Ю.П.казаков. Рассказ «Во сне ты горько плакал» или по выбору). | 20.09 |
4 | 4.Н. Помяловский о разнообразии языка | 27.09 |
5 | 5.Р/р Практическая работа № 2 с текстами русских писателей (фрагмент повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда» или по выбору) | 4.10 |
6. | КУЛЬТУРА РЕЧИ 8,5 Ч. 1.Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | 11.10 |
7. | 2.Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии | 18.10 |
8. | 3.Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. | 25.10 |
9. | 4.Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей | 8.11 |
10. | 5.Р/р Творческая работа №3 «Употребление фразеологизмов в художественной литературе» | 15.11 |
11. | 6.Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества» | 22.11 |
12. | 7.Контрольная работа № 1в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского языка» | 29.11 |
13. | 8.Анализ контрольной работы | 6.12 |
14. | 9.Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. | 13.12 |
15. | 10.Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов. | 20.12 |
16. | 11.Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами. | 27.12 |
17. | 12.Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи | 10.01 |
18. | 13.Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении | 17.01 |
19. | 14.Этапы делового общения | 24.01 |
20. | 15.Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении. | 31.01 |
21 | 16. Контрольная работа № 2 в форме теста по теме «Грамматические нормы русского языка» | 7.02 |
22 | 17.Анализ контрольной работы | 14.02 |
23. | РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕКСТ 5.5часов 1.Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация | 21.02 |
24. | 2.Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты | 28.02 |
25. | 3.Признаки текста. Виды связей предложений в тексте | 7.03 |
26. | 4.Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста. | 14.03 |
27. | 5.Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. | 4.04 |
28 | 6.Реферат | 11.04 |
29. | 7.Р/р № 4 Составление сложного плана и тезисов глав роман Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей» или по выбору учителя.. | 18.04 |
30. | 8.Контрольная работа № 3 в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка» | 25.04 |
31. | 9.Анализ контрольной работы | 2.05 |
32. | 10.Разработка и защита проекта по предложенной теме | 16.05 |
33. | 11.Подведение итогов | 23.05 |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №5
города Каменск-Шахтинского
ПРИНЯТО: на Педагогическом совете Протокол №1от 30.08.2022г. Председатель______Гайдукова С.П. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ лицея №5 __________Гайдукова С.П. Приказ № 120-О от 31.08.2022 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
среднего общего образования
Родная (русская) литература
для 11 А класса
Учитель: высшей квалификационной
категории Попова О.В.
РАССМОТРЕНА: на методическом объединении учителей филологического цикла Протокол № 1от 30.08.2022г. Руководитель МО___________Попова О.В. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР _____________Пороло Т.А.. |
2022год
Оглавление.
стр.
1. Пояснительная записка 3
2. Планируемые результаты учебного предмета 6 3. Содержание учебного предмета 9
4. Календарно-тематическое планирование 21
1.Раздел. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература»для 11 класса средней общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 413.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.3685-21 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. № 637-р
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ лицея №5.
- Рабочая программа воспитания среднего общего образования МБОУ лицея №5.
- Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» для 10-11 классов под ред. Бабкиной М.В., зав. кафедрой социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 16 января 2013 г. N НТ-41/08 "О перечне "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации"
Рабочая программа литературного образования в 11 классе представляет собой завершение «линейного» рассмотрения историко-литературного материала, начатого в 9 классе.
Программа 11 класса способствует средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечить достижение следующих целей:
1) создать условия для освоения содержания произведений русской родной литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
2) создать условия для сформированности представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского (родного) языка;
3) создать условия для сформированности компетенции учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
4)создать условия для развития компетенции выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
5) создать условия для развития компетенции анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознания художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
В основе концепции преподавания предмета «Родная (русская)литература »
в 11классе— идея расширения спектра процессуальных читательских умений школьников, их систематизация и интеграция в комплексные итоговые умения (систему читательской деятельности), развитие читательской культуры и читательской самостоятельности в контекстуальном поле мировой культуры и диалога языков искусств. Расширение спектра процессуальных читательских умений школьников обеспечивается решением следующих задач:
- актуализация сформированных ранее читательских умений;
- развитие рефлексии и выявления недостаточности читательского опыта для решения отдельных учебных задач;
- формирование потребности восполнения пробелов в метапредметных и предметных знаниях;
- актуализация осознания ценности культурных и литературных традиций, в том числе родного края, жизни и творчества писателей-земляков;
- организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся
- мотивирование участия в конкурсном движении школьников;
- организации работы с архивными материалами, источниками СМИ и Интернет-ресурсами; взаимодействия с музеями, информационно-культурными центрами, библиотеками;
Общая характеристика учебного предмета.
Как часть образовательной области «Родной русский язык и родная русская литература» учебный предмет «Родная (русская) литература» тесно связан с предметом «Родной русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие старшему школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции. Курс «Родная литература (русская литература)» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Место учебного предмета.
Согласно учебному плану МБОУ лицея № 5 на 2022-2023 учебный год на изучение предмета «Родная (русская) литература » в 11 классе отводится 17 часов ( 0,5 часа в неделю, 34 учебных недели).
Согласно Календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на 2022-2023 учебный год в 11 ест классе -16.5 ч.
Проблемно-тематический блок « Личность – история – современность» с 4 часов на 3.5 часов
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уроки родной русской литературы развертывают перед учениками картину литературного процесса в его историческом движении, смене литературных направлений, эволюции художественных методов.Родная литература формирует представления о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;систему гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства; эстетический вкус как ориентира самостоятельной читательской деятельности эмоциональную культуру личности и социально значимого ценностного
отношения к миру и искусству;развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; основные эстетические и теоретико-литературные понятия как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
2 Раздел. Планируемые результаты учебного предмета.
ФГОС среднего общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
1) личностным, включающим:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности; готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; наличие мотивации к обучению и личностному развитию; целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели
и строить жизненные планы;
2) метапредметным, включающим:
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к участию
в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
3) предметным, включающим:
освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе
и окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта
и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества; осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических
и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии
с их функциями и назначением; готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа; сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
Эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности.
Физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью; потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; расширение опыта деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися программы среднего общего образования у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность
к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов; вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях,
в том числе при создании учебных и социальных проектов; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду; уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативных решений;
работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации
и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач
с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям; предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность
за решение; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности.
принятие себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности; признавать свое право и право других на ошибки; развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Предметные результаты.
Родная литература (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса родная литература должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и значении родной литературы
в жизни человека и общества; включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как носителям культуры своего народа;
2) осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным становлением личности; понимание родной литературы
как художественного отражения традиционных духовно-нравственных российских
и национально-культурных ценностей;
3) сформированность устойчивой мотивации к систематическому чтению
народном языке как средству познания культуры своего народа и других культур на основе многоаспектного диалога, уважительного отношения к ним; как форме приобщения к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры;
4) понимание родной литературы как особого способа познания жизни,
культурной самоидентификации; сформированность чувства причастности к истории, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;
5) владение основными фактами жизненного и творческого пути национальных писателей и поэтов; знание и понимание основных этапов развития национальной литературы, ключевых проблем произведений родной литературы, сопоставление их с текстами русской и зарубежной литературы, затрагивающими общие темы или проблемы;
6) умение выявлять идейно-тематическое содержание произведений родной литературы разных жанров с использованием различных приемов анализа
и понятийного аппарата теории литературы; владение умениями познавательной, учебной проектно-исследовательской деятельности;
7) сформированность умения интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения родной литературы на историко-культурной основе, сопоставлять их с произведениями других видов искусств, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий; владение умением использовать словари и справочную литературу, опираясь на ресурсы традиционных библиотек и электронных библиотечных систем;
8) сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях языка родной литературы и умений самостоятельного смыслового и эстетического анализа художественных текстов;
9) владение умением создавать самостоятельные письменные работы разных жанров (развернутые ответы на вопросы, рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, сочинения, эссе, доклады, рефераты и др.).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Учебно-методическое обеспечение:
Белокурова С.П., Сухих И.Н.Книга для учителя «Русская литература в 11
классе»- М: Академия 2020.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
Онлайн-тест. OnlineTestPad
Онлайн-школа Skyeng https://edu.skysmart.ru/teacher/homework/sasapenoma
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/
УЧИ.ру.https://uchi.ru/
ФГБНУ«Федеральный институт педагогических измерений» https://fipi.ru/
«ЯКласс» https://www.yaklass.ru/
«Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru/urok
Интернет-ресурсы - Художественная литература:
http://www.klassika.ru–Библиотека классической русской литературы http://www.ruthenia.ru–Русская поэзия 60-х годов.
Методические материалы:
http://www.rol.ru–Электронная версия журнала «Вопросы литературы» http://www.1september.ru–Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru–Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Рабочее место учителя оборудовано персональным компьютером; интерактивной доской.
3.Раздел. Содержание учебного предмета (16.5 часов/ 33 урока).
Как и в примерной ООП СОО по учебному предмету «Литература», в рабочей программе по учебному предмету «Родная (русская)литература» предложен модульный принцип формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей России, ее культурой и традициями.
Проблемно-тематический блок «Личность» (1,5ч):
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к читателю.
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности.
Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья» (4,5ч):
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести.
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ Машеньки как символ далекой родины.
Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного времени в романе, история деревни Пекашинокак олицетворение мужества простого русского народа в военные времена, душевная красота членов семей Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых.
А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы, ответственность людей за тех, кто рядом.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство» (5ч):
И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе.
А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи Гражданской войны, особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского.
Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести.
В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в рассказе, проблема межнациональных отношений.
З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе, тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений,
система пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши Тишина.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация» (3.5ч):
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи». Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова.
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе, опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность» (4ч):
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции.
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей». Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романах.
В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в рассказе. Трагедия поколения «совка» в книге С.А.Алексиевич «Время секондхэнд»
Тематическое планирование.
№ | Раздел. | кол-во часов | Из них | Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания: | |
Кр.р. | Пр. | ||||
1. | Проблемно-тематический блок «Личность» | 1,5 | установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; | ||
2. | Проблемно-тематический блок «Личность и семья» | 4,5 | включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; | ||
3. | Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство» | 5 | 1 | инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. | |
4. | Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация» | 2 | привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; | ||
5. | Проблемно-тематический блок « Личность – история – современность» | 3.5 | 1 | использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; | |
ИТОГО : 16.5* 0.5= 33 урока | 16.5 | 1 | 1 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование «Родная (русская) литература» 11 класс.
№ урока | Раздел учебного курса. Тема урока. | Дата |
1 | «ЛИЧНОСТЬ» 1,5 часа 1.А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к читателю | 6.09 |
2 | 2.Входная диагностическая работа. М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности | 13.09 |
3 | 3.Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал» | 20.09 |
4 | «ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ» 4,5 часа 1.Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда» | 27.09 |
5 | 2.Образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда» | 4.10 |
6 | 3.Своеобразие конфликта в романе В.В. Набокова «Машенька» | 11.10 |
7 | 4.Образ Машеньки как символ далекой родины в романе В.В. Набокова «Машенька» | 18.10 |
8 | 5.Народная правда военного времени в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры» | 25.10 |
9 | 6.История деревни Пекашино в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры» как олицетворение мужества простого русского народа в военные времена | 8.11 |
10 | 7.Душевная красота членов нескольких семейств: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых – в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры». | 15.11 |
11 | 8.Нравственная проблематика пьесы А.Н.Арбузова «Жестокие игры» | 22.11 |
12 | 9.Ответственность людей за тех, кто рядом, в пьесе А.Н. Арбузова «Жестокие игры» | 29.11 |
13 | «ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО – ГОСУДАРСТВО»5 часов 1.Русский национальный характер в рассказе И.А. Бунина "Иоанн Рыдалец". К/р сочинение | 6.12 |
14 | 2.Отражение событий эпохи Гражданской войны в романе А.Н.Островского «Как закалялась сталь». | 13.12 |
15 | 3.Особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского «Как закалялась сталь» | 20.12 |
16 | 4.Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести | 27.12 |
17 | 5.Э. Веркин. «Облачный полк». Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести | 10.01 |
18 | 6.Человек и государственная система в рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный» | 17.01 |
19 | 7.Проблема межнациональных отношений в рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный». | 24.01 |
20 | 8.Законы морали и государственные законы в романе З. Прилепина «Санькя» | 31.01 |
21 | 9.Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений в романе З. Прилепина «Санькя» | 7.02 |
22 | 10.Система пространственных образов романа З.Прилепина «Санькя» как отражение эволюции главного героя Саши Тишина | 14.02 |
23 | «ЛИЧНОСТЬ – ПРИРОДА – ЦИВИЛИЗАЦИЯ» 2 часа 1.Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова (стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи») | 21.02 |
24 | 2. «Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне» | 28.02 |
25 | 3.Современная цивилизация в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны» | 7.03 |
26 | 4.Опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны» | 14.03 |
27 | «ЛИЧНОСТЬ – ИСТОРИЯ – СОВРЕМЕННОСТЬ» 3.5часа 1.И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции | 4.04 |
28 | 2.Роль личности в истории (дилогия Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей») | 11.04 |
29 | 3.Роман Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском | 18.04 |
30 | 4.Образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей» | 25.04 |
31 | 5.Трагедия периода раскулачивания в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых» | 2.05 |
32 | 6. Зачёт «Основные проблемы и темы русской художественной и публицистической литературы XX-XXI вв.» | 16.05 |
33 | 7. Трагедия поколения «совка» в книге С.А.Алексиевич «Время секондхэнд».Подведение итогов. | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 2022-2023
Аннотация к рабочей программе по Алгебре для 7-9 классов по УМК Ю. М. Колягин, М. В. Ткачёва, Н. Е. Фёдорова, М. И. Шабунин Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС о...
Рабочие программы 2022-2023 учебный год
Аннотация к рабочей программе по Алгебре для 7-9 классов по УМК Ю. М. Колягин, М. В. Ткачёва, Н. Е. Фёдорова, М. И. Шабунин Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС о...
Рабочие программы 2022-2023 учебный год
Аннотация к рабочей программе по Алгебре для 7-9 классов по УМК Ю. М. Колягин, М. В. Ткачёва, Н. Е. Фёдорова, М. И. Шабунин Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС о...
рабочая программа 2022-2023 по английскому языку
Календарно-тематическое планирование 10 класс...
рабочая программа 2022-2023 по английскому языку
Календарно-тематичесое планирование 9 класс...
Рабочие программы 2022-2023 учебный год по новым ФГОС для 1 - 4 и 5 - 6 классов
При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы з...
Рабочие программы 2022-2023 учебного года
Рабочие программы по прдемету ОБЖ разработанные в соотвествии конструктуру рабочих программ...