Рабочая программа по родному ( татарскому) языку
рабочая программа на тему

Рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для 4 класса создана на основе:

•       Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

•       Примерной основной образовательной программы начального общего образования;

·         Учебного плана МОБУ СОШ  имени Фатиха Карима с. Аитово;

·         Положения о рабочей  программе МОБУ СОШ  имени Фатиха Карима с. Аитово;

·         Программы для начальных классов  общеобразовательных школ РБ.,

Ф.А.Гафурова ,Б.С.Салимгараева, Л.Ш.Гайнетдинова Уфа, «Китап»-2015.                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_tatarskomu_yazyku_4klass.docx53.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Родной (татарский) язык» для 4 класса создана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования;
  • Учебного плана МОБУ СОШ  имени Фатиха Карима с. Аитово;
  • Положения о рабочей  программе МОБУ СОШ  имени Фатиха Карима с. Аитово; 
  • Программы для начальных классов  общеобразовательных школ РБ.,

Ф.А.Гафурова ,Б.С.Салимгараева, Л.Ш.Гайнетдинова Уфа, «Китап»-2015.                           

Описание места предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом, примерными программами начального общего образования  и учебным планом  МОБУ СОШ  имени Фатиха Карима с. Аитово предмет «Родной (татарский ) язык и литература» изучается 3 часа в неделю (102 часа в год) , в том числе на изучение предмета «Родной (татарский) язык отводится (68 ч. в год). По календарно-графическому плану МОБУ СОШ имени Фатиха Карима с.Аитово  -  69 часов .

Программой предусмотрено проведение:

  • Входной контрольный диктант - 1
  • Контрольные работы -7
  • Контрольные диктанты – 4
  • Обучающие диктанты-2
  • Сочинения -2
  • Изложения  - 2

Уровень обучения - базовый.

Учебно- методическое обеспечение: 

  1. Ф,Т.Гафурова,Б.С. Салимгараева, Л.Ш. Гайнутдинова «Татар теле»,1 и 2 части,КИТАП,Уфа-2015
  2. Ф,Т.Гафурова, Л.Ш. Гайнутдинова «Татар теленнэн контроль эшлэр дэфтэре»
  3. Ф,Т.Гафурова, Л.Ш. Гайнутдинова «Дуртенче сыйныф «Татар теле»уку кулланмасына эш дэфтэре

                                    Общая характеристика учебного предмета

  Учебный предмет «Родной язык » имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Одной из важных целей преподавания татарского языка - это выработка умений и навыков у учащихся активного использования языка как средства коммуникации.

Обучение татарскому языку учащихся направлено на решение следующих задач:

1. Формирование и повышение уровня мотивации - владения этническим родным языком, Воспитание любви и уважения татарскому языку

2. Формирование у детей лингвистической компетенции:

а) овладение первоначальными знаниями, умениями и навыками по фонетике, лексикологии, словообразованию, грамматике; б) формирование навыков по орфоэпии, орфографии и пунктуации.

3. Выработка навыков коммуникативной компетенции, т.е. владение умениями аудирования, говорения (диалога и монолога), чтения и письма.

4. Формирование и развитие этнокультуроведческой компетенции в рамках диалога культур.

Общую методологическую основу настоящей программы составляет система взаимосвязанных и взаимообусловленных общедидактических принципов (научности, последовательности, связи теории с практикой, сознательности, активности, посильности, индивидуального подхода, наглядности, развивающего обучения), лингвистических принципов (систематичности и комплексности, функционально-семантического, культурологического), методическux принципов и психологических принципов, реализация которых сблизит изучаемый предмет со следующими установками современного языкознания:

1. Системностью, отражающей системность строения татарского языка, обеспечивающей взаимосвязанность, взаимообусловленность знаний учащихся и их качественной цельности.

2. Функциональностью, позволяющей рассмотреть языковые явления с учетом триединства - значения, формы и функции, с учётом изучения разделов языка на синтаксической основе.

3. Усилением межраздельных связей, акцентирующей внимание учащегося на знании отдельных тем для осмысления последующих; на межраздельных связях не только в направлении «вперед», но и «назад», к пройденному.

Методы и приемы обучения татарскому языку разнообразны.

Особенно приемлемыми для учащихся начальных классов являются следующие методы: комбинированный, переводный, ознакомления, аудиовизуальный, наблюдения, беседы, эксперимента и др. Формы итоговой аттестации на уроках родного языка обучающихся – контрольный диктанти контрольные работы..

Цель программы - познакомить учащихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. Дети должны усвоить системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, познакомиться с особенностями двух форм языка - устной и письменной.

Программа ориентирована также на формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям.

Программа строится в соответствии с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. В сравнении с базовой она отличается логикой организации курса грамматики и правописания. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем  не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

Планируемые предметные результаты освоения  учебного предмета

Личностные

1. Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.

2. Осознание своей этнической и национальной принадлежности.

3. Развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре.

4. Развитие чувства любви и уважения к языку как великому ценностному достоянию татарского народа, осознание себя носителем этого языка.

5. Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению родного языка, понимания необходимости учения.

6. Становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения языка.

7. Развитие интереса к познанию татарского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности.

8. Формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.).

9. Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.

10. Ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

11. Развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).

12. Понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы.

13. Осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь.

14. Осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя.

15. Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.

16. Ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока.

17. Представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

1. Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

2. Овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях, проявлять познавательную инициативу.

3. Планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи.

4. Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках).

5. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

6. Контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы.

7. Оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей.

8. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД:

1. Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно).

2. Самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий.

3. Понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму.

4. Использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения.

5. Воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста.

6. Анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.

7. Осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию).

8. Использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач.

9. Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач.

10. Пользоваться словарями и справочным материалом учебника.

11. Анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.

12. Осуществлять синтез как составление целого из их частей.

13. Овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

14. Ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами, выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи.

15. Находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

16. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

17. Осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

18. Осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом.

19. Составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

20. Строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

                               

 

Содержание тем учебного предмета.

           В курсе родного (татарского) языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания)

№ п/п

Название раздела

Кол.ч.

Содержание раздела

1

Повторение пройденного  в 3 классе -2.Слово-3. Части речи-2

7

Предложение.  Распространенные и нераспространенные предложения. Звуки и буквы.

Слово и его лексическое значение. Способы образования новых слов.

2

Имя существительное

10

Изменение имен существительных единственного и множественного числа  по падежам. Склонение имен существительных, оканчивающихся гласными звуками, по падежам Склонение имен существительных, оканчивающихся на сонорные звуки, по падежам. Употребление имен существительных в предложении .

3

Имя прилагательное

11

Понятие об имени прилагательном как части речи.Степени  имен прилагательных. Простая степень прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Образование превосходной степени прилагательных. Образование уменьшительной степени прилагательных. Употребление имен прилагательных в предложении.

4

Глагол

11

Понятие о глаголе как части речи. Глаголы повелительного наклонения. Склонение  глаголов повелительного наклонения отрицательной формы по лицам  и числам. Глаголы изъявительного наклонения. Глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. Глаголы изъявительного наклонения неотрицательной и отрицательной формы. Употребление  глаголов  в предложении.

5

Наречие

4

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Употребление наречий для связи предложений в тексте.

6

Местоимения

5

Местоимения. Спряжение местоимений по падежам. Употребление местоимений в предложении.

7

Послелоги

3

Послелоги.

8

Предложение

11

Главные и второстепенные члены предложения Однородные члены предложения. Однородные второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения с союзами. Развитие пунктуационных умений.

9

Текст

3

Текст. Тема. План. Виды текста 

10

Повторение пройденного материала

4

Части речи и их признаки. Главные  и второстепенные члены предложений. Однокоренные слова. Текст.

Календарно- тематическое планирование

                                                 

№ урока

Тема урока

Количество часов

Сроки проведения

Примечание

план

Факт

Повторение пройденного  2

1

Предложение.

1

2.09

2

Звуки и буквы.

1

6,09

Слово-3

3

Слово и его лексическое значение.

1

9,09

4

Входной контрольный диктант «Пришла осень»

1

13,09

5

Способы образования новых слов.

1

16.09

Части речи-2

6

Части речи.

1

20.09

7

Контрольное списывание «Мать и земля»

1

23.09

Имя существительное-10

8

Имя существительное. 

1

27.09

9

 Изменение имен существительных единственного и множественного числа  по падежам (общее представление о склонении).

1

30.09

10

Развитие умения изменять имена существительные по падежам,

1

4.10

11

Склонение имен существительных, оканчивающихся гласными звуками, по падежам

1

7.10

12

Склонение имен существительных, оканчивающихся на сонорные звуки, по падежам.

1

14.10

13

Употребление имен существительных в предложении

1

18.10

14

Упражнения на повторение. Контрольная работа №1 по теме «Имя существительное»

1

21.10

15

Контрольный диктант «Овощи с пришкольного участка»

1

25.10

16

Развитие речи. Сочинение по картине «Мы любим спорт».

1

28.10

17

Работа над ошибками

1

1.11

 Имя прилагательное-11

18

Понятие об имени прилагательном как части речи

1

8.11

19

Степени  имен прилагательных.

1

11.11

20

Простая степень прилагательных.

1

15.11

21

Степени сравнения имен прилагательных.

1

18.11

22

Обучающий диктант  «Лекарственные растения»

1

22.11

23

Образование превосходной степени прилагательных.

1

25.11

24

Образование уменьшительной степени прилагательных

1

29.11

25

Употребление имен прилагательных в предложении

1

2.12

26

Контрольная работа №2 по теме «Имя прилагательное»

1

6.12

27

РР Изложение  «Боб»

1

9.12

28

Работа над  ошибками

1

13.12

Глагол -11

29

Понятие о глаголе как части речи (значение, вопросы).

1

16.12

30

Глаголы повелительного наклонения. Контрольное списывание «Мы-дети природы»

1

20.12

31

Склонение  глаголов повелительного наклонения отрицательной формы по лицам  и числам.

1

23.12

32

Глаголы изъявительного наклонения.

1

27.12

33

Контрольный диктант «Мои корни»

1

30.12

34

Глаголы прошедшего времени.

1

17.01

35

Глаголы настоящего времени.

1

20.01

36

Глаголы будущего времени.

1

24.01

37

Глаголы изъявительного наклонения неотрицательной и отрицательной формы

1

27.01

38

Употребление  глаголов  в предложении

1

31.01

39

Контрольная работа №3 по теме «Глагол»

1

3.02

Наречие -4

40

Наречие как часть речи.

1

7.02

41

Смысловые группы наречий.

1

10.02

42

Употребление наречий для связи предложений в тексте.

1

14.02

43

Контрольная работа №4 по теме «Наречие»

1

17.02

Местоимения-5

44

Личные местоимения.

1

21.02

45

Спряжение местоимений по падежам.

1

24.02

46

Спряжение местоимений по падежам.

1

28.02

47

Контрольная работа №5 по теме «Местоимения»

1

3.03

48

РР Изложение «Туган Башкортстан»

1

7.03

Послелоги-3

49

Работа над ошбками.

1

10.03

50

Послелоги

1

14.03

51

Контрольный диктант «Мама»

1

17.03

Предложение-11

52

Главные и второстепенные члены предложения

1

21.03

53

Упражнения на определение главных и второстепенных членов предложения

1

24.03

54

Разбор предложения по членам предложения.

1

4.04

55

Разбор предложения по членам предложения.

1

7.04

56

Обучающий диктант «Родник»

1

11.04

57

Однородные члены предложения

1

14.04

58

Однородные члены предложения с союзами

1

18.04

59

Повторение однородных членов предложения

1

21.04

60

Развитие пунктуационных умений.

1

25.04

61

РР Сочинение «Минем туган авылым-Ает»

1

28.04

62

Контрольная работа №6 по теме «Предложение»

1

2.05

Текст-3

63

Тема. План..

1

5.05

64

Виды текста

1

12.05

65

Контрольная работа  №7по теме «Текст»

1

16.05

Повторение пройденного материала-4

66

Комплексное повторение по теме «Части речи»

1

19.05

67

Комплексное повторение по теме «Предложение»

1

23.05

68

Контрольный диктант «Менэ жэй жите»

1

26.05

69

Повторение . Работа над ошибками

1

30.05

Обязательный минимум диагностического инструментария

Сочинение

Изложение

Контрольные

диктанты

Контрольное списывание

Контрольная работа

2

2

5

2

7

Учебно- методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы

Обучение родному (татарскому) языку обеспечивается учебниками и пособиями

1.Ф,Т.Гафурова,Б.С. Салимгараева, Л.Ш. Гайнутдинова «Татар теле»,1 и 2 части,КИТАП,Уфа-2015

2.Ф,Т.Гафурова, Л.Ш. Гайнутдинова «Татар теленнэн контроль эшлэр дэфтэре»

3.Ф,Т.Гафурова, Л.Ш. Гайнутдинова «Дуртенче сыйныф «Татар теле»уку кулланмасына эш дэфтэре

4.Б.С. Салимгараева, Р.Г.Бадретдинова «Дуртенче сыйныф «Татар теле» дэреслегенэ методик кулланма»

Технические средства

  • Компьютер, медиапроектор, веб-камера

Работа с компьютерем (примеры работ)

  • редактирование (взаиморедактирование);
  • создание текста, его коллективное обсуждение;
  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.

Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru
  2. Газета «1 сентября». www.festival.1september.ru
  3. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. www.uroki.ru
  4. Презентации уроков «Начальная школа». http://nachalka.info.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному (татарскому) языку. 3 класс

3  нче сыйныф өчен туган телдән эш программасы түбәндәге  документларга нигезләнеп төзелде: МБГБУ “Р.Ш.Фәрдиев исемендәге татар гимназиясе”нең башлангыч гомуми белемнең төп белем...

рабочая программа по родному (татарскому языку) для 5-го класса

Курсның эчтәлегеЯлгызлык һәм уртаклык исемнәре.Тартым һәм килеш белән төрләнгән исемнәрнең берлек һәм күплек сандагы кушымчаларын аера белү.Тамыр, кушма парлы, тезмә исемнәрнең ясалышы, аларның сөйләм...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для 8 класса разработана в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной

Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной...

Рабочая программа по родному(татарскому) языку 7-9 классы

Рабочая программа по родному (татарскому) языку 7-9  классы...

Рабочие программы по родному(татарскому) языку и литературе

Рабочие программы по родному языку и литературе составлены на основе Образовательной программы  МАОУ «Аромашевская СОШ им.В.Д.Кармацкого», учебного плана МАОУ «Аромашевская СОШ ...

Рабочая программа по родному (татарскому)языку для татарских школ, 6 класс

Рабочая программа по родному (татарскому)языку для 6 класс татарских школ соответствует ФОП 2023 года....