Технологическая карта урока родной литературы в 6 классе
план-конспект урока
Технологическая карта урока родной литературы в 6 классе
Тема: «Алтайский народный героический эпос»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_rodnoy_literatury_6_klass.docx | 253.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока родной литературы в 6 классе
Тема: «Алтайский народный героический эпос»
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: привитие интереса к традициям народа, исследование истории и культуры через постижение эпоса.
Задачи:
Образовательные: дать начальное представление о понятии «эпос»; показать особенности алтайского героического эпоса, раскрыть понятие героического в литературоведении на материале народного эпоса, совершенствовать навыки анализа эпического произведения.
Развивающие: создать условия для самостоятельной деятельности учащихся, способствовать развитию навыков работы с текстом, познавательной учебной деятельности и творческих способностей учащихся.
Воспитательные: воспитывать стремление к знаниям, ценностное отношение к товариществу, к народному творчеству как культурному наследию страны.
Планируемые результаты
Предметные умения: знание особенностей алтайского героического эпоса.
Личностные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативной компетенции.
Метапредметные: развитие навыков анализа, синтеза, рефлексирования, работа над формированием речи.
Основные понятия: фольклор, эпос, герой, богатырь.
Оборудование: текст легенды, иллюстрации, печатный раздаточный материал.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||
Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания. - Здравствуйте, ребята! - Хлопните в ладоши те, кто пришел сегодня на урок с хорошим настроением. - Кивните те, кто хочет получить на уроке новые знания. - Поднимите правую руку те, кто запланировал сегодня получить отметку «5». -Молодцы! Начнем урок. Задает вопрос: - Пользуясь опорными словами, определите, о чем мы будем говорить на уроке. Сообщает тему урока. - Какие цели вы поставите? | Приветствие учителя, сообщение о готовности класса к уроку. Высказывают предположения, ставят цели. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (Р) Планирование учебного сотрудничества (К) |
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||
Задает вопросы: - Кто такой герой? Сколько значений этого слова вы знаете? - Что такое эпос? | Отвечают на вопросы: - Герой, человек, совершивший подвиг. - Герой произведения, персонаж, действующее лицо. - Род литературы. В эпических произведениях повествуется о событиях. | Подведение под понятие; Коррекция, умение структурировать знания. (Р) |
Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений. | ||
Задает вопросы: - Как вы думаете, что такое «героический эпос»? - Попробуйте составить портрет героя, пользуясь планом:
Задает вопрос: - Одинаковы ли представления о герое у разных народов? Подводит к выводу. Дополняет: понятие героического и героизм по-разному предстают в различных культурах. Задает вопрос: - Каково же представление о герое у алтайцев? | Отвечают на вопросы. Возможный ответ: произведения о подвигах. Примерный портрет героя: защищает не свои личные интересы, а общенародные, сражается с врагами, сильный, смелый, умелый воин. (По ходе беседы составляется кластер) Приложение 1. Отвечают на вопрос. Делают вывод: каждый народ создает свой образец национального героя. | Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) |
Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе плана действий для достижения целей. | ||
Организует учебный процесс на этапе. - Чтобы найти ответ на этот вопрос, давайте составим план действий. | Учащиеся обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей | Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
Цель: обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала | ||
(Приложение 2). Предварительное задание: отметьте фразы, являющиеся, по вашему мнению, важными для понимания текста. | Слушают сообщение учащегося: «Алтайский героический эпос – это жанр фольклора, составляющий главное духовное достояние алтайцев. Исполняется своеобразным горловым пением (кай) под аккомпанемент струнного музыкального инструмента (топшур). Поразительно, но живая традиция бытования эпоса до сих пор сохранилась на Алтае. Это значит, что традиция, возникшая в эпоху древности, существует и сегодня. На Алтае записано большое количество эпических произведений, многие из них опубликованы в серии «Алтай баатырлар» (Алтайские богатыри)» Читают текст. Делают пометки. Обсуждают ключевые фразы. | Развитие внимания учащихся, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
Цель этапа: снятие утомления | ||
Предлагает выполнить упражнения | Выполняют упражнения под руководством одного из учеников | Установка на здоровый образ жизни (Л) Контроль действий при выполнении упражнений (Р) |
Задания для групп
- От чьего лица ведется повествование? Что мы можем узнать о рассказчике? - Какие поступки богатыря вас поразили и почему?
- Какими качествами наделяет алтайский народ своих богатырей? - Какие средства изобразительности использует рассказчик при создании образа героя?
- С какими жанрами русского фольклора можно сравнить алтайский героический эпос? В чем сходство? Различие?
- Какие существенные признаки героического эпоса вы бы выделили? (особенности композиции, языка) 5 группа - Продолжите предложение: «Эпос как род литературы – это…, а героический эпос – это…». Насколько ваше определение близко к научному определению? | Выполняют задания. Представляют результаты своей деятельности. | Развитие внимания учащихся, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) |
Сравним наши выводы с научным определением героического эпоса. | Читают текст, сравнивают, осуществляют запись тезисов. | Развитие внимания учащихся, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) |
Цель этапа: развитие умения применять новые знания в типовых условиях | ||
Предлагает подумать над проблемным вопросом: «Только ли защитника Родины можно считать героем?» Подводит к выводу: сравните портрет героя, составленный нами в начале урока, с образом Сартакпая. Найдите слова в тексте легенды, подтверждающие ваши мысли. Запишите ответ в тетрадь. | Отвечают на проблемный вопрос. Делают выводы: в данной легенде богатырь не сражается с врагами. Сартакпай проявляет свои качества в труде, поэтому совершает не воинский подвиг, а трудовой. В тексте легенды много выражений со словом работа: «левой рукой я тоже работать умею», «из уважения к моей работе», «когда творишь великое дело» и др. Осуществляют запись в тетрадях. | Построение речевого высказывания в устной форме (П) Коррекция (Р) Умение приходить к общему решению (К) |
Цель этапа: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. | ||
Предлагает работу с тестом. (Приложение 4) | Работают с тестом. Осуществляют самопроверку по эталону. | Самоконтроль, выделение и осознание усвоенного (Р) Самоопределение (Л) |
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
Организует рефлексию. Предлагает обобщить полученные по теме урока знания. - Ребята, проанализируйте свою деятельность на уроке. Что легко удалось выполнить? Что не получилось, вызвало затруднения? - Попробуйте передать свои впечатления от урока, сочините синквейн со словом Алтай. | Осуществляют самоконтроль, оценивают свою работу. Обсуждают возникшие при выполнении заданий трудности. Сочиняют синквейн. Возможный вариант: Алтай Героический, уникальный. Удивляет, восхищает, привлекает. Любимый край. Родина. | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | ||
Комментирует домашнее задание. | Осуществляют запись в дневник: написать сочинение-миниатюру «Каким я представляю богатыря?» |
Приложение 1
Сражается с врагами
Защитник Смелый
Герой
Сильный Умелый воин
Приложение 2
Легенда о Сартакпае
На Алтае, в устье реки Ини, жил богатырь Сартакпай. Коса у него до земли. Брови точно густой кустарник. Мускулы узловаты, как нарост на березе,—хоть чашки из них режь.
Еще ни одна птица не пролетала мимо головы Сартакпая: он стрелял без промаха. Копытных зверей, бегущих вдали, всегда метко бил Сартакпай. В когтистых зверей он целился ловко.
Не пустовали его арчемаки*. В них всегда была жирная дичь. Сын, Адучи-Мерген, еще издали услыхав топот иноходца, выбегал навстречу отцу, чтобы расседлать коня. Сноха Оймок готовила старику восемнадцать блюд из дичи, десять напитков из молока.
Но не был счастлив, не был весел прославленный богатырь Сартакпай. Он день и ночь слышал плач зажатых камнями алтайских рек. Бросаясь с камня на камень, они рвались в клочья. Дробились в ручьи, натыкаясь на горы. Надоело Сартакпаю видеть слезы алтайских рек, надоело слушать их немолчный стон. И задумал он дать дорогу алтайским водам в Ледовитый океан. Сартакпай позвал своего сына:
— Ты, дитя, иди на юг, а я на восток пойду.
Адучи-сын пошел к горе Белухе, поднялся туда, где лежит вечный снег, стал искать пути для реки Катунь.
Сам богатырь Сартакпай отправился на восток, к жирному озеру Юлу-Коль. Указательным пальцем правой руки Сартакпай тронул берег Юлу-Коль — и следом за его пальцем потекла река Челушман. В эту реку с веселой песней устремились все попутные ручейки и речки, все звонкие ключи и подземные воды.
Но сквозь радостный звон Сартакпай услышал плач в горах Кош-Агача. Он вытянул левую руку и указательным пальцем левой руки провел по горам борозду для реки Башкаус. И когда засмеялись воды, убегая с Кош-Агача, засмеялся вместе с ними старик Сартакпай.
— Оказывается, левой рукой я тоже работать умею. Однако не годится такое дело левой рукой творить.
И Сартакпай повернул реку Башкауе к холмам Кок-Баша и тут влил ее в Челушман и повел все воды одной правой рукой вниз, к склонам Артыбаша. Тут Сартакпай остановился.
— Где же сын мой Адучи? Почему не идет мне навстречу? Слетай к нему, черный дятел, посмотри, как работает Адучи-Мерген.
Черный дятел полетел к горе Белухе, от Белухи река Катунь бежала на запад. Дятел устремился следом за рекой. Недалеко от Усть-Коксы догнал он силача Адучи.
Тот вел Катунь все дальше к западу.
— Что ты делаешь, Адучи-Мерген? — крикнул дятел. — Отец твой уж полдня ждет тебя в Артыбаше. Сын сейчас же повернул Катунь на северо-восток. Дятел поспешил к Сартакпаю.
— Прославленный богатырь, ваш сын ошибся: реку к западу начал вести, теперь повернул ее на восток. Через три дня он будет здесь.
— Славный дятел, — сказал Сартакпай, — ты мою просьбу уважил. За это я научу тебя, как всегда сытым быть. Ты не ищи червей в земле, не лазай за мошками по ветвям деревьев, а уцепившись когтями за ствол, стукни клювом по коре и крикни: «Киук-киук! Караты-хана сын свадьбу справляет, киук! Наденьте желтую шелковую шубу, черную бобровую шапку. Скорей, скорей! Караты-хана сын вас на свадьбу зовет!» И все черви, букашки, мошки тотчас выбегут из-под коры на свет.
Вот с тех пор и доныне дятел кормится так, как научил его старик Сартакпай.
Дожидаясь своего сына, Сартакпай три дня держал указательный палец в долине Артыбаша. За это время к нему под палец натекло Телецкое озеро. Отец повел из Телецкого озера реку Бию, а сын Адучи быстро бежал,-ведя за собой Катунь. Ни на шаг не отстал он от своего могучего отца. Вместе в один миг слились обе реки, Бия и Катунь, в широкую Обь. И эта река понесла воды Алтая в далекий Ледовитый океан.
Адучи-Мерген стоял гордый и счастливый.
— Сынок, — сказал Сартакпай, — ты быстро привел Катунь, но я хочу посмотреть, хорошо ли, удобно ли для людей ты вел ее.
И старик пошел от Оби вверх по Катуни. Адучи-Мерген шагал сзади, и колени его гнулись от страха. Вот отец перешагнул через реку Чемал и подошел к горе Согонду-Туу. Лицо его потемнело. Брови совсем закрыли глаза.
— Ой, стыд, позор, Адучи-Мерген, сынок! Зачем ты заставил Катунь сделать здесь поворот? Люди тебе за это спасибо не скажут. Плохо сделал, сынок!
— Отец, — отвечает Адучи, — я не мог расколоть Согонду-Туу. Даже борозду провести по ее хребтам не хватило сил.
Тут старик Сартакпай снял с плеча свой железный лук, натянул тетиву и пустил литую из меди трехгранную стрелу.
Согонду-Туу надвое раскололась. Один кусок упал пониже реки Чемала, на нем тут же вырос сосновый бор Бешпек. Другая половина Согонду-Туу до сих пор стоит над Катунью. И до сих пор хвалят люди старика Сартакпая за то, что провел он дорогу прямую, как след стрелы.
Дальше идут отец и сын вверх по Катуни. Видит Сартакпай: река рушит и рвет берега. Свирепо и быстро бегут ее воды.
— Как же будут люди ездить с одного берега на другой, сынок?
У самого устья Чобы богатырь Сартакпай сел на камень и крепко задумался.
— Здесь, сын мой, — сказал он, — как раз середина реки. Надо будет выстроить тут большой мост.
Ничего не ответил молодой Адучи-Мерген. Он очень устал и стоя качался из стороны в сторону, как высокая трава.
— Пойди отдохни, милый, — позволил Сартакпай, — только не смей спать, и жена твоя Оймок из уважения к моей работе пусть не смыкает век.
— Неужели, отец, вы всю ночь не уснете?
— Когда творишь великое дело, сон не посмеет прийти, — ответил Сартакпай.
Он стал собирать груды камней в подол своей шубы. Весь день без отдыха работал Сартакпай. И когда стемнело, он тоже не захотел отдохнуть.
Катунь бежала, как бешеная. Ветер гнул деревья. В небе дымились черные тучи. Они грозно плыли навстречу друг другу. И маленькая туча, налетев на большую, высекала яркую молнию. Сартакпай поднял руку, поймал молнию и вставил ее в расщепленный ствол пихты. При свете пойманной молнии Сартакпай стал строить мост. Он вонзал камень в камень, и камни покорно лепились один к другому. До того берега осталось проложить не больше пятнадцати кулашей. И тут мост рухнул.
Сартакпай рявкнул, как медведь, выбросил камни из подола шубы, и они, гремя, просыпались от устья Чобы до устья Эдигана.
От страшного грохота проснулся сын Адучи, открыла глаза сноха Оймок. Испугавшись гнева Сартакпая, они обернулись серыми гусями и улетели вверх по реке Чуе. Сартакпай бросил им вслед стопудовый камень. Этот камень упал на Курайской степи и до сих пор лежит там. Сын Адучи и сноха Оймок остались гусями навечно. Одинокий и печальный, сел Сартакпай на своего коня и вернулся к устью Ини. Его родной аил давно рассыпался. Сартакпай расседлал коня, бросил на большой камень стопудовый кедим и, чтобы он скорей высох, повернул камень к солнцу, а сам сел рядом и умер.
Тут заканчивается песня про Сартакпая-строителя, про Сартакпая—хозяина молний, про Сартакпая-богатыря.
* Арчемаки — переметные сумы.
Приложение 3
Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир и героев-богатырей.
Эпос рисует идеальную действительность и идеальных героев. В эпосе огромный исторический опыт народа обобщается в художественных образах необычайной силы, и это обобщение — один из самых существенных признаков эпоса. Эпосу всегда присуща некоторая величавость, монументальность, которая в лучших образцах народного искусства сочетается с простотой и естественностью. (Пропп В.Я.)
Художник В. Заборский
Художник В. Заборский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по литературе (9 класс)
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы метапредметные связи в контексте развития творческих и личностных спосбностей учащихся. "Слово о полку Игореве" изучается в контексте с...
Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов
Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс: 5Тип урока: урок «открытия» нового знания...
Технологическая карта урока по литературе 6 класс
Планируемые результаты обученияЛичностные УУД:Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ко...
Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».
Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....
Технологические карты по родной литературе 5 класс (ФГОС)
Технологические картыпо родной литературе5 класс (ФГОС)...
Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе».
Технологическая карта урока родной литературы в 9 классе «Рассказ В.Н. Крупина «Сбрось мешок». Тема красоты в рассказе»....
Технологическая карта урока по литературе. 10 класс. Н. А. Островский. Драма «Гроза» («Луч света в темном царстве»)
На уроке можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, группов...