Рабочая программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» 7 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 7-м классе основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» 7 класс | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
- Рабочая программа составлена на основе примерной программы учебного курса «Продвинутый пользователь», изданной в сборнике «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для основной школы 7-9 классы», М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Программа составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.);
- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
- Стремительное развитие телекоммуникаций повлекло быстрое распространение цифровых услуг в обществе, и не только в сфере образования. Умение работать с клавиатурой на должном уровне и быстро адаптироватьсяк изменяющимся интерфейсам программ стало частью информационной культуры людей, значительно влияющей а первую очередь на конкурентоспособность молодёжи. Способность воспользоваться средствами ИКТ в любой ситуации обеспечивает мобильность человека и эффективное развитие его личного информационного пространства как составляющей личного портфолио.
- Программа внеурочной деятельности «Продвинутый пользователь» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 7-м классе основной школы.
- Основной целью является «формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) и сети Интернет».
Программа состоит из трёх модулей:
- 1. Стандартные программы Windows.
- 2. Коммуникационные технологии.
- 3. Защита компьютера от вредоносных воздействий.
- Целесообразно изучать эти модули именно в предлагаемой последовательности, поскольку это обеспечивает постепенное наращивание сложности выполняемых действий. Программы рассчитаны на применение программной платформы Windows.
- Изучение первого модуля «Стандартные программы Windows» направлено на решение следующих задач:
- формирование навыков обработки текста в текстовом редакторе;
- формирование навыков обработки растровой графики в графическом редакторе и в программе для просмотра изображений;
- формирование умений пользоваться программным калькулятором.
- Второй модуль «Коммуникационные технологии» направлен на освоение основных интернет-сервисов — Web (включая поиск информации), электронной почты, сервисов общения в реальном времени (чаты, сервисы мгновенного обмена сообщениями, IP-телефония) и социальных сетей. При этом используется свободно распространяемое кроссплатформное программное обеспечение (доступное как для ОС Microsoft Windows, так и для ОС Linux), а также универсальные по отношению к используемой ОС онлайн-сервисы.
- Третий модуль «Защита компьютера от вредоносных воздействий» позволяет освоить основные приемы защиты от различных вредоносных программ, сетевых атак и рассылок спама при помощи свободно распространяемых версий антивирусных программ и брандмауэров (сетевых экранов), а также с использованием стандартных средств защиты, предусмотренных в ОС Microsoft Windows и почтовых сервисах сети Интернет.
- Общая характеристика учебного курса
- Информатика оказывает огромное влияние на формирование современной научной картины мира за счет фундаментального характера ее основных понятий, законов, всеобщности ее методологии. Информатика имеет очень большое и постоянно возрастающее число междисциплинарных связей, как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария, т. е. методов и средств познания реальности. Изучение предмета дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественнонаучных областях, в социологии, экономике, языке, литературе и др.). Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. В информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер; способность к ним образует ИКТ-компетентность. Как самостоятельный учебный предмет информатика, помимо практической части, имеет достаточно объемную теоретическую составляющую и связанные с ними предметные результаты обучения. Обе составляющие информатики востребованы как при изучении других предметов, так и в проектной исследовательской деятельности. В этой ситуации для комплексного решения вопроса обеспечения выполнения требований ФГОС к внеурочной деятельности целесообразно использовать практикумы и проекты, связанные с формированием ИКТ-компетентности, тем более что необходимо все это интегрировать в программе формирования ИКТ-компетентности.
- Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» может быть реализовано как
- средствами различных учебных предметов, так и во внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно увязано с его применением.
- Тем самым обеспечивается:
- естественная мотивация, цель обучения;
- встроенный контроль результатов освоения ИКТ;
- повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;
- формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения данного предмета.
- Современные направления создания и использования информационной образовательной среды (ИОС) школы предоставляют много новых возможностей в развитии авторских методик обучения и популярных обучающих технологий. Их многообразие позволяет реально на практике обеспечивать индивидуальные потребности учащихся и будущие профильные интересы детей, т. е. повсеместно в массовой школе реализовывать педагогику развития ребенка.
- Учебный курс «Продвинутый пользователь» позволяет постепенно от самых простых программных средств перейти к
- освоению профессиональных программных пакетов. Модульная структура курса дает возможность выбрать оптимальную сложность выполняемых заданий и их адекватное сочетание. Можно сократить один из модулей и количественно увеличить другой, т. е. обеспечивается максимальная встраиваемость учебного курса в образовательный процесс.
- Важным является то, что в процессе изучения данного курса учащиеся не просто знакомятся с отдельными программными приложениями, но и осваивают возможности использования объектов, созданных средствами одних программ, при последующей подготовке документов в других программах (в том числе технологию внедрения объектов OLE). По завершении курса учащимся предлагается выполнить проектные работы с использованием всех полученных в ходе изучения курса знаний, умений и навыков.
- Освоение базовых средств информационных технологий имеет смысл начинать именно с изучения стандартных приложений Windows, далее переходя к изучению более сложных программных пакетов: Open Office, Adobe FineReader, Adobe Photoshop, Corel Draw и др.
- При этом умения и навыки учащихся, достигнутые в ходе работы, далее активно используются и развиваются при работе с другими практическими курсами.
- Описание места учебного курса в учебном плане
- Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность.
- Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часов в год.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие следующие метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учётов интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие ИКТ-компетентности - широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации анализ информации).
Вместе с тем при использовании данного учебного курса во внеурочной деятельности вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мо образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально-значимом труде;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Учебно-тематическое планирование
Раздел, тема | Количество часов | Из них (количество часов) | |
Теория | Практика | ||
Стандартные программы Windows. | 18ч | 9ч | 9ч |
Коммуникационные технологии. | 10ч | 6,5ч | 3,5ч |
| 6ч | 3,5ч | 2,5ч |
Итого | 34ч | 19ч | 15ч |
- Поурочное планирование
- на 2014 – 2015 учебный год «Продвинутый пользователь» 7 класс
№ п/п | Раздел | Тема | Всего часов | Дата проведения | |||
Теория | Практика | ||||||
1. | Стандартные программы Windows. | Стандартные программы. Общие сведения о программе Блокнот. | 0,5 | 0,5 | 04.09.14 | ||
2. | Редактирование текстовых документов. | 0,5 | 0,5 | 11.09.14 | |||
3. | Перемещение текстовых фрагментов. | 0,5 | 0,5 | 18.09.14 | |||
4. | Копирование текстовых фрагментов. | 0,5 | 0,5 | 25.09.14 | |||
5. | Копирование и перемещение документа. | 0,5 | 0,5 | 02.10.14 | |||
6. | Общие сведения о программе Microsoft Paint. | 0,5 | 0,5 | 09.10.14 | |||
7. | Создание растровых изображений. | 0,5 | 0,5 | 16.10.14 | |||
8. | Панель инструментов. | 0,5 | 0,5 | 23.10.14 | |||
9. | Поворот, наклон, отражение. | 0,5 | 0,5 | 06.11.14 | |||
10. | Ввод и оформление текста. | 0,5 | 0,5 | 13.11.14 | |||
11. | Повторяющиеся фрагменты. | 0,5 | 0,5 | 20.11.14 | |||
12. | Вписанные фигуры. | 0,5 | 0,5 | 27.11.14 | |||
13. | Общие сведения о программе WordPad. | 0,5 | 0,5 | 04.12.14 | |||
14. | Шрифтовое форматирование. | 0,5 | 0,5 | 11.12.14 | |||
15. | Форматирование абзацев. | 0,5 | 0,5 | 18.12.14 | |||
16. | Обмен данными. | 0,5 | 0,5 | 25.12.14 | |||
17. | Общие сведения о программе Imaging. | 0,5 | 0,5 | 15.01.15 | |||
18. | Работа с изображениями. | 0,5 | 0,5 | 22.01.15 | |||
Всего: 18ч | |||||||
19. | Коммуникационные технологии. | Доступ в сеть Интернет. Службы и сервисы Интернета. | 1 | 0 | 29.01.15 | ||
20. | Среда браузера и просмотр web-страниц. Сохранение информации на web-страницах. | 1 | 05.02.15 | ||||
21. | Поиск информации в сети Интернет. | 0,5 | 0,5 | 12.02.15 | |||
22. | Поиск информации в сети Интернет. | 0 | 1 | 26.02.15 | |||
23. | Поиск информации в сети Интернет. | 0 | 1 | 05.03.15 | |||
24. | Работа с электронной почтой. | 0,5 | 0,5 | 12.03.15 | |||
25. | Решение задач ЕГЭ, связанных с коммуникационными технологиями. | 1 | 0 | 19.03.15 | |||
26. | Решение задач ЕГЭ, связанных с коммуникационными технологиями. | 1 | 0 | 26.03.15 | |||
27. | Решение задач ЕГЭ, связанных с коммуникационными технологиями. | 1 | 0 | 09.04.15 | |||
28. | Решение задач ЕГЭ, связанных с коммуникационными технологиями. | 1 | 0 | 16.04.15 | |||
Всего: 10ч | |||||||
29. |
| Установка и обновление баз антивирусной программы Avira AntiVir Personal Edition Classic. | 0,5 | 0,5 | 30.04.15 | ||
30. | Проверка компьютера на вирусы с помощью антивирусной программы Avira AntiVir Personal Edition Classic. | 0,5 | 0,5 | 07.05.15 | |||
31. | Проверка файла на вирусы с помощью онлайнового антивирусного сервиса. | 0,5 | 0,5 | ||||
32. | Применение программы Curelt для проверки и лечения заражённого компьютера. | 0,5 | 0,5 | 14.05.15 | |||
33. | Защита от внешних вторжений (программа Agnitum Outpost). | 0,5 | 0,5 | 21.05.15 | |||
34. | Типовые средства борьбы со спам-рассылками (фильтрация, чёрный список). | 1 | 28.05.15 | ||||
Всего: 6 ч |
- Планируемые результаты изучения учебного курса
- Результаты изучения курса «Продвинутый пользователь» в части формирования ИКТ-компетентности по описанным направлениям
- Обращение с устройствами ИКТ
- Выпускник научится:
- правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять основные действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
- осуществлять подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
- входить в информационную систему образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.
Выпускник получит возможность:
- осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.
Создание письменных сообщений
Выпускник научится:
- создавать текст на русском языке;
- осуществлять редактирование и структурирование текста средствами текстового редактора;
- использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке.
Выпускник получит возможность:
- создавать текст на английском языке.
Создание графических объектов
Выпускник научится:
- создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
- создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств;
Выпускник получит возможность:
- создавать мультипликационные фильмы.
Создание, восприятие и использование гипермедиасообщений
Выпускник научится:
- организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
- формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения, цитировать фрагменты сообщения;
- избирательно относится к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Выпускник получит возможность:
- проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Выпускник научится:
- участвовать в осуждении (аудио- и видеофорум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
- использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
- вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.
Выпускник получит возможность:
- участвовать в форумах в социальных образовательных сетях;
- взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета.
Поиск и организация хранения информации
Выпускник научится:
- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
- использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве;
- формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники, размещать информацию в Интернете.
Выпускник получит возможность:
- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Моделирование, проектирование и управление
Выпускник научится:
- проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
- Перечень учебно-методического, материально-технического и программного обеспечения
- образовательного процесса
Каждый модуль снабжён отдельным изданием в виде практикума:
- Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Усенков Д.Ю., Богомолова О.Б. Коммуникационные технологии: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Богомолова О.Б., Усенков Д.Ю. Защита компьютера от вредоносных воздействий: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Методические указания по использованию практикумов, в том числе по разработке уроков, необходимый теоретический материал и электронное приложение (презентации к урокам, заготовки к заданиям, образцы выполнения заданий, видеодемонстрация выполнения наиболее сложных заданий, а также примеры итоговых проектных работ) содержатся в методическом пособии:
- Богомолова О.Б. Преподавание информационных технологий в школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
- Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
- Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер.
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
- Программа разработки презентаций.
- Браузер.
- Виртуальная машина VirtualBox.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»
Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"
Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба" Социальное направление...
Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов
В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"
В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"
Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе "Юный географ"
Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимател...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Продвинутый пользователь"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Продвинутый пользователь" 7 класс. Направление программы: обще-интеллектуальное....