методическая разработка
план-конспект

к празднику Белого месяца

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eryt_naashaa_naadandaa.docx34.19 КБ

Предварительный просмотр:

Осинское МУО

МБОУ «Обусинская СОШ – интернат имени А.И. Шадаева»

Тема: «Ерыт наашаа наадандаа!»

(методическая разработка, посвящённая

празднику Белого Месяца «Сагаалган»)

Возраст 10 – 12 лет.

Выполнила: Хамгушкеева Анна Геннадьевна

Учитель бурятского языка и литературы.

Обуса, 2023

Пояснительная записка

к методическим разработкам,

посвящённым празднику Белого месяца «Сагаалган»:

  1. «Ерыт наашаа, наадандаа!»
  2. Интеллектуальная игра «Звёздный час» («Одото саг»)

На протяжении своей многовековой истории бурятский народ создал богатейшее устное народное творчество, которое является своеобразным памятником устной поэзии, народной мудрости и жизненного опыта народа. Устное народное творчество создавалось на протяжении всей долгой истории народа. И поэтому, используется богатейший материал фольклора. Наша задача:

  1. Формировать у детей этнокультурный компонент: изучение родословной своей семьи, совершенное владение бурятским языком, знание своих обычаев и традиций.
  2. Способствовать развитию мышления, воображения творческих способностей в этнокультурном пространстве, формировать коллективную деятельность и сотрудничество.
  3. Развивать физическую способность детей, ловкость, быстроту.

Данные мероприятия рассматриваются как национально-региональный компонент в образовательном процессе. Как учитель бурятского языка и литературы, как педагог ДО, являясь руководителем кружка «Бурятский фольклор» успешно решаю эти задачи на занятиях кружковой работы.

Эти мероприятия соответствуют возрасту 8-12 лет.

Ожидаемые результаты:

  1. Ученик должен приобщиться к духовной культуре своего народа.
  2. Участвовать в возрождении традиций и обычаев бурятского народа.
  3. Умение исполнять улигеры, песни, сказки, пословицы и поговорки и т.д.

Тема: «Ерыт наашаа, наадандаа!»

                                           Арадай ёһо заншалнууд соо

                                         Алтанай дуһалнууд байдаг юм.

                                                                     (Х. Намсараев)

Цели и задачи:

  1. Формирование у детей этнокультурной компетентности; современное владение детьми бурятским языком, изучение родословной своей семьи, знакомство с традициями и обычаями бурятского народа.
  2. Развитие физических способностей, ловкости, быстроты.
  3. Способствовать развитию у детей мышления, творческих способностей, воображения, пространственных представлений, коллективной деятельности и сотрудничества.

Подготовительный этап:

Работа с детьми: (оформление альбомов «Моя родословная», чтение книг Б. Дугарова «Сэсэн хулгана», Г.-Р. Намжилова «Мышь и верблюд» и выставка детских книг бурятских авторов, конкурс рисунков, посвящённых Белому месяцу, разучивание стихотворений, песен, ёхора, инсценировок, беседы на темы «Сагаан эдеэн», «Манайда айлшад», «Табан хушуун мал», Оньһон хошоо үгэнүүд, таабаринууд»

Оборудование: фонограммы песен: «Сагаалган», «Сагаан дали», «Аба эжы хоёрнай»

Художественный ряд: шёлковые хадаки синего и белого цветов, пиалы, блюда молочной пищи, эмблемы с празднованием команд, маски «12 животных», выставка альбомов, тексты стихотворений, благопожеланий, пословиц, загадок.

Правила конкурса:

  • Конкурс проводится среди детей 10-12 лет.
  • В конкурсе 5 туров:

     1) Амаршалга.

  1. Асуудалда харюусалга.
  2. Минии уг гарбал.
  3. Дуу андалдаан.
  4. Барилдаан.
  • Условием конкурса является обязательное участие каждого ребёнка.
  • Жюри конкурса: член администрации ОУ, член родительского комитета.
  • В конкурсе «Минии уг гарбал» могут участвовать родители (если есть желающие)
  • Конкурсы оцениваются в баллах.
  • Подведение итогов. Награждение.

Сцена. Звучит фонограмма песни «Сагаалган»

Голос за кулисами: Эртэ ехэ эртэ,

                                    Энхэ ехэ сагта,

                                    Урдын ехэ сагта,

                                    Наратай дулаан элшын,

                                    Мал агнуури ажалтай

                                    Манай монгол угсаатанай

                                    Магнай бариһан үбгэдүүд,

                                    Малагар улан хүбүүдүүд

                                    Элинсэг буурал баабайнгаа

                                    Эртын үреэлые дурдажа,

                                    Эмгэн саган эжынгээ

                                    Эдеэнэй дээжээр садажа,

                                    Сагай һайниие хаража,

                                    Садхалан тэнюуниие угтуулжа,

                                    Сагаан һарын һайндэр

                                    Сагаалган гээшые бии болгоо.

Голос за кулисами: Шуурган һалхин һуларжа,

                                    Хабарай амисхал дүтэлбэ.

                                    Сагаан һарам, хабарай һарам,

                                    Сагай һайхан, хабарай нарам!

                                    Сагаан һара, Сагаалган

                                    Үбэсэ нютагта морилбол!

Хүтэлэгшэ: Сагаан һараар!

                      Ехын ехэ һайндэр – Сагаалгамнай

                      Ерэбэл даа баярлуулһаар,

                      Нэгэ нэгэ наһа бултандамнай

                      Нэмэбэл даа урмашуулһаар.

                      Жэгтэй сэлмэг һаруулаар,

                      Жэлнай мүнөө шэнэлхэнь.

                      Манай Үбэсын дунда һургуули соо

                      Сагаалганай һайндэр болохонь.

Хүбүүн: Шэнэ жэлээр, шэнын нэгэнээр!

               Сагаан һараар, Сагаалганаар!

Үхибүүд (барандаа): Амар мэндээ! Амар мэндээ!

Басаган: Сэнтэй хүндэтэй айлшадаа

               Сэргэдээ угтан абая,

               Сэдьхэлэй арюун бэлэг

               Сэнхир хадагаа бария!

(Дети преподносят гостям хадаки)

Песня «Сагаалган» (Поют дети)

Хүбүүн: Сагаан һараар, Сагаалганаар!

               Ерыт манай нааданда

               Ехэшүүл, багашуул, сасуутан!

Хүтэлэгшэ: Хүндэтэ айлшад! Нюдэнэй хужар, шэхэнэй шэмэг болгон дуу хатарыемнай, хаба шадалаа туршаха мүрысөөемнай харахыетнай уринабди. Сагаан һарымнай найр нааданда үхибүүд 12 жэлэй амитад боложо ерээд байна. Нэгэтэ тэдэнтэй иимэ нэгэ һонин ушар болоһон юм. Хараябди (шагнаябди).

Хүтэлэгшэ: Эртын урда сагта зүүн зүгэй арадуудай литын 12 жэлэй амитадые бурхан өөртөө дуудаба. (12 детей в масках животных выбегают на сцену). Хэнтнай 12 жэлээ ахалхаб, урагшаа гарагты! (Дети в масках выходят вперёд). 12 амитад сугларжа, хэн литэ-календарь ахалхаб гэжэ ехэ арсалдаба, тоосолдобо. (Ребята начинают спорить).

Хүтэлэгшэ: Бүхэли үдэр арсалажа эсэбэ. «Хэн түрүүн наранай элшэ туяа харанаб, тэрэ 12 жэлээ ударидаха» гэжэ хэлсэбэ. (Закрываются шторы). Һүни болобо, амитад унтахаяа хэбтэбэд, «Би түрүүн бодохоб, би нара харахаб» гэжэ өөһэд соогоо шэбэнэлдэнэ. Үүр сайжа эхилбэ, наранай гарахые жаахан хулгана хараба. (Шторы закрываются).

Мальчик (в маске мыши): Наран! Наран! Би түрүүн нара харааб, би 12 жэлээ ударидахаб. (Бэшэ амитад «хаана, хаана» гэлсэнэд).

Хүтэлэгшэ: Энээнһээ хойшо хулгана 12 жэлээ эхилдэг болоо һэн.

(выходят 12 годов, каждый издаёт свой звук).

Хүтэлэгшэ: Арбан хоёр, арбан хоёр

                      Алдарта жэлнүүдэйнгээ

                      Арюун шарай хаража,

                      Аялга шүлэгыень шагнажа,

                      Аятай хатарыень хараябди!

Хулгана: Алтан дэлхэйдэ нютагтай,

                 Арбан зүгөөр гүйдэлтэй,

                 Арбан хоёр жэлэй аха заха

                 Ама сагаан Хулгана жэлби. (Хатарна)

Үхэр: Аргай даргай эбэртэй,

           Аса дүрбэн туруутай,

           Аажам алхалан ябадаг

            Алтан һүтэй Үхэр жэлби. (Мөөрэнэ)

Бар: Арын модондо байратай,

        Арбан зургаан араатай,

        Амитан бүхэниие айлгадаг

        Алаг эреэн Бар жэлби. (Эрхирнэ)

Туулай: Будан, будан буудалтай,

              Буурал һаарал үнгэтэй,

              Бүмбэр-бүмбэр гүйдэлтэй,

              Бүгэдэндэ һайшаалтай Туулай жэлби. (Дэбхэрэн хатарна)

Луу: Агаар тэнгэреэр дүүлидэг,

         Алтан бүмбэгэ толгойтой,

         Аянгын һомо гүйлгэдэг,

         Абарга хүсэтэй Луу жэлби. (Хүнхинэсэ дуугарна)

Могой: Уулын энгэрээр мүлхидэг,

              Ута эреэн бэетэй,

              Уулзаһан бүгэдые сошоодог,

              Уран хэлэтэй Могой жэлби. (Хотирно)

Морин: Дуутай дүрбэн туруутай,

              Дурам хара нюдэтэй,

              Түүрээн, түүрээн хатардаг,

              Түрын хүлэг Морин жэлби. (Инсагаална)

Хонин: Дун сагаан бэетэй,

             Дугын сагаан һүүлтэй,

             Даржаганатар маарадаг,

             Дурасхал ехэтэй Хонин жэлби. (Маарана)

Бишэн: Үндэр модондо байратай,

              Үзэм жэмэс эдисэтэй

              Уулзаһан бүгэдые дууряадаг,

              Үзэмжэ муутай Бишэн жэлби. (Дэбхэрнэ, собхорно)

Тахяа: Сахир мэлигэр үндэгэтэй,

            Сахариг түхэреэн нюдэтэй,

            Саг сагтаа донгододог

            Сагаан алаг Тахяа жэлби. (Ку-ка-ре-ку)

Нохой: Хон-хон дуутай,

             Хондолой дээрээ дэгээтэй,

             Хото хорёо һахидаг,

             Хүл хурдан Нохой жэлби. (Хусана)

Гахай: Газаагуур зайха дуратай,

             Газар малтаха ажалтай,

             Гангир, хангир абяатай,

             Галбагар һанжадаг шэхэтэй,

             Гайхал ехэтэ Гахай жэлби. (Хоршогононо)

(Звучит музыка. Вперёд выходят дети в масках Бар и Туулай.)

Бар: Битнай албан ажалаа дүүргэбэ гээшэб,

        Мүнөө Туулай жэлдээ тушаал засагаа үгэхэм. (Преподносит хадаг)

Үхибүүд: Сагаан һараар! Сагаалганаар!

1 басаган: Арбан хоёр, арбан хоёр

                  Алдарта жэлнүүдэйнгээ

                  Арюун шарайень хараабди,

                  Аялга шүлэгыень шагнаабди,

                 Аятай хатарыень хараабди!

2 басаган: Сагаан хуһан сэргэдэмнай

                  Сагаалгамнай тогтобол,

                  Сагаан сэдьхэлһээ бэе бэеэ

                  Сагаалганаар золгоёл.

(Дети приветствуют старших по возрасту и друг друга. Мальчики снимают шапки и держат её под мышкой, руки кладут ладонями на руки соседа. Старший по возрасту кладёт руки ладонями вниз на руки младшего и оба говорят благопожелания)

Басаган: Сагаан һара гаража,

               Сагаалгамнай эхилэнхэй,

               Сарюун нүхэд сугларжа,

               Хүхюун наадан эхилэнхэй.

Хүбүүн: Һайхан дуугаа дуулахабди,

               Һонин үльгэр хэлсэхэбди,

               Хатар наада дэлгэхэбди,

               Хаба шадалаа туршахабди.

Хүтэлэгшэ: Найр наадан үргэлжэһөөр. Сагаан һарын һайндэртэ зорюулагдаһан мүрысөөгөө эхилэе. Энэ манай мүрысөө жюри сэгнэхэ. Сагаан эдеэнэй дээжээр угтая. (Дети преподносят членам жюри молочную пищу)

Ⅰ. Амаршалга.

Хүтэлэгшэ: 1-дэхи мүрысөөнэй даабари. Командаяа нэрлээд, үреэлнүүдые хэлэхэ.

(Капитаны команд представляют свои команды и обмениваются благопожеланиями. Конкурс оценивается в 3 балла. В приветствии команд учитывается содержание, выразительность исполнения и артистичность участников).

(Звучит фонограмма «Хүхиел даа»)

Ⅱ. «Асуудалда харюусалга».

Хүтэлэгшэ: 2-дохи мүрысөөнэй даабари:

  1. «Сагаалган» һайндэр ямар удхатайб?
  2. Сагаан эдеэнүүдые нэрлэгты.
  3. Буряад дэгэлдэ хэды тобшоб?
  4. Буряад зон урда ямар гэр соо байдаг байгааб?

а) коттедж      б) квартира    в) (юрта) һэеы гэр5

     5.  Мори уядаг модон?

          а) бургааһан     б) ташуур      в) сэргэ

     6. Табан хушуун мал нэрлэгты.

     7. Литэ суглуулха, нэрлэхэ. Арбан хоёр алдарта жэлнүүдэй, арюун шарайень зүбөөр суглуулха.

(На вопрос ведущего отвечает вся команда. За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл.

(Звучит фонограмма песни «Сагаалган»).

Ⅲ.  «Минии уг гарбал»

Хүтэлэгшэ: 3-дахи мүрысөөнэй даабари. Уг гарбалаа хөөрэжэ үгэхэ.

Эжын һургаал – эрдэни,

Абын һургаал – алтан.

Аба эжымнай,

Үбгэн аба, хүгшэн эжымнай,

Төөбии, теэбиимнай

Угаа алдангүй тооложо ябанад.

(Защита детей вместе с родителями семейных проектов «Моя родословная». В конкурсе по 1 представителю из каждой команды. Максимальная оценка – 4 балла).

 Хүбүүн: Аялгата түрэл хэлэмнай

                Аба эжымнай бэлэг,

               Аялгата түрэл хэлэмнай

              Арад зоноймнай хэшэг юм.

 (Звучит песня «Эжы аба хоёрнай»)

Ⅳ. «Дуу андалдаан»

Хүтэлэгшэ: Хэн буряад олон дуу мэдэхэб, дуулахаб?

(конкурс знания бурятских песен. Команды поют по очереди, повтор одной и той же песни не допускается. Максимальная оценка – 1 балл)

(Звучит фонограмма песни «Будамшуу»)

Ⅴ. «Барилдаан»

Хүтэлэгшэ: Һүүлшын манай наадан «Барилдаан»

               Барас арсалан хүсэеэ

               Баатар зоригоо харуулан,

               Хэн барилдахаб?

               Баатар хүбүүд байна гү?

(Конкурс на самого сильного и ловкого мальчика «Абарга баатар». Участвуют 2 представителя с каждой команды. Учитывается ловкость, быстрота реакций, сила участника. Оценивается по правилам бурятской национальной борьбы).

(Звучит фонограмма песни «Хүхиел даа»).

Үхибүүд: 1. Талын сэсэг шэнги сарюун,

                      Хадын уһан шэнги арюун ябагты!

                 2. Наһан дээрээ наһа нэмэжэ,      

                     Айлшадтаа, түрэлхидтөө

                     Ута наһа, удаан жаргал хүсэнэб.

  1. Һара жэлэй ошохо бүри

Амгалан тэнюун зандаа,

Он жэл ошохо бүри

Омог дорюун зандаа ябагты!

Хүтэлэгшэ: Хайрата манай үхибүүд!

                    Сагаан һараар амаршалаад,

                    Таанадтаа иигэжэ үреэхэ байнабди.

                    Үдэр ерэхэ бүри үндэр боложо,

                    Жэл бүри ехэнүүд бологты!

Хүтэлэгшэ: Хүндэтэ айлшад! Наадандамнай ерэһэндэтнай, бидэ халуун баярые хүргэнэбди! Наадан – мүрысөөмнай дүүрэбэ. Дахин уулзатараа баяртай!

Үхибүүд: Дахин уулзатараа баяртай!

(Ёохороо хатаржа арилна).

Перечень источников:

  • Газета «Буряад үнэн»
  • Газета «Усть-Ордын үнэн»
  • Ц.Б. Будаев «Словарь бурятских пословиц и поговорок, загадки» Улан-Удэ, 1988г.
  • «Небесная дева лебедь» (сказки, предания, легенды) Иркутск, 1992г.
  • Ю.Г. Бубнов «История, культура, быт, традиции», Ангарск, 2006г.
  • Самостоятельные разработки учителя, посвящённые Сагаалгану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...