Рабочая программа внеурочной деятельности " Эрзяночка" в 5-9 классах
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности " Эрзяночка" по родному языку(эрзянскому) в 5-9 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erzyanochka_5-9_kl.docx | 165.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к программе внеурочной деятельности « Эрзяночка» 5-9 класс
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 5-9 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 г. (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и
дополнениями).
3. Основная образовательная программа ООО МБОУ Холстовской СШ (приказ №119 - ОД от
31.08.2023г)
4. Устав МБОУ Холстовской СШ (утвержденный постановлением Администрации МО
«Павловский район» №805 от 08.12.2015г. (с изменениями и дополнениями).
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022г №858 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников (с изменениями и дополнениями ПРИКАЗ Минпросвещения №556 от21.07.2023).
- авторская программа общеобразовательных учреждений по мордовскому языку 5-11 классы (авторы: Д.В. Цыганкин, В.П. Цыпкайкина). Саранск, Мордовское книжное издательство, 2017г
Рабочая программа состоит из следующих разделов: 1.Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
2.Содержание курса программы внеурочной деятельности 3.Тематическое планирование
. Место предмета в учебном плане:
Согласно учебному плану на изучение курса отводится 1 ч. в неделю, всего 34 ч.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи:
2. Цель изучения предмета
- понимание мордовского (родного) языка как одной из основных национально-
культурных ценностей народа, его значения в процессе получения образования;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний;
- обогащение словарного запаса и усвоение грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
-применение приобретённых знаний, умений, навыков в повседневной жизни при взаимодействии с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
3. Содержание программы:
-повторение материала по морфологии, лексике, словообразованию
- развитие речи; овладение различными типами речи и стилями литературного языка. 4.Основные образовательные технологии: -информационно-коммуникативные; -проблемное обучение; -проектные; -групповые и др.
5.Требования к результатам освоения программы.
В результате изучения программы обучающийся должен знать/понимать: - основные признаки текста, виды связи в нём,
- основные признаки, виды диалога и правила постановки знаков препинания при нём; Уметь:
-опознавать языковые единицы; - анализировать и создавать словосочетания и предложения,
переводить небольшие по объёму тексты.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Холстовская средняя школа
«РАССМОТРЕНО» на заседании ПТГ
учителей- предметников
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по
УВР
«УТВЕРЖДАЮ» Директор
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения
Холстовской средней школы
________/ А.Н.Пуцков/ Протокол № 1
от _29.08__2023г
__________ / Д.Ю.Каргин/
_ протокол №1 от29.08.2023г
_________ / Н.С.Баранова./ Приказ № 121-ОД____
от_31.08. 2023г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Эрзяночка»
Уровень, класс, учебный год: ООО,5- 9 класс 2023-2024уч.год Направление развития личности обучающихся: духовно-нравственное
Срок реализации программы: 1 год
Разработана учителем Степакиной Т.М.
село Холстовка 2023
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Умение выражать свои чувства, отношение к своему герою.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Накопление личного опыта общения в больших и малых группах сверстников.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Готовность школьника к изучению различных культур с целью комфортного существования в полиэтнической среде, к преодолению узости кругозора, к постижению взаимовлияния народов.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Воспитания терпимости, понимания, уважения к другим культурам, отличным от собственной.
Развитие речи, интеллектуальных, познавательных способностей.
Понятие и принятие различий и сходных черт культур своего и других народов.
Предметные результаты освоения программы курса.
Ознакомление с историей, укладом жизни мордовского народа, с его творчеством , традициями, обычаями, с многообразием национальных костюмов, многоцветьем узоров национальной вышивки.
Ознакомление с фольклором, литературными произведениями мордовских писателей. Овладение информацией о национальном этикете народа.
Приобщение к культуре различных народов, понимание, осознание языковых особенностей, системы ценностей, норм.
Формирование интереса к театральному искусству, музыке, поэзии.
В результате изучения эрзянского фольклора обучающийся должен знать: ∙ значение термина «фольклор»;
∙ виды фольклорных жанров;
∙ названия обрядовых праздников;
∙ отличительные особенности русского, мокшанского, эрзянского национальных костюмов;
∙ различные виды народных промыслов мордвы;
∙ различные виды мордовского народного искусства; ∙ фольклорные традиции в мордовской литературе
В результате изучения эрзянского фольклора обучающийся должен уметь: ∙ пользоваться краеведческой и искусствоведческой литературой;
∙ исполнять народные (русские, мордовские) песни; ∙ различать национальный орнамент костюма
∙ находить черты сходства и различия в музыкальных произведениях разных жанров.
Содержание курса программы внеурочной деятельности
№ Раздел программы
1 Фольклор. (2 ч.)
Знакомство с мордовским фольклором. Дать представление о мордовской культуре. Отразить национальные особенности мировоззрения, характера мордвы, ее традиции, историю, быт. Фольклор мордвы богат, высокохудожественен, имеет свою специфику, которая заключается в его бытовании на двух языках: мокшанском и эрзянском. Особенностью мордовского устного народного творчества является и то, что прозаические произведения (сказки, предания, легенды) могут иметь и свои песенные параллели: песни-сказки, песни-предания и т.д.
2 Мордва- древнейший народ (3 ч.)
Количество часов
2
3
Формы и виды организации внеурочной деятелности
Беседа, дискуссия, практикум.
Познавательная деятельность
Практикум,
Мордва относится к так называемым бинарным этносам – народ состоит из двух основных этнических групп, говорящих на близких, но по лингвистической классификации разных языках. Мордва-мокша проживает в основном в западных и южных районах республики, мордва-эрзя – в восточных и северо-восточных. Кроме того выделяется еще три небольшие этнографические группы мордовского этноса – шокша, или теньгушеевская мордва, каратаи и терюхане.
Численность мордвы составляет около миллиона. Она проживает в разных областях Российской Федерации, а также за рубежом. В перечне народов России мордва по численности занимает 7 место (впереди русские, татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы).
Мордовский народ своей волей вошёл в состав Русского государства. Ещё до начала Великой Октябрьской социалистической революции народ крепко связал свою жизнь с русским народом. Ещё в 18 веке передовые русские учёные хотели начать обучать представителей мордовского народа грамоте, чтобы у мордвы были свои грамотные люди, чтобы росла и крепла дружба с другими народами
презентация, лекция.
Проблемно – ценностное общение
3 Виды поселений и жилищ мордвы. (2 ч.) В мордовских языках отсутствует слово
семья в современном его значении. В обыденном употреблении этому понятию соответствует слово куд(о) – дом. В народной традиции дом воспринимается не только как жилище или весь двор, но и как сообщество, объединяющее людей по родственному признаку. Его членами обязательно являются родители и все их дети.
В традиционном быту, как правило, семья называлась именем предка или его прозвищем, которое передавалось из поколения в поколение. В ряде мест данный обычай сохраняется и поныне.
4 Религиозные представления мордвы ( 3 ч.) При ознакомлении с религиозными верованиями мордвы прежде всего обращает на себя внимание большое количество женских божеств: леса –Вирява, земли – Модава, воды – Ведява и др.
2 Мастер –класс, разработка проектов. Соревнования.
Познавательная деятельность
3 Конкурсы. КВНы, круглый стол
Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не
умилостивить, не задобрить их, поэтому в честь божеств на предполагаемых местах обитания, т.е. в лесах, на полях, у рек, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивались моления (озкст), на которых произносились молитвы (озномат) и совершались жертвоприношения. Каждый праздник сопровождался
целенаправленным молением, с исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Моленья могли быть общест-венными, т.е. устраивались всем селом, когда имелись в виду интересы всей сельской общины (выгон скота, начало пахоты, сева, уборки урожая и т. п.)
Мастерская
Познавательная деятельность
5 Мордовский народный костюм (4 ч.) Мордовская народная одежда – наиболее яркая и полно сохранившаяся часть художественного наследия наших предков. Многосоставная, с обилием различных украшений, разнообразием вышивки одежда была неповторимо колоритна и красочна.
Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.
Колорит и красочность мордовской вышивки Старинная мордовская вышивка украшала в основном народную одежду, особенно праздничную. Она по своему виду напоминает ковёр, ибо благодаря плотно положенным стежкам фон холста почти не просвечивает, выполнялась в основном шерстяными нитками, которые пряли сами мордовки из овечьей шерсти и красили их, пользуясь растительными красителями, дававшими ниткам глубокие тона.
Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: чёрный с синим оттенком и тёмно-красный, как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора.
Характер вышивки мордовской женской одежды отражает признаки возраста и социального положения владельца, отличает праздничный костюм от обыденного.
6 Домашняя утварь (2 ч.)
4 Исследования
Проблемно-ценностное общение
2 Практикум,
Среди многих замечательных изобретений, сделанных человеком в древности, особое место занимает глиняная посуда.
Древние сосуды лепились от руки. Гончарный круг появился гораздо позже. Обжиг глиняной посуды производился на костре. Сосуды имели округлое или удлинённое днище. Поверхность у них часто украшалась прочерченными линиями, отпечатками зубчатого штампа, разнообразными ямками. У разных племен были свои формы сосудов и особые узоры на стенках .
Среди многих замечательных изобретений, сделанных человеком в древности, особое место занимает глиняная посуда. Древние сосуды лепились от руки. Гончарный круг появился гораздо позже. Обжиг глиняной посуды производился на костре. Сосуды имели округлое или удлинённое днище. Поверхность у них часто украшалась прочерченными линиями, отпечатками зубчатого штампа, разнообразными ямками. У разных племен были свои формы сосудов и особые узоры на стенках.
решение тестовых задач
Проблемно-ценностное общение
7 Семейно-обрядовый фольклор (4 ч.) Семейно-обрядовый фольклор охватывает главные моменты человеческой жизни: рождение, брак, похороны. Наиболее богатым является свадебный обряд.
Свадьба – одно из наиболее важных событий в жизни семьи. Начинался свадебный цикл со сватовства – ладямо. Окончательно просватанными считались молодые люди лишь после третьего этапа сватовства – чиямо – окончательный пропой. После него девушка переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе.
8
Песенные жанры. (7 ч.)
Обрядовые песни. Мордовская обрядовая поэзия делится на календарно-обрядовую: зимние святочные песни, колядки, песни в дни масленицы, великопостные песни, песни вербного воскресенья, песни осеннего цикла и семейно-обрядовую: свадебные песни (парявтнемат, плачи, причитания, величальные песни, корильные песни, диалогические приговоры, полустихотворные
4 Мастер –класс, разработка проектов. Соревнования.
Познавательная деятельность
7 Конкурсы. КВНы, круглый стол
импровизации), похоронные причитания. Трудовые песни.
Исторические песни. В мордовской исторической песне можно выделить несколько циклов: песни о взятии Казани, о вхождении мордвы в состав русского государства в эпоху Ивана Грозного, многочисленные песни о борьбе народа с иноземными захватчиками, песни о Разине, песни о Пугачеве, песни о крещении мордвы, песни о Павле I.
Лирические песни. Мордовская лирическая песня возникла на национальной основе, однако на обогащение лирического репертуара заметное влияние оказало и ее взаимодействие с русской песенной культурой.
Исходя их идейно-тематического принципа мордовские лирические песни делятся на следующие группы: о создании мироздания и труде, молодежи и любви, семейной жизни, бурлаках, рекрутчине и солдатчине, разбойниках, переселенцах и отходничестве и песни социального протеста.
Мифические песни. Значительное место в мордовской устной поэзии занимают песни мифологического содержания – песни-мифы. Из числа эпических песен мордовского народа древнейшими являются песни-мифы о мироздании, повествующие об образовании Земли.
В мордовском сказочно-мифологическом эпосе весьма широко распространены песни, повествующие также о земной девушке (Литове, Азравке, Элюве и т. д.), становящейся женою сына Громовика – Молнии.
Частушки. Из всех жанров народно-песенного творчества в наше время наибольшее распространение получила частушка. В народе ее называют по-разному (нурька морот – «короткие песни», сиде морот – «частые песни», кштима морот – «плясовые песни», морамань колга морот – «песни под гармонь»). Пение сопровождается игрой на музыкальных инструментах – гармонике, балалайке, гитаре.
Причитания. Причитания – это стихотворный лирический экспромт, проникнутый грустью, тоской и глубокими раздумьями. Произведения этого жанра тесно связаны с бытом трудового народа. Они способны
Мастерская
Познавательная деятельность
вызвать чувства сострадания, любви и гнева. Причитания органически связаны со свадебным и похоронным обрядами и бытуют только в их рамках.
Колыбельные песни. Колыбельные песни мордовского народа (нурсема морот и нюряфнема морот) по своей тематике имеют немало общего с русскими и некоторыми финно-угорскими текстами. Их поэтические образы доступны ребенку. Эти песенки знакомя ребенка с внешностью, повадками птиц и животных. В них также звучит и нравоучение («Бабанть ульнесь тпругазо» – «Была у бабушки коровушка», «Кзр, кзр, катоня» – «Мур, мур, кисонька»). Хороводные, игровые, плясовые песни.
9 Жанры народной прозы. (4 ч.)
Мифы. Истоки мифологии мордвы (мокши и эрзи) восходят к эпохе общности финно-угорских народов (примерно II – III тыс. до н.э.). Представления мордвы о мире, Вселенной во многом близки представлениям большинства индоевропейских и сибирских народов. Ряд вариантов зафиксирован и в мифах этнографических групп мордвы: шокши, терюхан, каратаев, существенно отличающихся друг от друга в языке, обрядах, костюме и т.д. В традиционных мифах у эрзи Верховным Богом – демиургом – является Чипаз (Бог Солнца), у мокши – Шкай, Шкабаваз (Бог Времени, Бог Солнца); у эрзи в роли демиурга позднее стал выступать сые Чипаза – Нишкепаз.
Сказки. Сказки в мордовском фольклоре – один из самых распространенных жанров. Народная сказка – это эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел.
Среди жанров народной прозы выделяются сказки о животных, волшебно-фантастические сказки, бытовые сказки.
Легенды. Легенда есть устный мифологический или фантастический рассказ о каком-либо событии. Разнородные и сравнительно немногочисленные мордовские легенды можно сгруппировать в две основные тематические группы: о сотворении мира и взаимоотношениях божеств с людьми; о животных, растениях и их свойствах.
4 Исследования
Проблемно-ценностное общение
Предания. Предание – это созданный устно, имеющий установку на достоверность эпический прозаический рассказ, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов. Как и легенды, предания создавались с установкой на достоверность. Отличие их в том, что взято в основу повествования – действительные или фантастические факты – и как они изображаются в предании или легенде. Для преданий мордвы, как и других народов, характерны следующие признаки: прикрепленность к месту, объекту; установка на достоверность; ретроспективность. Условно можно выделить две большие группы преданий: исторические
10 Детский фольклор. (1 ч.)
Детский фольклор. Эрзянские и мокшанские народные игры. Знакомство детей с мордовскими народными играми. Дать информацию о прошлом, передать традиции, свойственные менталитету народа, соответствовать детской природе, удовлетворить потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развитие воображения и творческих наклонностей
11 Фольклорные традиции в мордовской литературе. (1 ч.)
Фольклорные традиции в мордовской литературе. Повторение пройденного материала.
1 Практикум, решение тестовых задач
Проблемно-ценностное общение
1 Мастер –класс, разработка проектов. Соревнования.
Познавательная деятельность
Тематическое планирование
№ занятия
1.
2-3
4
Тема занятия
Россия- многонациональная страна
Мордва- древнейший народ
История возникновения мордовского народа.
Кол-во часов
1 ч.
2 ч.
2ч
5-6 Виды поселений и жилищ мордвы 2 ч.
7-8 Знакомство с мордовскими писателями и 2 ч поэтами
9 Религиозные представления мордвы 1 ч.
12-13 Мордовская кухня 3ч 14-15 Мордовский народный костюм 3 ч.
16-17 Мордовские народные инструменты. 2ч
18-19 Трудолюбие и мастерство мордовского народа 2 ч.
20-21 Домашняя утварь 2ч
22-24 Семейно-обрядовый фольклор 2ч. 25-27 Песенные жанры 3ч. 28-30 Жанры народной прозы 3 ч. 31 Детский фольклор 1 ч. 32-33 Фольклорные традиции в литературе 2 ч. 34 Экскурсия в школьный музей 1 Итого 34 ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чемпион" во 2 классах
Мы часто незнаем, чем занять наших детей на прогулке или во время динамической паузы. В своей программе я предлагаю игры в которые дети играют с удовольствием. Игры которые помогут решить как оздорови...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский», 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса...
рабочая программа внеурочной деятельности КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА 1 класс
программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления для учащихся 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» 7 класс
Программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллект...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хозяюшка", для 6 класса
В программе представлены занятия по изготовлению акссессуаров, шкатулок из открыток и цветов из ниток....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса
Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...