Рабочая программа по родному (татарскому) языку
рабочая программа
Примерная образовательная программа учебного предмета «Родной язык (татарский)» для 5-9 классов основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом основных идей и положений программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования и для обеспечения сохранения и развития языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
Рабочая программа реализует федеральные и республиканские законы:
- Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации»;
- «Закон об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан»;
- «Закон об образовании в Республике Башкортостан»;
- «Концепции национального образования и принципов обучения на родных языках в Республике Башкортостан».
Учебный предмет «Родной язык (татарский)» является одним из основных элементов образовательной системы основного общего образования, формирующим компетенции в сфере языковой культуры. Его включенность в общую систему обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами филологической направленности.
Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика речи на татарском языке имеют патриотическую, гражданственную, морально- этическую воспитательную направленность, вносят свой вклад в приобщение школьников к национальной культуре. Все это в конечном итоге обеспечивает формирование личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Кроме того, системный подход выдвигает требование обеспечения преемственности курсов татарского языка основной и начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Муниципальный район Бакалинский район
МОБУ ООШ с. Старое Азмеево
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Педсоветом МОБУ ООШ с. Старое Азмеево | Заместитель директора по УВР | Директор МОБУ ООШ с.Старое Азмеево |
______________Тимофеева С.Ш. | ______________Сафина Л.Н. | ______________Тимофеева С.Ш. |
Протокол №1 | Протокол №1 | Приказ №55 |
от "30" августа 2022 г. | от "30" августа 2022 г. | от "30" августа 2022 г. |
Рабочая программа
основного общего образования
Учебного предмета
«Родной язык (татарский)»
(для 5 – 9 классов образовательных организаций)
с.Старое Азмеево 2022
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная образовательная программа учебного предмета «Родной язык (татарский)» для 5-9 классов основного общего образования разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом основных идей и положений программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования и для обеспечения сохранения и развития языкового наследия многонационального народа Российской Федерации.
Рабочая программа реализует федеральные и республиканские законы:
- Закон Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации»;
- «Закон об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан»;
- «Закон об образовании в Республике Башкортостан»;
- «Концепции национального образования и принципов обучения на родных языках в Республике Башкортостан».
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Родной язык (татарский)» является одним из основных элементов образовательной системы основного общего образования, формирующим компетенции в сфере языковой культуры. Его включенность в общую систему обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами филологической направленности.
Используемые учебные тексты, предлагаемая тематика речи на татарском языке имеют патриотическую, гражданственную, морально- этическую воспитательную направленность, вносят свой вклад в приобщение школьников к национальной культуре. Все это в конечном итоге обеспечивает формирование личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
Кроме того, системный подход выдвигает требование обеспечения преемственности курсов татарского языка основной и начальной школы.
Изучение предмета направлено на достижение следующей цели:
− развитие у обучающихся культуры владения родным языком (татарским) во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами татарского литературного языка, правилами татарского речевого этикета; обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся, сохранения и развития языкового наследия, освоения духовных ценностей и культуры многонационального народа Российской Федерации.
Изучение предмета направлено на решение следующих задач:
- овладение знаниями о татарском языке, его устройстве и функционировании, о стилистических ресурсах, основных нормах татарского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и увеличение объема используемых грамматических средств;
- развитие у обучающихся коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении, письме;
- приобщение к культурному наследию татарского народа, формирование умения представлять свою республику, ее культуру в условиях межкультурного общения;
- уважительное отношение к языковому наследию народов, проживающих в Российской Федерации.
Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе развития коммуникативной, языковой и социокультурной компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных сферах и ситуациях.
Языковая компетенция предполагает владение знаниями о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи, а также способность с помощью этих знаний понимать и правильно интерпретировать мысли другого человека и выражать собственные мысли в устной и письменной форме.
Социокультурная компетенция представляет собой совокупность определенных знаний, навыков, умений, способностей и качеств, которые формируются в процессе языковой подготовки к межкультурной коммуникации.
Содержательная линия «общие сведения о языке, разделы науки о языке (фонетика, орфоэпия и графика, морфемика и словообразование, лексикология и фразеология, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, стилистика)» включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц.
Формы учета воспитания
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Родной (татарский) язык» в общеобразовательных организациях отводится 1 час в неделю во всех классах основного общего образования, по 34 часов в год. Общее количество времени на пять лет обучения с 5 по 9 классы ориентировочно 169 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография
Звук как основная кратчайшая единица фонетической системы.
Акустическая (по звучанию), артикуляционная (по способу производства, произношению) и функциональная (по значимости) характеристика звуков.
Фонема как кратчайшая единица фонологической системы татарского языка, ее смыслоразличительная роль. Сильная и слабая позиции фонем. Соотношение фонемы и звука.
Фонетические законы в области гласных (редукция, влияние соседних мягких согласных). Фонетические законы в области согласных (оглушение звонких в конце слова, перед глухими согласными), ассимиляции (уподобление по глухости-звонкости, по твердости-мягкости).
Понятие об орфоэпии. Орфоэпические нормы татарского языка. Ударение (словесное, фразовое, синтагматическое, логическое). Ударение и ритмика слова.
Интонация (смысловая и эмоциональная). Средства создания смысловой интонации (завершенность - незавершенность мысли, коммуни- кативная установка и задача речи).
Письмо как важнейшее открытие человечества. Виды письма. Звукобуквенное письмо. Алфавит.
Графические средства языка.
Орфография. Принципы татарской орфографии - Фонематический, морфологический; традиционные (исторические), фонетические и диф- ференцирующие (по значению) написания. Понятие орфограммы, основные типы орфограмм. Орфографические нормы Методы усвоения орфографии: на осознаваемой основе, с помощью крупноблочной подачи правил, осмысление принципов орфографии, связи написаний со словообразовательной структурой слова , его грамматических признаков (правописание существительных, глаголов, наречий и других частей речи), этимологии, значения слова; обогащение словаря и усвоение орфографии методом ассоциативных полей и тематических групп на неосознаваемой основе (зрительной, слуховой, двигательной памяти.
Умения и навыки:
- характеризовать звуки по способу образования, по звучанию и смыслоразличительной роли;
- совершенствовать навыки орфоэпического произношения гласных и согласных в потоке речи;
- уметь сопоставлять звуковые системы татарского языка;
- овладеть навыками правильного интонирования речи: смыслового и эмоционального; Умения и навыки:
- осознание принципов татарской орфографии, умение видеть в слове орфограмму;
- различать непроизносимые и произносимые основы, производить морфемный анализ;
- осознавать правила татарской орфографии, их связи с фонетикой, составом слова и словообразованием, частями речи;
- владеть способами действий по усвоению орфографии.
Лексикология и фразеология.
- Понятие о лексике. Слово как основная единица лексической системы языка.
- Представление о богатстве лексической системы татарского языка. Умение пользоваться учебными словарями.
Умение определять лексическое и грамматическое значения слова. Знакомство со способами раскрытия значения слов (с помощью рисунков, показа предметов, путем перевода, толкования). Нахождение в словаре однозначных и многозначных слов. Умение определять значение многозначного слова в контексте.
Обогащение словаря учащихся синонимами, антонимами. Умение употреблять в речи однозначные и многозначные слова в прямом и переносном значении.
Основные признаки фразеологизма как единицы фразеологии (устойчивость, воспроизводимость, целостность значения, идиоматичность).
Характеристика фразеологизмов по степени спаянности состава: фразеологические сращения , фразеологические единства , фразеологические сочетания).
Синтаксическая роль фразеологизмов в предложении. Многозначность, системные связи (синонимы, антонимы), стилистическая окраска фразеологических единиц.
Умения и навыки.
- понимание особенностей лексической системы языка, связи ее с другими разделами языка: фонетикой, словообразованием, морфо- логией;
- усвоение значения слова и системных связей слов по значению;
- овладение новыми словами и значениями слов;
- умение различать исконно татарские и заимствованные слова, устаревшие слова и неологизмы, находить в тексте диалектные, специальные и стилистически окрашенные слова;
- владеть навыками работы со словарями различного типа;
- различать фразеологические и свободные словосочетания;
- объяснять фразеологические сочетания, единства, сращения; подбирать синонимичные и антонимичные фразеологические единицы.
Состав слова, словообразование
I. Морфемы как значимые части слова: корень, суффикс, основа, окончание. Понятие о словоизменении и словообразовании (род- ственные слова). Формы слова и однокоренные слова. Изменение в формах слова грамматического значения, выраженного в окончаниях. Изменение в родственных словах лексического значения слова. Окончание как значимая часть слова, служащая для образования грамматических форм слова и как средство связи слов в словосочетании и предложении. Корень как главная значимая часть слова.
П. Умение выделять в слове окончание и основу. Умение выделять корень, суффикс как значимые части слова. Умение определять лексическое и грамматическое значение слов по их значимым частям. Умение производить анализ слов по составу. Умение составлять словосочетания и предложения однокоренными словами.
Совершенствование умений и навыков анализа слов по составу.
6класс
Родной язык (татарский)
Повторение пройденного материала в 5 классе
I.Слово как часть речи — предмет изучения морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Основания для разграничения частей речи: общее морфологическое значение, грамматические признаки (постоянные и непостоянные), синтаксическая роль в предложении.
, Последовательность умственных действий при усвоении частей речи:
- Восприятие частей речи в предложении и связном тексте.
- Умение узнавать часть речи; в тексте.
- Умение определять начальную форму слова.
- Умение определять общее грамматическое значение части речи по вопросам.
- Умение определять разряды и морфологические признаки данной части речи. Умение изменять часть речи.
- Усвоение правописания частей речи.
- Умение пользоваться частями речи для формирования и выражения мыслей и чувств, для решения коммуникативных задач.
- Усвоение стилистических возможностей частей речи, использование их в разных стилях речи, типах и жанрах текстов
Имя существительное
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. II.Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
- Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Качественные и относительные прилагательные. Переход имен прилагательных в существительные. Степени прилагательных.Способы образования имен прилагательных
- Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
Наречие
- Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
- Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Имя числительное
- Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
- Умение употреблять числительные для обозначения дат.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного.
- Публичное выступление — призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом
Местоимение
- Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль место имений в предложении. Разряды местоимений: : личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные отрицательные, указательные, определительные. Текстообразующая роль местоимений.
Образование неопределенных местоимений.
. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
- Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста!
класс
Родной язык(татарский) Имя существительное
- Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
- Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
- Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Качественные и относительные прилагательные. Переход имен прилагательных в существительные. Степени прилагательных.Способы образования имен прилагательных
II. Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
Наречие
- Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
- Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
Имя числительное
- Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
- Умение употреблять числительные для обозначения дат.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного.
- Публичное выступление — призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение
- Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль место имений в предложении. Разряды местоимений: : личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, неопределенные отрицательные, указательные, определительные. Текстообразующая роль местоимений.
Образование неопределенных местоимений.
. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
- Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
Глагол. Залоги глаголов. Спрягаемые глаголы. Причастие
Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Действительные и страдательные причастия. Роль причастий в речи. Книжная стилистическая окраска причастий.
Причастный оборот. Синонимика причастного оборота и придаточного предложения.
Словообразование причастий. Образование действительных и страдательных причастий. Склонение причастий. Их правописание. Переход причастий в другие части речи.
Деепричастие
Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Роль деепричастий в речи. Деепричастный оборот. Синонимика деепричастных оборотов и придаточных предложений.
Словообразование деепричастий. Сопоставление морфемного состава деепричастий и причастий. Правописание деепричастий.
Служебные части речи
Понятие о служебных частях речи. Роль служебных частей речи в предложении и тексте.
Предлог
Понятие о предлоге. Предлоги-антонимы. Употребление предлогов с падежами. Разряды предлогов по значению. Разряды предлогов по происхождению: непроизводные и производные предлоги. Предлоги делового стиля. Правописание предлогов.
Союз
Понятие о союзе. Сочинительные и подчинительные союзы. Правописание союзов.
Частица
Понятие о частице. Формообразовательные и словообразовательные частицы. Разряды частиц по значению.
Междометие
Понятие о междометии. Правописание междометий. Роль междометий в речи.
класс
Родной язык (татарский )
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VII КЛАССЕ СИНТАКСИС.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Повторение пройденного о словосочетании в 7 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении; уметь использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Главные члены предложения
Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Уметь пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого. Уметь писать публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное
определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края. Использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы. Обособленные члены предложения
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах
предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
Публичное выступление на общественно значимую тему. Интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Однородные члены предложения
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Рассуждение на основе литературного произведения(в том числе дискуссионного характера). Интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Простое предложение)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая(предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Выделять с помощью логического ударения и порядка слов
наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения; уметь описать архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно- личные, безличные) и подлежащим (назывные).Распрастраненные и неспрастраненные предложения.Утвердительные и отрицательные предложения.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами; пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Прямая и косвенная речь
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.Выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь
класс
Родной язык(татарский)
Повторение изученного в 8 классе материала. Синтаксис простого предложения. Прямая и косвенная речь.Сложное предложение. Общее понятие о сложном предложении. Средства связи простых предложений. Сложносочиненное предложение. ССП, связанные при помощи сочинительных союзов и знаки препинания при них. Бессоюзная связь в ССП. Синтаксический анализ ССП.Сложноподчиненное
предложение. СПП с аналитическим придаточным предложением. Знаки препинания в СПП с аналитическим придаточным. Знаки препинания в синтетических придаточных предложениях. Виды СПП по значению придаточного предложения. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными места, времени, образа действия, меры и степени, причины и цели, условия и уступки. Придаточные вводные предложения. Сложные конструкции. Многокомпонентное ССП и СПП. Многокомпонентные смешанные предложения.
Понятие о тексте. Стилистика и культура речи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
- российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России);
- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- уважительное отношение к родному татарскому языку, гордость за него; сохранение чистоты татарского языка как явления национальной культуры;
- потребность в изучении татарского языка и овладении им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире;
- национальное самосознание, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантное отношение к проявлениям иной культуры, лучшее осознание своей культуры.
Выпускник получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой мотивации изучения татарского языка, интереса к культуре татарского и других народов России.
Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Выпускник получит возможность научиться:
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; на основе сравнения предметов и явлений;
- овладевать приемами отбора и систематизации материала по определенной теме, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную на татарском языке в результате чтения или слушания;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов, резюмировать главную идею текста;
- участвовать в проектно-исследовательской деятельности;
- сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.
Выпускник получит возможность научиться:
- выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
- решать проблемы творческого и поискового характера;
- самостоятельно проводить мини-исследование. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом ситуаций общения;
- точно выражать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами татарского языка;
- владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов на татарском языке разных стилей и жанров;
- определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать устные и письменные тексты на заданную тему;
- выражать свои мысли в устной и письменной форме на татарском языке;
- оценивать свою речь с точки зрения его содержания, языкового оформления;
- находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их;
- сопоставлять различные точки зрения.
Предметные результаты
Коммуникативная компетенция в следующих видах речевой деятельности
Говорение
Выпускник научится:
- владеть различными видами диалога (этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, комбинированный диалог);
- самостоятельно составлять тексты в разных стилях;
- формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- создавать устные монологические высказывания на основе жизненных наблюдений, чтения;
- передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;
- устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
- составлять монологические высказывания на темы, предусмотренные программой.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно составлять тексты в разных стилях;
- комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, объяснять свое отношение к прочитанному/прослушанному;
- кратко высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения;
- кратко излагать результаты выполненной проектной работы на татарском языке.
Слушание
Выпускник научится:
- понимать информацию устного и письменного сообщения на татарском языке (цель, основную и дополнительную тему, явную и скрытую информацию);
- понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру, особенности абзацного членения;
- воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аудио- и видеотексты, выделяя нужную информацию.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих небольшое количество незнакомых слов;
- игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста;
- отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных.
Чтение
Выпускник научится:
- соблюдать основные правила чтения;
- читать и понимать основное содержание текстов, содержащих некоторое количество неизученного языкового материала;
- читать и находить нужную информацию в текстах;
- читать тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя языковую догадку, выборочный перевод, словарь;
Выпускник получит возможность научиться:
- читать и полностью понимать содержание прочитанных текстов;
- выражать свое мнение о прочитанном.
Письмо
Выпускник научится:
- владеть правилами орфографии при написании часто употребляемых слов;
- письменно выполнять языковые (фонетические, лексические и грамматические) упражнения;
- делать краткие выписки из текста для использования их в собственных высказываниях;
- подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста;
- создавать тексты с опорой на картину, произведение искусства;
- составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом.
Выпускник получит возможность научиться:
- составлять план устного или письменного сообщения на татарском языке;
- создавать тексты без опоры;
- использовать в собственном сочинении элементы рассуждения.
Языковая компетенция
Выпускник научится:
- определять роль органов речи в образовании звуков; место образования звуков;
- различать гласные переднего и заднего ряда; огубленные и неогубленные;
- давать полную характеристику гласным и согласным звукам;
- делать сопоставительный анализ гласных звуков в татарском и русском языках;
- делать сопоставительный анализ согласных звуков в татарском и русском языках;
- определять комбинаторные и позиционные изменения гласных (в рамках изученного);
- выявлять аккомодацию;
- распознавать виды гармонии гласных;
- правильно употреблять звук [ʼ] (гамза);
- различать звуки [w], [в], [ф], обозначаемые на письме буквой в;
- знать правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков: е, ё, ю, я;
- знать правописание букв ъ и ь;
- знать закон сингармонизма: различать негубную и губную гармонию;
- различать ударный слог, логическое ударение;
- ставить ударение в заимствованных словах;
- знать особенности словесного ударения в татарском языке;
- закрепить произношение звуков и сочетаний звуков, постановку ударения в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка;
- проводить фонетический разбор слова;
- использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами;
- правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак препинания;
- использовать орфоэпический словарь татарского языка при определении правильного произношения слов;
- определять лексическое значение слова;
- различать арабско-персидские, европейские, русские заимствованния;
- присоединять окончания к заимствованиям;
- определять профессионализмы в татарском языке;
- использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы (лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы);
- выявлять синонимы в синонимических цепочках;
- использовать словарь синонимов и антонимов;
- работать с толковым словарем татарского языка;
- выявлять диалектные слова;
- распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение;
- распознавать устаревшие слова, неологизмы;
- проводить лексический анализ слова;
- выделять корень, аффикс, основу в словах разных частей речи;
- различать формообразующие и словообразующие аффиксы;
- различать способы словообразования в татарском языке;
- образовывать однокоренные слова;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- определять части речи: самостоятельные и служебные;
- определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;
- знать категорию падежа и принадлежности в именах существительных;
- склонять существительные с окончанием принадлежности по падежам;
- определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;
- образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень имен прилагательных;
- понимать субстантивацию прилагательных;
- изменять имена прилагательные по падежам;
- определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимения;
- склонять личные местоимения по падежам;
- распознавать личные, указательные, вопросительные, притяжательные, неопределенные, определительные и отрицательные местоимения;
- определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции числительных;
- распознавать разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные, приблизительные, разделительные);
- иметь общее представление о склонении количественных числительных по падежам;
- определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глаголов;
- образовывать временные формы глагола;
- распознавать спрягаемые личные формы глагола (изъявительное, повелительное, условное и желательное наклонение);
- различать спряжение глаголов настоящего, прошедшего (определенного и неопределенного) и будущего (определенного и неопределенного) времени в положительном и отрицательном аспектах;
- определять общее значение, употребление в речи повелительного, условного наклонения глагола;
- различать неспрягаемые неличные формы глагола (инфинитив, имя действия, причастие, деепричастие);
- правильно употреблять в речи вспомогательные глаголы;
- определять общее грамматическое значение наречий, объяснять употребление их в речи;
- образовывать разряды наречий, степени сравнения наречий;
- выявлять синтаксическую роль наречий в предложении;
- употреблять в речи звукоподражательные слова, междометия, модальные слова и частицы;
- распознавать предикативные слова;
- различать послелоги и послеложные слова;
- употреблять послелоги со словами в различных падежных формах;
- распознавать союзы и союзные слова;
- знать правописание частиц;
- проводить морфологический анализ изученных частей речи;
- находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;
- различать главные и второстепенные члены предложения;
- находить второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство);
- находить и самостоятельно составлять предложения с однородными членами;
- находить вводные слова, обращения, определять употребление их в речи;
- ставить знаки препинания в простом предложении;
- давать понятие о сложном предложении;
- формировать понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении;
- различать и правильно строить простое и сложное предложение с сочинительными союзами;
- распознавать распространенные и нераспространенные предложения;
- определять односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего;
- проводить синтаксический анализ простого предложения;
- выделять главную и придаточную части сложноподчиненного предложения;
- определять синтетическое сложноподчиненное предложение, синтетические средства связи;
- распознавать аналитическое сложноподчиненное предложение, аналитические средства связи;
- выявлять виды сложноподчиненных предложений (подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условные, уступительные);
- ставить знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;
- знать способы передачи чужой речи;
- распознавать прямую и косвенную речь;
- знать строение предложений с прямой речью;
- преобразовывать прямую речь в косвенную речь;
- определять орфографические ошибки и исправлять их;
- правильно выбирать знаки препинания при оформлении прямой речи;
- сопоставлять сложноподчиненные предложения татарского и русского языков;
- выявлять синтаксические синонимы;
- определять роль синтаксических синонимов в развитии культуры речи и совершенствовании стиля;
- понимать синонимию словосочетаний и предложений;
- определять стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический).
Выпускник получит возможность научиться:
- уточнять написание слова по орфографическому словарю;
- находить орфографические ошибки в предложенном тексте;
- опираться на языковую догадку в процессе чтения и слушания (догадываться о значении незнакомых слов по контексту и по словообразовательным элементам);
- пользоваться словообразовательными моделями;
- широко использовать в речи простые и сложные предложения, предложения с прямой и косвенной речью.
Социокультурная компетенция
Выпускник научится:
- употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета;
- представлять родную страну и культуру на татарском языке;
- понимать социокультурные реалии при чтении и слушании в рамках изученного материала.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
- участвовать в диалоге, соблюдая нормы речевого этикета.
Предметные результаты к концу 5 класса
Предметные результаты должны отражать сформированность умений:
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- составлять собственные тексты, пользуясь материалом урока, образцом, ключевыми словами, вопросами или планом;
- понимать содержание прослушанных и прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи;
- правильно бегло, осознанно и выразительно читать тексты на татарском языке;
- читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- письменно выполнять языковые (фонетические, лексические и грамматические) упражнения;
- владеть видами устной и письменной речи;
- различать понятия «язык» и «речь», виды речи и формы речи: диалог и монолог;
- знать закон сингармонизма: различать небную и губную гармонию;
- знать правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков: е, ё, ю, я;
- различать ударный слог, логическое ударение;
- правильно строить и произносить предложения, выделяя интонацией знак препинания;
- закрепить произношение звуков и сочетаний звуков, постановку ударения в словах в соответствии с нормами современного татарского литературного языка;
- проводить фонетический анализ слова;
- использовать алфавит при работе со словарями, справочниками, каталогами;
- определять лексическое значение слова с помощью словаря;
- использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы (лексические омонимы, омофоны, омографы, омоформы);
- распознавать в речи фразеологизмы, определять их значение;
- различать арабско-персидские, европейские, русские заимствования;
- выделять корень, аффикс, основу в словах разных частей речи;
- различать формообразующие и словообразующие аффиксы;
- проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
- определять части речи: самостоятельные и служебные;
- определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени существительного, объяснять его роль в речи;
- знать категорию падежа и принадлежности в именах существительных;
- определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции имени прилагательного, объяснять его роль в речи;
- образовывать сравнительную, превосходную, уменьшительную степень имен прилагательных;
- определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции местоимения;
- склонять личные местоимения по падежам;
- распознавать указательные местоимения;
- определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции количественных, порядковых числительных;
- иметь общее представление о склонении количественных числительных по падежам;
- определять общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола в изъявительном наклонении, объяснять его роль в речи;
- образовывать временные формы глагола;
- различать спряжение глаголов настоящего, прошедшего (определенного и неопределенного) и будущего (определенного и неопределенного) времени в положительном и отрицательном аспектах;
- проводить морфологический анализ изученных частей речи;
- различать послелоги и послеложные слова;
- употреблять послелоги со словами в различных падежных формах;
- распознавать частицы;
- распознавать союзы;
- находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;
- различать главные и второстепенные члены предложения;
- распознавать распространенные и нераспространенные предложения;
- определять орфографические ошибки и исправлять их;
- формулировать понятие о культуре речи; речевом этикете татарского языка;
- соблюдать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения;
- соблюдать интонацию, осуществлять адекватный выбор и организацию языковых средств, и самоконтроль своей речи.
Предметные результаты к концу 6 класса
Предметные результаты должны отражать сформированность умений:
- участвовать в диалогах, беседах, дискуссиях на различные темы;
- подробно и сжато передавать содержание прочитанных текстов;
- воспринимать на слух и понимать основное содержание аудио- и видеотекстов;
- читать и находить нужную информацию в текстах;
- определять тему и основную мысль текста;
- корректировать заданные тексты с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
- писать тексты с опорой на картину, произведение искусства;
- составлять план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
- различать гласные переднего и заднего ряда; огубленные и неогубленные;
- давать полную характеристику гласным звукам;
- определять комбинаторные и позиционные изменения гласных (в рамках изученного);
- распознавать виды гармонии гласных;
- правильно употреблять звук [ʼ] (гамза);
- определять качественные характеристики согласных звуков;
- различать звуки [w], [в], [ф], обозначаемые на письме буквой в;
- знать
- правописание букв, обозначающих сочетание двух звуков; букв ъ и ь;
- использовать словарь синонимов и антонимов;
- проводить лексический анализ слова;
- образовывать однокоренные слова;
- склонять существительные с окончанием принадлежности по падежам;
- распознавать личные, указательные, вопросительные, притяжательные местоимения;
- распознавать разряды числительных (количественные, порядковые, собирательные, приблизительные, разделительные);
- распознавать спрягаемые личные формы глагола (изъявительное, повелительное, условное и желательное наклонение);
- определять общее значение, употребление в речи повелительного, условного наклонений глагола;
- употреблять в речи звукоподражательные слова, междометия, модальные слова и частицы;
- определять односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего;
- находить и самостоятельно составлять предложения с однородными членами;
- находить второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство);
- находить вводные слова, обращения, определять употребление их в речи;
- проводить синтаксический анализ простого предложения;
- ставить знаки препинания в простом предложении;
- развивать речевую и мыслительную деятельность, а также коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение татарским языком в разных ситуациях;
- соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы татарского литературного
языка.
Предметные результаты к концу 7 класса
Предметные результаты должны отражать сформированность умений:
- передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;
- понимать текст как речевое произведение, выявлять его структуру, особенности абзацного членения;
- давать развернутые ответы на вопросы;
- владеть правилами орфографии при написании часто употребляемых слов;
- делать сопоставительный анализ гласных звуков татарского и русского языков;
- выявлять аккомодацию;
- делать сопоставительный анализ согласных звуков татарского и русского языков;
- ставить ударение в заимствованных словах;
- работать с толковым словарем татарского языка;
- выявлять синонимы в синонимических цепочках;
- распознавать неопределенные, определительные и отрицательные местоимения;
- определять неспрягаемые формы глагола (инфинитив, имя действия, причастие, деепричастие);
- распознавать наречия, разряды наречий (наречия образа действия, меры и степени, сравнения, места, времени, цели),
- выявлять синтаксическую роль наречий в предложении;
- знать способы передачи чужой речи;
- распознавать прямую и косвенную речь;
- знать строение предложений с прямой речью;
- преобразовывать прямую речь в косвенную речь;
- знать строение диалога в татарском языке;
- давать понятие о сложном предложении;
- различать и правильно строить простое и сложное предложение с сочинительными союзами;
- избегать засорения речи;
- развивать речевую и мыслительную деятельность, а также коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение татарским языком в разных ситуациях.
Предметные результаты к концу 8 класса
Предметные результаты должны отражать сформированность умений:
- кратко высказываться в соответствии с предложенной ситуацией общения;
- определять типы текстов (повествование, описание, рассуждение) и создавать собственные тексты заданного типа;
- писать собственные тексты по заданным заглавиям;
- делать краткие выписки из текста для использования их в собственных высказываниях;
- использовать орфоэпический словарь татарского языка при определении правильного произношения слов;
- знать особенности словесного ударения в татарском языке;
- присоединять окончания к заимствованиям;
- понимать субстантивацию прилагательных;
- изменять имена прилагательные по падежам;
- иметь представление о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении;
- выделять главную и придаточную часть сложноподчиненного предложения;
- определять синтетическое сложноподчиненное предложение, синтетические средства связи;
- распознавать аналитическое сложноподчиненное предложение, аналитические средства связи;
- выявлять виды сложноподчиненных предложений (подлежащные, сказуемные, дополнительные, определительные, времени, места, образа действия, меры и степени, цели, причины, условные, уступительные);
- ставить знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях;
- применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике;
- представлять родную страну и культуру на татарском языке;
- понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи.
Предметные результаты к концу 9 класса
Предметные результаты должны отражать сформированность умений:
- кратко излагать результаты выполненной проектной работы на татарском языке;
- извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; осуществлять информационную обработку текстов (создавать тезисы, конспект, реферат, рецензию);
- работать с книгой, статьями из газет и журналов, Интернет ресурсами;
- использовать в речи диалектизмы;
- определять профессиональную лексику;
- выявлять устаревшие слова;
- распознавать неологизмы;
- знать способы словообразования в татарском языке (корневые, производные, составные, парные слова);
- определять значение и употребление в речи вспомогательных глаголов;
- распознавать предикативные слова;
- выявлять синтаксические синонимы;
- определять роль синтаксических синонимов в развитии культуры речи и совершенствовании стиля;
- понимать синонимию словосочетаний и предложений;
- определять стили речи (научный, официально-деловой, разговорный, художественный, публицистический);
- сопоставлять сложноподчиненные предложения татарского и русского языков.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | |||
Раздел 1. Повторение изученного в 4 классе | |||||
1.1 1.2 | Повторение изученного в 4 классе Части речи. Предложение. | 2 | 0 | 0 | |
Итого по разделу | 2 | 0 | 0 | ||
Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | |||||
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 | Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Гласные и согласные звуки Слог. Ударение. Интонация. Фонетический разбор | 17 | 1 | 0 | |
Итого по разделу | 17 | 1 | 0 | ||
Раздел 3 Лексикология | |||||
3.1 3.2 3.3 3.4 | Лексикология Однозначные, многозначные слова Синонимы. Омонимы. Антонимы. Фразеологические единицы | 8 | 1 | 0 |
Итого по разделу | 8 | 1 | 0 | |||
Раздел 4 Состав слова и словообразование | ||||||
4.1 | Состав слова и словообразование | 6 | 1 | 0 | ||
4.2 | Корень и окончание | |||||
4.3 | Образование слов разными способами | |||||
Итого по разделу | 6 | 1 | 0 | |||
Раздел 5 Обобщение | ||||||
5.1 | Обобщение | 1 | 0 | 0 | ||
Итого | 34 | 3 | 0 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | |||
Раздел 1. Повторение изученного в 5 классе | |||||
1.1 | Повторение изученного в 5 классе | 1 | 0 | 0 | |
Итого по разделу | 1 | 0 | 0 | ||
Раздел 2. Морфология. | |||||
2.1 2.2 2.3 | Морфология. Имя существительное Изменение существительных по падежам Категория принадлежности | 4 | 1 | 0 | |
Итого по разделу | 4 | 1 | 0 | ||
Раздел 3 Имя прилагательное | |||||
3.1 3.2 3.3 | Имя прилагательное Степени прилагательных Морфологический разбор прилагательных | 8 | 1 | 0 | |
Итого по разделу | 8 | 1 | 0 |
Раздел 4 Имя числительное | |||||
4.1 | Имя числительное | 7 | 1 | 0 | |
4.2 | Правописание числительных | ||||
4.3 | Разряды числительных | ||||
Итого по разделу | 7 | 1 | 0 | ||
Раздел 5. Наречие. | |||||
5.1 | Наречие. | 6 | 0 | 0 | |
5.2 | Разряды наречий | ||||
Итого по разделу | 6 | 0 | 0 | ||
Раздел 6. Местоимение | |||||
6.1 | Местоимение | 4 | 0 | 0 | |
6.2 | Разряды местоимений | ||||
Итого по разделу | 4 | 0 | 0 | ||
Раздел 7. Глагол | |||||
7.1 | Глагол | 3 | 0 | 0 | http://tatarca- |
7.2 | Разряды глаголов | text.narod.ru/ | |||
7.3 | Образование глаголов | ||||
Итого по разделу | 3 | 0 | 0 |
Раздел 8. Обобщение | |||||
8.1 | Повторение пройденного материала | 1 | |||
Итого | 34 | 3 | 0 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | |||
Раздел 1. Повторение изученного в 6 классе | |||||
1.1 | Повторение изученного в 6 классе | 1 | 0 | 0 | http://tatarca- text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/ |
Итого по разделу | 1 | 0 | 0 | ||
Раздел 2. Части речи | |||||
2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 | Имя существительное Имя прилагательное Местоимение Нарчие Глагол. Спрягаемые глаголы. Неспрягаемые глаголы. Время глагола. Вспомогательные глаголы | 23 | 1 | 0 | |
Итого по разделу | 23 | 1 | 0 | ||
Раздел 3 Служебные части речи. | |||||
3.1 3.2 3.3 | Звукоподражательные слова. Предикативные слова. Предлоги. | 9 | 1 | 0 | http://tatarca- text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/ |
3.4 3.5 | Частицы. Междометия | ||||
Раздел 4 Обобщение | |||||
7.1 | Обобщение | 1 | 1 | 0 | http://tatarca- text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/ |
Итого по разделу | 1 | 1 | 0 | ||
34 | 3 | 0 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | |||
Раздел 1. Повторение изученного в 7 классе | |||||
1.1 | Повторение изученного в 7 классе | 2 | 0 | 0 | |
Итого по разделу | 2 | 0 | 0 | ||
Раздел 2. Синтаксис. Связь слов в предложении | |||||
2.1 2.2 | Синтаксис простого предложения и пунктуация. Однородные члены предложения. | 4 | 1 | 0 | |
Итого по разделу | 4 | 1 | 0 | ||
Раздел 3 Главные члены предложения | |||||
3.1 | Главные члены предложения Простое и сложное предложение | 2 | 0 | 0 | |
Итого по разделу | 2 | 0 | 0 | ||
Раздел 4 Второстепенные члены предложения |
4.1 4.2 4.3 4.4 | Второстепенные члены предложения Определение Дополнение Обстоятельство | 7 | 1 | 0 | |
Итого по разделу | 7 | 1 | 0 | ||
Раздел 5. Модальные члены предложения | |||||
5.1 5.2 | Модальные члены предложения Обращение Вводные слова | 6 | 1 | 0 | |
Итого по разделу | 6 | 1 | 0 | ||
Раздел 6. Простое предложение | |||||
6.1 6.2 6.3 6.4 | Простое предложение Предложения по цели высказывания Односоставные и двусоставные предложения Полные и неполные предложения | 12 | 1 | 0 | |
Итого по разделу | 12 | 1 | 0 | ||
Раздел 7 Обобщение | 1 | 0 | 0 | ||
Итого по разделу | 1 | 0 | 0 | ||
Итого | 34 | 4 | 0 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- КЛАСС
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные | ||
п/п | (цифровые) образовательные ресурсы | ||||
всего | контрольные работы | практические работы | |||
Раздел 1. Повторение синтаксиса простого предложения. | |||||
1.1 | Повторение синтаксиса простого предложения. | 1 | 0 | 0 | http://tatarca- text.narod.ru/ http://tatar.com.ru/ |
Итого по разделу | 1 | 0 | 0 | ||
Раздел 2. Понятие о сложном предложении. | |||||
2.1 | Понятие о сложном предложении. | 19 | 1 | 0 | |
2.2 | Сложносочинённые предложения | ||||
2.3 | Сложноподчинённые предложения | ||||
2.4 | Виды придаточных предложений | ||||
Итого по разделу | 19 | 1 | 0 | ||
Раздел 5 Синтаксис текста. | |||||
5.1 | Синтаксис текста. | 5 | 1 | 0 | http://tatarca- |
text.narod.ru/ | |||||
5.2 | Прямая и косвенная речь |
Итого по разделу | 5 | 1 | 0 | ||
Раздел 6 Стилистика и культура речи | |||||
6.1 | Стилистика. | 7 | 1 | 0 | http://tatarca- |
6.2 | Стили речи | text.narod.ru/ | |||
Итого по разделу | 7 | 1 | 0 | ||
Раздел 7 Обобщение | |||||
Обобщение | 1 | 0 | 0 | ||
Итого | 33 | 3 | 0 |
Информационно-ресурсное обеспечение
- Библиотека художественных произведений на татарском языке // URL: http:// Kitapxane.at.ru (дата обращения: 17.10.2019).
- Единое окно доступа к информационным ресурсам // URL: http://window.edu.ru (дата обращения: 02.02.2020).
- Институт развития образования РТ // URL: http://www.irort.ru (дата обращения: 17.10.2019).
- Министерство просвещения Российской Федерации // URL: http:// https://edu.gov.ru (дата обращения: 02.02.2020).
- Министерство образования и науки РТ // URL: http://mon.tatarstan.ru (дата обращения: 02.02.2020).
- Образовательный портал Министерства образования и науки РТ // URL: http://www.edu. kzn.ru (дата обращения: 17.10.2019).
- Портал татарского образования // URL: belem.ru (дата обращения: 17.10.2019).
- Словари и самоучители татарскому языку // URL: http:// Tatar.com.ru (дата обращения: 10.02.2019).
- Татарско-русский on-line словарь // URL: http:// suzlek.ru (дата обращения: 10.02.2019).
- Татарский язык: большой электронный свод // URL: http://www.antat.ru/ru/tatzet (дата обращения: 17.10.2019).
- Тексты на татарском языке // URL: http:// Tatarca.boom.ru (дата обращения: 17.10.2019).
- УМК «Сэлам!» // URL: http://selam.tatar (дата обращения: 20.11.2019).
- Федеральный портал «Российское образование» // URL: http://www.edu.ru (дата обращения: 02.02.2020).
- Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации // URL: https://родныеязыки.рф (дата обращения: 07.04.2020).
- Школьная электронная энциклопедия «Татар иле» // URL: http://www.tatarmultfilm.ru (дата обращения: 24.07.2019).
- Языки народов России в Интернете // URL: http://www.peoples.org.ru (дата обращения: 07.04.2020).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
5 КЛАСС
Шамсутдинова Р.Р. Татарский язык: учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 5 класс. – Казань: «Магариф-Вакыт», 2019 – 175 с.
6 КЛАСС
Р.К. Сагдиева, Р.М. Гарапшина, Г.И. Хайруллина. Татарский язык: учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной)6 класс.-Казань: «Магариф- Вакыт»,2019-191с.
КЛАСС
Р.К. Сагдиева, Р.М. Гарапшина, Г.И. Хайруллина. Татарский язык: учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной)7 класс.- Казань: «Магариф- Вакыт»,2019-215с.
КЛАСС
Р.К. Сагдиева, Г.И. Хайруллина. Татарский язык: учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной) 8 класс.- Казань: «Магариф- Вакыт»,2019-223с.
КЛАСС
Р.К. Сагдиева, Э.Х. Кадирова. Татарский язык: учебник для общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной)9 класс.- Казань: «Магариф- Вакыт»,2019-143с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
5 КЛАСС
- Хасанова Ф.Ф. Татарская литература: методическое пособие для преподавателей общеобразовательных организаций основного общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной). 5 класс. - Казань: «Магариф-Вакыт», 2015–175 с.
- Асадуллин А. Ш. Учимся говорить, читать и писать по-татарски. – Казань :Магариф, 2003.
- Бухарова Ф.Т., ЯлчинаА.Ф.Занимательная грамматика. Учебно-методические материалы для учителей татарского языка и литературы.
- Стерлитамак: СГПА им.З.Биишевой, 2009г.
- Ганиева Ф.А., Абдуллин И.А., Мухамадиев М.Г., Юналеева Р.А. Татарско-русский словарь. Издание 4-е исправленное и дополненное.
- Казань: ТКИ, 2004г.
- Сагидуллина Л. Р., Салимгареева Б. С., Юлмухаметов М. Б. Сборник диктантов и изложений по татарскому языку. – Уфа: «Китап», 2003.
- Сафиуллина Ф.С.Базовый татарско-русский и русско-татарский словарь для школьников. - Казань: Магариф, 2000г.
- Учебно-методические материалы журналов «Учитель Башкортостана», «Магариф».
- Хабибуллина З.Н., Набиуллина Г.Ш. Сборник диктантов. Пособие для учителей.- Казань: Магариф. 2006.
- Харрасова Ф.Н. Секреты правильной речи. Устранение дефектов речи. - Казань: ТКИ, 2012.
- Методика преподавания татарского языка в средней школе и гимназиях. (Ф.С.Валлеева, Г.Ф. Саттаров._Казань: «Раннур», 2010. 6 КЛАСС
- Асадуллин А. Ш. Учимся говорить, читать и писать по-татарски. – Казань :Магариф, 2003.
- Бухарова Ф.Т., ЯлчинаА.Ф.Занимательная грамматика. Учебно-методические материалы для учителей татарского языка и литературы.
- Стерлитамак: СГПА им.З.Биишевой, 2009г.
- Ганиева Ф.А., Абдуллин И.А., Мухамадиев М.Г., Юналеева Р.А. Татарско-русский словарь. Издание 4-е исправленное и дополненное.
- Казань: ТКИ, 2004г.
- Сагидуллина Л. Р., Салимгареева Б. С., Юлмухаметов М. Б. Сборник диктантов и изложений по татарскому языку. – Уфа: «Китап», 2003.
- Сафиуллина Ф.С.Базовый татарско-русский и русско-татарский словарь для школьников. - Казань: Магариф, 2000г.
- Учебно-методические материалы журналов «Учитель Башкортостана», «Магариф».
- Хабибуллина З.Н., Набиуллина Г.Ш. Сборник диктантов. Пособие для учителей.- Казань: Магариф. 2006.
- Харрасова Ф.Н. Секреты правильной речи. Устранение дефектов речи. - Казань: ТКИ, 2012.
- Методика преподавания татарского языка в средней школе и гимназиях. (Ф.С.Валлеева, Г.Ф. Саттаров._Казань: «Раннур», 2010.
7 КЛАСС
- Асадуллин А. Ш. Учимся говорить, читать и писать по-татарски. – Казань :Магариф, 2003.
- Бухарова Ф.Т., ЯлчинаА.Ф.Занимательная грамматика. Учебно-методические материалы для учителей татарского языка и литературы.
- Стерлитамак: СГПА им.З.Биишевой, 2009г.
- Ганиева Ф.А., Абдуллин И.А., Мухамадиев М.Г., Юналеева Р.А. Татарско-русский словарь. Издание 4-е исправленное и дополненное.
- Казань: ТКИ, 2004г.
- Сагидуллина Л. Р., Салимгареева Б. С., Юлмухаметов М. Б. Сборник диктантов и изложений по татарскому языку. – Уфа: «Китап», 2003.
- Сафиуллина Ф.С.Базовый татарско-русский и русско-татарский словарь для школьников. - Казань: Магариф, 2000г.
- Учебно-методические материалы журналов «Учитель Башкортостана», «Магариф».
- Хабибуллина З.Н., Набиуллина Г.Ш. Сборник диктантов. Пособие для учителей.- Казань: Магариф. 2006.
- Харрасова Ф.Н. Секреты правильной речи. Устранение дефектов речи. - Казань: ТКИ, 2012.
- Методика преподавания татарского языка в средней школе и гимназиях. (Ф.С.Валлеева, Г.Ф. Саттаров._Казань: «Раннур», 2010. 8 КЛАСС
- Асадуллин А. Ш. Учимся говорить, читать и писать по-татарски. – Казань :Магариф, 2003.
- Бухарова Ф.Т., ЯлчинаА.Ф.Занимательная грамматика. Учебно-методические материалы для учителей татарского языка и литературы.
- Стерлитамак: СГПА им.З.Биишевой, 2009г.
- Ганиева Ф.А., Абдуллин И.А., Мухамадиев М.Г., Юналеева Р.А. Татарско-русский словарь. Издание 4-е исправленное и дополненное.
- Казань: ТКИ, 2004г.
- Сагидуллина Л. Р., Салимгареева Б. С., Юлмухаметов М. Б. Сборник диктантов и изложений по татарскому языку. – Уфа: «Китап», 2003.
- Сафиуллина Ф.С.Базовый татарско-русский и русско-татарский словарь для школьников. - Казань: Магариф, 2000г.
- Учебно-методические материалы журналов «Учитель Башкортостана», «Магариф».
- Хабибуллина З.Н., Набиуллина Г.Ш. Сборник диктантов. Пособие для учителей.- Казань: Магариф. 2006.
- Харрасова Ф.Н. Секреты правильной речи. Устранение дефектов речи. - Казань: ТКИ, 2012.
- Методика преподавания татарского языка в средней школе и гимназиях. (Ф.С.Валлеева, Г.Ф. Саттаров._Казань: «Раннур», 2010.
9 КЛАСС
- Асадуллин А. Ш. Учимся говорить, читать и писать по-татарски. – Казань :Магариф, 2003.
- Бухарова Ф.Т., ЯлчинаА.Ф.Занимательная грамматика. Учебно-методические материалы для учителей татарского языка и литературы.
- Стерлитамак: СГПА им.З.Биишевой, 2009г.
- Ганиева Ф.А., Абдуллин И.А., Мухамадиев М.Г., Юналеева Р.А. Татарско-русский словарь. Издание 4-е исправленное и дополненное.
- Казань: ТКИ, 2004г.
- Сагидуллина Л. Р., Салимгареева Б. С., Юлмухаметов М. Б. Сборник диктантов и изложений по татарскому языку. – Уфа: «Китап», 2003.
- Сафиуллина Ф.С.Базовый татарско-русский и русско-татарский словарь для школьников. - Казань: Магариф, 2000г.
- Учебно-методические материалы журналов «Учитель Башкортостана», «Магариф».
- Хабибуллина З.Н., Набиуллина Г.Ш. Сборник диктантов. Пособие для учителей.- Казань: Магариф. 2006.
- Харрасова Ф.Н. Секреты правильной речи. Устранение дефектов речи. - Казань: ТКИ, 2012.
- Методика преподавания татарского языка в средней школе и гимназиях. (Ф.С.Валлеева, Г.Ф. Саттаров._Казань: «Раннур», 2010.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
- Классная магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экранно-звуковые пособия
- Аудиозаписи в соответствии с программой обучения
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы по татарскому языку
- Слайды, соответствующие тематике программы по татарскому языку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному ( татарскому) языку
Рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для 4 класса создана на основе:• Федерального государственного образовательного стандарта начального о...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку. 3 класс
3 нче сыйныф өчен туган телдән эш программасы түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде: МБГБУ “Р.Ш.Фәрдиев исемендәге татар гимназиясе”нең башлангыч гомуми белемнең төп белем...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/18/picture-125817-1382116797.jpg)
рабочая программа по родному (татарскому языку) для 5-го класса
Курсның эчтәлегеЯлгызлык һәм уртаклык исемнәре.Тартым һәм килеш белән төрләнгән исемнәрнең берлек һәм күплек сандагы кушымчаларын аера белү.Тамыр, кушма парлы, тезмә исемнәрнең ясалышы, аларның сөйләм...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/16/picture-78474.png)
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса разработана в соответствии с ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-875723-1484158097.jpg)
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/07/picture-1206525-1581100358.jpg)
Рабочая программа по родному(татарскому) языку 7-9 классы
Рабочая программа по родному (татарскому) языку 7-9 классы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/22/picture-636521-1432296156.jpg)
Рабочие программы по родному(татарскому) языку и литературе
Рабочие программы по родному языку и литературе составлены на основе Образовательной программы МАОУ «Аромашевская СОШ им.В.Д.Кармацкого», учебного плана МАОУ «Аромашевская СОШ ...