Рабочая программа внеурочной деятельности " Эрзяночка" в 5-9 классах
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Степакина Татьяна Михайловна

Рабочая программа внеурочной деятельности " Эрзяночка" по родному языку(эрзянскому) в 5-9 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erzyanochka_5-9_kl.docx165.19 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к программе внеурочной деятельности « Эрзяночка» 5-9 класс

Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 5-9 класса и реализуется на основе следующих документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от

29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования,

утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и

дополнениями).

3. Основная образовательная программа ООО МБОУ Холстовской СШ (приказ №119 - ОД от

31.08.2023г)

4. Устав МБОУ Холстовской СШ (утвержденный постановлением Администрации МО

«Павловский район» №805 от 08.12.2015г. (с изменениями и дополнениями).

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022г №858 «Об утверждении

федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего

общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления

предельного срока использования исключенных учебников (с изменениями и дополнениями ПРИКАЗ Минпросвещения №556 от21.07.2023).

- авторская программа        общеобразовательных учреждений по мордовскому языку 5-11 классы (авторы: Д.В. Цыганкин, В.П. Цыпкайкина). Саранск, Мордовское книжное издательство, 2017г

Рабочая программа состоит из следующих разделов: 1.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

2.Содержание курса программы внеурочной деятельности 3.Тематическое планирование

. Место предмета в учебном плане:

Согласно учебному плану на изучение курса отводится 1 ч. в неделю, всего 34 ч.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

2. Цель изучения предмета

- понимание мордовского (родного) языка как одной из основных национально-

культурных ценностей народа, его значения в процессе получения образования;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний;

- обогащение словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного

выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

-применение приобретённых знаний, умений, навыков в повседневной жизни при взаимодействии с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.

3. Содержание программы:

-повторение материала по морфологии, лексике, словообразованию

- развитие речи; овладение различными типами речи и стилями литературного языка. 4.Основные образовательные технологии: -информационно-коммуникативные; -проблемное обучение; -проектные; -групповые и др.

5.Требования к результатам освоения программы.

В результате изучения программы обучающийся должен знать/понимать: - основные признаки текста, виды связи в нём,

- основные признаки, виды диалога и правила постановки знаков препинания при нём; Уметь:

-опознавать языковые единицы; - анализировать и создавать словосочетания и предложения,

переводить небольшие по объёму тексты.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Холстовская средняя школа

«РАССМОТРЕНО» на заседании ПТГ

учителей- предметников


«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по

УВР


«УТВЕРЖДАЮ» Директор

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения

Холстовской средней школы

________/ А.Н.Пуцков/ Протокол № 1

от _29.08__2023г


__________ / Д.Ю.Каргин/

_ протокол №1 от29.08.2023г


_________ / Н.С.Баранова./ Приказ № 121-ОД____

от_31.08. 2023г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Эрзяночка»

Уровень, класс, учебный год: ООО,5- 9 класс 2023-2024уч.год Направление развития личности обучающихся: духовно-нравственное

Срок реализации программы: 1 год

Разработана учителем Степакиной Т.М.

село Холстовка 2023

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса.

Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Умение выражать свои чувства, отношение к своему герою.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Накопление личного опыта общения в больших и малых группах сверстников.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Готовность школьника к изучению различных культур с целью комфортного существования в полиэтнической среде, к преодолению узости кругозора, к постижению взаимовлияния народов.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Воспитания терпимости, понимания, уважения к другим культурам, отличным от собственной.

Развитие речи, интеллектуальных, познавательных способностей.

Понятие и принятие различий и сходных черт культур своего и других народов.

Предметные результаты освоения программы курса.

Ознакомление с историей, укладом жизни мордовского народа, с его творчеством , традициями, обычаями, с многообразием национальных костюмов, многоцветьем узоров национальной вышивки.

Ознакомление с фольклором, литературными произведениями мордовских писателей. Овладение информацией о национальном этикете народа.

Приобщение к культуре различных народов, понимание, осознание языковых особенностей, системы ценностей, норм.

Формирование интереса к театральному искусству, музыке, поэзии.

В результате изучения эрзянского фольклора обучающийся должен знать: ∙        значение термина «фольклор»;

∙        виды фольклорных жанров;

∙        названия обрядовых праздников;

∙        отличительные особенности русского, мокшанского, эрзянского национальных костюмов;

∙        различные виды народных промыслов мордвы;

∙        различные виды мордовского народного искусства; ∙        фольклорные традиции в мордовской литературе

В результате изучения эрзянского фольклора обучающийся должен уметь: ∙        пользоваться краеведческой и искусствоведческой литературой;

∙        исполнять народные (русские, мордовские) песни; ∙        различать национальный орнамент костюма

∙        находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров.

Содержание курса программы внеурочной деятельности

№        Раздел программы

1        Фольклор. (2 ч.)

Знакомство с мордовским фольклором. Дать представление о мордовской культуре. Отразить национальные особенности мировоззрения, характера мордвы, ее традиции, историю, быт. Фольклор мордвы богат, высокохудожественен, имеет свою специфику, которая заключается в его бытовании на двух языках: мокшанском и эрзянском. Особенностью мордовского устного народного творчества является и то, что прозаические произведения (сказки, предания, легенды) могут иметь и свои песенные параллели: песни-сказки, песни-предания и т.д.

2        Мордва- древнейший народ (3 ч.)


Количество часов

2

3


Формы и виды организации внеурочной деятелности

Беседа, дискуссия, практикум.

Познавательная деятельность

Практикум,

Мордва относится к так называемым бинарным этносам – народ состоит из двух основных этнических групп, говорящих на близких, но по лингвистической классификации разных языках. Мордва-мокша проживает в основном в западных и южных районах республики, мордва-эрзя – в восточных и северо-восточных. Кроме того выделяется еще три небольшие этнографические группы мордовского этноса – шокша, или теньгушеевская мордва, каратаи и терюхане.

Численность мордвы составляет около миллиона. Она проживает в разных областях Российской Федерации, а также за рубежом. В перечне народов России мордва по численности занимает 7 место (впереди русские, татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы).

Мордовский народ своей волей вошёл в состав Русского государства. Ещё до начала Великой Октябрьской социалистической революции народ крепко связал свою жизнь с русским народом. Ещё в 18 веке передовые русские учёные хотели начать обучать представителей мордовского народа грамоте, чтобы у мордвы были свои грамотные люди, чтобы росла и крепла дружба с другими народами


презентация, лекция.

Проблемно – ценностное общение

3        Виды поселений и жилищ мордвы. (2 ч.) В мордовских языках отсутствует слово

семья в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию соответствует слово куд(о) – дом. В народной традиции дом воспринимается не только как жилище или весь двор, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Его членами обязательно являются родители и все их дети.

В традиционном быту, как правило, семья называлась именем предка или его прозвищем, которое передавалось из поколения в поколение. В ряде мест данный обычай сохраняется и поныне.

4        Религиозные представления мордвы ( 3 ч.) При ознакомлении с религиозными верованиями мордвы прежде всего обращает на себя внимание большое количество женских божеств: леса –Вирява, земли – Модава, воды – Ведява и др.


2        Мастер –класс, разработка проектов. Соревнования.

Познавательная деятельность

3        Конкурсы. КВНы, круглый стол

Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не

умилостивить, не задобрить их, поэтому в честь божеств на предполагаемых местах обитания, т.е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивались моления (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения. Каждый праздник сопровождался

целенаправленным молением, с исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Моленья могли быть общест-венными, т.е. устраивались всем селом, когда имелись в виду интересы всей сельской общины (выгон скота, начало пахоты, сева, уборки урожая и т. п.)


Мастерская

Познавательная деятельность

5        Мордовский народный костюм (4 ч.) Мордовская народная одежда – наиболее яркая и полно сохранившаяся часть художественного наследия наших предков. Многосоставная, с обилием различных украшений, разнообразием вышивки одежда была неповторимо колоритна и красочна.

Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

Колорит и красочность мордовской вышивки Старинная мордовская вышивка украшала в основном народную одежду, особенно праздничную. Она по своему виду напоминает ковёр, ибо благодаря плотно положенным стежкам фон холста почти не просвечивает, выполнялась в основном шерстяными нитками, которые пряли сами мордовки из овечьей шерсти и красили их, пользуясь растительными красителями, дававшими ниткам глубокие тона.

Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: чёрный с синим оттенком и тёмно-красный, как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора.

Характер вышивки мордовской женской одежды отражает признаки возраста и социального положения владельца, отличает праздничный костюм от обыденного.

6        Домашняя утварь (2 ч.)


4        Исследования

Проблемно-ценностное общение

2        Практикум,

Среди многих замечательных изобретений, сделанных человеком в древности, особое место занимает глиняная посуда.

Древние сосуды лепились от руки. Гончарный круг появился гораздо позже. Обжиг глиняной посуды производился на костре. Сосуды имели округлое или удлинённое днище. Поверхность у них часто украшалась прочерченными линиями, отпечатками зубчатого штампа, разнообразными ямками. У разных племен были свои формы сосудов и особые узоры на стенках .

Среди многих замечательных изобретений, сделанных человеком в древности, особое место занимает глиняная посуда. Древние сосуды лепились от руки. Гончарный круг появился гораздо позже. Обжиг глиняной посуды производился на костре. Сосуды имели округлое или удлинённое днище. Поверхность у них часто украшалась прочерченными линиями, отпечатками зубчатого штампа, разнообразными ямками. У разных племен были свои формы сосудов и особые узоры на стенках.


решение тестовых задач

Проблемно-ценностное общение

7        Семейно-обрядовый фольклор (4 ч.) Семейно-обрядовый фольклор охватывает главные моменты человеческой жизни: рождение, брак, похороны. Наиболее богатым является свадебный обряд.

Свадьба – одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Начинался свадебный цикл со сватовства – ладямо. Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства – чиямо – окончательный пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.

8

Песенные жанры. (7 ч.)

Обрядовые песни. Мордовская обрядовая поэзия делится на календарно-обрядовую: зимние святочные песни, колядки, песни в дни масленицы, великопостные песни, песни вербного воскресенья, песни осеннего цикла и семейно-обрядовую: свадебные песни (парявтнемат, плачи, причитания, величальные песни, корильные песни, диалогические приговоры, полустихотворные


4        Мастер –класс, разработка проектов. Соревнования.

Познавательная деятельность

7        Конкурсы. КВНы, круглый стол

импровизации), похоронные причитания. Трудовые песни.

Исторические песни. В мордовской исторической песне можно выделить несколько циклов: песни о взятии Казани, о вхождении мордвы в состав русского государства в эпоху Ивана Грозного, многочисленные песни о борьбе народа с иноземными захватчиками, песни о Разине, песни о Пугачеве, песни о крещении мордвы, песни о Павле I.

Лирические песни. Мордовская лирическая песня возникла на национальной основе, однако на обогащение лирического репертуара заметное влияние оказало и ее взаимодействие с русской песенной культурой.

Исходя их идейно-тематического принципа мордовские лирические песни делятся на следующие группы: о создании мироздания и труде, молодежи и любви, семейной жизни, бурлаках, рекрутчине и солдатчине, разбойниках, переселенцах и отходничестве и песни социального протеста.

Мифические песни. Значительное место в мордовской устной поэзии занимают песни мифологического содержания – песни-мифы. Из числа эпических песен мордовского народа древнейшими являются песни-мифы о мироздании, повествующие об образовании Земли.

В мордовском сказочно-мифологическом эпосе весьма широко распространены песни, повествующие также о земной девушке (Литове, Азравке, Элюве и т. д.), становящейся женою сына Громовика – Молнии.

Частушки. Из всех жанров народно-песенного творчества в наше время наибольшее распространение получила частушка. В народе ее называют по-разному (нурька морот – «короткие песни», сиде морот – «частые песни», кштима морот – «плясовые песни», морамань колга морот – «песни под гармонь»). Пение сопровождается игрой на музыкальных инструментах – гармонике, балалайке, гитаре.

Причитания. Причитания – это стихотворный лирический экспромт, проникнутый грустью, тоской и глубокими раздумьями. Произведения этого жанра тесно связаны с бытом трудового народа. Они способны


Мастерская

Познавательная деятельность

вызвать чувства сострадания, любви и гнева. Причитания органически связаны со свадебным и похоронным обрядами и бытуют только в их рамках.

Колыбельные песни. Колыбельные песни мордовского народа (нурсема морот и нюряфнема морот) по своей тематике имеют немало общего с русскими и некоторыми финно-угорскими текстами. Их поэтические образы доступны ребенку. Эти песенки знакомя ребенка с внешностью, повадками птиц и животных. В них также звучит и нравоучение («Бабанть ульнесь тпругазо» – «Была у бабушки коровушка», «Кзр, кзр, катоня» – «Мур, мур, кисонька»). Хороводные, игровые, плясовые песни.

9        Жанры народной прозы. (4 ч.)

Мифы. Истоки мифологии мордвы (мокши и эрзи) восходят к эпохе общности финно-угорских народов (примерно II – III тыс. до н.э.). Представления мордвы о мире, Вселенной во многом близки представлениям большинства индоевропейских и сибирских народов. Ряд вариантов зафиксирован и в мифах этнографических групп мордвы: шокши, терюхан, каратаев, существенно отличающихся друг от друга в языке, обрядах, костюме и т.д. В традиционных мифах у эрзи Верховным Богом – демиургом – является Чипаз (Бог Солнца), у мокши – Шкай, Шкабаваз (Бог Времени, Бог Солнца); у эрзи в роли демиурга позднее стал выступать сые Чипаза – Нишкепаз.

Сказки. Сказки в мордовском фольклоре – один из самых распространенных жанров. Народная сказка – это эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.

Среди жанров народной прозы выделяются сказки о животных, волшебно-фантастические сказки, бытовые сказки.

Легенды. Легенда есть устный мифологический или фантастический рассказ о каком-либо событии. Разнородные и сравнительно немногочисленные мордовские легенды можно сгруппировать в две основные тематические группы: о сотворении мира и взаимоотношениях божеств с людьми; о животных, растениях и их свойствах.


4        Исследования

Проблемно-ценностное общение

Предания. Предание – это созданный устно, имеющий установку на достоверность эпический прозаический рассказ, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Как и легенды, предания создавались с установкой на достоверность. Отличие их в том, что взято в основу повествования – действительные или фантастические факты – и как они изображаются в предании или легенде. Для преданий мордвы, как и других народов, характерны следующие признаки: прикрепленность к месту, объекту; установка на достоверность; ретроспективность. Условно можно выделить две большие группы преданий: исторические

10        Детский фольклор. (1 ч.)

Детский фольклор. Эрзянские и мокшанские народные игры. Знакомство детей с мордовскими народными играми. Дать информацию о прошлом, передать традиции, свойственные менталитету народа, соответствовать детской природе, удовлетворить потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развитие воображения и творческих наклонностей

11        Фольклорные традиции в мордовской литературе. (1 ч.)

Фольклорные традиции в мордовской литературе. Повторение пройденного материала.


1        Практикум, решение тестовых задач

Проблемно-ценностное общение

1        Мастер –класс, разработка проектов. Соревнования.

Познавательная деятельность

Тематическое планирование

№ занятия

1.

2-3

4


Тема занятия

Россия- многонациональная страна

Мордва- древнейший народ

История возникновения мордовского народа.


Кол-во часов

1 ч.

2 ч.

5-6        Виды поселений и жилищ мордвы        2 ч.

7-8        Знакомство        с        мордовскими        писателями        и 2 ч поэтами

9        Религиозные представления мордвы        1 ч.

12-13        Мордовская кухня        3ч 14-15        Мордовский народный костюм        3 ч.

16-17        Мордовские народные инструменты.        2ч

18-19        Трудолюбие и мастерство мордовского народа        2 ч.

20-21        Домашняя утварь        

22-24        Семейно-обрядовый фольклор        2ч. 25-27        Песенные жанры        3ч. 28-30                         Жанры народной прозы        3 ч. 31        Детский фольклор        1 ч. 32-33        Фольклорные традиции в литературе                           2 ч. 34        Экскурсия в школьный музей        1 Итого                                                                                                                34 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Чемпион" во 2 классах

Мы часто незнаем, чем занять наших детей на прогулке или во время динамической паузы. В своей программе я предлагаю игры в которые дети играют с удовольствием. Игры которые помогут решить как оздорови...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...

рабочая программа внеурочной деятельности КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 класс

программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» 7 класс

Программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллект...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Хозяюшка", для 6 класса

В программе представлены занятия по изготовлению акссессуаров, шкатулок из открыток и цветов из ниток....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс

Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная  геометрия» лежит максимально...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса

Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...