Развитие читательской грамотности у детей средней и старшей школы
материал по литературе
«Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_vystuplenie.docx | 24.1 КБ |
sutyagina_e.ya_._shkola_no22.pptx | 188.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Прошлым летом я прошла дистанционные курсы по повышению курсы квалификации, тема которых звучала так: «Формирование грамотности чтения и развития письменной речи у учащихся образовательных организаций для всех ступеней школьного образования, в т.ч. с ОВЗ» и начала задумываться о том, как полученные знания наиболее эффективно использовать при работе со своими учениками. Выбрала подходящие приёмы, которые, по моему мнению, помогут не только повысить читательскую грамотность, а это неотъемлемая часть образовательного процесса, но и понравятся детям, и «закрутила» их в работе. Я знаю, что многие пользуются подобными приёмами, но напомнить о том, что они есть и побыть на месте учащихся, думаю, стоит.
«Читательская грамотность» — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Итак,
- Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Главным требованием - произведение должно быть незнакомым для учащихся, обладать динамичным сюжетом, небольшим объемом. Поэтому данный прием начала практиковать при изучении таких рассказов, как «Васюткино озеро» В. Астафьева, «После бала» Л.Толстого, «Легенда о Данко» М.Горького и др. Ученики с большим интересом вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков и т.д., становясь внимательным и вдумчивым читателем (слушателем). Важно, что каждый ученик вдумчиво относится к тексту произведения, тогда оно становится ему ближе, понятнее, ему хочется читать и слушать дальше, чтобы понять, почему именно так разворачиваются события, почему именно эти чувства испытывает герой.
- Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
- Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Заполнение таблицы ЗХУ
В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока.
В начале урока, на основе ответов учащихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю».
Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать учащихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?
В конце урока, на этапе рефлексии, учащиеся делают выводы и записывают в третьей графе то, что узнали.
В зависимости от возрастной категории учеников, таблицу можно модифицировать и использовать в работе вариант, более понятный и интересный детям. Так, например, в начальных классах проще будет применить следующую формулировку: «Уже знал (или догадывался). Узнал. Осталось непонятным». Главное, помнить о цели метода — развитие навыков самостоятельной работы с имеющейся информацией.
- Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
- Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
- Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы.
- Для выявления фактуальной информации использую прием составления венгерских кроссвордов (в прямоугольник вписаны в им. падеже факты из изучаемого текста). Необходимо найти и объяснить слова.
Венгерский кроссворд представляет собой поле из клеток, в которые уже вписаны буквы ответов. В цепочке клеток, составляющих каждый ответ, соседние клетки должны соприкасаться сторонами, как в игре в «балду». Слова-ответы не пересекаются и не имеют общих клеток с другими словами. Эта головоломка значительно проще кроссворда и часто публикуется в детских изданиях (с ребусами или иллюстрациями вместо определений). Также венгерский кроссворд может быть использован как часть другой головоломки — например, взамен опущенных определений классического или скандинавского кроссворда. Часто после разгадывания венгерского кроссворда на поле остаются «лишние» буквы — из них (по порядку или анаграммой) составляется общий ответ на головоломку.
Как я уже сказала выше, на уроках нужно не только удовлетворить свои потребности как учителя, а именно, научить детей читать правильно и осмысленно, но и сделать так, чтобы им было интересно. Лучшим способом, я считаю, организовать на уроке игру. И хочу предложить некоторые приёмы:
При закреплении изученного материала:
- «Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.
- «Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали).
- «Древо мудрости» - сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки. Такой приём можно использовать не только на уроках литературы, но и биологии, географии, истории и т.д
Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.
В заключении хочу отметить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» (И.Г. Песталоцци).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
«Читательская грамотность» - Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Приём «Чтение с остановками» Главное требование – произведение должно быть незнакомым для учащихся, обладать динамичным сюжетом, небольшим объёмом. Например, « Васюткино озеро» В.Астафьева , «После бала» Л. Толстого, «Легенда о Данко» М. Горького и др.
Приём « Синквейн » первая строка – тема синквейна , одно слово, существительное или местоимение; вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы; третья строка – три глагола или деепричастия , рассказывающие о действиях темы; четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме; пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать» знаю узнал Хочу узнать Уже узнал (догадывался) узнал Осталось непонятным
Приём «Уголки» Можно использовать на уроках литературы при составлении характеристики героев какого-либо произведения .
Приём «Написание творческих работ» П редлагаю детям написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.
Приём «Создание викторины» 1 . Что семья Отиса обнаруживает в библиотеке? А) Кровавое пятно Надпись «Убирайтесь!» на стене Заржавевшие цепи 2.Что миссис Отис предлагает привидению? Микстуру от кашля Теплый свитер Съездить на воды и полечить себе горло 3. Откуда на самом деле бралось в библиотеке кровавое пятно? Приведение убивало мелких животных и рисовало пятно их кровью Оно рисовало пятно красками, украденными у Вирджинии Оно воровало с кухни куски мяса и использовало эту кровь
Составление венгерского кроссворда И Г Е Р А С И М Т Б А Р Ы Н Я Б А С Ь К Г Л Б Г Т К Я А Н М В А Ь У Т П О У О В Я Т У И Е М Е Р Н И И Т Р У А И А Ш О О Е С М Л К Р Я Н Н С Ь А И.Тургенев «Муму»
При закреплении изученного материала: «Мим-театр» «Крестики-нолики» «Древо мудрости»
«Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» И.Г. Песталоцци.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический семинар " Приёмы развития читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла в условиях малокомплектной школы"
Сегодня мы с вами обсуждаем такую, по моему стойкому убеждению, важную тему, как читательская грамотность. К сожалению, современные дети не очень любят читать, и уж тем более не любят читать такие про...
Развитие читательской грамотности у детей
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать....
«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»
laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...
Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии
Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...
Итоговая работа по курсу "Технологические и методические основы формирования читательской грамотности у обучающихся средней и основной школы
Аргументация текста читательской грамотности "Декоративно прикладное искусство и человек"....
« Школа современного учителя. Развитие читательской грамотности»
Выступление на методическом объединении «Филология» на тему: «...
«Функциональная грамотность: развиваем в средней и старшей школе. Модули»
В современном динамически развивающемся обществе значительно расширилось содержание понятия «грамотность». Наряду с традиционной интерпретацией грамотности (умение человека читать, писать ...