Мастер-класс по теме "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке"
методическая разработка по физике по теме

Кривчик Наталья Геннадьевна

Мастер-класс проводится в форме создания проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока   идёшь за кем-то вслед,

 Дорога не запомнится.

Зато куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

                                                                                Н. Рыленков

Эти слова очень точно отражают требования стандартов второго поколения и суть проектно-исследовательской деятельности.

Что такое метод проектов?

  • Метод проектов – это совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по самой своей сути.
  • Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – парную, групповую, индивидуальную, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
  • Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы при использовании разнообразных методов, средств обучения, знаний, умений из различных учебных предметов.

Сегодняшний мастер-класс я попыталась представить в виде проекта, поэтому умышленно начала не с целей, а с теории.

Тема

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке. (Может быть сформулирована позднее и вытекать из проблемы.)

Проблема

Образовательные стандарты второго поколения предполагают применение определённых методов и форм работы. Один из таких методов – метод проектов. Он не является абсолютно новым, появился ещё в 20-е годы двадцатого века в США. Идеальный вариант написания проекта, по мнению многих методистов, во внеурочной деятельности. Но, к сожалению, в таком случае задействованы единицы учащихся. А как привлечь основную массу учащихся к проектной деятельности? Проблема обычно формулируется в виде вопроса.

Гипотеза

Это предположение, которое надо опровергнуть или доказать в ходе реализации проекта. Я предположила, что внедрение проектно-исследовательской деятельности на уроке поможет решить поставленную проблему.

Цель

Это то, чего надо достичь. Иными словами, это конечный результат. Цель должна начинаться с отглагольного существительного. Цель моего проекта: «Знакомство коллег с методом проектов в ходе проведения мастер-класса».

Задачи

Это шаги для достижения цели. Рекомендуют формировать 2 – 3 задачи. Я поставила перед собой следующие задачи: систематизировать свои знания о проектно-исследовательской деятельности и провести мастер-класс.

Методы и формы работы

Самостоятельная работа, групповая работа, беседа, консультации, поиск и анализ информации.

Планирование

Лучше оформить в виде таблицы, где для каждого этапа будут прописаны сроки и ответственные.

Вид работы

Сроки

Ответственный

Изучение и анализ информации

1.02.2013 – 20.04.2013

Н.Г.Кривчик

Разработка мастер-класса

20.04.2013 – 23.04.2013

Н.Г.Кривчик

Создание буклета

21.04.2013

Н.Г.Кривчик

Проведение мастер-класса

24.04.2013

Н.Г.Кривчик

Ресурсы

Это могут быть информационные, кадровые, финансовые, материально-технические. Для облегчения задачи учащимся можно перечислить разные виды ресурсов и попросить подчеркнуть необходимые.

Риски и пути их минимилизации

Этот пункт обычно вызывает у учащихся затруднения. Риски – это то, что может не получиться; пути их минимилизации – как этого можно избежать. Рекомендуют определять 2 – 3, не более.

Риски

(что может не получиться)

Пути минимилизации

(как этого избежать)

не хватит приготовленных материалов

узнать количество записавшихся, но всё-таки «подстраховаться»

Сроки

Это временной промежуток работы над проектом (от нескольких минут до нескольких лет).

Реализация

Это выполнение поставленных перед собой задач. Но любой проект должен включать элемент исследования. Исследованием моего проекта является использование проектно-исследовательской деятельности на уроках. Мастер-класс должен содержать практическую часть, поэтому в качестве исследования я предлагаю вам создать минипроекты. Проблема и тема у всех будет одна , а пути решения проблемы – разные. Проблема: как создать максимально высокую и красивую башню, использую 2 листа бумаги, клей и ножницы? Условие: башня должна стоять без помощи рук. При оценке будет учитываться высота, красота, быстрота, презентация, чистота рабочего места. Для оценивания ваших проектов, приглашаю по одному эксперту от каждой группы. Здесь проявляется самооценка и взаимооценка.

Результат

Сейчас при создании проектов, вы прошли все этапы проектирования. Даже те, о которых я ещё не говорила. Любой проект предполагает конечный продукт. Это может быть прибор, урок, мероприятие, мастер-класс, буклет и т.д.

Презентация

Это могут быть устные выступления, электронные продукты, письменный отчет и т.д. Презентация моего проекта была электронная с устным сопровождением.

Вообще, проект – это шесть «П»:

  • Проблема
  • Планирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио (папка, в которой собраны все материалы по созданию проекта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

Аннотация методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе" для участия в конкурсе ПНПО - 2016

В аннотации представлено краткое описание методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе". Это направление в настоящее время является ...

Мастер-класс «Методические приемы развития творческих способностей учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности».

Цель: Раскрыть возможности творческого  развития учащихся на уроках математики через различные методические приемы....

Мастер-класс по теме: «Применение технологии исследовательской деятельности на уроках химии».

Теоретико-экспериментальное исследование на тему «Изучение свойств воды из разных источников нашего города».  Целью данного исследования является изучение физико-химических свойств во...

Мастер-класс «Концептуализация как прием развития мыслительной деятельности на уроке литературы».

Мастер-класс«Концептуализация как прием развития мыслительной деятельностина уроке литературы»....