Рабочая программа по родной литературе
рабочая программа (8, 9 класс)
Рабочая программа по литературе разработана на основе регионального компонента. Предназначена для использования в 8-9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_rodnoy_literature.docx | 960.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для
обучающихся 8-9 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Клушинская основная шкоа» ,в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы.
Программа ориентирована на предметную линию учебников:
Литература Смоленщины. 9 класс: В 2т.: Учебник–хрестоматия по литературному краеведению /Составление, методические материалы Г.С. Меркина.-2-е изд. , перераб.- Смоленск: Универсум, 2002.
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями),
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
Данная рабочая программа рассчитана на 8 класс- 17 часов
9 класс-17 часов
Назначение курса–содействовать воспитанию эстетической культуры учащих-ся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи школьников. Программа будет способствовать формированию следующих умений:
чувствовать основную эмоциональную тональность художественного тек-ста и динамику авторских чувств;
видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
Анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.
Данная программа формирует следующие компетенции:
Лингвистическую, определяющую знание основных сведений о языке и речи и умение применять их на практике;
Коммуникативную, предполагающую понимание и передачу чужой речи, создание собственного произведения –сказки, рассказа, сценки, эссе.
Эстетическую, раскрывающую роль языка в обществе, его способность создавать художественный мир в произведении словесности;
Нравственную, которая поможет научить ценить художественные качества произведений, созданных писателями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты:
–формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
–формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– воспитание художественно-эстетическоговкуса, эстетических потребно-стей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произве-дений художественной литературы;
– развитие этическихчувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие мотивации к творческому труду и бережному отношению к ма-териальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здо-ровый образ жизни.
Метапредметным результатом изучения программы «Родная литература (русская)» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
РегулятивныеУУД:
–самостоятельно формулировать проблему( тему) и цели урока;
-способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
–самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
–самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
–работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректи-ровать свою деятельность;
–в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивно-го чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебныхуспехов).
Познавательные УУД:
–самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
-адекватно понимать основную и дополнительную информациют екста, воспринятого на слух;
–пользоватьсяразнымивидамичтения:изучающим,просмотровым,ознако-мительным;
–извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
–владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
–перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
–излагат ьсодержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
–пользоваться словарями, справочниками;
–осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно –следственные связи;
–строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его мето-дический аппарат;
-технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем прини-мать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятель-ности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельно-сти и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необ-ходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситу-ации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуни-кативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различны-ми видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть го-товым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и прприходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметные результаты:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;.
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; фор-мирование представлений о мире, национальной истории и культуре, этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспе-чение культурной самоидентификации;
3) умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику раз-личных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение само-стоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источ-никами для понимания и получения дополнительной информации.
Планируемые результаты:
Обучающийся научится:
– осознанно воспринимать и понимать художественный текст;
– выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития пред-ставлений о нравственном идеале народа;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой ана-лиз, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литерату-ры, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отно-шение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа.
Содержание учебного предмета
8 класс
Литературная карта Смоленщина
Н.И. Рыленков. «Семь холмов», «Кувшин, в кургане найденный, и фреска…»; В.Б. Простаков. «Смоленщина»; Л.И. Козырь. «Город-воин»; А.М. Бодренков. «Смо-ленск»; Ю.В. Пашков. «Смоленск»; А.В. Мишин. «Звонят колокола».-1
Фольклор Смоленщины
Собиратели фольклора В.Н.Добровольский, Н.Д.Бер, П.М.Соболев, В.Ф.Шурыгин. Основные жанры. Песни обрядовые, лирические. Частушки. Сказки. Легенды и предания.
Смоляне в древнерусской литературе
Жанры древнерусской литературы (житие, воинская повесть). «Повесть о Меркурии Смоленском», Легенды о Мономахове соборе в Смоленске. История Смоленской Одигитрии. «Фрески города Гороухщи» О.Ермакова .
А.С.Грибоедов и Смоленщина
Смоленские страницы Отечественной войны 1812 года в русской литературе.
Смоляне в Отечественной войне. Н.И. Рыленков. «На старой смоленской дороге».«И громче труб на поле чести зовет к Отечеству любовь…»
Н.А Дурова. «Записки кавалерист-девицы».
Денис Давыдов на Смоленской земле.
Декабристы-смоляне.
Ф.Глинка. Личность; судьба его творчества. Благородство гражданской и нравственной позиции.
М.Пришвин на смоленской земле.
Жизнь и творческая деятельность Пришвина в Дорогобужском районе.
М.Пришвин - педагог, создатель краеведческого музея. Отражение этого периода жизни в творчестве писателя (очерки "Школьная Робинзонада", "Охота за счастьем", "Мирская чаша"). Тема добра в творчестве Пришвина.
М. Булгаков и Смоленщина.
Своеобразие цикла «Записки юного врача», «Роковые яйца». Идейное и художественное своеобразие произведений Булгакова, связанных со Смоленщиной.
Три жизни писателя.
А.Р.Беляев-смоленский Жюль Верн. Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств.Гимн богатству океана.
И.С. Соколов-Микитов.
Художественный мир писателя. Рассказы И.С. Соколова-Микитова. «Медовое сено», «Глушаки». Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя.
Талашкино - культурный центр России.
Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни".
Жизнь и деятельность М.К.Тенишевой на Смоленщине.
9 класс
А.Т. Твардовский и Смоленщина.
«Есть обрыв, где я, играя…», «Сельское утро», «Братья», «За Вязьмой», «Я знаю, никакой моей вины…», «Лежат они, глухие и немые…» (и другие стихотворе-ния по выбору учителя). История создания, тематика и проблематика поэмы «По праву памяти».
Малая и большая родина в его творчестве. Н.И. Рыленкова.
История родного края в произведениях Рыленкова. «Я преданий суровое пряде-во…», «Мастер Фёдор Конь в Смоленске»
Поэт-песенник – М.В. Исаковский
«Ради жизни на земле».
Писатели Смоленщины на войне.
Военные дороги Смоленщины в произведениях К. Симонова.
«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Дом в Вязьме».
Литература второй половины ХХ века. «У разоренного гнезда». Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян (Е.М. Марьенков «Вдалеке от больших городов», Н. Рыленков. «Великая Росстань».
Литература 70-80-х годов.
«Боль» поколения в произведениях Н.А. Семёновой «Семь мисок, семь ложек» и О. Ермакова «Афганские рассказы».
Ф.А. Абрамов «Пелагея», «Алька».
Исследование противоречивых склонностей человека в сложном взаимодей-ствии и в постоянной зависимости от конкретных жизненных условий
Литературное краеведение родного города (села, района).
Тематическое планирование
8 класс
№п/п | Тема урока | Количество часов |
Литературная карта Смоленщина. | 1 | |
Фольклор Смоленщины. | 1 | |
Смоляне в древнерусской литературе. ). «Повесть о Меркурии Смоленском», Легенды о Мономахове соборе в Смоленске. | 1 | |
История Смоленской Одигитрии. «Фрески города Горухщи» О.Ермакова | 1 | |
А.С.Грибоедов и Смоленщина. | 1 | |
Смоленские страницы Отечественной войны 1812 года в русской литературе. Н.И. Рыленков. «На старой смоленской дороге».«И громче труб на поле чести зовет к Отечеству любовь…» | 1 | |
Н.А Дурова. «Записки кавалерист-девицы». | 1 | |
Денис Давыдов на Смоленской земле. | 1 | |
Декабристы-смоляне. Ф.Глинка. Личность; судьба его творчества. | 1 | |
М.Пришвин на смоленской земле. | 1 | |
М. Булгаков и Смоленщина «Записки юного врача» | 1 | |
Три жизни писателя. А.Р.Беляев - смоленский Жюль Верн. | 1 | |
Роман А.Беляева "Человек-амфибия". Красота и чистота человеческих чувств. Гимн богатству океана. | 1 | |
И.С. Соколов-Микитов. Природа и люди Смоленщины в творчестве писателя. | 1 | |
Талашкино - культурный центр России. Воспоминания М.К.Тенишевой "Впечатления моей жизни". | 1 | |
Повторительно - обобщающий урок | 1 | |
Промежуточная аттестация | 1 |
9 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1. | А.Т. Твардовский и Смоленщина. | 1 |
2 | История создания, тематика и проблематика поэмы «По праву памяти». | 1 |
3. | Малая и большая родина в его творчестве. Н.И. Рыленкова. | 1 |
4 | Малая и большая родина в его творчестве. Н.И. Рыленкова. | 1 |
5 | Поэт-песенник – М.В. Исаковский | 1 |
6 | Поэт-песенник – М.В. Исаковский | 1 |
7 | «Ради жизни на земле». Писатели Смоленщины на войне. | 1 |
8 | Военные дороги Смоленщины в произведениях К. Симонова. | 1 |
9 | «У разоренного гнезда». Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян. | 1 |
10 | «У разоренного гнезда». Произведения о восстановлении родного края, о трудовом подвиге смолян. | 1 |
11 | Литература 70-80-х годов. «Боль» поколения в произведениях Н.А. Семёновой «Семь мисок, семь ложек». | 1 |
12 | О. Ермаков «Афганские рассказы». | 1 |
13 | Ф.А. Абрамов «Пелагея», | 1 |
14 | Ф.А. Абрамов «Алька». Исследование противоречивых склонностей человека в сложном взаимодействии и в постоянной зависимости от конкретных жизненных условий | 1 |
15 | Литературное краеведение родного города (села, района). | 1 |
16 | Повторительно- обобщающий урок | 1 |
17 | Промежуточная аттестация | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной литературе
Рабочая программа по родной литературе, 6 класс, по ФГОС ООО...
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая программа по родной литературе в 12 классе
12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...
Рабочая программа по родной литературе 6 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 7 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 9 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...
Рабочая программа по родной литературе 10 класс
2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...