Рабочая программа по родному (татарскому)языку, 5 класс
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по родному (татарскому)языку для 5 класс татарских школ соответствует ФОП 2023 года. Имеются
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ,
Оценочный материал (диктанты, излоения)
Критерии и нормы оценивания
Скачать:
Предварительный просмотр:
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФОП ООО учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область «Родной язык и родная литература» и является обязательным для изучения. В 5 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Содержание обучения в 5 классе.
Язык и речь. Культура речи.
Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Текст.
Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста.
Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.
Работа с текстами о татарском языке, его роли среди других языков.
Разделы науки о языке.
Фонетика. Графика.
Закон сингармонизма. Органы речи.
Согласные звуки. Гласные звуки.
Слог. Типы слогов.
Ударение. Интонация.
Фонетический анализ.
Орфоэпия.
Понятие об орфоэпии татарского языка.
Лексикология.
Лексическое значение слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Заимствованные слова.
Профессиональная лексика.
Устаревшие слова. Историзмы. Неологизмы.
Фразеологизмы.
Морфемика и словообразование.
Корень слова.
Аффиксы. Основа.
Способы словообразования в татарском языке.
Морфология.
Части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное.
Глагол. Изъявительное наклонение. Категория времени. Глаголы настоящего времени. Глаголы прошедшего времени. Глаголы будущего времени. Вспомогательные глаголы.
Наречие.
Послелоги и послеложные слова.
Частицы.
Союзы. Сочинительные союзы.
Синтаксис.
Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения.
Однородные члены предложения.
Распространенное и нераспространенное предложение.
Календарно-тематическое планирование по родному ( татарскому)языку 5 класса
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |||
Всего | Контр. работы | ||||||
План | Факт | ||||||
Язык и речь. Культура речи (8ч.) | |||||||
1. | Взаимосвязь языка и культуры. | 1 | Туган тел (татар теле). 5 сыйныф. Беренче кисәк (antat.ru) Татарский язык: большой электронный свод // URL: http://www.antat.ru/ru/tatzet; | ||||
2. | Устная и письменная речь. | 1 | |||||
3. | Диалогическая и монологическая речь. | 1 | |||||
4. | Диалогическая и монологическая речь. | 1 | |||||
5 | Составление диалогов, монологов | 1 | |||||
6 | Речевые формулы приветствия, прощания | 1 | |||||
7 | Речевые формулы просьбы, благодарности | 1 | |||||
8 | Речевые формулы просьбы, благодарности | 1 | |||||
Текст (9ч.) | |||||||
9 | Работа с текстом. | 1 | |||||
10 | Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. | 1 | |||||
11 | Выборочное изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. | 1 | |||||
12 | Сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. | 1 | |||||
13 | Сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. | 1 | |||||
14 | Изложение «Нинди әйбәт!”/ “Как хорошо!” | 1 | 1 | ||||
15 | Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. | 1 | |||||
16 | Работа с текстами о татарском языке, его роли среди других языков | 1 | |||||
17 | Работа с текстами о татарском языке, его роли среди других языков | 1 | |||||
Разделы науки о языке. Фонетика. Графика.(16 час.) | |||||||
18 | Разделы науки о языке. Фонетика. Графика. | 1 | |||||
19 | Закон сингармонизма | 1 | |||||
20 | Закон сингармонизма | 1 | |||||
21 | Органы речи | 1 | |||||
22 | Согласные звуки | 1 | |||||
23 | Согласные звуки | 1 | |||||
24 | Гласные звуки | 1 | |||||
25 | Гласные звуки | 1 | |||||
26 | Гласные звуки . Словарный диктант | 1 | 1 | ||||
27 | Слог. Виды слогов. | 1 | |||||
28 | Слог. Виды слогов. | 1 | |||||
29 | Ударение | 1 | |||||
30 | Интонация | 1 | |||||
31 | Диктант по теме “Фонетика и орфография” “Керпе һəм аның балалары” /Еж и ежата/ | 1 | 1 | ||||
32 | Фонетический анализ | 1 | |||||
33 | Фонетический анализ | 1 | |||||
Орфоэпия. Понятие об орфоэпии татарского языка (17 час.) | |||||||
34 | Орфоэпия. Понятие об орфоэпии татарского языка | 1 | |||||
35 | Лексикология. Лексическое значение слова | 1 | |||||
36 | Лексическое значение слова1 | 1 | |||||
37 | Профессиональная лексика. | 1 | |||||
38 | Синонимы | 1 | |||||
39 | Синонимы | 1 | |||||
40 | Антонимы | 1 | |||||
41 | Омонимы | 1 | |||||
42 | Омонимы | 1 | |||||
43 | Сочинение “ Әгәр мин тылсымчы булсам” “”Если б я был бы волшебником” | 1 | 1 | ||||
44 | Устаревшие слова. | 1 | |||||
45 | Историзмы | 1 | |||||
46 | Проектная работа «Лексикология» | 1 | 1 | ||||
47 | Заимствованные слова. | 1 | |||||
48 | Неологизмы. Словарный диктант | 1 | 1 | ||||
49 | Фразеологизмы, их значения. | 1 | |||||
50 | Фразеологизмы, их значения. | 1 | |||||
Морфемика и словообразование (6) | |||||||
51 | Корень слова. | 1 | |||||
52 | Корень слова. Аффиксы. Основа. | 1 | |||||
53 | Аффиксы. Основа | 1 | |||||
54 | Аффиксы. Основа | 1 | |||||
55 | Способы словообразования в татарском языке | 1 | |||||
56 | Изложение “Песнәк белән Әнисә” /”Аниса и синица” | 1 | 1 | ||||
Морфология (36 час.) | |||||||
57 | Морфология как раздел грамматики. Классификация частей речи. | 1 | |||||
58 | Части речи :самостоятельные, служебные, модальные. | 1 | |||||
59 | Имя существительное как часть речи. | 1 | |||||
60 | Имя существительное, его морфологические свойства. | 1 | |||||
61 | Имя существительное, его синтаксические свойства. | 1 | |||||
62 | Нарицательные и собственные имена существительные. Словарный диктант | 1 | 1 | ||||
63 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | |||||
64 | Число, падеж и категория принадлежности имени существительного. | 1 | |||||
65 | Образование имен существительных. | 1 | |||||
66 | Морфологический анализ имен существительных. | 1 | |||||
67 | Имя прилагательное. Образование имен прилагательных | 1 | |||||
68 | Имя прилагательное как часть речи, его общекатегориальное значение. | 1 | |||||
69 | Морфологические свойства имени прилагательного | 1 | |||||
70 | Синтаксические функции имени прилагательного | 1 | |||||
71 | Степени прилагательных. | 1 | |||||
72 | Степени прилагательных. | 1 | |||||
73 | Сочинение “ Минем яраткан ел фасылым” / “Мое любимое время года” | 1 | 1 | ||||
74 | Местоимение как часть речи, его общекатегориальное значение. | 1 | |||||
75 | Морфологические свойства, синтаксические функции местоимения | 1 | |||||
76 | Разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Склонение местоимений. | 1 | |||||
77 | Имя числительное как часть речи, его общекатегориальное значение. | 1 | |||||
78 | Морфологические свойства, синтаксические функции имени числительного | 1 | |||||
79 | Склонение числительных по падежам. | 1 | |||||
80 | Контрольный диктант «Урман чишмәсе” | 1 | 1 | ||||
81 | Глагол. Изявительное наклонение. | 1 | |||||
82 | Категория времени .Глагол настоящего времени | 1 | |||||
83 | Глагол прошедшего времени. | 1 | |||||
84 | Глагол будущего времени | 1 | |||||
85 | Вспомогательные глаголы | 1 | |||||
86 | Наречие. Словарный диктант | 1 | 1 | ||||
87 | Служебные части речи: послелоги и послеложные слова. | 1 | |||||
88 | Частицы | 1 | |||||
89 | Частицы | 1 | |||||
90 | Союзы | 1 | |||||
91 | Сочинительные союзы | 1 | |||||
92 | Тест “Морфология” | 1 | 1 | ||||
Синтаксис (10час.) | |||||||
93 | Синтаксис как раздел грамматики. | 1 | |||||
94 | Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего | 1 | |||||
95 | Главные члены предложения. Способы выражения сказуемого | 1 | |||||
96 | Проектная работа “Служебные части речи” | 1 | 1 | ||||
97 | Однородные члены предложения | 1 | |||||
98 | Второстепенные члены предложения | 1 | |||||
99 | Второстепенные члены предложения | 1 | |||||
100 | Итоговый тест | 1 | 1 | ||||
101 | Распространенное предложение | 1 | |||||
102 | Нераспрастраненное предложение | 1 | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 14 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Казан: Тат. кит. нəшр., 1977. – Т. 1. – 476 б.;
Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 2. – Казан: Тат. кит. нəшр., 1979. – 726 б.;
Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: 3 томда. – Т. 3. – Казан: Тат. кит. нəшр., 1981. – 832 б.;
Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: IV том: Л – Р. – Казан: ТƏһСИ, 2018. – 760 б.;
Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: V том: С–Т. – Казан: ТƏһСИ, 2019. – 908 б.;
Татар теленең аңлатмалы сүзлеге: VI том: У–Я. – Казан: ТƏһСИ, 2021. – 912 б.;
Ханбикова Ш. С. Татар теленең синонимнар сүзлеге / Ш. С. Ханбикова, Ф.С. Сафиуллина. – Казан: Татар. кит. нəшр., 2014. – 263 б.;
Əдиплəребез: библиографик белешмəлек: 2 томда: 1 том / төз. Р. Н. Даутов, Р. Ф. Рахмани. – Казан: Татар. китап нəшр., 2009. – 750 с.;
Əдиплəребез: библиографик белешмəлек: 2 томда: 2 том / төз. Р. Н. Даутов, Р. Ф. Рахмани. – Казан: Татар. китап нəшр., 2009. – 734 с.;
Исəнбəт Н. С. Татар халык мəкальлəре. 3 томда: 1 том. – Казан: Татар. кит. нəшр., 2010. – 623 с.; Исəнбəт Н. С. Татар халык мəкальлəре. 3 томда: 2 том. – Казан: Татар. китап нəшр., 2010. – 749 с.; Исəнбəт Н. С. Татар халык мəкальлəре. 3 томда: 3 том. – Казан: Татар. китап нəшр., 2010. – 799 с.; Татар грамматикасы / ред. Ф. М. Хисамова. – Казан: ИЯЛИ, 2015. – Т. 1. – 512 б.;
Татар грамматикасы / ред. Ф. М. Хисамова. – Казан: ИЯЛИ, 2016. – Т. 2. – 432 б.;
Татар грамматикасы: өч томда / проект җит. һəм автор М.З. Зəкиев. – Тулыландырылган 2 нче басма.– Казан: ТƏһСИ, 2017. – III. т. – 536 б.;
Татар лексикологиясе / ред. Г. Р. Галиуллина. – Казан: ИЯЛИ, 2015. – Т. 1. – 352 б.;
Татар лексикологиясе / ред. Г. Р. Галиуллина. – Казан: ИЯЛИ, 2016. – Т. 2. – 392 б.;
Татар лексикологиясе: өч томда / проект җит. М.З. Зəкиев; ред. Г. Р. Галиуллина. – Казан: ТƏһСИ, 2017. – Т. III. 1 кис. – 536 б.;
Татар лексикологиясе: өч томда / проект җит. М.З. Зəкиев; ред. Г. Р. Галиуллина. – Казан: ТƏһСИ, 2018. – Т. III. 2 кис. – 464 б.;
Детский журнал «Ялкын» («Пламя»).;Научно-методический журнал «Мəгариф» («Магариф»).;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Гиниятуллина Л. М., Шакурова М. М. Туган телне укыту методикасының бүгенге көн проблемалары.– Казан: Вестфалика, 2018. – 120 б.;
Максимов Н. В. Технология обучения татарскому языку на основе моделей речи = Сөйлəм калыпларына нигезлəнеп, татар теленə өйрəтү технологиясе. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2015. – 253 с.; Сəгъдиева Р. К., Хөснетдинов Д. Х. Татар теленнəн презентациялəр. – Казан: Мəгариф-Вакыт, 2016. –664 слайд.; Татар теле (кагыйдəлəр, методик киңəшлəр, анализ үрнəклəре, биремнəр). Абитуриентлар, укытучылар, студентлар өчен. / Р. Х. Мирзаһитов, Р. К. Сəгъдиева, Д. Х. Хөснетдинов. – Казан: Мəгариф-Вакыт, 2017. – 191 б.; Татар теленнəн тестлар һəм мөстəкыйль эш биремнəре. Синтаксис. / Р. К. Сəгъдиева, Р. Х.Мирзаһитов. – Казан: Ихлас, 2014. – 60 б.; Харисов Ф. Ф. Татар теле: яңача укыту юнəлешлəре // Татарский язык: современные тенденции обучения. – Казань, 2015. – 53 с.;Харисов Ф. Ф. Заманча белем бирү технологиялəре // Современные технологии обучения. – Казан, 2015. – 62 б.; Шəкүрова М. М., Юсупов А. Ф., Хөснетдинов Д. Х. Татар урта гомуми белем бирү оешмаларында татар телен укыту методикасы. – Казан: Казан ун-ты нəшр., 2015. – 110 б.;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека художественных произведений на татарском языке // URL: http:// Kitapxane.at.ru ; Видеоуроки на родном (татарском) языке // URL: https://disk.yandex.ru/d/aWuDx4MPotjxQg/; Интерактивная мультимедийная энциклопедия // URL: www.balarf.ru; Институт развития образования РТ // URL: http://www.irort.ru; Министерство образования и науки РТ // URL: http://mon.tatarstan.ru ; Озвученный русско-татарский онлайн-словарь // URL: www.ganiev.org;
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАУЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Шəкүрова М. М., Юсупов А. Ф., Хөснетдинов Д. Х. Татар урта гомуми белем бирү оешмаларында татар телен укыту методикасы. – Казан: Казан ун-ты нəшр., 2015. – 110 б.;
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Татар теленнəн тестлар һəм мөстəкыйль эш биремнəре. Синтаксис. / Р. К. Сəгъдиева, Р. Х.Мирзаһитов. – Казан: Ихлас, 2014. – 60
ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Оценочный материал
Изложение.
Песнәк белән Әнисә.
Кыш көне иде. Көннәр үтә салкынаеп китте. Суык бабай стеналарга китереп суга, шарт-шарт итә. Тышка чыксаң, борынны чеметә. Кошларның хәле бик авырайды. Аларга ашарга табу кыенлашты. Беркөнне Әнисәләрнең тәрәзәсенә сары түшле песнәк килеп кунды. Тәрәзә пыяласын чукырга тотынды.
— Әни. песнәк нигә тәрәзәне чукый? — дип сорады Әнисә.
— Күрәсең ич тышта нинди салкын. Аның ашыйсы килгән,— диде әнисе.
— Алайса, мин аны ашатыйм,— диде Әнисә, форточканы ачты да бер кисәк туңмай куйды. Песнәк бик шатланды. Канат кагып, Әнисәгә рәхмәт әйтте. Күз ачып йомганчы майны ашап та бетерде. Шул көннән алып, песнәк бик ияләшеп китте. Көн саен бер вакытта тәрәзәгә килеп куна торган булды. Тора-бара ул ачык тәрәзәдән өйгә дә керә башлады. (108 сүз)
Контроль диктант (фонетика темасына)
Серле табигать.
Ап-ак җәймәле юлым мине һаман алга дәшә. Минем үземә дә урман буйлап сәяхәт итүе җанга рәхәтлек бирә. Әнә янәшәдә генә яшь усак ботаклары белән сыйланган пошилар. Мин аларны тын гына күзәтәм, курыкмасыннар. Чөнки үзем дә алардан бераз шүрлим бугай ла!
Кышның да гомере кыска ич. Әнә көн үзәгендә кояш, елмаеп, якты нурларын уйнатып ала. Димәк, тиздән Җир-анабыз ерганаклар буйлап кар суларын агызыр. Ә без кар суында көймәләр агызып уйнарбыз. Язгы күкрәүне бар тереклек түземсезлек белән көтә ич! Кошкайларым да, һавада очынып, язгы туйларын башлар. Җәнлекләр дә, йокыларыннан уянып, алны-ялны белмичә, үзенә пар эзләр. И табигать, нинди серле, сихерле син! Рәхмәт сиңа!..
(101 сүз) (Д.Гайнетдиновадан)
Бирем: 1.Яшь, гомере, кояш, ерганаклар, җанга сүзләрендәге аваз һәм хәрефләрне күрсәтергә.
2. Бирелгән схемаларга туры китереп өчәр мисал язарга:
ТС-ТСТ, ТС-ТС-ТС, ТС-ТСТ-ТСТ, ТСТ-ТС-ТСТ
Лексика темасына диктант
Март
Кыш бетә, ә яз башлана. Көндезге кояш кар ныгытмаларын вата. Бөтен җирдә тамчы тамганы ишетелә.
Иртән өстә кояш балкый, аста кар ялтырый. Өйләр янында чыпчыклар күңелле чыркылдый һәм күгәрченнәр гөрләшә. Урманда тукраннар барабан кагалар. Март аенда урман да җылына. Агач ботакларында бөреләр бүртә. Каен, талларның ботаклары соргылт төскә керә.
Һәркайда сыерчыклар өчен оялар куела. Карга, чәүкә, саесканнар күлләвектән су эчә.
(60 сүз) (Н.Сладковтан)
Бирем.
1. Билгеләнгән сүзләрнең антонимнарын язарга: көндезге, иртән, җылына.
2.Тексттан күчерелмә мәгнә кулланылган җөмләне күчереп язарга.
Контроль изложение
“Керпе”
Мин куак төбендә керпе күрдем. Керпеләрнең тычкан тотканын беләм. Мин аны өйгә алып кайттым. Чәнечкеле йомгакны идән уртасына куйдым һәм язарга утырдым. Үзем керпегә карыйм. Ул үзенә карават астында урын тапты.
Кич белэн мин лампа яндырдым. Шулвакыт керпе карават астыннан йөгереп чыкты. Ул, лампаны күреп, урамда ай чыккандыр дип уйлагандыр. Керпеләр ай яктысында аланнарда йөрергә яраталар бит. Ул бүлмәне урман аланы дип белеп йөри башлады.
Мин газетаны идәнгә куеп, йокларга яттым. Үзем бүлмәдә керпенең кыштыр-кыштыр йөргәнен тыңлыйм. Керпе тиз генә газетаны энәләре белән эләктерде һәм почмакка алып китте. Ултизарадагазетаданүзенәчынояясады.
Шулайитеп, керпеминдә тора башлады. Чәйэчәргәутыргансаен, кунагымныонытмыйм: савытынаһәрвакытсөт салам яки күмәч бирәм.
(115 сүз) (М.Пришвиннан)
Диктант
Алмаз бабай бакчасы
Алмаз бабайның бакчасы Хәкимне генә түгел, башка балаларны да үзенә тарта. Андый алма бакчасы авылда бер генә шул.
Хәкимнең бу алма бакчасына кергәне бар. Ул үзенең матурлыгы һәм төрле җиләк-җимешләре, алмалары белән тирә-якта дан тота. Бабай үзе дә гел шунда кайнаша: җир йомшарта, чүп утый, яралы, авыру агачларны дәвалый. Ә җәйләрен анда чия, кура җиләге, тагын башка җимешләр берсе артыннан берсе пешеп тора. Көз көне хуш исле, тәмледән-тәмле, төрледән-төрле алмалар, алланып пешеп, агач ботакларында бәйрәм утлары кебек эленеп торалар. Өз дә аша, өз дә аша… (88 сүз.) (Л. Закировадан)
Биремнәр
1. Тексттан алмашлыкларны табып, асларына сызарга.
Рәссам Лотфулла Фәттаховның “Игеннәр өлгерде” картинасы буенча сочинение.
(презентация куела)
Терәк сүзләр. Иң матур чак , күксел рәшә , зәңгәрсу урман, яссы таулар , алтын- сары төс , аяз күк , җәйге челлә , басу киңлеге , ягымлы йөз , мөлаем йөзле , хезмәт дәрте , зур уңышлар , икмәк байлыгы – ил байлыгы , хезмәт шатлыгы , кеше тудырган муллык , байлык , матурлык , каерылып уңган арыш , тәҗрибәле аксакал, агроном, бригадирлар һ.б .
Еллык контроль диктант.
Керпе һәм аның балалары.
Быел керпе дөньяга биш бала китерде. Нәниләр ялангач тудылар, күзләре дә ачылмаган иде. Берничә сәгать эчендә алар ап-ак йомшак инәләр белән капландылар. Керпе балаларын үстерү мәшәкате белән яшәде. Бераздан бәләкәй керпеләрнең күзләре ачылды, ак инәләре кучкыл һәм нык чәнечкеләр белән алышынды. Яшь керпеләр йомгакланып төрелергә һәм сүтелергә өйрәнделәр. Әниләре яши торган алан керпе балалары өчен чын мәктәп иде. Керпе һәр көнне балаларын шунда алып чыга. Бөҗәкләр, коңгызлар эзләргә өйрәтә. Тычкан сукмагын да карыйлар. Гөмбәләр белән танышалар. Керпе кайчагында бака я елан белән очраша, аларны ботарлый. Яшьләр әниләре биргән дәрестән яшәү күнегүләре алалар. Әниләре балаларына ай буе сөтен имезде. Ә көз якынлашкач, аларны мөстәкыйль тормышка озатты. Ана керпегә бик кыен булды. Чөнки аларның аерылышулары мәңгегә иде. (115 сүз) (М.Рәфиков) З.Н.Хәбибуллина.5-11нче сыйныфлар. Диктантлар җыентыгы.
Бирем: Беренче җөмләдә ия белән хәбәргә сызарга, сүз төркемнәрен билгеләргә.
Критерии и нормы оценивания
Нормы оценки знаний, умений и навыков призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по родному языку. В них устанавливаются:
- единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами родного языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
- единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
- объем различных видов контрольных работ;
- количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках родного языка проверяются:
- знание полученных сведений о языке;
- орфографические и пунктуационные навыки;
- речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по родному языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика необходимо руководствоваться следующими критериями: полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного; языковое оформление ответа.
Отметка «5»ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка«2»отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка («5»,»4»,»3») ставится не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается:
для 5 класса – 80-90 слов,
для 6 класса – 90-100 слов,
для 7 класса – 100-110слов,
для 8 класса – 110-130слов,
для 9 класса – 130-150 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
для 5 класса – 10- 15 слов,
для 6 класса – 15-20 слов,
для 7 класса -20-25 слов,
для 8 класса – 25-30 слов,
для 9 класса – 30-40 слов.
До конца первой четверти (в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на неизученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической и одной негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или
3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или
7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
В 5 классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено
7 орфографических и 7пунктуационных ошибок,
или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок,
или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,
или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 отметки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил 90% задания верно.
Отметка«4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 75% заданий.
Отметка«3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее 51% заданий.
Отметка«2» ставится за работу, в которой не выполнено более 50% заданий, или не выполнено ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выставлении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка«5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка«4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-3 ошибки.
Отметка«3» ставится за диктант, в котором допущено 4-6 ошибок.
Отметка«2» ставится за диктант, в котором допущено от 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинение, изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста для подробного изложения:
в 5 классе – 100-120 слов,
в 6 классе – 120-130 слов,
в 7 классе – 130-150 слов,
в 8 классе – 150-170 слов,
в 9 классе – 170-200 слов.
Сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по родному языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по родной литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по родной литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинения и изложения учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Оценка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» |
| Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка (негрубая) |
«4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
«3» |
| Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок |
«2» | 1.Работа не соответствует теме. 2.Допущено много фактических неточностей. 3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Часты случаи неправильного словоупотребления. 4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениям со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5.Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок |
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления, наличие оригинального замысла.
Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Примечания:
1.При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 — 3 — 2, 2—2—3; «3» ставится при соотношениях: 6—4 — 4, 4 — 6—4, 4 — 4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя, по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (татарскому) языку. 3 класс
3 нче сыйныф өчен туган телдән эш программасы түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде: МБГБУ “Р.Ш.Фәрдиев исемендәге татар гимназиясе”нең башлангыч гомуми белемнең төп белем...
рабочая программа по родному (татарскому языку) для 5-го класса
Курсның эчтәлегеЯлгызлык һәм уртаклык исемнәре.Тартым һәм килеш белән төрләнгән исемнәрнең берлек һәм күплек сандагы кушымчаларын аера белү.Тамыр, кушма парлы, тезмә исемнәрнең ясалышы, аларның сөйләм...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса разработана в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной...
Рабочая программа по родному(татарскому) языку 7-9 классы
Рабочая программа по родному (татарскому) языку 7-9 классы...
Рабочая программа по родному ( татарскому языку) для 1 класса
Рабочая программа для 1 го класса по родному языку...
Рабочая программа по родному (татарскому)языку для татарских школ, 6 класс
Рабочая программа по родному (татарскому)языку для 6 класс татарских школ соответствует ФОП 2023 года....