Организация проектно- исследовательской деятельности в 8 классе
методическая разработка (8 класс)

Шляхова Светлана Александровна

Современная жизнь требует приобретения метапредметных  коммуникативных умений и навыков, т.е. умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли. Широко востребованы  многообразные человеческие контакты, знакомства с разными точками зрения на одну проблему. Значимы для развития обучающихся умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать факты, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx33.77 КБ
Файл professiya_i_rech.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

8 класс

«Профессия и речь»

Шляхова Светлана Александровна (МАОУ «Лицей №11», г. Ростов-на-Дону),

Медведева Людмила Григорьевна (МАОУ «Лицей №11», г. Ростов-на-Дону),

Учебный проект: родной русский язык.

Предметные области: русский язык, литература, история, обществознание.

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Категория  обучающихся: 8 классы.

Продолжительность: средней продолжительности (1,5 месяца)

Актуальность проекта. Современная жизнь требует приобретения метапредметных  коммуникативных умений и навыков, т.е. умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли. Широко востребованы  многообразные человеческие контакты, знакомства с разными точками зрения на одну проблему. Значимы для развития обучающихся умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать факты, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

 Цели:

  • способствовать развитию языковой компетенции;
  • формировать умение различать общеупотребительную и необщеупотребительную лексику;
  • расширить словарный запас учащихся;
  •  создать условия для формирования умения оперировать терминами при анализе языкового явления;
  • ознакомить учеников с профессионализмами и специальными словами (терминами);
  • формировать умение различать специальную и общеупотребительную лексику, находить в толковом словаре профессиональные слова (спец.) и обосновывать их использование в разговорном, публицистическом и деловом стилях речи;
  • обеспечить  понимание учащимися роли профессионализмов в повседневной жизни общества.

Задачи:

  • развитие познавательных навыков учащихся;
  • развитие умения самостоятельно конструировать свои знания;
  • развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • совершенствование навыков исследовательской деятельности и навыков работы с информацией;
  • развитие навыков работы в группах.

Гипотеза исследования:

  • предположим, что профессионализмы являются показателем культуры общества и нужны  для лаконичного и точного выражения мысли в общении между людьми определённых профессий.
  • умелое употребление профессионализмов придает официальной речи определенный колорит, помогает продемонстрировать знание предмета, характерное для профессионализма.
  • работа по теме позволит выяснить роль профессиональной лексики в речи, познакомиться с языковыми единицами разных профессий.

Методы и приёмы изучения:

  • исследовательский метод,
  • творческий метод,
  • самостоятельная работа,
  • изучение и анализ различных источников информации по теме (справочная литература, интернет-ресурсы),
  • эвристическая беседа,
  • выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Этапы проведения проекта

  1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
  • Актуализация проблемы.
  • Определение сферы исследования.
  • Выбор темы исследования.
  • Определение цели, формулирование задач.
  • Формулирование гипотезы исследования.
  • Формирование групп для проведения исследования.
  • Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
  • Выбор форм представления проекта.

  1. Поисково-исследовательский этап (организация деятельности)
  • Выявление и систематизация подходов к решению проблемы, выбор форм и методов исследования.
  • Обсуждение: определение последовательности проведения исследования.
  • Составление вопросов для проведения анкетирования.
  • Анкетирование одноклассников с целью определения сферы работы родителей.
  • Сбор словарного материала: опрос родственников и родителей.
  • Обработка информации, полученной в ходе анкетирования.
  • Фиксация наблюдений с целью распределения заданий для работы в группе.
  • Самостоятельная работа в группах: анализ и обобщение полученных данных.
  • Подготовка учащимися отчетов по теме работы .

  1. Отчётно-оформительский этап
  • Предзащита проекта.
  • Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
  • Оформление паспорта проекта.
  • Подготовка к публичной защите проекта:
  • определение даты и места защиты
  • определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.)
  • стендовая информации о проекте
  • Анализ работы группы и самоанализ \ взаимоанализ своего вклада и вклада каждого.

  1. Информационно-презентативный (защита проекта)

  • Публичная защита проекта.
  • Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Проект:

1. по характеру доминирующей деятельности

Информационный, исследовательский,  практико-ориентированный

2. по предметно-содержательной области

межпредметный

3. по продолжительности

 средней продолжительности (1,5 месяца)

4. по количеству участников

Коллективный (внутриклассный)

5 по ценностно-ориентированным признакам

Культурологический, языковедческий

Оборудование:

  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • толковые словари.

Подготовительный этап

Приступая к проекту, учитель вместе с учениками определяет направление будущего исследования, предлагая ряд проблем, учащиеся выбирают уже из  имеющихся.

Обсуждаемые  вопросы при выборе проблемы:

- Насколько общество заинтересовано в решении этой проблемы, насколько это важно, как это отражается?

-Есть ли доступные материалы по теме, каково их количество?

 Затем определяем сферу исследования:

объект исследования – слова-профессионализмы;

предмет исследования – среда и  способы применения профессионализмов;

объектная область исследования - русский язык, литература, история, обществознание

Далее обучающиеся формулируют тему, определяют цель, ставят задачи, формулируют гипотезу исследования. Для реализации проекта создаются творческие группы, выдаются письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.), определяются задания для каждой из них, осуществляется подбор языкового материала, намечается форма отчёта для каждой группы, а также выбирается проектный продукт (презентация, словарь профессионализмов).

Задания группам

Группа «Теоретики»

Проблемный вопрос: нужны ли профессиональные слова и специальные слова-термин?

Учебные вопросы:

1.Какие слова называются профессиональными?

2.Какие слова называются терминами?

3.Почему профессионализмы слова-термины проникают в общеупотребительную лексику?

4.Каковы пути и способы  проникновения профессионализмов и слов-терминов в нашу речь?

5.Всегда ли следует избегать в речи употребления профессиональных слов и слов-терминов слов?

Группа «Библиографы»

Словарные статьи Толкового словаря - друзья и помощники

Проблемный вопрос: о чём может рассказать словарная статья с пометкой СПЕЦ.?

Учебные вопросы:

1.Какие Толковые словари существуют в наше время?

2.Почему важно ознакомиться с предисловием словаря?

3.Как построена словарная статья?

4.Каковы источники появления профессиональных слов и слов-терминов?

Группа «Грамматисты»     Анкеты 2      Грамматисты

Проблемный вопрос: что надо знать, чтобы грамотно использовать в своей речи слова-термины?

Учебные вопросы:

1.Почему в русском  языке  общеупотребительными становятся профессионализмы?

2.Как избежать речевых ошибок в использовании профессионализмов и слов-терминов?

3.Можно ли обойтись без профессионализмов и слов-терминов в речи?

4.Какие орфоэпические нормы нужно знать современному человеку при использовании профессионализмов и слов-терминов?

5.Какие вы знаете наиболее часто употребляемые в русском языке профессионализмы и слова-термины?

Группа «Знатоки русского языка».

Проблемный вопрос: уместно ли использование профессионализмов и слов-терминов в речи?

Учебные вопросы:

1.        Можно ли считать профессионализмы и слова-термины богатством русского языка?

2.        Не засоряют ли профессионализмы и слова-термина русскую речь?

3.        Знаем ли мы значение профессионализмов и слов-терминов?

4.        Легко ли произносить профессионализмы и слова-термины?

5.        Когда уместно использовать профессионализмы и слова-термины?

Поисково-исследовательский этап (организация деятельности)

На данном этапе каждая группа работает по своему направлению.

Деятельность учителя: наблюдает за работой, организует при необходимости консультации групп, где выполняет роль куратора, направляя обучающихся, подсказывая им необходимые источники информации, а также давая советы по подготовке презентации.

 Деятельность учеников: выполняют исследовательскую, информационную, практико-ориентированную работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал.

В результате проделанной работы обучающиеся приходят к следующим выводам:

  1. Использование профессионализмов и слов-терминов – естественный процесс языкового развития.
  2. Использование профессионализмов и слов-терминов обогащает язык и не вредит его самобытности.
  3. Лишь необоснованное использование профессионализмов и слов-терминов засоряет наш язык.

Отчётно-оформительский этап

Деятельность учителя: помогает составлять отчёт, корректирует окончательный вариант отчёта и выступления, а также помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник.

Деятельность учеников: по окончании работы над проектом каждая группа знакомит учителя с  содержанием подготовленных материалов, анализирует информацию, выясняют её недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект, что нужно для более эффективного и удачного проведения общей итоговой защиты проектной деятельности., составляют список используемых источников, готовят выступление: репетируют заранее, для возможного исправления ошибок перед своим и параллельным классом, перед преподавателями смежных дисциплин, которые сыграют роль экспертов и помогут отработать этап ответов на вопросы.

Итогом работы группы является презентация и словарь профессионализмов и слов-терминов выбранных сфер деятельности.

Информационно-презентативный этап (защита проекта)

Деятельность учителя: слушает, задаёт вопросы, оценивает усилия обучающихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом, резюмирует и оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение и др., подводит итоги, выставляет отметки.

Деятельность учеников: ученики группой выступают у доски и презентуют свою работу в электронном и письменном виде (каждый участник группы должен иметь возможность высказаться), отвечают на вопросы учителя, принимают участие в самоанализе и коллективном анализе и оценке.

Оценка проектной деятельности учащихся

Критерий 1

Продукт (материализованный результат ПДУ)

Баллы

Показатель

1.1

Новизна. Оригинальность. Уникальность

1-2

1.2

Оптимальность (наилучшее сочетание параметров продукта)

1

1.3

Эстетичность

1-2

Максимальное количество баллов

5

Критерий 2

Процесс (работа по выполнению проекта)

Показатель

2.1

Актуальность

1-2

2.2

Проблемность

1-2

2.3

Соответствие требованиям объема

1

2.4

Содержательность

1-3

2.5

Завершенность

1

2.6

Наличие творческого компонента в процессе проектирования

1-2

2.7

Коммуникативность (в групповом проекте)

1-2

2.8

Самостоятельность

1-3

Максимальное количество баллов

16

Критерий 3

Качество оформления материала

Показатель

3.2

Материал оформлен с грубыми нарушениями требований

0

3.3

Допущены незначительные нарушения требований

1-2

3.4

Материал оформлен в соответствии с требованиями

3-4

Максимальное количество баллов

4

Критерий 4

Защита проекта

Показатель

4.1

Качество доклада (системность, композиционная целостность,

полнота представления проблемы, краткость, четкость, ясность формулировок)

1-3

4.2

Ответы на вопросы

1-3

4.3

Личностные проявления докладчика

1-2

4.4

Культура речи докладчика

1-2

Максимальное количество баллов

10

Максимальное количество баллов по всем критериям

35

Перевод баллов в оценку

85% от максимальной суммы баллов, 35-30 баллов – «5»

70-85 %, 29-25 баллов – «4»

50-70 %, 23-17 баллов – «3»

0-49 % - «2»

Использованная литература

  1. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: учебник / под ред. Н. С. Валгиной. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002.
  2.  Вовк С. М. Профессионализмы в речи членов моей семьи. // Русский язык. Методическая газета для учителей - словесников. - М.: Издательский дом «Первое сентября», 2010.- № 18
  3. Касаткин Л.Л.,  Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку.  – М., 1995.
  4. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». М., 1992 год
  5. Розенталь Д. Э. и Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1976.
  6. Творческие мастерские учителей России: информационно-методический сборник. – Ростов-на-Дону, 2022.
  7. Юрчук В.В. «Современный словарь по психологии». М., 2000 год
  8. Ярцева В.Н. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  9. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь.  - М.: Сов. энциклопедия, 1990. 
  10. http://studopedia.ru/5_40912_professionalizmi.html
  11. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/160268
  12. http://www.studfiles.ru/preview/5373559/page:5/
  13. https://tvorcheskie-proekty.ru/node/70 

Приложение 1.

Анкета для родителей.

  1. Ваша сфера деятельности.
  2. Профессия.
  3. Какие профессиональные слова Вы часто используете в своей речи?

Приложение 2.

Анкета для детей.

  1. Кем работают Ваши родители?
  2. Какие слова часто используют Ваши родители в повседневной жизни?
  3. Знаете ли Вы лексическое значение слов, употребляемых Вашими родителями?
  4. Употребляете ли Вы профессиональные слова в разговоре с родителями?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессия и речь Шляхова Светлана Александровна (МАОУ «Лицей №11», г. Ростов -на-Дону), Медведева Людмила Григорьевна (МАОУ «Лицей №11», г. Ростов -на-Дону) Учебный проект: родной русский язык Предметные области: русский язык, литература, история, обществознание Тип проекта: информационно-исследовательский Категория обучающихся: 8 классы

Слайд 2

2 Актуальность проекта Современная жизнь требует приобретения метапредметных коммуникативных умений и навыков, т.е. умения работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли. Широко востребованы многообразные человеческие контакты, знакомства с разными точками зрения на одну проблему. Значимы для развития обучающихся умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать факты, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Слайд 3

3 Способствовать развитию языковой компетенции 1 Формировать умение различать общеупотребительную и необщеупотребительную лексику 2 Расширить словарный запас учащихся 3 Ознакомить учеников с профессионализмами и специальными словами (терминами) 5 Формировать умение различать специальную и общеупотребительную лексику, находить в толковом словаре профессиональные слова (спец.) и обосновывать их использование в разговорном, публицистическом и деловом стилях речи 6 Обеспечить понимание учащимися роли профессионализмов в повседневной жизни общества 7 Цели Создать условия для формирования умения оперировать терминами при анализе языкового явления 4

Слайд 4

4 Развитие познавательных навыков учащихся 1 Развитие умения самостоятельно конструировать свои знания 2 Развитие умения ориентиро-ваться в информационном пространстве 3 Развитие навыков работы в группах 5 Задачи Совершенствование навыков исследовательской деятельности и навыков работы с информацией 4

Слайд 5

5 Предположим, что профессионализмы являются показателем культуры общества и нужны для лаконичного и точного выражения мысли в общении между людьми определённых профессий. 1 Умелое употребление профессионализмов придает официальной речи определенный колорит, помогает продемонстрировать знание предмета, характерное для профессионализма. 2 3 Работа по теме позволит выяснить роль профессиональной лексики в речи, познакомиться с языковыми единицами разных профессий . Гипотеза исследования

Слайд 6

6 выработка и совершенствование усвоенных навыков исследовательский метод изучение и анализ различных источников информации по теме самостоятельная работа . эвристическая беседа творческий метод МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

Слайд 7

7 1 Поисково-исследовательский Информационно- презентативный Подготовительный Отчётно-оформительский Этапы проведения проекта 2 3 4

Слайд 8

8 1. По характеру доминирующей деятельности Информационный, исследовательский, практико-ориентированный 2. По предметно-содержательной области Межпредметный 3. По продолжительности Средней продолжительности (1,5 месяца) 4. По количеству участников Коллективный ( внутриклассный ) 5. По ценностно-ориентированным признакам Культурологический, языковедческий Проект

Слайд 9

9 ОБОРУДОВАНИЕ

Слайд 10

10 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 01 Определяется направление будущего исследования -Насколько общество заинтересовано в решении этой проблемы, насколько это важно, как это отражается? -Есть ли доступные материалы по теме, каково их количество? Определяется сфера исследования объект исследования – слова-профессионализмы; предмет исследования – среда и способы применения профессионализмов; объектная область исследования – русский язык, литература, история, обществознание Тема, цель, задачи, гипотеза, творческие группы, рекомендации, задания для групп, подбор языкового материала, форма отчёта, проектный продукт

Слайд 11

11 Теоретики Библиографы Грамматисты Знатоки РЯ

Слайд 12

12 Каковы пути и способы проникновения профессионализмов и слов-терминов в нашу речь? Какие слова называются профессиональными? Всегда ли следует избегать в речи употребления профессиональных слов и слов-терминов слов? ТЕОРЕТИКИ Нужны ли профессиональные слова и специальные слова-термины? Какие слова называются терминами? Почему профессионализмы, слова-термины проникают в общеупотребительную лексику

Слайд 13

13 Какие толковые словари существуют в наше время? Каковы источники появления профессиональных слов и слов-терминов? БИБЛИОГРАФЫ О чём может рассказать словарная статья с пометкой СПЕЦ.? Почему важно ознакомиться с предисловием словаря? Как построена словарная статья?

Слайд 14

14 Анкета для родителей ГРАММАТИСТЫ Анкета для детей

Слайд 15

15 Укажите Вашу сферу деятельности. Укажите Вашу профессию. Какие профессиональные слова Вы часто используете в своей речи? Анкета для родителей

Слайд 16

16 Кем работают Ваши родители? Какие слова часто используют Ваши родители в повседневной жизни? Знаете ли Вы лексическое значение слов, употребляемых Вашими родителями? Употребляете ли Вы профессиональные слова в разговоре с родителями? Анкета для детей

Слайд 17

17 Какие орфоэпические нормы нужно знать современному человеку при использовании профессионализмов и слов-терминов? Почему в русском языке общеупотребительными становятся профессионализмы? Какие вы знаете наиболее часто употребляемые в русском языке профессионализмы и слова-термины? ГРАММАТИСТЫ Что надо знать, чтобы грамотно использовать в своей речи слова-термины? Как избежать речевых ошибок в использовании профессионализмов и слов-терминов? Можно ли обойтись без профессионализмов и слов-терминов в речи?

Слайд 18

18 Легко ли произносить профессионализмы и слова-термины? Можно ли считать профессионализмы и слова-термины богатством русского языка? Когда уместно использовать профессионализмы и слова-термины? ЗНАТОКИ РЯ Уместно ли использование профессионализмов и слов-терминов в речи? Не засоряют ли профессионализмы и слова-термины русскую речь? Знаем ли мы значение профессионализмов и слов-терминов?

Слайд 19

19 ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП 0 2 Деятельность учителя Наблюдать Организовать консультации Направить Подсказать Дать советы Выполнять Советоваться Накапливать Деятельность учеников

Слайд 20

20 Выводы Использование профессионализмов и слов-терминов – естественный процесс языкового развития. Использование профессионализмов и слов-терминов обогащает язык и не вредит его самобытности. Лишь необоснованное использование профессионализмов и слов-терминов засоряет наш язык.

Слайд 21

21 ОТЧЁТНО-ОФОРМИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП 0 3 Деятельность учителя Помогает Корректирует Участвует в оценке Знакомят с результатами Анализирует Выясняют недостатки Оценивают полученный продукт Составляют список Готовят выступление Деятельность учеников

Слайд 22

22 ИНФОРМАЦИОННО-ПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ ЭТАП 0 4 Деятельность учителя Слушает Задаёт вопросы Оценивает Резюмирует Подводит итоги Выставляет отметки Выступают Презентуют работу Отвечают на вопросы Анализируют Деятельность учеников

Слайд 23

23 Оценка проектной деятельности учащихся Критерий 1 5 б. Критерий 3 4 б. Критерий 2 16 б. Максим. кол-во баллов 35 б. Критерий 1 Продукт (материализованный результат ПДУ) Баллы Показатель 1.1 Новизна. Оригинальность. Уникальность 1-2 1.2 Оптимальность (наилучшее сочетание параметров продукта) 1 1.3 Эстетичность 1-2 Максимальное количество баллов 5 Критерий 2 Процесс (работа по выполнению проекта) Показатель 2.1 Актуальность 1-2 2.2 Проблемность 1-2 2.3 Соответствие требованиям объема 1 2.4 Содержательность 1-3 2.5 Завершенность 1 2.6 Наличие творческого ком­понента в процессе проектиро­вания 1-2 2.7 Коммуникативность (в групповом проекте) 1-2 2.8 Самостоятельность 1-3 Максимальное количество баллов 16 Критерий 3 Качество оформления материала Показатель 3.2 Материал оформлен с грубыми нарушениями требований 0 3.3 Допущены незначительные нарушения требований 1-2 3.4 Материал оформлен в соответствии с требованиями 3-4 Максимальное количество баллов 4 Критерий 4 Защита проекта Показатель 4.1 Качество доклада (системность, композиционная целостность, полнота представления проблемы, краткость, четкость, ясность формулировок) 1-3 4.2 Ответы на вопросы 1-3 4.3 Личностные проявления до­кладчика 1-2 4.4 Культура речи докладчика 1-2 Максимальное количество баллов 10 Максимальное количество баллов по всем критериям 35 Критерий 4 10 б.

Слайд 24

70-85% 25-29 б. 85% 30-35 б . 50-70% 17-23 б . 24 Перевод баллов в оценку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности в 5 классе 2011г

Темы проектов по математике 5 класс 2010-2011г.г.,Содержание проектной работы,Защита проектной работы.(руководитель проекта Потехина Т.В.)...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие  личности обучающегося. Исследование...

Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».

Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...

Аннотация методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе" для участия в конкурсе ПНПО - 2016

В аннотации представлено краткое описание методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе". Это направление в настоящее время является ...

Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...